|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Философия эпохи эллинизма1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ. Античная философия охватывает VII век до н.э. – VI век н.э. и включает в себя философию древней Греции и Рима. Основное содержание античной философии образует философия древних греков, тогда как древнеримская философия частично образует лишь третий этап античной философии. Этапы: · натурфилософский – VI век до н.э. – V век до н.э.; · классический – V век до н.э. – IV век до н.э.; · эллинистическо-римский – III век до н.э. – VI век н.э. Главное понятие античной философии – «космос» (мир), главный мировоззренческий принцип – космоцентризм: мир как целое находился в центре внимания философии и понимался как совершенная реальность, доступная познанию. Для древних греков природа (мир) – единственный абсолют, не сотворенный богами. Они искали «начало» всего сущего – архэ. В мифологии оно обозначало власть богов, в философии – определенные стихии как первоначала мироздания. Считалось, что природа «прячется» за воспринимаемыми нами единичными вещами, отсюда – необходимость поиска подлинной сущности. Человек не утрачивает связи с природой, но живет не только «по природе», но и на основе разумного установления – закона («номос»). Полисный характер жизни греков, демократический политический строй побуждал к рассуждению о гражданских добродетелях человека, обоснованию законов общества. Природа – человек – общество понимались как единый комплекс, поэтому имел место поиск наилучшего универсального мироустройства. Все эти проблемы решались с помощью разума, доверие к которому было очень высоким. Античная философия имела, по-преимуществу, рационалистический характер.
2. Натурфилософский этап. Философов этого этапа называют физиками, натурфилософами, физиологами: в центре их внимания находилась природа, мир как целое.
Что является первоначалом мира. Общая мысль – мифологические боги к созданию мира не причастны. Согласно Фалесу, первоначалом является вода как влага, по Анаксимандру – апейрон (неопределенная, беспредельная первоматерия), согласно Анаксимену, сущее возникло из сгущения и разрежения воздуха, по Гераклиту, первоначалом является огонь. Они полагали, что вещи возникают из первоначала и в него же обращаются, сколько бы вещей ни возникало, количество первоначала остается неизменным. Первоначало находится в движении, возникают противоположные состояния (холодное – горячее т.д.). Пифагор началом всего считал число: мир выразим в числовых соотношениях. Числа – это идеальные сущности, проявлением которых является мир. Существует математически выразимая гармония Вселенной – тетрактида (1+2+3+4=10), где 1 – точка, 2 – линия, 3 – плоскость, 4 – геометрическое тело. Демокрит полагал, что все возникло и состоит из атомов, которые находятся в движении, сталкиваются, возникают их устойчивые соединения – вещи. Свойства атомов – неделимость, неизменность, различие лишь по форме и величине. Анаксимандр и Демокрит утверждали, что мир не только вечен, но и бесконечен в пространстве. Исключая Демокрита, остальные считали, что мир – это живой, одушевленный, божественный организм. Такой взгляд есть антропоморфизм – объяснение мира путем наделения его характеристиками человека. Исключая Пифагора, остальные были стихийными материалистами: · понимание материи как конкретной природной стихии; · интуитивная догадка о материальности первоначала. Наличие в мире закономерности. Общая мысль – мир мифологическими богами не управляется, действует естественная закономерность, которая делает мир целостным, упорядоченным, гармоничным. Анаксимен полагал, что миром правит Нус (ум) – универсальный космический ум. По мнению Гераклита, в мире все совершается в соответствии с Логосом – космическим принципом порядка и гармонии. Согласно Демокриту, в мире господствует необходимость, благодаря которой ничего случайного не бывает, случайным мы называем то, причин чего не знаем. Атомы движутся с необходимостью, душа человека тоже состоит из них, значит, и человек подчинен необходимости, свободы воли нет. Проблема динамики и статики бытия. По Гераклиту, «все течет, все изменяется»: мир находится в непрерывном движении (всеобщем изменении). Источником универсальной динамики является единство и борьба противоположностей: они борются и превращаются друг в друга вплоть до полного совпадения. Этот процесс является непрерывным, поэтому любые явления и процессы взаимосвязаны и переходят друг в друга, вещи обладают только относительными свойствами, зачастую противоположными друг другу. Противоречивый характер существования вещей ведет к тому, что движущийся предмет существует и не существует: поскольку предмет есть, он остается собой, но он изменяется и перестает быть самим собой. Движение – это единство бытия и небытия. Парменид, наоборот, утверждал, что бытие является неподвижным и неизменным, всегда тождественным самому себе, в бытии нет никаких противоположностей и у самого бытия нет его противоположности – небытия. Обоснованием этой идеи служит принцип тождества мышления и бытия – «мыслить и быть – это одно и то же»: существует только то, о чем мы можем мыслить и, соответственно, то, о чем у нас не может быть представления, не существует. Поскольку мысленного образа небытия в нашем сознании нет, то его не существует. Зенон пытался доказать, что бытие неподвижно. Для этого он разработал апории – логически трудноразрешимые задачи. Наиболее известные из них – это «Дихотомия», «Ахиллес и черепаха», «Летящая стрела», «Стадий». Зенон мыслил на основе метода от противного: мы можем предположить, что движение существует, однако разум и логика нам доказывают, что это невозможно. Гераклит является основателем диалектики как учения о наиболее общих законах развитии, его оппонент Парменид был первым, ярко выраженным сторонником метафизики как противоположности диалектики. Проблема делимости и неделимости бытия.
Парменид создал континуалистскую картину мира: бытие целостно, неделимо, непрерывно, не имеет частей, пустот, промежутков. То, что мы считаем пустотой, на самом деле заполнено. Бытие является сплошным и представляет собой «одно-и-все» или «едино-целое», некую монолитную шаровидную глыбу. Органы чувств показывают нам, что существует множество вещей, но разум доказывает, что это иллюзия и существует только бытие как идея существования вообще: у всех вещей есть нечто общее – то, что они существуют. Демокрит разработал дискретную картину мира: бытие делимо на огромное число атомов, которые должны двигаться в какой-то среде. Этой средой является пустота как небытие. Бытие не является неделимым монолитом. Проблема познания человеком мира. Две познавательные способности человека – органы чувств и разум противоположны друг другу: органы чувств дают только мнение о мире (докса) и только разум – истинное знание. Согласно Пармениду, органы чувств свидетельствуют, что существует множественность вещей и движение, но разум доказывает обратное. По Демокриту, только разум дает знание о существовании атомов, пустоты, необходимости в природе. Несмотря на то, что органам чувств доверять нельзя, Демокрит пытался объяснить источник возникновения у человека ощущений. Для этого он разработал теорию эманации или истечения: от любой вещи отрываются мельчайшие эйдолы (атомные флюиды), они воздействуют на атомы органов чувств и у нас появляются ощущения предмета, а затем и мысли о нем.
3. Классический этап античной философии. В это время философия развивалась, прежде всего, в Афинах. К этому этапу принадлежали софисты, Сократ, Платон и Аристотель. В рамках классического этапа ключевой стала проблема бытия всеобщего и единичного. Софисты. Они являлись учителями красноречия и занимались риторикой, внесли большой вклад в становление языкознания, логики и правил аргументации. Софисты разработали диалектику как искусство ведения спора. Софисты были противниками предшествующей натурфилософии. Главная мысль – «быть – значит являться»: за видимыми единичными вещами нет скрытой сущности, поэтому софисты отвергли поиски первоначала мира. Протагор являлся крупнейшим представителем софистики. Он утверждал, что «человек есть мера всех вещей…»: человек является индивидуальным субъектом восприятия, вследствие чего о любом предмете можно высказать два противоположных суждения и при этом каждое из них будет истинным. У любого человека есть мнение и это мнение истинно. Истина – это всегда чье-то мнение. Критерием истины является польза, выгода, интерес конкретного человека. Поскольку все вещи, явления и процессы являются относительными, софисты были сторонниками принципа релятивизма в двух смыслах: · гносеологический релятивизм – все наши знания о мире и вещах являются только относительными, абсолютных истин нет и быть не может; · этический релятивизм – моральные нормы и ценности тоже относительны, нет абсолютных ценностей, универсальных по своей значимости для всех. По проблеме бытия всеобщего и единичного софисты придерживались позиции, что всеобщего не существует и реально только единичное – вещи, наши мнения о них, индивидуальные для каждого человека нормы поведения. Сократ. Вслед за софистами он тоже отверг натурфилософию и утверждал, что предметом философии является не природа, а человек. Всех натурфилософов именуют также досократиками, но не потому, что они жили до Сократа, а потому, что считали предметом философии природу, Сократ – человека. В тоже время Сократ был противником софистов и в противовес им был убежден, что существуют абсолютные истины и ценности, универсальные по значимости для всех людей: «Мнений может быть много, но истинаодна»: от единичных мнений нужно восходить к всеобщему, которое существует в форме абсолютных духовных ценностей (мудрость, мужество, справедливость и др.). По Сократу, любой человек может вести себя добродетельно, ибо в душе каждого из нас изначально заложены нравственные принципы: «Познай самого себя и стань им». Себя Сократ мудрецом не считал: «Я знаю, что ничего не знаю, но другие не знают и этого»; свою задачу он видел в том, чтобы помочь людям осознать абсолютные истины и ценности и жить в соответствии с ними. Для этого Сократ разработал стратегию поиска истины, состоящую из двух частей: · эленктика – разрушение устоявшихся у человека в силу традиции или привычки представлений. Первый прием эленктики – ирония (сомнение в общепринятых мнениях), второй – отрицательная диалектика: с помощью искусных вопросов Сократ заставлял собеседника усомниться в своих знаниях; · майевтика – собственно поиск человеком истины. Первый прием майевтики – индукция как наведение на мысль, второй – положительная диалектика: с помощью наводящих вопросов Сократ подталкивал собеседника к самостоятельным выводам. В результате беседы собеседник должен был сформулировать понятие добродетели, которая составляет предмет диалога. Сократ придерживался принципа этического рационализма: главной добродетелью человека является знание, полученное с помощью разума, и если человек знает, что такое добро, он не совершит дурных поступков. Источником зла является невежество, незнание; знание же добродетели, реализованное человеком в своей жизни, является единственным средством обретения им счастья. Платон. Он был самым великим учеником Сократа. Если натурфилософы интересовались природой, софисты и Сократ – проблемой человека, то Платон создал всеобъемлющее учение, в состав которого входит учение о бытии, познании, человеке, моральных добродетелях, красоте и идеальном государстве. Бытие. Оно организовано двумя противоположными друг другу мирами.
Варианты соотношения идей и вещей: · подражание – вещи сходны с «идеями» и возникли в подражание им; · присутствие – «идеи» присутствуют в вещах; · причастность – вещи причастны «идеям» как идеальным образцам. Вещи возникают из материи, которая является бесформенной и неопределенной, небытием, и чем-то конкретным она становится при соприкосновении с «идеей». По мнению Платона, «мир идей» устроен как пирамида, в основании которой лежат идеи простых вещей, ближе к вершине находятся нравственные идеи, а на самой вершине возвышается «идея» Единого как высшего блага. Платон был сторонником объективного идеализма. Он приписал «идеям» самостоятельное существование в качестве особых сущностей: если вещь исчезнет, то «идея» продолжит существовать, поскольку она вечна. Это означает, что «идея» как всеобщее может существовать совершенно независимо от вещи как единичного; «идея» как сущность вещи предшествует во времени вещи как единичному явлению. Разрыв между этими двумя мирами таков, что «идеи» существуют сами по себе, самобытно. Если по Сократу, всеобщее существует в форме понятий в мышлении человека, то Платон понятиям, всеобщему, приписал бытие в форме идеального мира за пределами сознания человека. Человек. По мнению Платона, человек принадлежит к обоим мирам одновременно: материальное смертное тело относится к «миру вещей», нематериальная бессмертная душа – к «миру идей». Земное бытие человека представляет собой плен души в темнице тела, а смерть является освобождением души из этого плена. Разумная часть души способна к познанию истины. Познание. С помощью органов чувств человек познает «мир вещей» и приходит к мнению, с помощью разума познается «мир идей» и достигается истина. Платон разработал теорию анамнезиса (припоминания): после смерти тела душа перемещается в «мир идей» и познает его, затем воплощается в новом теле (метемпсихоз – переселение души). При вселении в тело душа забывает все, что она познала в «мире идей», поэтому необходимо вспомнить забытые знания. Платон был убежден, что в душе каждого человека изначально заложены все знания. В процессе припоминания разум движется от основания пирамиды «идей» к ее вершине: конечной целью познания является «идея» Единого. Аристотель. Он был самым великим учеником Платона и подобно учителю, разработал целостное учение, в котором осмыслил множество проблем – от бытия до государства. Аристотель занимает в философии особое место: · полностью освободил философию от влияния мифологии и ее сюжетов; · создал логику как учение о формах и законах мышления; · ввел и обосновал многие философские понятия. Аристотель говорил: «Платон мне, друг, но истина дороже» (отверг учение Платона о «мире идей»). Возражения Аристотеля против этого учения: · « идеи» бесполезны для объяснения сущности вещей; · « идеи» бесполезны и для чувственного существования мира; · «идея» как всеобщее и сущность не может находиться за пределами вещи как единичного явления; · учение об «идеях» не объясняет движение и становление в чувственном мире, возникновение и гибель вещей. Аристотель пришел к выводу, что всеобщее необходимо искать в единичном, сущность – в явлении,они не могут существовать отдельно друг от друга. Аристотель предложил понятие «субстанция» – самобытное бытие, существующее в себе самом, но не в чем-либо ином. Субстанцией может быть только единичное бытие. Существует четыре причины бытия единичной вещи: · форма – благодаря чему возникает вещь; · материя – из чего возникает вещь; · движение – как возникает вещь; · цель – для чего возникает вещь. Форма в плане бытия – это первая сущность вещи (не только внешний вид вещи, но и ее структура); в плане познания – понятие о предмете. Форма является вечным, активным началом и представляет собой всеобщее. Однако всеобщее само по себе существовать не может, реально только единичное. Форма субстанцией быть не может: чтобы «форма» как всеобщее стала «формой» единичного предмета, необходимо, чтобы к форме присоединилось еще нечто. Любой предмет – это единство формы и материи. Свойства материи: · бесформенность – материя – это «лишенность» формы; · возможность бытия, но не действительность; · пассивность. Движение представляет собой переход от возможности к действительности. Движение всегда имеет определенную цель. Целевое содержание движения Аристотель обозначил понятием энтелехии. При этом цель существует еще до того, как предмет возникает, но это лишь возможная цель, когда же предмет появляется, возможная цель превращается в действительную цель. Аристотель полагал, что вечное существование мира и вечное существование движения в мире означает существование вечной причины мира и вечного двигателя мира. Это – Перводвигатель или Бог. Его характеристики: · неподвижность, но является источником движения; · бестелесность – это высшая форма, лишенная материи; · абсолютность – это теоретический, созерцающий себя самого чистый ум; · целевая причина всего существующего –?. Таким образом, по Аристотелю,бытие представляет собой иерархию, высшим уровнем которой является Перводвигатель, низшим – материя. Они вечны, Перводвигатель материю не сотворил. Между ними располагаются по восходящей неживая природа, живая природа, человек и общество.
4. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ЭЛЛИНИЗМА. В эту эпоху не было создано принципиально новых философских систем: эпикуреизм опирался на учение Демокрита, скептицизм – взгляды софистов, стоицизм – учение Гераклита о природе и Логосе, неоплатонизм – Платона. В древней Греции происходит упадок полисной демократии. Вопрос о воспитании гражданских добродетелей, служения полису теряет актуальность. В центре философии этой эпохи оказались проблемы этики. Идея активности человека в мире сменилась проблемой его успокоения, достижения не общего блага, а личного счастья. Выдвигается идеал мудреца – человека, сумевшего если и не стать счастливым, то хотя бы нашедшего правильный способ отношения к миру. Эпикуреизм. Основатель – Эпикур. Его последователь – древнеримский философ Тит Лукреций Кар (главный труд – поэма «О природе вещей»). В отличие от Демокрита, Эпикур считал, что атомы могут самопроизвольно отклоняться под действием внутреннего импульса и сталкиваться случайно. Поскольку и душа человека состоит из атомов, этот принцип действует и по отношению к ней, значит, поступки человека не являются предопределенными. Эпикур защищал свободу человека: «Нет необходимости жить с необходимостью». Этой же цели служат атеистические идеи Эпикура: религия не дает человеку свободы, только здравое размышление может освободить его от предрассудков. Аристотель понимал знание как самостоятельную ценность, Эпикур – чисто практически: обеспечить безмятежность духа, свободу человека от страха перед богами, явлениями природы, смертью. Единственным благом он объявил наслаждение, удовольствие как отсутствие страданий, умение довольствоваться тем, что имеешь. Средство избежания тревог и страданий – самоустранение от активной жизни, государственных дел, достижение независимости от внешних обстоятельств: нужно «прожить незаметно», человек должен стремиться к атараксии – полной невозмутимости духа, избавления от страха, и спокойно умереть. Скептицизм. Основатель этого учения – Пиррон. Скептики отрицали возможность получения достоверного знания, единственным критерием истины считалось мнение. Пиррон методом философии считал «эпохэ» – «воздержание от суждений». Для достижения счастья и душевного покоя человеку необходимо ответить на следующие три вопроса: · каковы вещи по природе? – наши представления оне являются ни истинными, ни ложными, человек о них ничего не знает и должен с этим смириться; · как мы должны к ним относиться? – необходимо освободиться от всех субъективных представлений, ничего не утверждать и не отрицать (эпохэ); · что для нас из этого следует? – три состояния: афасия – о вещах нечего сказать, атараксия – безмятежность духа, апатия – отсутствие волнения. Сомнение – это средство обретения душевного покоя. Необходимо избавиться от «бредового наваждения» вопрошать о природе бытия, отказаться от убежденности в доступности человеку истины. Подлинными ценностями, к которым нужно стремиться, является автономия личности, полный отказ от желаний – источника всех зол, подавление эмоций, особенно, боли и страха, преодоление инстинкта самосохранения, ибо смерть не более страшна, чем жизнь. Стоицизм. Основатель – Зенон из Китиона. В стоицизме выделяют три этапа его развития – древний (Клеанф и Хрисипп), средний (Панетий и Посидоний) и поздний или римский стоицизм (Сенека, Эпиктет и Марк Аврелий). Они полагали, что цель жизни человека – счастье как жизнь согласно Логосу – закономерности, естественному ходу вещей: только такая жизнь добродетельна. В понятие добродетели (блага) включались благоразумие, умеренность, мудрость, знание добра и зла, злом объявлялся порок в его разных проявлениях; остальное считалось безразличным, содействующим и добродетели, и пороку. Идеалом стоики считали мудреца, достигшего состояний апатии – невозмутимости и бесстрастия духа, и автаркии – полной независимости от внешних обстоятельств. Мудрец поступает в соответствии с Логосом и добровольно следует судьбе, зачастую покорно принимая ее удары: разумного и покорного человека судьба ведет по жизни, неразумного и непокорного – тащит. Поступки мудреца есть «прямодеяние» – внутренняя невозможность поступить иначе, исходя из добродетельного склада души. Важно не достижение внешней цели, часто неподвластной человеку, а этический характер действия, отношение человека к человеку. Если обстоятельства вынуждают идти против нравственных принципов, оправданно самоубийство. Если мы не в силах изменить обстоятельства, мы можем изменить свое отношение к ним. Неоплатонизм. Основателем этого учения был Плотин. Первоначалом сущего является Единое – безличное абсолютное благо, вершина иерархии бытия. Возникновение сущего произошло путем эманации – «истечения»: Единое истекает во множество, пронизывая его, как луч света пронизывает темноту. Ступени эманации – это последовательность ум – душа – космос. Нус – это бытие-ум с идеями в нем, мировая душа – ипостась Единого, порожденная нусом, космос – проявление Единого, «отпавшее» от мировой души. Ум и душа – это осуществление Единого в вечности, космос – во времени. Противоположность Единого – материя или небытие, принцип зла, низший уровень бытия. Причиной перехода Единого во множество была «дерзость»: ум дерзнул отпасть от Единого, душа – от ума, а наиболее дерзкая часть души прозябает вплоть до растений. Материя провоцирует высшее к переходу в низшее и является «зеркалом», отражаясь в котором, высшее порождает низшее как свое подобие. Любая низшая ступень вечно рождается от высшей ступени, причем высшая остается вечно неизменной и не терпит ущерба. Зло в мире вечно и неизбежно, но это не значит, что божество не заботится о мире, что он неразумен. Сфера истинного бытия всегда открыта для души человека: экстаз – это состояние, когда душа, отбросив все чувственное и интеллектуальное, в восторге непосредственно созерцает Единое. Душе нужно вернуться к себе самой и познать свою истинную природу: ее рождение в теле «здесь» означает «дробление» единой души «там», где все они нераздельны. Возвращение достигается путем катарсиса – очищения, и уподобления ее божеству. Пусть душа презрев «здешнее», вернется к истинному «отцу» и полюбит его чистой любовью. Для неоплатонизма было характерно колебание между принципом космоцентризма и теоцентризма, обоснованным в философии Средних веков. Неоплатонизм можно считать переходным учением от Античности к Средневековью.
ТЕМА 3. Философия ЭПОХИ СреДНИХ ВЕКОВ Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.016 сек.) |