|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИРодоначальниками философии этой эпохи считаются Ф.Бэкон и Р.Декарт: · необходимость познания законов природы; · критика схоластики как препятствия в познании природы; · главное орудие познания природы – наука; · наука должна быть оснащена правильным методом познания; · полученное знание должно быть практически полезным. Однако эти мыслители разошлись во мнениях по вопросу метода научного познания природы: это было началом дилеммы эмпиризма и рационализма. Ф.Бэкон. Выдвинул задачу построения «естественной философии», предметом которой является природа. «Знание – сила»: человек должен стать господином природы на основе познания ее законов, наука должна быть полезна человеку и обществу. Чтобы решить эту задачу, наука должна быть вооружена адекватным методом познания. Кроме того, правильному познанию природы препятствуют «идолы» они же «призраки» – заблуждения человеческого ума: · идол рода присущ всем людям: ум к природе вещей примешивает свою суть – приписывает природе цели, делает обобщения, не основанные на фактах; · идол пещеры – индивидуальные особенности человека, обусловленные его психикой, воспитанием, человек воспринимает мир слишком субъективно; · идол площади или рынка – люди неправильно пользуются словами, часто не понимая их смысла, особенности речи, языка порождают ошибки; · идол театра – слепая, догматическая вера в интеллектуальные авторитеты, традиционные философские учения. Познание начинается с показаний органов чувств, однако они часто вводят в заблуждение из-за действия идолов рода и пещеры, нужно проверить эти показания в эксперименте. Полученные факты важно правильно объяснить, что является задачей разума, который тоже часто ошибается, делая выводы, оторванные от действительности из-за действия идолов площади и театра. Выход – опираться на метод индукции – движение мысли от частного к общему, от фактов к теоретическим обобщениям (экспериментально-индуктивный метод). Р.Декарт. Создал рационалистический дедуктивно-аналитический метод. Знание должно быть очевидным и достоверным для разума. Необходимо рациональное сомнение – проверка всех наших знаний на предмет их истинности. Однако абсолютное сомнение невозможно, поскольку нужна идея-основа новой философии и науки. Необходимо найти абсолютно очевидную и достоверную идею, в которой невозможно усомниться. «Я мыслю, следовательно, существую» – такова идея, из которой можно вывести любые истины. По Р.Декарту, разум формирует знание и проверяет его истинность, опыт является вспомогательным средством. В разуме изначально находятся доопытные «врожденные идеи» (Бога, субстанции, чисел и фигур, принципы математики и логики). Познание исходит из них: они настолько очевидны и достоверны для разума, что он с помощью интеллектуальной интуиции устанавливает их истинность. Затем с помощью метода дедукции из врожденных идей строится знание. Дедукция – движение мысли от общего к частному: из врожденной идеи чисел строится алгебра, из врожденной идеи фигур – геометрия, в итоге – математика, которая является наукой чисто рациональной и из опыта не выводимой. Таким образом, согласно Р.Декарту, формируется познавательная цепочка: врожденные идеи разума ® интеллектуальная интуиция ® дедукция ® знание. В соответствии с этим он выдвинул правила рационалистического метода: · начинать с простого и очевидного; · критерий истины – интуиция, усматривающая врожденные начала; · с помощью дедукции получать сложные высказывания; · сохранять непрерывность цепочки умозаключений. Т.Гоббс. Он разработал учение о роли языка в познании и обществе. По его мнению, слова языка подразделяются на метки и знаки. Словами-метками люди обозначают вещи, явления и процессы, но благодаря тому, что эти слова превращаются в слова-знаки, происходит передача мыслей и знаний между людьми. Это является предпосылкой науки: слова складываются в суждения, а предложения в умозаключения. Без языка была бы невозможна и социальная жизнь. По мнению Т.Гоббса, познание делится на обыденное и научное. В обыденном решающую роль играют показания органов чувств, в научном – разум. Ключевыми науками он считал механику и математику. Наш разум действует математически: мышление – это процесс сложения и вычитания ощущений. В естественных науках наилучшим является опытно-индуктивный метод, в математике – метод дедуктивно-рационалистический, которые равноправны. Тем самым, для воззрений Т.Гоббса характерен методологический дуализм. Если Р.Декарт полагал, что математика опирается на интуиции ума, то Т.Гоббс утверждал, что математика опирается на дефиниции – точные определения слов, фиксирующих их должное значение. Истина – это свойство суждений о вещах (позиция номинализма по вопросу об общих понятиях). Д.Локк. Оо отрицал учение Р.Декарта о врожденных идеях разума. Наш разум – это «tabula rasa» – «белая бумага без всяких знаков и идей», на которую опыт наносит письмена. Отсюда – главный принцип сенсуализма, обоснованный Д.Локком: «Нет ничего в разуме, чего бы раньше не было в ощущении». Опыт делится на внешний и внутренний. Внешний опыт является первичным и заключается в показаниях органов чувств. В его результате возникают простые идеи о вещах, которые делятся на две группы: · идеи первичных качеств вещей – эти качества объективны и присущи самим вещам (масса, объем, плотность); · идеи вторичных качеств вещей – эти качества субъективны и являются итогом воздействия первичных качеств на органы чувств (цвет, вкус, запах). Внутренний опыт – рефлексия (размышление) – заключается в деятельности разума, который опирается на показания органов чувств. Разум из простых идей внешнего опыта строит сложные идеи путемсоединения, сопоставления и абстрагирования. В тоже время Д.Локк в духе рационализма считал, что у разума есть спонтанная сила, независимая от чувственности, – интуиция – способность разума к непосредственному усмотрению некоторых истин, связи идей. Б.Спиноза – Г.Лейбниц. Развивали учение рационализма Р.Декарта: · принижали роль чувственного познания, считали опыт вспомогательным средством поиска истины. По Б.Спинозе, органы чувств создают идеи, всегда смутные, беспорядочные, фрагментарные, благодаря восприятию понаслышке ведут к мнению; отверг индуктивный метод Ф.Бэкона. Г.Лейбниц к тезису сенсуализма «нет ничего в разуме, чего бы раньше не было в ощущении» сделал дополнение «кроме самого разума»:разум, в отличие от чувственного познания, способенпостигатьне только частное и случайное, но и всеобщее и необходимое. · только разум способен получить истинное знание, опираясь на заложенные в нем доопытные логические принципы. По Б.Спинозе, ими являются «общие понятия», которыми оперирует разум;мышление и бытие тождественны: «Порядок и связь идей в разуме соответствует порядку и связи вещей в природе». ПоГ.Лейбницу, разум содержит «малые перцепции» (задатки мышления); критиковал Д.Локка, отрицавшего наличие в разуме доопытного. Б.Спиноза и Г.Лейбниц считали, что доопытными являются принципы логики и математики. · решающую роль в познании играют интеллектуальная интуиция и дедукция. По Б.Спинозе, разум интуитивно усматривает истинность «общих понятий» и с помощью дедукции выводит из них знание, которое является логически связным и системным. Интеллектуальная интуиция раскрывает сущность вещей, целостность мира, что выражается в точных определениях. ПоГ.Лейбницу, «истины разума» извлекаются интуитивно-дедуктивным путем из «малых перцепций», должны соответствовать принципу логической непротиворечивости. Правда, он стремился к компромиссу между сенсуализмом и рационализмом: · основу естественных наук образуют «истины факта» (должны соответствовать принципу достаточного основания), опыт, в них допустима индукция; · доопытные «малые перцепции» раскрываются под воздействием чувственного познания, которое направляет разум к поиску определенных истин. В XVIII веке сенсуализм Д.Локка получил разное толкование. С одной стороны, французские материалисты поддерживали его идеи: познание начинается с ощущений, возникающих при воздействии внешнего мира на органы чувств, мышление – способность мозга сопоставлять и суммировать ощущения. По К.-А.Гельвецию, знание сводится к показаниям органов чувств, недоступное для них недоступно и уму (Д.Локк так не считал). П.Гольбах критиковал учение Р.Декарта о врожденных идеях, Д.Дидро – субъективный идеализм Д.Беркли. Французские материалисты были гносеологическими оптимистами, познание понимали как бесконечный процесс, истину – как соответствие идей вещам. С другой стороны, сенсуализм Д.Локка в учениях Д.Беркли и Д.Юма получил субъективно-идеалистическую интерпретацию. Д.Локк защищал идеи: · мир существует объективно, независимо от нашего сознания; · основу бытия мира составляет материя как всеобщая субстанция; · мир является принципиально познаваемым для человека. Д.Беркли и Д.Юм выступили в своих учениях с других позиций. Д.Беркли. Поставил цель – опровергнуть материализм, доказав, что понятие материи лишено оснований. Для этого он пересмотрел три идеи Д.Локка.
В итоге Д.Беркли пришел к выводу, что поскольку у нас нет восприятия материи как таковой, как нечто общего, следовательно, ее не существует. Его учение характеризуется как солипсизм – крайняя форма субъективного идеализма, в которой несомненной реальностью признается только мыслящий субъект, а все остальное объявляется существующим лишь в сознании индивида. Д.Юм. В отличие от Д.Беркли, он считал что мир и его объекты, возможно, и существует объективно, но он не познаваем для нас (идея агностицизма). Человек всегда воспринимает мир не напрямую, а при посредстве ощущений: мир ® ощущения ® человек. Первичными он считал впечатления внешнего опыта (ощущения), вторичными – чувственные образы памяти. Эти ощущения могут быть недостоверны, однако мы не можем выйти за их пределы, знание ограничивается чувственными впечатлениями, видимым, кажущимся: «Природа держит человека на почтительном расстоянии от своих тайн…». Агностицизм Д.Юма проявился в учении о причинности. Мы не можем знать причинно-следственных связей, так как, то, что считают следствием, не содержится в том, что считают причиной, логически из нее не выводится и не похоже на нее. Если явление Б следует во времени за явлением А, это не значит, что А – причина Б, «после» – не значит «поэтому». Люди верят в знания причин и следствий по привычке восприятия, в силу психологической веры, ожидания, обусловленного регулярным повторением последовательности событий. 3. ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ. В Новое время по вопросу о Боге наибольшее распространение получили доктрины деизма (сторонники – Р.Декарт, Г.Лейбниц, Ф.Вольтер, Ш.Монтескье) и атеизма (сторонники – Д.Дидро, П.Гольбах, К.-А.Гельвеций, Ж.Ламетри, отвергавшие идею креационизмасредневековой философии). Благодаря успехам науки и, в первую очередь механики, формируется концепция механистического материализма. Создателем первой законченной его системы был Т.Гоббс. Природа рассматривалась им как совокупность протяжённых тел, различающихся между собой величиной, фигурой, положением и движением. Движение мыслилось как перемещение тела в пространстве по законам механики; к механическому движению сводилась любая форма движения: любое живое тело – «машина», функционирующая по законам механики (растение, животное, человек). И даже государство – это «механическое чудовище». Идеи Т.Гоббса развил французский материалист XVIII века П.Гольбах. Он утверждал, что материя – это вещественная всеобщаясубстанция, причина самой себя; вечна и бесконечна, состоит из неделимых и неизменных атомов. Движение – необходимое условие бытия материи, источник движения коренится в ней самой; движение – механическое перемещение тел в пространстве. Природа пронизана причинно-следственными связями, подчинена необходимости, нет случайного. Главный закон развития природы – непрерывность («природа не делает скачков»): происходит воспроизведение прежних качеств (круговое движение). Живая и неживая природа развиваются по единым законам – механики. В философии Нового времени получила разработку проблема субстанции: · Р.Декарт: дуализм. Существуют две противоположные и независящие друг от друга субстанции – телесная (материальная) и мыслящая (духовная). Они обладают противоположными свойствами: материальная протяженна и делима, духовная непротяженна и неделима. Материальная отождествлялась с природой, подчиненной законам механики, духовная – это мыслящая душа. В человеке эти субстанции присутствуют одновременно. Соотношение души и тела, по Р.Декарту – психофизиологическое взаимодействие: от состояний тела зависят состояния души, душа, в свою очередь, волевым усилием управляет телом. Взаимодействие души и тела осуществляется в «шишковидной железе» головного мозга. · Б.Спиноза: материалистический монизм. Существует одна субстанция – Бог-природа (пантеизм), она вечна, причина самой себя, неподвижна и неизменна, действует самостоятельно. Способ действия субстанции называется атрибутом. У субстанции атрибутов множество, но нам известны два – протяжение и мышление. В отличие от Р.Декарта, для Б.Спинозы это атрибуты не двух субстанций, а одной. Мышление свойственно всей природе: «И камень мыслит». Мышление человека – особый случай мышления природы. Субстанция порождает единичные вещи, явления, именуемые модусами. Субстанция действует с необходимостью, ничего случайного нет. Все модусы подчинены необходимости. Человек – особый модус, способный к рациональному познанию природы, но и он подчинен необходимости: «Свобода – это осознанная необходимость». · Г.Лейбниц: идеалистический плюрализм. Утверждал, что субстанций множество: в основе всего лежат простые элементарные начала – монады.
Другие свойства монад: вечность, непроницаемость, неделимость, способность к восприятию и деятельности. Монады созданы Богом как верховной монадой, но Бог не управляет их деятельностью. Монады независимы друг от друга, но действуют согласованно: каждая монада – «зеркало Вселенной», воспринимает действия остальных. Существует «предустановленная Богом гармония» монад: «Наш мир – наилучший из всех возможных миров». Человеческой монадой является разумная душа. Соотношение ее с телом – психофизиологический параллелизм: тело и душа друг на друга не воздействуют, образуют гармонию.
4. КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ. В эту эпоху ключевой являлась теория общественного договора, объясняющая возникновение государства (Т.Гоббс, Д.Локк, Ж.-Ж.Руссо). В эту эпоху зарождается доктрина либерализма, основателем которой был Д.Локк. Французские Просветители вырабатывают теорию общественного прогресса.
Д.Локк в рамках доктрины либерализма обосновал следующие идеи: · гражданское общество – это совокупность свободных и равноправных частных лиц, обладающих неотъемлемыми, естественными правами; · государство обязано защищать права людей, и само подчиняться закону: «Где нет законов, там нет свободы»; если государство нарушает естественные права, то народ имеет право свергать безответственное правительство; · правовое государство предполагает верховенство закона, равенство всех перед ним, неукоснительное исполнение его требований; · теория разделения властей на три ветви – законодательную, исполнительную (включая судебную) и федеративную (внешние связи государства). Французские Просветители понимали общество как совокупность социальных «атомов» – людей.ПоК.-А.Гельвецию, человек является продуктом социальной среды. Плохо устроенное феодальное общество порождает людей порочных, их нравы не соответствуют природе человека, «естественные права» которого на жизнь, свободу, собственность нарушать нельзя. В природе человека заложено стремление к свободе, он способен исправить плохие общественные отношения, приведя их в соответствие со своей «естественной» природой. Движущей силой развития общества является прогресс разума и просвещение. Феодальное общество – это «разрыв» в восходящем шествии Разума, отклонение от магистрального пути. Конечной целью истории является «царство Разума» – гармоничное общество, основанное на началах справедливости. Если люди будут неограниченно пользоваться своими правами, наступит хаос, личный интерес нужно подчинить общему благу (концепция «разумного эгоизма» К.-А.Гельвеция). Заключается общественный договор. Если государство не учитывает жизненные интересы народа, он имеет право на революцию; государство должно обеспечивать равенство и свободу (Ж.-Ж.Руссо). Как и Д.Локк, Ш.-Л.Монтескье обосновал теорию разделения властей, но придал ей современный вид – законодательная, исполнительная, судебная власть. Вслед за Д.Локком, он поддерживал принцип верховенства закона, свободы в его рамках, защищал идею «разрешено все, что не запрещено законом». Религию Просветители, с одной стороны, понимали как зло: Бог – это «призрак», мешающий людям жить, ослабляющий их силы и веру в себя. С другой стороны, религия необходима. Ф.Вольтер выдвинулконцепцию «естественной религии»: религия нужна для контроля над народом, сохранения порядка в обществе и поддержания нравственности. Ж.-Ж.Руссо обосновал концепцию «гражданской религии»: религия призвана усилить авторитет моральных и правовых норм в обществе, атеисты являются «плохими гражданами».
Тема 5. НемецКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. Марксизм Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.009 сек.) |