АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

СТАНОВЛЕНИЕ НЕКЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Читайте также:
  1. II. Принципы средневековой философии.
  2. III. Предмет, метод и функции философии.
  3. III.2.1. Первый (ионийский) этап в древнегреческой натурфилософии. Учение о первоначалах мира. Миропонимание пифагореизма
  4. Анализ случаев нарушения безопасности движения с установлением виновных и конкретных нарушений правил и порядка работы
  5. Билет 12. Предмет социальной философии. Уровни анализа общественных отношений
  6. Билет 25. Объединение русских земель вокруг Москвы и становление Московского государства. Иван III. Культура Руси в XIII-XV вв.
  7. Билет 39. Причины падения самодержавия. Февральские события 1917 г. Установление двоевластия.
  8. Билет № 26 Основные особенности русской философии.
  9. Билет № 3 Структура философского знания. Основные проблемы философии.
  10. Билет № 35 Проблема познания в философии. Основные направления в теории познания.
  11. Билет № 38 Проблема сознания в философии. Структура сознания. Сознание и бессознательное.
  12. Бытие как наиболее общая категория философии.Материальное и духовное бытие.

Она зарождается в первой трети XIX векаи состоит в выходе за рамки традиционного понимания философии и классических способов философствования.

Формирование неклассической философии совпало с расцветом философской классики, воплощенной в учении Гегеля. В 1819 г. вышел труд А.Шопен-гауэра «Мир как воля и представление», в 1841 г. – работа Л.Фейербаха «Сущность христианства», в 1843 – первое произведение С.Кьеркегора «Или-Или». Позиции этих мыслителей различны, но противник у них один – Гегель.

Л.Фейербах в этом ряду не случаен: от его учения, с одной стороны, дороги ведут к марксизму, а с другой, к «философии жизни». Отказавшись от Гегеля, Л.Фейербах поддержал А.Шопенгауэра в его противопоставлении разума воле. К числу зачинателей неклассической философии принадлежит и О.Конт с его критикой идущей от Аристотеля традиции понимания философии как учения о «причинах», «началах», «сущностях» – высших умопостигаемых началах бытия.

В неклассической философии сложилось два направления. Иррационалистическое (антисциентистское) направление выступило с резкой критикой разума (науки), абсолютизации их возможностей (в западной философии XIX-XX веков получило наибольшее развитие). Рационалистическое (сциентистское) направление не отрицало возможности разума (науки), но отказывало философии в научности, в статусе самостоятельной наряду с наукой формой познания мира (позитивизм О.Конта в XIX веке, аналитическая философия в XX веке).

Иррационализм в узком смысле – течение в философии, направленное против рационализма эпохи Нового времени. В широком смысле – философское направление, в противовес рационализму, принижающее / отрицающее роль разума в познании и поведении человека, жизни общества, указывающее на алогичный характер бытия, делающее основой понимания мира нечто чуждое разуму, недоступное и противоречащее ему, невыразимое его логическими категориями.

 

Сравнение РАЦИОНАЛИЗМ ИРРАЦИОНАЛИЗМ
Бытие Упорядочено, подчинено закономерности Лишено закономерности, является стихийным
Познание Только на основе разума Отрицание ведущей роли разума
Человек Звено бытия, подчиняющееся его общим закономерностям Уникальное бытие, обладающее свободой от внешней необходимости
Поступки Должны быть продиктованы разумом Разум не является ключевой инстанцией
Смысл жизни человека Преобразование природы и общества в интересах всех людей Духовное преображение, осознание подлинных ценностей и смысла бытия
Человек в обществе Согласование личных и общественных интересов, разумное самоограничение человека в интересах общего блага Человек не обязан жертвовать собой ради абстрактного общего блага, имеет право на свободный выбор ценностей (индивидуализм)

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)