|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Философия русского ПросвещенияПреобразования Петра I в первой четверти XVIII века дали мощный импульс европеизации России, проникновению западной культуры. Этот век и стал временем рождения русской философии в полном смысле слова. Новоевропейский стиль философствования утвердился в России в эпоху Просвещения.
3. НАПРАВЛЕНИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ XIX ВЕКА. П.Я.Чаадаев выступил с критическо-пессимистической концепцией: «У России нет внутреннего развития, естественного прогресса, Россия – не Запад и не Восток, стоит как бы вне времени, обладает культурой заимствованной, подражательной, новые идеи вытесняют прежние, движение идет по кривой, не приводящей к цели». Этот взгляд оказал огромное воздействие на развитие русской философии. В 40-50-е годы XIX века велась полемика о путях развития России.
А.С.Хомяков. «Соборность» (цельность, внутренняя полнота) – это принцип устроения бытия, описывающий множество, собранное силой любви в «свободное и органичное единство». Эта трактовка распространяется на Церковь, человека, общество, познание и творчество. Противоположностью соборности является «ассоциация» – формальное, внешнее соединение элементов. Их противопоставление выступает в виде антитезы общины («дружины», «коммуны»), «истинного братства» и «условного договора». Мировые религии и культуры сводятся к двум началам – «кушитскому» (покорность вещественной или логической необходимости) и «иранскому» (свободная стихия духа, устремленность к творчеству, нравственное самосознание личности). Западная культура подменила исконно иранский дух христианства кушитским, соборность – ассоциацией. Народничество. П.Л.Лавров, П.Н.Ткачев, Н.К.Михайловский, М.А.Ба-кунин. В идеологии народников сочетались идеи буржуазного демократизма с утопическим крестьянским социализмом, критика пережитков крепостничества и буржуазного развития страны. В народничестве сосуществовал два лагеря – революционный и либеральный, сходившиеся в основных теоретических принципах, но расходившиеся в методах их практической реализации. «Народ» рассматривался как высшая ценность, а служение его интересам – как призвание. Народники пропагандировали «российский» некапиталистический путь развития, переход к социализму через использование и трансформацию коллективистских традиций докапиталистических институтов (крестьянская община, артель). Развитие капитализма в России народники расценивали как регресс, так как он подрывал крестьянскую общину с ее традиционным укладом. По вопросу политической борьбы фракции в народничестве объединял лозунг «земля и воля» (наделение крестьян землей, введение гражданских прав и свобод), идея создания политической организации, партии; стремление превратить политическую революцию в «социальную» (социалистическую). Для реализации этих целей предлагались различные средства: длительная, революционная пропаганда в народе (П.Л.Лавров), организация массовых крестьянских бунтов (М.А.Бакунин), усилия «революционного меньшинства», узкого круга профессиональных революционеров-заговорщиков (П.Н.Ткачев). Философия всеединства. Это философско-религиозное учение возникло во второй половине XIX века, основатель – В.С.Соловьев. Главное понятие – всеединство – высший принцип совершенной организации Вселенной, бытия. Созданный Богом мир – бесконечный процесс непрерывного совершенствования, а человек – не безличный элемент, а сотворец Бога, участвующий в достижении гармонии мира. «Положительное всеединство» бытия имеет пять сторон: · онтологически – свободное объединение в Абсолюте (Боге) всех элементов бытия как божественный первообраз и искомое состояние мира (всеединство символически воплощает «София» – «вечная женственность» и гармония); · гносеологически всеединство – это «цельное знание» – интуитивное, образно-символическое постижение мира, основанное на синтезе философского, религиозного и научного знания (В.С.Соловьев критиковал абстрактную, отвлеченную рассудочность западной философии, в частности, позитивизм); · свободное объединение человечества, всех народов на основе духовных ценностей в интересах их гармоничного развития; · смысл истории – это процесс Богочеловечества – духовно-нравственное восхождение человеческого рода к Богу: Иисус был Богочеловек, который дал роду людскому образец духовной, нравственной жизни; внутренним устремлением истории должно быть принятие и реализация этого идеала; · экуменизм – идея необходимости объединения всех христианских Церквей, преодоления их исторического и догматического раскола. Философия Ф.М.Достоевского. Преодоление разлада социального и духовного бытия человека, поиск гармоничного жизнеустройства в 50-е годы XIX века он видел в преобразовании социальной среды, позднее – в нравственном преображении личности. В 60-е годы он ставит вопрос об антропологических корнях социального зла, самоценности свободы личности, но и о необходимости этического фундамента, без которого свобода вырождается в разрушительный произвол. В «Записках из подполья» писатель развивает эту аргументацию в полемике с революционными демократами и становится идейным антагонистом Н.Г.Чернышевского: насилие безнравственно, цель, какой бы благой она ни казалась, не оправдывает применения аморальных средств. В «Преступлении и наказании» он показал неустранимость в человеке этического начала, столь же неотъемлемого от личности, как и свобода воли, выступил против пропаганды нигилизма и имморализма. В романах конца 60-начала 70-х годов («Идиот», «Бесы», «Подросток») культ денег рассматривается как нигилистический подрыв основ сосуществования людей. Писатель стремился выявить предел, за которым зло становится необратимым. Деструктивное начало в человеке, стремление к убийству и самоистреблению, страсть к анархии и насилию коренится в «метафизическом сиротстве» личности в европейской цивилизации, разобщающей людей и лишенной духовных корней в «мирах иных». В поисках спасительного средства Ф.М.Достоевский обратился к идеалу «положительно прекрасного человека», пытающегося личным примером перестроить отношения между людьми по принципу самоотдачи и прощения (князь Мышкин в романе «Идиот»). Писатель возлагал надежды на русский народ как носителя высшей духовной истины, утраченной Западом, на патриархально-монархические устои («русская идея»). Опасаясь, что западники пожертвуют национальным лицом России, Ф.М.Достоевский акцентировал самобытность русского пути и выдвинул мессианскую утопию: Россия с ее государственной мощью виделась ему во главе мировой православной империи. В итоговых размышлениях в романе «Братья Карамазовы» писатель противопоставляет не только бунту против Бога («если Бога нет, то все дозволено?»), но и любому насильственному устроению счастья человечества, хотя бы именем Бога, путь добровольного служения людям; высшее призвание России видит в христиански бескорыстном примирении народов. Этот идеал Ф.М.Достоевский назвал «русским социализмом», выдвигая его в противовес радикальным доктринам атеистического социализма, изображенного в «Бесах» в виде разрушительного заговора революционеров-безбожников и нигилистов. Ф.М.Достоевский был мыслителем экзистенциального склада, решавшим «вечные вопросы», проблему соотношения «идеи» и «живой жизни». В центре его картины мира находился человек, ощущающий непреложность «Я есть» перед лицом Вселенной. Личность он рассматривал через избираемую идею (ценностный выбор), принадлежащую надэмпирическому миру. Его герои были носителями определенных идей, в «жизни» выявлявшие их бытийную силу. Мощь идей проявляется и в истории, «часто какого-нибудь ничтожнейшего из людей» («Дневник писателя»). За поверхностными фактами уклада и социальной среды важно постичь правду о подлинных движущих силах личности. 4. НАПРАВЛЕНИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ XIX-XX ВЕКОВ. Философия всеединства. От учения В.С.Соловьева берет начало «софиологическое» направление, пытавшееся связать учение о всеединстве с теологическими представлениями о Софии как премудрости Божьей. П.А.Флоренский рассматривал понятие-символ Софии как выражающий осмысленность и гармонию мироздания. София связана с понятием всеединства и является одной из реализаций всеединства. Если В.С.Соловьев утверждал, что эмпирическая реальность, материя, вещество «отпали» от всеединства и отъединены от подлинного смысла бытия, то, по мнению П.А.Флоренского,онивыражают этот смысл и поэтому являются духовно значимыми. С.Н.Булгаков считал, что внутренней связью Бога и созданного им мира является мировая душа, переходящая в Софию – «премудрость божью», которая проявляется в мире и человеке, делая их сопричастными Богу: «Человеческое творчество в знании, в хозяйстве, в культуре, в искусстве софийно». С.Н.Трубецкой полагал, чтоАбсолют (Бог), не будучи сущностью всего в мире (как у В.С.Соловьева), объемлет мир как всеведение, охватывающее действительное и возможное, правду и заблуждение. Божественная «премудрость» – София – не тождественна этому всеединому знанию, она – это идеальный вымысел о мире, возможность, которую человек может принять или отвергнуть. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |