АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
КЛЮЧЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ средневековой философии
Первая проблема – доказательство бытия Бога.
Мыслитель
| Доказательство
| Главная идея
| Августин
и Ансельм
| Онтологическое
| Само представление о Боге как абсолютно совершенном существе уже предполагает его существование
|
Фома Аквинский
|
Космологическое
| Если существует следствие – мир, должно существовать движущее его начало, конечная причина всех вещей, источник необходимости, высшая степень совершенства
| Телеологическое
| Целесообразность природы является свидетельством бытия ее разумного создателя и устроителя
|
Вторая проблема – соотношения веры и разума.
ФИлософ
| Главная идея
| Смысл этой идеи
|
Тертуллиан
|
«Верую, ибо абсурдно»
| Считая воплощением разумаСократа, Тертуллиан противопоставил ему Иисусакак воплощение веры: «что общего у Афин и Иерусалима, у Академии и Церкви?». Разум должен остановиться перед несокрушимостью веры: она принимает то, что не принимает разум (воскрешение из мертвых Иисуса). Вера являетсяантиподом разума, несовместима с ним, не нуждается в доказательствах с его стороны
|
Аврелий
Августин
|
«Верую, чтобы понимать»
| Вера предшествует рациональному познанию, догматы веры сверхразумны. Приобщение к истине возможно через веру и авторитет, разум, достижения наук и философии. Приоритет – первому пути. Разум – это разновидность веры; он способен укрепить веру путем доказательства бытия Бога. Онтологическое доказательство Августина: само понятие Бога как совершенного существа уже предполагает его существование
|
Пьер Абеляр
|
«Понимаю, чтобы верить»
| Разум может быть частично обособленным от веры и быть ее предварительным условием: Библия не подлежит предварительному, разумному осмыслению, однако авторитет церковного Предания (труды богословов) должен быть удостоверен разумом на предмет его истинности
|
Фома
Аквинский
|
Теория гармонии веры и разума
| Вера и разум – самостоятельные способности души, направленные на познание Бога, но делающие это разными путями: разум опирается на философию и науку, вера – на теологию; разум доказывает свои истины, истины веры опираются на авторитет Бога; итог разума – знание, веры – вероучение. Если общим объектом познания и источником истины является Бог, может не быть принципиального противоречия между откровением разумом, теологией и философией. Наука и философия, познавая мир, доказывают бытие Бога. В случае конфликта между разумом и верой приоритет имеют «истины откровения»: не все из них доступны разуму
|
Иоанн
Дунс Скот
|
Теория двойственности истины
| Истины богословия, с одной стороны, и истины науки и философии, с другой, автономны друг от друга: первые опираются на веру и откровение, вторые – доводы разума; религия охватывает нравственность, философия – теоретическое знание. Получаемые «две истины» могут не совпадать друг с другом: разум имеет значительную независимость от веры
|
Третья проблема – спор об универсалиях или общих понятиях.
Понятие «универсалия» ввел Боэций. Он же поставил вопрос: категории Аристотеля являются видами реальных вещей или только знаками языка? В схоластике возникли разногласия: понятия следует считать результатом мышления человека либо они имеют какие-то высшие основания?
НАПРАВЛЕНИЕ
| ТЕЧЕНИЕ
| ГЛАВНАЯ ИДЕЯ
| ПРЕДСТАВИТЕЛЬ
| Реализм
| Крайний
| Общие понятия существуют «до» и независимо от единичных вещей и образуют особый идеальный мир в божественном уме
| Иоанн Скот
Эриугена
| Умеренный
| Общие понятия существуют «до вещей» в уме Бога, «в вещах» в качестве их сущности и «после вещей» в мышлении человека
|
Фома Аквинский
|
Номинализм
| Умеренный (концептуализм)
| Общие понятия существуют как общее «в» единичных вещах и «после» вещей в уме человека как результат его абстрагирующей деятельности
|
Пьер Абеляр
| Крайний
| Общие понятия присутствуют только «после» вещей в мышлении человека как имена единичных вещей и не образуют особого идеального мира
| Иоанн Росцелин
|
В реализме (опирался на учение Платона о мире «идей») возникла теория «скрытых качеств»: у любой вещи имеются внешние, случайные признаки и внутренняя сущность, мистически идущая от Бога. Номинализм способствовал отделению философии от богословия, содержал материалистическую тенденцию.
Эта линия возобладала в поздней схоластике. Роджер Бэкон критиковал склонность схоластов к вере в авторитет, абстрактным и непроверяемым построениям, защищал идею опытного знания. Математика – это «дверь и ключ» к прочим наукам, которые должны раскрыть в интересах человека тайны природы.
Уильям Оккам выдвинул принцип, получивший название «бритвы Оккама», направленный против реализма и теории «скрытых качеств»: «сущности не следует умножать без необходимости» (идея, истинность которой не проясняется интуитивно или не проверенная опытом, не должна считаться истинной).
Идея автономности разума, естественного знания вне теологии, лишенного религиозной окраски, способствовало развитию естествознания, научных методов познания природы, формированию идеала объективного научного знания.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | Поиск по сайту:
|