|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Учение К.Маркса о человеке и обществе
1. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НЕМЕЦКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ. Эта философская школа получила развитие в 70-е годы XVIII – первой трети XIX века. Ее основателем был Иммануил Кант, а его последователями – Иоганн Фихте, Фридрих Шеллинг, Георг Вильгельм Фридрих Гегель. Немецкая классическая философия имела идеалистический характер: И.Кант и И.Фихте являлись субъективными идеалистами, а Ф.Шеллинг и Г.В.Ф.Гегель – объективными идеалистами. В рамках немецкой классической философии была разработана логико-гносеологическая модель идеалистической диалектики.
2. ГНОСЕОЛОГИЯ И ЭТИКА И.КАНТА. Его творчество подразделяется на «докритический» и «критический» этап. В «докритический» этап И.Кант интересовался философией природы: · пространство и время – это объективные, «пустые» вместилища материи; · Вселенная бесконечна и состоит из огромного числа звездных систем; · Солнечная система возникла из раскаленной газовой туманности. «Критический» период начался в 1770 году. М атериализм сменяется субъективным идеализмом, гносеологический оптимизм уступает место агностицизму. Свое учение И.Кант теперь называет «критическим»: философы исследовали мир с помощью разума, но не исследовали разум как инструмент познания. Прежнюю философию он считал догматической, слепо верящей в способности разума, хотя их никто не проверял. «Критика» – это и есть такая проверка.
«Критика разума» привела к гносеологическому перевороту в философии: · до И.Канта центральной частью учений была онтология, у него – гносеология, специфика познающего субъекта. И.Кант переосмыслил само понятие субъекта и стал считать его характеристикой всеобщность. В субъекте он выделил два уровня: эмпирический – индивидуально-психологические особенности человека, и трансцендентальный (находящийся за пределами опыта) – надындивидуальное начало в сознании субъекта, образуемое априорными формами, с помощью которых можно получить всеобщее и необходимое знание. · И.Кант завершил спор эмпиризма и рационализма эпохи Нового времени. Он признавал объективное существование внешнего мира («вещей-в-себе», воздействующих на органы чувств и порождающих представления о них). Предмет наглядного представления – «вещи-для-нас», т.е. «вещи-в-себе» в нашем восприятии, феномены (явления). У них две стороны: материальное основание (содержание), данное в опыте (идея эмпиризма), и форма, приводящая эти ощущения в определенный порядок. Форма – априорна, от опыта не зависит, находится в душе до и независимо от опыта (идея рационализма). И.Кант синтезировал идею опытного происхождения знания с идеей наличия доопытных начал мышления. Мир определяется априорными формами активного сознания субъекта. По И.Канту, знание бывает апостериорное (опытное) и априорное (доопытное). Оно фиксируется в аналитических и синтетических суждениях: первые обозначают уже известное, вторые – дают новое знание. И.Кант поставил вопрос об источниках и границах познания или как возможны априорные синтетические суждения в математике, естествознании и философии?
Чистый разум не может доказать или опровергнуть бытие высших сущностей, но не запрещает верить в Бога, бессмертие души и свободу. Человек может выбирать между верой и неверием, руководясь голосом совести (это уже переход от теоретического разума к разуму практическому, от гносеологии к этике).
Практический разум призван руководить поступками человека. Нравственность – особая способность души, наряду со способностью познания, но отличная от нее. Рассудок вводит нас в природу, практический разум – вневременной, трансцендентный мир свободы. Мир природы – феноменальный, мир свободы – ноуменальный (умопостигаемый) – «вещей-в-себе» и высших сущностей. Воля человека автономна от природной необходимости и божественного предопределения. Однако воля не может быть абсолютно свободной и сама себя ограничивает, подчиняясь всеобщему, априорному моральному закону – «категорическому императиву»: каждый человек должен поступать так, чтобы его поступок могли бы к всеобщему благу совершить и другие, чтобы воля индивида могла стать всеобщим законодательством. Высшей ценностью и целью является человек, реализуя свою свободу, каждый должен уважать свободу других. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |