|
||||||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ФИЛОСОФСКИЕ ТРАДИЦИИ XI – XVII ВЕКОВФилософия («любомудрие») зародилась в Русском государстве после принятия в IX веке христианства. Время с XI по XVII век охватывало ее предысторию, процесс формирования. В культуре древней Руси имел место синтез языческих и христианских элементов: с одной стороны, сохранялось языческое любование природой, приверженность ценностям земной жизни, с другой, христианское мироощущение отражало мистическое чувство единства человека с Богом, стремление к вечной гармонии. Устремленность к Богу не означала отрицания земного мира: соединение человека с Богом понималось как момент «любовного» преображения бытия к совершенному состоянию. Отсюда – акцент на духовных ценностях, любви в «обожении» мира. «Сердце», а не разум, считалось основой достижения истины, которую надлежит не понять рационально, а прочувствовать. Наличие двух начал отразилось в сочинениях русских авторов XI-XVI веков.
В середине XVII века в результате реформы патриарха Никона произошел раскол православной Церкви, возникли многочисленные общины старообрядцев, отрицавших преобразования церковного культа. В XVI-XVII веках расширялись связи Русского государства с Европой, началось проникновение западной культуры. Возникло противостояние «латинофильства» и «грекофильства»,которое можно рассматривать как прообраз будущего спора западников и славянофилов. Сторонники «грекофильства» (в том числе сторонники старообрядчества) считали для России естественной опору на греко-византийскую традицию, а не элементы европейской культуры. Сторонники «латинофильства» выступали за европеизацию России, усвоение западного образа жизни и мышления, традиций западной философии и богословия (например, Андрей Курбский). Особое место в философии этого времени занимает Максим Грек. Он был знаком с лидером флорентийских неоплатоников гуманистом М.Фичино, переводил греческих авторов для Пико делла Мирандолы и привнес в Россию традиции философствования античности и Возрождения. Платона М.Грек считал высшим среди философов и в духе его идей признавал дуализм души и тела, в котором она насильственно заточена. Он отстаивал идею итальянских гуманистов о свободе человека, но стремился синтезировать ее с доктриной нестяжания: к праведной и духовной жизни ведет аскетическое отстранение от мирских страстей, следование строгой морали и религиозная концентрация души. М.Грек впервые в русской литературе выдвинул идею «просвещенного абсолютизма».
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |