АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Русский космизм
Сравнение
| Религиозно-философское направление
| Естественнонаучное направление
| Сторонники
| В.С.Соловьев, С.Н.Булгаков, П.А.Флоренский
| Н.Ф.Федоров, Н.А.Умов, В.И.Вернадский, А.Л.Чижевский и К.Э.Циолковский
|
Главная идея
| Принцип космоцентризма или антропокосмизма – идея глубокого смысла Вселенной, космической миссии человека, восприятия его как органичной части космического единства, способного реализовать свою активную природу в творческом преобразовании мироздания
|
Человек и человечество
|
Видели в человеке высший замысел Божий, состоящий в необходимости активного участия человечества в божественном творении мира (концепция «обожения Вселенной»)
| Преобразующая деятельность человечества – планетарная сила. По В.И.Вернадскому, она приведет к переходу от биосферы к ноосфере– «сфере разума», в возникновении которой решающая роль принадлежит науке. По К.Э.Циолковскому, миссия человечества – в познании и освоении Вселенной. Н.Ф.Федоров в концепции «философии общего дела» утверждал конечной целью науки победу над смертью и воскрешение умерших
|
Общие идеи
| Идея всеединства, наиболее развитая В.С.Соловьевым, и в концепции В.И.Вернадского (тезис о глобальном единстве косного и живого вещества). Незавершенность развития мира и человека представляет собой возможность, оставленную Богом или природой, для дальнейшего совершенствования. Идея единства микрокосма (человека) и макрокосма (Вселенной), восприятие человека как космиурга, художника, творца, преображение мира как смысл человеческого бытия
|
Определение человека
| Космистам определение человека только как «homo sapiens» представлялось недостаточным. Н.А.Умов предложил понятие «homo sapiens explorans» – «человек разумный исследующий», В.Муравьев – «homo creator» – «человек творящий», В.И.Вернадский – «homo faber» – «человек умелый». Человек представлен как активный устроитель и организатор Вселенной (В.С.Соловьев), перед человеком стоит глобальная задача перестройки биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого (В.И.Вернадский)
|
Легальный марксизм. П.Б.Струве и М.И.Туган-Барановский. Это направление 90-х годов XIX века выступило против народничества в легальной печати (отсюда и его название), используя отдельные идеи марксизма. П.Б.Струве выступил с обоснованием прогрессивной миссии капитализма в России, и либерально-буржуазных преобразований, связанных с его развитием (лозунг «пойдем на выучку к капитализму»). Легальные марксисты отрицали необходимость социализма, антагонистические противоречия и кризисы, обострение классовой борьбы в условиях капитализма и считали капитализм в его историческом развитии безграничным. В этой же связи отвергалась марксистская теория пролетарской социальной революции и диктатуры пролетариата.
Ортодоксальный марксизм. Этонаправление возникло в 90-е годы XIX века и стремилось развить идеи исторического материализма К.Маркса применительно к историческим условиям развития России начала ХХ века.
Сравнение
| Г.В.Плеханов
| В.И.Ленин
| Мировая социалистическая революция
| Может произойти только в развитых капиталистических странах и при этом должна приобрести всемирный масштаб
| Не обязательно должна сразу приобрести мировой масштаб, может произойти в отдельно взятой стране, а затем распространиться на весь мир
|
Социалистическая революция в России
| Без формирования необходимых экономических предпосылок переход к социализму невозможен: капитализм в России находится в стадии становления, революция преждевременна, и если произойдет в данных исторических условиях, может иметь опасные последствия
| Социалистическая революция возможна в стране, которая является «слабым звеном» мирового капитализма. В России она имеет большие шансы на успех именно в связи с отставанием развития капитализма: можно сначала изменить политическую «надстройку» общества, а затем под нее «подтянуть» экономический базис
|
К.Маркс считал движущей силой социалистической революции пролетариат, крестьянство же – это косный социальный слой. По В.И.Ленину, учитывая, что Россия в начале ХХ века была крестьянской страной, социалистическая революция может быть осуществлена пролетариатом в союзе с трудовым крестьянством.
Интуитивизм. Н.О.Лосский и С.Л.Франк. Они стремились увязать интуицию, играющую ведущую роль в познании, с религиозной верой, признанием трансцендентного и возможности непосредственного общения с ним.
Н.О.Лосский считал задачей философии построить «теорию о мире как едином целом» на основе религиозного опыта. Центральным элементом мира он понимал личность как вневременный субъект творчества. Познание начинается, когда на объект направляется серия «интенциональных», целевых актов (осознание, внимание); в зависимости от характера объекта он познается с помощью различных видов интуиции– чувственной, интеллектуальной, мистической.
С.Л.Франк стремился примирить рациональную мысль и религиозную веру. В его концепции«онтологической гносеологии» признается особая роль интуиции, выдвигается идея восполнения рационального знания религиозным «знанием-жизни» как формы целостного существования человека. Подлинная реальность и «глубина» бытия открываются человеку лишь в меру достижения им единства личности. Познание осуществляется не через активность познающего субъекта вовне, а в акте самоуглубления – через активность, направленную на «абсолютное», «абсолютно-непостижимое» начало бытия – Бога.
Экзистенциальная философия. Н.А.Бердяев и Л.И.Шестов. Им был присущ интерес к смысложизненным проблемам существования человека в мире.
По Л.И.Шестову, необходимо переместить точку зрения с мироздания на субъект; он считал бытие человека трагически абсурдным (в западном экзистенциализме ту же мысль обосновал А.Камю) и выдвинул образ обреченного, но требующего своих прав «героя», бросающего вызов Вселенной («философия трагедии»). Он отрицал диктат разума над сферой жизненных переживаний, гнет безлично-всеобщего над личностно-единичным. Жизнь имеет божественный источник, и человеческое бытиеоправдывается только верой. Рациональному умозрению он противопоставил религиозное откровение, используя метафору Тертуллиана «Афины или Иерусалим». Познание – это грехопадение человеческого рода, подпавшего под власть «бездушных и необходимых истин».
Философия Н.А.Бердяева. Его учение характеризуется как экзистенциальный персонализм. Ключевой принцип – это картина реальности, в которой противопоставлены два ряда начал. Это свобода, дух (Бог), ноумен, субъект (личность, «Я») – с одной стороны, и необходимость, мир, феномен, объект – с другой стороны. Оба ряда характеризуют различные виды реальности, взаимодействующие между собой. Ноуменом или «вещью-в-себе» является у Н.А.Бердяева субъект – «существа и их существование»: только в субъекте, личности (persona) заключена непостижимая внутренняя глубина, коренящаяся в свободе.
СФЕРА
| Понятия
| Главная идея
|
Бытие
|
Свобода
Объективация Творчество
| Первоисток бытия – безосновная, безначальная свобода, существующая до времени и бытия, «ничто», превращающееся в «нечто». Бог не сотворил свободу и вынужден считаться с ней при творении мира и человека. Объективация – это «ниспадение» свободы в необходимость при ее проявлении в земном бытии. В «падшем» мире результаты самовыражения духа становятся мертвыми объектами, отчужденными от субъекта и подчиняющимися необходимости. Мир объектов лишен духовности, основан на зле и страдании. Объективации противостоит творчество, преодолевающее отчуждение: акт творчества – это всегда акт свободы, прорыв духа за пределы необходимости
|
Человек
|
Свобода
Личность
Творчество
Духовность
| · Человек сознает себя и природным, и духовным существом, сотворенным Богом, тайна человека раскрывается только во внутреннем существовании, он не принадлежит целиком объективному миру, имея собственный мир;
· Человеку присуща способность к творчеству, в этом подобие его Богу, акт творчества – это выход человека за пределы самого себя, когда дух господствует над природой, творчество предполагает свободу, только из свободы, не детерминированной бытием, может быть объяснен творческий акт;
· Личность противоположна индивиду, являющемуся частью природы и общества, подчиненной им; личность не может быть частью, она – целое, противоположное миру объектов. Личность творится Богом и творит себя, реализуясь в творчестве (свободе), быть личностью – тяжелое, необходимое бремя;
· Человек обладает тройственным составом – тело,душа,дух: тело и душа принадлежат природе, дух соединяет человека с Богом; подлинная личность–этоцелостное духовно-душевно-телесное существо, в котором душа и тело подчинены духу, и тем самым, соединены с высшим, сверхличным бытием
|
Общество
|
Объективация Соборность
| В обществе происходит конфликт между личностью и объективацией, которая стремится сделать личность частью общества. Однако человек – творение Бога, а не общества, независим от него в своей целостности. Преодоление объективации – приоритет личного над коллективным, но это не означает индивидуализма, ибо личность входит в общность с другими (общество – часть личности). «Соборность» – свободная социальность, положенная личностью изнутри; принудительная социальность воплощена в порожденных объективацией социальных институтах – государстве, классах, партиях, Церквах
|
История
|
Эсхатология Эон
| Смысл истории – в избавлении от объективации: разделение на прошлое, настоящее, будущее – распад времени как ее проявление, который в здешнем мире неустраним. Достижение смысла истории – это ее завершение, радикально иной мир за пределами времени (эон) – царство Божие, метаисторический мир свободного духа. Он не находится в будущем, но существует извечно, может соприкасаться со здешним миром. Эти соприкосновения совершаются в актах творчества, выражающих суть истории как творческого процесса
| Евразийство. Н.С.Трубецкой, П.Н.Савицкий, Г.Ф.Флоровский, Л.Н.Гу-милев. Россия представляет собой уникальный многообразный этнографический мир, особую цивилизацию, занимающую «срединное» положение между Европой и Азией. Историческая миссия России состоит в том, чтобы стать своеобразным «мостом» между цивилизациями Запада и Востока, в то же время не принадлежа ни к одной из них и сохраняя свое национальное своеобразие. Условием могущества России евразийцы считали союз православной Церкви и государства, единство светской и духовной власти в достижении общих целей.
Философ
| Главный труд
| Чему посвящен труд
| А.Шопенгауэр
| «Мир как воля и представление»
| Учение и Мировой воле и ее проявлениях
|
С.Кьеркегор
| «Страх и трепет»
| «Экзистенция» – бытие единичного индивида. Концепция отчаяния и абсурда в бытии человека. Смерть как исток философствования
| «Понятие страха»
| «Болезнь к смерти»
| Ф.Ницше
| «Антихрист»
| Критика христианства как «религии слабых»
| «Так говорил Заратустра»
| Идея Сверхчеловека и «вечного возвращения»
| А.Бергсон
| «Творческая эволюция»
| Учение о космическом «жизненном порыве»
|
Л.Витгенштейн
| «Логико-философский трактат»
| Отрицание философии как формы познания мира
| «Философские исследования»
| Философия как «лечение» языка от высказываний, не соответствующих единичным вещам
| Э.Гуссерль
| «Идеи чистой феноменологии и феноменологической философии»
| Исследование «чистого сознания», его основополагающих характеристик – интенциональности и др.
| З.Фрейд
| «Я и Оно»
| Концепция бессознательной психики человека
| Э.Фромм
| «Иметь или быть»
| Выбор ценностей, отчуждение человека в обществе
| М.Шелер
| «Место человека в космосе»
| Человек как особая, целостная форма бытия
| М.Хайдеггер
| «Время и бытие»
| Человеческое бытие – единственно подлинное
|
Ж.-П.Сартр
| «Бытие – ничто»
| Специфика человеческой реальности как «ничто»
| «Экзистенциализм – это гуманизм»
| Учение о свободе, выборе и ответственности
| Х.Ортега-и-Гассет
| «Восстание масс»
| Учение о тотальном «омассовлении» общества
| А.Камю
| «Миф о Сизифе»
| Идея абсурдности бытия человека в мире
| «Бунтующий человек»
| Бунт как протест против абсурдности бытия
| Х.Г.Гадамер
| «Истина и метод»
| Философская герменевтика – о смысле бытия
| М.Фуко
| «Слова и вещи»
| Исследование систем высказываний – «эпистем»
| «Рождение тюрьмы»
| Учение об универсальном характере власти
| П.Я.Чаадаев
| «Философические письма»
| Размышления о России и другие темы
| А.С.Хомяков
| «Записки о всемирной истории»
| Пути развития человечества, место в нем России
| В.С.Соловьев
| «Чтения о Богочеловечестве»
| Концепция «всеединства» бытия
| В.И.Вернадский
| «Научная мысль как планетное явление»
| Концепция перехода биосферы в ноосферу как новый виток эволюции жизни
|
Н.А.Бердяев
| «Философия свободы»
| Учение о свободе как фундаменте бытия
| «Проблема человека»
| Учение о личности, духе, творчестве, свободе
| «Смысл творчества»
| Оно преодолевает раздвоенность природы человека
| «Смысл истории»
| Учение о творчестве в истории и ее завершении
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | Поиск по сайту:
|