АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
СИСТЕМА И МЕТОД ФИЛОСОФИИ Г.В.Ф.ГЕГЕЛЯ
Труды – «Наука логики», «Энциклопедия философских наук», «Феноменология духа». Создал систему объективного идеализма: основу бытия образует духовное и разумное начало – Абсолютная Идея, Мировой разум:
· тождество мышления и бытия – категории мышления Идеи – это одновременно формы ее бытия: реальный мир есть проявление этих категорий;
· тождество субъекта и объекта – как субъект Идея порождает всю действительность, но, имея цель самопознания, является и объектом для самой себя.
Самопознание Идеи состоит в саморазвитии, в ходе которого порождается материальная и духовная действительность. В Идее в виде возможности заложено любое бытие, развитие – это превращение возможностей в действительность, что происходит этапами. Развитие идет от абстрактного к конкретному: от самого абстрактного понятия к все более конкретным понятиям. На высших уровнях происходит «уплотнение знания»: в «снятом» виде вбирают предыдущие.
ЭТАП
| СОДЕРЖАНИЕ ЭТАПА
| ВНУТРЕННИЕ СТУПЕНИ ЭТАПА
|
«Логика»
| Развитие Абсолютной Идеи в себе самой, «стихии чистого мышления»: Идея сознает себя в системе переходящих друг в друга противоположных категорий при раскрытии их взаимосвязи
| «Учение о бытии». Саморазвитие идет с самой абстрактной категории – «бытие», ее противоположность – «ничто», их синтез – «становление». Остальные категории – звенья между ними.
«Учение о сущности». Противоречие – движущая сила всего, выражается в противоположных парных категориях (сущность – явление, возможность – действительность и др.)
«Учение о понятии». Понятие является не просто формой мышления, это абсолютная творческая сила, порождающая все.
|
«Природа»
| Природа как «инобытие» Идеи, проявление категорий ее мышления. Воплотясь в природе, Идея утрачивает идеальную сущность
| «Механика». Материя, движение, пространство, время и др.
«Физика». Свойства материи, их соединение, «стихии» природы, понятия света, тела, удельного веса, звука, теплоты и др.
«Органическая физика». Три восходящих раздела: геологическая природа, растительная природа и животный организм.
|
«Дух»
|
Абсолютная Идея возвращается к себе (вновь обретает идеальную сущность) и постигает себя в различных формах человеческого сознания и деятельности
| «Субъективный дух». Учение о нем: антропология (предмет – душа), феноменология (предмет – сознание, самосознание и разум человека) и психология (предмет – личность).
«Объективный дух». Социально-историческая жизнь человечества (право, семья, гражданское общество, государство, всемирная история как «прогресс духа в сознании свободы»).
«Абсолютный дух». Его формы – искусство, религия и философия как «мыслящее рассмотрение». Философия – «наука наук»: достигнув ее, самопознание Абсолютной Идеи завершается
| Философская система Гегеля базируется на принципе панлогизма – «все разумное действительно, все действительное разумно», т.е. бытие – это проявление логических закономерностей саморазвивающейся Абсолютной Идеи.
Метод философии Гегеля– идеалистическая диалектика – учение о наиболее общих законах развития бытия и мышления. Развитие – это закономерный, необходимый, направленный, поступательный и прогрессивный процесс.
ЗАКОН
| КАТЕГОРИИ
| ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКОНА
| Единства и борьбы противоположностей
| Тождество
Различие
Противоположность
Противоречие
| Раскрывает источник развития – разрешение противоречия между противоположностями. Противоречие имеет место, если противоположности: исключают друг друга, не существуют друг без друга, переходят друг в друга. Разрешение противоречия – это появление чего-то нового, развитие. Затем возникает новое противоречие и т.д.
| Перехода количественных изменений в качественные, и наоборот
| Количество
Качество
Мера
Скачок
| Раскрывает движущую силу развития на основе изменения качества объекта: накопление количественных изменений в объекте в определенный момент достигает границу меры и переходит ее, вследствие чего путем скачка возникает новое качество объекта
|
Отрицания
отрицания
|
Отрицание
Снятие
| Характеризует направление развития: положительные стороны старого состояния относительно повторяются на новом уровне развития в снятом виде по принципу триады «тезис – антитезис – синтезис». «Тезис – антитезис» – первое отрицание. «Антитезис – синтезис» – второе отрицание. Синтезис в «снятом» виде вбирает в себя и тезис, и антитезис. Развитие имеет форму раскручивающейся вверх спирали с увеличивающимся по причине снятия радиусом витка
|
· Тождество – равенство объекта самому себе.
· Различие – стороны, тенденции объекта, не соответствующие друг другу.
· Противоположность – одна их двух борющихся, полярных сторон.
· Противоречие – особое отношение противоположностей.
· Количество – внешняя определенность объекта, выражается в свойствах.
· Качество – внутренняя, существенная определенность объекта.
· Мера – единство количественных и качественных характеристик объекта.
· Скачок – форма перехода количественных изменений в качественные.
· Отрицание – отказ от старого состояния объекта.
· Снятие – относительное повторение на новом уровне развития.
4. Антропологический материализм Л.Фейербаха.
Принадлежность Л.Фейербаха к немецкой классической философии подчеркивалась Ф.Энгельсом в работе «Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии». На самом деле Л.Фейербах – самостоятельная фигура в философии, к школе немецкой классической философии не принадлежащая, что явствует из сопоставления его учения с учением Г.Гегеля.
СРАВНЕНИЕ
| ФИЛОСОФИЯ Г.-В.Ф.ГЕГЕЛЯ
| ФИЛОСОФИЯ Л.ФЕЙЕРБАХА
| Система
| Объективный идеализм
| Материализм (натурализм)
| Принцип
| Тождество мышления и бытия
| Мышление – это образ, отражение бытия
| Метод
| Диалектика
| Метафизика
| Познание
| Рационализм
| Материалистический сенсуализм
| Человек
| Духовное существо
| Природное существо
| Религия
| Это одна из высших форм развития духа
| Это разрушение, «свертывание» духа
|
ПРоблема
| Понятие
| Главная идея
|
Человек
|
Родовая сущность
| В центре учения Л.Фейербаха – человек как«единственный, универсальный и высший предмет философии». По Гегелю, природа создана Абсолютной Идеей, по Л.Фейербаху, она вечна, высшим ее творением является человек. Родовая сущность человека– всеобщие, надындивидуальные характеристики людей. Это разум, дающий силу мышления; воля, дающая силу характера; сердце, дающее возможность любить. Их синтез образует свободу: свободный человек – мыслящий, действующий, чувствующий человек; исключение хотя бы одного компонента разрушает родовую сущность. Для ее реализации необходимо общение между Я и Ты: человек стремится к счастью (таково веление его воли), но эта цель не достижима вне единения с другим человеком
|
Религия
|
Отчуждение
| Разрушает родовую сущность (лишает человека свободы). Истоки религии коренятся не в обмане и невежестве, а в природе человека и условиях его жизни:
· зависимость от природы, страх перед ее непонятными явлениями;
· абстрактное мышление создает понятия, оторванные от действительности;
· ограниченность сил, человек обращается к высшей силе за помощью;
· человек счастья не достигает: религия утешает счастьем в загробном мире.
Бог – это проекция человеческого духа: не Бог сотворил человека, а человек сотворил Бога. Качества, которыми наделяют Бога, – это качества человека, который отделил их от себя и приписал вымышленному «высшему существу». Чем больше качеств человек у себя отнимает, тем духовно беднее он становится (отчуждение). Человек себя ставит в зависимость от этого существа, полагая, будто природу и его самого сотворил Бог. Культ Бога нужно ниспровергнуть и создать культ человека, который и есть Бог: «Человек человеку – Бог»
|
5. Учение К.Маркса о человеке и обществе.
К.Маркс неоднозначно относился к философии Г.Гегеля и Л.Фейербаха: отверг идеализм Гегеля, но высоко ценил диалектику, которая у Гегеля охватывала сферу духа и была идеалистической, К.Маркс дал ей материалистическую трактовку и применил к изучению человека и общества. Он поддерживал материализм и атеизм учения Л.Фейербаха, но не согласился с его концепцией человека.
СРАВНЕНИЕ
| ЛЮДВИГ ФЕЙЕРБАХ
| КАРЛ МАРКС
| Цель человека
| Познать окружающий мир
| Не только познать, но и преобразовать
| Познание
| Это созерцание природы
| Познание совпадает с преобразованием, познание – это практика, активное отношение человека к миру
| Взгляд
на человека
| Человек есть абстрактный, внеисторический индивид «вообще»
| Человек социально и исторически конкретен
| Природа
человека
| Природно-биологическая
(натурализм)
| Человек – это существо общественное
(социологизм)
| Главные
отношения
| Личные отношения между Я и Ты – это дружба и любовь
| Определяющими являются общественные отношения, в которые вступает человек
| Динамизм человека
| Человеческая природа остается неизменной
| Человек, оставаясь социальным существом, развивается в ходе истории
| Единство человека и природы
| Это единство состоит в том, что природа и человек состоят из одних и тех же физических и химических элементов
| Единство имеет конкретно-исторический характер и изменяется по мере освоения человеком сил природы и уровня развития материального производства
|
ПРоблема
| Понятие
| Главная идея
|
Человек
|
Родовая сущность, труд
| Родовая сущность состоит в свободе и творческом труде. Человек – это:
· общественно-историческое существо: является высшим творением природы, но родовую сущность реализует только в обществе: «Человек есть совокупность общественных отношений». В каждую историческую эпоху формируется тип человека, соответствующий общественным отношениям эпохи.
· предметно-практическое существо: главной формой деятельности является труд, цель которого – создать благоприятные условия его существования путем преобразования природы. В процессе труда человек имеет дело с тремя видами предметов – орудие труда, предмет труда и продукт труда
|
Труд
|
Опредмечивание – распредмечивание,
отчуждение – присвоение
| · Опредмечевание / распредмечивание – переход творческой способности в предмет / переход материальной предметности в творческую способность;
· Отчуждение / присвоение – утрата / возвращение сущности человека.
Отчуждение – это негативный социальный процесс, характеризующийся превращением условий, процесса и результатов труда в силу, чуждую и враждебную человеку и господствующую над ним. Формы отчуждения:
· от процесса труда – человек выходит из процесса труда обедненным и опустошенным: труд является мучением, рабочий не утверждает, а отрицает себя, изнуряет свою физическую природу, разрушает духовные силы;
· условий труда от труда – рабочему противостоят материальные и интеллектуальные условия его труда (отстранен от управления производством);
· отчуждение результатов труда– продукты труда, произведенные рабочим, ему не принадлежат, он относится к ним как к чуждым предметам;
· отчуждение от родовой сущности – люди утрачивают свое родовое единство, человеку противостоит другой человек; физическая и духовная сущность человека не принадлежат ему самому, отделены от него.
Отчужденный труд является не свободным и не творческим: труд существует вне рабочего, как нечто чуждое ему, рабочий свободен только вне процесса труда в своих животных отправлениях. Отчуждение – форма реализации опредмечивания, когда оно предстает как закабаление предметом.
|
Общество
|
Формация, способ производства, социальная революция, классы, коммунизм
| Исторический материализм: «общественное бытие людей определяет их сознание». В общественном бытии на первом месте стоит производство материальных благ. Общественно-экономическая формация – общество на определенной ступени исторического развития, обладающее своеобразным отличительным характером. Типология формаций: первичная – первобытнообщинная; вторичные – рабовладельческая, феодальная, капиталистическая; третичная – коммунистическая. Формации отличаются содержанием общественных отношений, но в основе каждой лежит способ производства материальных благ: включает в себя производительные силы (люди и орудия труда) и производственные отношения (отношения собственности на средства производства, т.е. орудия и предметы труда). Производственные отношения образуют базис формации, от которой зависит политико-идеологическая надстройка. Смена формаций происходит путем социальной революции, смены способа производства: «революции – это локомотивы истории».
Все вторичные формации являются антагонистическими (в них есть противоречия и конфликты). Их источник – частная собственность на средства производства. В соответствии с ней формируются классы – большие группы людей, имеющие разное отношение к собственности на средства производства. В классовых обществах имеет место неравенство, эксплуатация, отчуждение. В этих обществах присвоение человеком родовой сущности невозможно: необходимо общество со справедливыми общественными отношениями – коммунизм. Главный принцип коммунизма – «свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех». В этом обществе нет частной собственности и ее последствий. Только в коммунистическом обществе человек получит возможность для реализации своих творческих способностей и свободы
|
Тема 6. ЗАПАДНАЯ НЕКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
XIX – XX ВЕКОВ
ЧАСТЬ I. Понятие неклассической философии
и ее направления в XIX веке
1. Становление неклассической философии.
2. Возникновение иррационализма.
3. Позитивизм.
4. «Философия жизни».
5. Неокантианство.
6. Эмпириокритицизм.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | Поиск по сайту:
|