|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Направления философии эпохи ВозрожденияЭто гуманизм, натурфилософия и социально-политические теории. Гуманизм. В узком смысле гуманизм – культурное движение эпохи Возрождения; в широком смысле – воззрение, признающее абсолютную ценность человека, его право на свободу, счастье, реализацию творческих способностей. Основатель гуманизма – Франческо Петрарка. В конце XV века появилось понятие «гуманист»(лат. humanus – «человеческий»), означавшее знатока античной культуры. Гуманизм делился на «ранний», «этико-филологический», «гражданский», и «поздний». К «раннему» (XIV-первая половина XV вв.) относились Колюччо Салютати, Лоренцо Валла, Леонардо Бруни, Маттео Пальмиери, Леон Баттиста Альберти, Джанноццо Манетти, Пико делла Мирандола. «Поздний» гуманизм (вторая половина XV-XVI вв.) представлен неоплатоническим кружком Марсилио Фичино и учением неоаристотелизма Пьетро Помпонацци. С конца XV века гуманистическое движение перешло из Италии в другие страны Западной Европы – Нидерланды (Эразм Роттердамский), Германию (Иоганн Рейхлин), Францию (Мишель Монтень) и Англию (Томас Мор). Гуманизм подразделялся также на светский (Леон Баттиста Альберти, Пико делла Мирандола и другие) и христианский (Эразм Роттердамский, Томас Мор). «Ранний» гуманизм возник в связи с изучением и преподаванием филологии и поэзии, истории и философии на основе классической греко-латинской образованности, в противовес темам и методам схоластики. Итальянские гуманисты обозначали свои занятия как «studia humanitatis», что Л.Бруни назвал «познанием вещей, которые относятся к жизни и нравам и которые совершенствуют и украшают человека». Это означало культ разума и светского знания. Центральной была мысль о реализации творческих способностей человека, всестороннем, гармоничном развитии личности, культивации ее «достоинства». Три качества обусловливают центральное место человека в мире – свобода, разум, творчество. Гуманисты верили в безграничные возможности человека и обожествляли его. Идея титанизма человека – культ творческой, всесторонне развитой личности, добивающейся успеха в различных сферах деятельности.
Очень отчетливо концепцию гуманизма изложил Пико делла Мирандола: · человек – это центр Вселенной,«микрокосм» (малый мир), подобный «макрокосмосу» (Вселенной), сущность, составленная из всех ее «соков»; · человек – это «сотворец» Бога, Бог создал мир и человека, но предоставил человеку максимальную свободу: он может познавать и изменять мир, творить самого себя как личность (человек и Бог равны в творческих силах); · человек – это «узел мира», универсальное существо, соединительная связь всей природы: в человеке есть и животное, и ангельское и только от его свободного выбора зависит, на каком уровне он остановится. Наряду с авторитетом Античности гуманисты признавали авторитет Библии, но переосмыслили христианскую традицию. Христианский гуманизм обращался к неизвращенному Церковью первоначальному, «истинному» христианству, которое не противоречит гуманистической трактовке человека (Э.Роттердамский). Натурфилософия. Учение о природе.
Николай Коперник. Обосновал гелиоцетрическую модель мира: · Солнце, а не Земля, неподвижно и образует абсолютный центр Вселенной; · Земля, как и другие планеты, вращается вокруг Солнца и своей оси; · Вселенная имеет огромные размеры, но все же конечна, ограничена в пространстве и замкнута «сферой неподвижных звезд». В Средние века считали, что Земля как центр мира – это «арена», избранная Богом, на которой разыгрывается борьба Бога и дьявола, добра и зла за человеческие души. Геоцентрическая модель имела религиозное обоснование, тогда как учение Н.Коперника, имея естественнонаучное обоснование, внесло существенные изменения в понимание Вселенной и место в ней человека. Однако еще до обоснования гелиоцентрической модели, возник более радикальный взгляд благодаря пантеизму – учению, отождествляющему Бога и мир.
Социально-политические теории: · критика средневековой идеи теократии: государство не должно быть подчинено Церкви, государство и сфера политики самостоятельны от религии. Политика имеет собственные прагматичные законы, которые должны изучаться рационально. Принципы политики часто не совместимы с обыденной моралью и предполагают свою систему ценностей. Зарождается направление «реальной политики», у истоков которой стоял Никколо Макиавелли. · вопрос об обществе, позволяющем человеку всесторонне развиваться и достичь счастья. С опорой на учение Платона об идеальном государстве возникли учения Томаса Мора об Утопии и Томмазо Компанеллы о Городе Солнца. Это были проекты идеального общества, в котором люди равны и свободны, нет социальной несправедливости. Они отрицали индивидуализм, эгоизм и культ выгоды в пользу идеи коллективизма; государственное устройство идет не от Бога, а является результатом деятельности человеческого разума. · вместо средневековой идеи провиденциализма утверждается идея Фортуны: это социальная необходимость, в рамках которой действуют люди, ход истории определяется не Богом, а людьми; это удача, приходящая только к деятельному человеку. Возникла концепция роли выдающейся личности в истории. · идея законов исторического развития, воплощенная в теории исторического круговорота. По Н.Макиавелли, цикличное чередование форм правления монархия – тирания – аристократия – олигархия – народное правление – охлократия – монархия и заново. Этот круговорот не подчинен свыше установленной цели, но объясним действием Фортуны-необходимости.
ТЕМА 4. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ НОВОГО ВРЕМЕНИ Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.) |