|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Структура познавательного акта: субъект – объект – интенция (по работе Н.О. Лосского «Интуитивизм»)Познание возможно благодаря наличию трех моментов: 1) Некто познающий, субъект познания (субъект – лежащий в основании) 2) Нечто познаваемое, объект познания (объект – лежащий против или перед чем-то) 3) Некоторое отношение между субъектом и объектом, направленность субъекта на объект – интенция (интенция – стремление) Главным свойством субъекта, определяющим возможность познания, является единство познающего Я, т.е. единство ощущения и сознания в процессе познания мира. Единство познающего Я должно иметь трансцендентальную, т.е. сверхпространственную и сверхвременную, основу. Основными признаками объекта являются его противопоставленность субъекту и изменяемость в пространстве и времени. В человеке как субъекте познания живет некое сверхиндивидуальное Я, что и позволяет человеку быть одновременно и объектом, т.е. изменяться в пространстве и времени, и субъектом, т.е. стоять как бы над временем и пространством. Состояние интенции предполагает следующие ступени: - внимание, т.е. направление сознания вовне, на объект; - различение, т.е. выбор предмета, выделение его из общей массы вещей, из мирового целого; - осознание, т.е. представленность объекта в сознании в качестве идеального образа. Интенция выражает не свойства предметов, а свойства познания предметов. Игнорирование такого отличия ведет к солипсизму, т.е. представлению о том, что объект есть лишь комплекс субъективных ощущений, что он не существует вне нашего внимания, различения, осознания.
Проблема источника и методов познания в истории философии. Эмпиризм (сенсуализм) и рационализм как основные направления в теории познания. Апории как выражение иллюзорности чувственного опыта (на материалах апорий Зенона Элейского «Ахиллес и черепаха», «Дихотомия», «Летящая стрела») Классический эмпиризм Дж.Локка признает два рода опыта: внешний и внутренний. Первый связан с ощущением предметов внешнего мира и ведет к образованию «первичных» и «вторичных» чувственных качеств вещей: протяженности, величины, формы, цвета, вкуса, запаха. Второй вид опыта (рефлексия) связан с восприятием деятельности ума и душевных состояний личности: мышления, желания, совести, счастья, надежды, веры. Эмпиризм сталкивается с двумя существенными трудностями: 1. Каков критерий ощущения? Содержит ли в себе ощущение свойства объекта, свойства субъекта или того и другого вместе взятых? Объективный эмпиризм (Гоббс, Гольбах, Дидро), субъективный эмпиризм (Беркли, Юм), позитивный эмпиризм (Мах, Рассел). Как это возможно, если исходить из того, что все наши знания проистекают из опыта, тогда как бытие Бога, бессмертие души выходят за границы возможного человеческого опыта? 2. Источник знания – разум, в котором заложены врожденные идеи. Рационализм (Платон, Зенон, Декарт, Спиноза, Лейбниц) исходит из той предпосылки, что с помощью опыта нельзя обосновать критерий истинности наших знаний о мире (доказать объективность ощущений и объяснить механизм образования общих понятий, универсалий). «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах, кроме самого разума». Существует несколько путей снятия антиномии «эмпиризм-рационализм»: 1) растворение субъекта в объекте, например, самадхи (соединение) – метод познания, практикуемый в индийской философии, при котором Я настолько сосредоточивается на объекте познания, что растворяется в нем, сливается с ним. Экстаз (неоплатонизм) – это выход за рамки чувственных и рациональных органов познания и непосредственное соприкосновение с Единым. 2) включение объекта в субъект (Кант). 3) органическое единство субъекта и объекта – интуитивизм Лосского. 4) диалектическая взаимосвязь субъекта и объекта, чувственного и рационального – Гегель, марксистская теория познания. Самым радикальным и эффективным является первый путь – путь самадхи и экстаза, истинного слияния с миром, снимающего не только антиномию «эмпиризм-рационализм», но и проблему познания в целом (как воссоединение человека с миром).
Апории Зенона (от трудность) — внешне парадоксальные рассуждения на тему о движении и множестве, автором которых является древнегреческий философ Зенон Элейский (V в. до н. э.). Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.) |