|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Отношение философии к действительности. И.А. Ильин о связи философии с жизнью (по работе И.А. Ильина «Религиозный смысл философии»)
Философия является познанием действительного, а не потустороннего начала, которое, бог знает где, существует. Действительным может считаться только существенное, необходимое, разумное. Действительность, согласно Гегелю, есть ставшее непосредственным единство сущности и существования, или внутреннего и внешнего. «Что разумно, то действительно; что действительно, то разумно». Поэтому только философии и дано понять истинно действительное, ибо она с помощью разума постигает существенное. Между философией и жизнью существует самая прямая взаимосвязь, которую можно выразить таким соотношением: философия больше, чем жизнь – она есть завершение жизни. Но жизнь первичнее философии – она есть ее источник и предмет.
Философия как наука, основанная на предметном опыте, не только не чужда жизни, но связана с нею глубочайшею и драгоценною связью. Настоящая, большая философия, заслуживающая своего имени и ведущая к действительной мудрости, слагается в предметном переживании и верном познавании тех ценностей, через которые самая жизнь человеческая получает свой смысл и свое значение; она исследует то, ради чего человеку и человечеству только и стоит жить на земле; и исследование это требует от исследователя подлинной жизни в предмете. Философия родится в жизни духа и от духовной жизни. Поэтому тот, кто желает творить ее, должен прежде всего начать духовную жизнь; он должен быть духовно. Но духовное бытие есть такое состояние, в котором душа любит божественные предметы, радуется им и творит их. Поэтому философ должен прежде быть духом и действовать в духе; и только это может дать ему подлинный предметный опыт, энергию мысли и право на знание.
Предмет и метод истории философии. Соотношение истории философии с историей других областей знания (мифологией, религией, наукой, искусством т.д.). Г.В.Ф. Гегель о начале философии и её истории (по работе Г.В.Ф. Гегеля «Лекции по истории философии»)
При определении предмета философии и, соответственно, характера изложения историко-философского материала возможны два крайних подхода. Первый сводит философию к истории философских систем, т.е. рассмотрению многообразия философских имен, школ, учений в хронологической последовательности. Второй подход сводит предмет истории философии к анализу философских проблем, т.е. к рассмотрению философских учений в свете общих идей, в свете некой единой абсолютной истины как условия «научности» познания. История других наук не является частью этих наук. Философия и история философии имеют в своей основе один и тот же предмет – дух, размышляющий о своей природе, началах, целях. В философии истории мы не видим (при сохранении основного объема знаний) ни постоянства содержания, ни замены ошибочных, опровергнутых ходом исследований положений, на истинные. История философии обнаруживает себя как процесс постоянно возобновляющихся попыток изменения целого посредством тотальной критики, опровержения и ниспровержения предшествующих теорий, радикального сомнения и скепсиса в правомерности хотя бы одного философского положения.
Где начинается философия и ее история? Философия начинается там, где всеобщее понимается как всеобъемлющее сущее, или, иначе говоря, там, где сущее постигается всеобщим образом, где выступает мышление мышления. Началом философии в собственном смысле мы должны признать тот момент, когда абсолютное уже больше не существует как представление и когда свободная мысль не только мыслит абсолютное, но и постигает его идею, т. е. когда мысль постигает бытие (которое может быть также и самой мыслью), познаваемое ею как сущность вещей, как абсолютную целостность и как имманентную сущность всего на свете. для появления философии необходимо сознание свободы, то этот принцип должен лежать в основании характера народа, у которого философия получила начало. Народ, обладающий этим сознанием свободы, основывает свое существование на этом принципе, так как законодательство и все состояние народа имеет свое основание лишь в понятии, которое дух составляет о себе, в категориях, которыми он обладает. С практической стороны с этим связан расцвет действительной политической свободы; последняя появляется лишь там, где самостоятельный индивидуум, как индивидуум, знает себя всеобщим и существенным, где он обладает бесконечной ценностью, или, иначе говоря, там, где субъект достиг сознания личности и, следовательно, хочет без дальнейшего быть признанным самим по себе. Вследствие этой общей связи политической свободы со свободой мысли философия выступает в истории лишь там и постольку, где и поскольку образуется свободный государственный строй. Так как дух, если он хочет философствовать, должен расстаться со своим естественным волнением и погруженностью в материю, то он еще не может это сделать в том образе, с которого мировой дух начинает и который предшествует ступени этого разделения. Эта ступень единства духа с природой, которая, в качестве непосредственной, не представляет собою истинного и совершенного состояния, есть вообще сущность Востока; философия поэтому начинается лишь в греческом мире.
Фундаментальные культурно-исторические типы философии, их соотношение и характеристика. Основные направления и школы исторического развития философии. Основные принципы типологизации философских учений. Китайская, индийская и греко-римская философия (мусульманская, иудейская и христианская). Христианская философия делится на: латинскую схоластику и византийскую философию (западно-европейская и русско-славянская). Западно-европейская философия: - аналитическая философия (Рассел, Мур, Витгенштейн); - феноменология (Гуссерль, Мерло-Понти); - герменевтика (Дильтей, Хайдеггер, Гадамер); - структурализм (Фуко, Лакан, Барт, Деррида); - экзистенциализм (Ясперс, Хайдеггер, Сартр, Марсель, Камю); Русско-славянская философия: - экзистенциализм (Бердяев, Шестов); - софиология (Соловьев, Булгаков, Флоренский, Трубецкой); - метафизика всеединства (Хомяков, Соловьев, Франк, Карсавин); - интуитивизм (Лосский, Франк, Лосев) Греко-римская (античная) философия: - досократики: ионийская философия, италийская философия, милетская школа, пифагорейцы, элеаты. - софисты; - сократические школы: киренаики, киники, мегарики. - академики; - перипатетики; - стоики; - эпикурейцы; - скептики; - неоплатоники. 1. материализм и идеализм Материализм: - наивный материализм древних греков и римлян (Демокрит, Эпикур); - механистический материализм 17-18 вв. (Бэкон, Гоббс, Дидро, Гольбах); - антропологический материализм 18-19 вв. (Фейербах, Чернышевский); - вульгарный материализм середины 19 в., отождествляющий сознание с материей (Фогт, Мелешот, Бюхнер); - диалектический и исторический материализм (Маркс, Энгельс, Ленин) Идеализм (объективный и субъективный): - как мировой разум – панлогизм (Спиноза, Гегель) или мировая воля – волюнтаризм (Шопенгаузер); - как единая духовная субстанция – монизм (Шеллинг) или множество духовных начал – монадология, плюрализм (Лейбниц, Гартман); - как разумное логически постигаемое начало – рационализм (Декарт, Лейбниц, Гегель), как чувственное многообразие ощущений – сенсуализм, феноменолизм (Беркли, Юм, Мах) или как недоступное чувственным ощущениям и разумному познанию начало – иррационализм (Якоби, Шопенгаузер). 2. Натурализм и идеализм (Соловьев) Натурализм: - элементарный, или стихийный, материализм древних греков, где первоначалом является одна из материальных стихий (вода, огонь и т.д.) или их смешение и видоизменение. - гилозоизм, оживляющий материальную природу (натурфилософ 15-16 вв. Бруно). - механический материализм, или атомизм (Демокрит, Эпикур). Идеализм: критический или трансцендентальный (Кант) и догматический (Беркли), отдельно – мистицизм. 3. Бердяев предложил классифицировать философские учения на основе принципа противоположных, двойственных начал, определяющих постановку и решение основных проблем философии: 1) примат свободы над бытием или примат бытия над свободой; 2) примат экзистенциального субъекта над объективированным миром или примат объективированного мира над экзистенциальным субъектом; 3) дуализм или монизм; 4) волюнтаризм или интеллектуализм; 5) динамизм или статизм; 6) творческий активизм или пассивная созерцательность; 7) персонализм или имперсонализм; 8) антропологизм или космизм; 9) философия духа или натурализм. 4. Булгаков: 1) системы, исходящие из подлежащего или субъекта, «я», - системы идеалистические; 2) системы, исходящие из сказуемого, - панлогистические; 3) системы, исходящие из связки «есть», - реалистические.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.) |