|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Основные мотивы поступков и способы их обоснования в истории этикиВ любом поступке, наряду с осознанным мотивом, существуют еще и мотивы бессознательные, наряду с основным, или доминирующим, мотивом присутствуют сопутствующие, или второстепенные, мотивы. Поэтому при определении ценности поступка необходимо учитывать и выявлять весь спектр побуждений и воли. Первый мотив – желание блага себе – определяет в целом «этику эгоизма». Эгоизм включает в себя два момента: себялюбие и самолюбие. Исторически исходной, элементарной формой «этики эгоизма» явился гедонизм (удовольствие, наслаждение). Но всякое ли удовольствие есть благо? Эвдемонизм исходил из того, что благом являются лишь разумные удовольствия (не влекут за собой страдания, раскаяния и сожаления). Утилитаризм основывался на том, что нравственная ценность и мера удовольствия определяется их полезностью. Теория разумного эгоизма: человек может достичь собственного блага только стремясь к общему благу, желая блага другим. Перфекционизм (совершенство) – «этика совершенствования» - доводит до предела альтруистический смысл мотива желания собственного блага. Заботясь о благе души, человек перестает быть эгоистом, ибо думать о собственной душе – значит думать о благополучии других. Второй мотив – желание блага другому. Для того, чтобы реально желать блага другому лицу, необходимо умерить притязания на собственное благо. Формой такого смирения желания блага самому себе является аскетизм. «Этика альтруизма» исторически выступала в следующих формах: - христианская этика любви к ближнему; - этика сострадания; - этика долга или нравственных обязанностей; - этика благоговения перед жизнью. Третий мотив – желание зла другому. Сочетание мотива желания зла другому с мотивом желания блага другому. Этика «любви к дальнему» - желание зла ближнему (несовершенному, духовно выродившемуся человеку) во имя желания блага дальнему, «сверхчеловеку». Сочетание мотива желания зла другому с мотивом желания зла себе способно привести к этике «радикальной мизантропии» и «маниакального человеконенавистничества». Основанием такой этики может служить только некая сатанинская идея «проклятья жизни» и «триумфа смерти». Четвертый мотив – желание зла себе. Этическая ценность данного мотива проявляется прежде всего в сочетании с мотивами желания блага себе и желания блага другому. В первом случае речь идет о «дуалистической этике подвижничества»: желании блага собственной душе и зла собственной плоти. Во втором случае – об этике «радикального альтруизма». Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |