|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Образование и воспитание как основные категории философии образования. Формы соотношения образования и воспитанияМежду образованием и воспитанием возможны следующие формы их соотношения: противопоставление, соподчинение и тождество. Позиция противопоставления определяется моралистическим взглядом на образование. С этой точки зрения образование обычно рассматривается как развитие ума (познавательных способностей человека), обучение наукам, приобретение знаний. Воспитание же – как развитие «сердца», «культура души», обучение нравственным и духовным основам жизни. Причина данной противопоставленности кроется в противоречии между наукой и нравственностью, знанием и добродетелью, познанием мира и самопознанием человека. Л.Н.Толстой хорошо понимал, что воспитание и образование нераздельны: «Нельзя воспитывать, не передавая знаний; всякое же знание действует воспитательно». В этом смысле воспитание есть как бы «образование сердца», а образование – «воспитание ума». Такой подход, который в целом можно было бы назвать педагогическим, ведет к принципу соподчинения между образованием и воспитанием. И здесь возможны два варианта: либо образование является частью воспитательного процесса, либо, наоборот, воспитание рассматривается как раздел или часть образования. 1) Философия Просвещения с ее идеей «воспитания человеческого рода». Новиков выразил идею целостности воспитания следующим образом: «Воспитание имеет три главные части: воспитание физическое – образование тела, воспитание нравственное – образование сердца и воспитание умственное – просвещение или образование разума». 2) Гегель рассматривает воспитание как практическое или моральное образование наряду с образованием теоретическим или интеллектуальным. Характер соподчинения между образованием и воспитанием определяется потребностями педагогической практики, задачами школы. Сохраняющееся различие этих понятий вызвано несовершенством, ограниченностью самой идеи школы, не соответствующей духу жизни. В метафизическом смысле образование и воспитание тождественны. Основание этой тождественности – в изначальной культурной целостности школы и жизни, выражением которой является обряд инициации – сакральное посвящение в «знание жизни». Знание, открываемое в этом посвящении, является непосредственным источником поведения в жизни, прямым руководством к «воспитанию», преображению духа. Воссоздание целостного смысла, обоснование тождества воспитания и образования и является главной задачей философии педагогики.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |