АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Суд над Патриархом Никоном

Читайте также:
  1. Положение Православной Церкви в Польско-Литовском государстве после заключения Брестской унии. Восстановление православной иерархии Иерусалимским патриархом Феофаном ІV.
  2. Поставление патриархом Константинопольским как источник власти митрополита Киевского
  3. Суд над Патриархом Никоном (1660 г.)

В 1662г. в Москву прибыл Паисий Лигарид. Этого образованнейшего человека недавно отставили от должности Газского митрополита, и он мечтал проявить себя в столице России, угодить богатому царю. Началась откровенная травля бывшего патриарха, зачинателя реформ в Русской церкви. Лигарид, отвечая на 30 вопросов, составленных от имени боярина Стрешнева, обвинил Никона по всем статьям.

Царь созвал в конце 1662г. еще один Собор. Никон, окруженный сворой врагов, прекрасно понимал, как трудно будет ему бороться. В письмах он просил Алексея Михайловича помириться. Но то ли послания не доходили до монарших очей, то ли царь невнимательно читал их, то ли он окончательно решил уничтожить Никона как политического, государственного и религиозного деятеля, но ожидаемой реакции из Кремля затворник Воскресенского монастыря не дождался. Зато до него дошли слухи, что царь приказал архиепископу Рязанскому Иллариону составить полный список обвинений для суда против Никона и призвать на Собор восточных патриархов.

Перед Рождеством 1662г. Никон отправился в Москву. Он хотел встретиться и примириться с царем. Это был последний шанс избегнуть избиения на судебном Соборе. Холодной Рождественской ночью прибыл Никон в Москву, праздничной ночью, но подарка от Судьбы он не дождался. Верные люди сказали, что царь не будет встречаться с ним. Кому служили эти люди верой и правдой — сказать трудно. Но последняя попытка поладить с царем закончилась унизительным поражением, и в ту же ночь Патриарх Никон отправился в свою обитель.

Не успел Патриарх Никон пережить события печальной Рождественской ночи, написать свои язвительные ответы греку Лигариду, как ему вновь стал докучать назойливый и злой боярин Боборыкин. Именно он претендовал на земли вокруг Воскресенского монастыря. Никону не повезло с Боборыкиным вдвойне. Люди боярина занимали земли патриарших крестьян и устраивали побоища, чувствуя силу за собой, а Никон не мог доказать, что земли принадлежат ему по праву, что даже сам царь одобрил решение патриарха поставить в этих краях монастырь. И Никон взорвался, не выдержал.

Летом 1663г. он произнес в адрес Боборыкина такую двусмысленную анафему, что ее можно было применить и к Алексею Михайловичу со всем его семейством. Боборыкин поспешил к царю. Алексей Михайлович срочно позвал архиерея, рассказал обо всем и, обливаясь горючими слезами, воскликнул: «Пусть я грешен; но чем виновата жена моя и любезные дети мои и весь двор мой, чтобы подвергать такой клятве?».Архиерей с трудом успокоил царя, после чего подготовка к созыву Собора продолжилась с еще большим рвением.

В мае 1664г. в Москву поступили письма от восточных патриархов, которые не смогли приехать на Собор, зато ответили подробно и обстоятельно на все вопросы, касающиеся дела Никона. Его поведение они осудили, известив царя о том, что русский Поместный собор имеет право своей властью решить все вопросы, возникшие в Русской церкви.

Но Алексею Михайловичу хотелось большего. Авторитет Никона неуклонно возрастал в народе и среди священнослужителей. Кроме того, царь сомневался в победе своих союзников на Соборе. Он вновь отправил на Восток послов с убедительной просьбой уговорить патриархов прибыть в Москву. Никаких денег царь не жалел: Никона нужно было уничтожить!

Некоторые историки считают Алексея Михайловича человеком нерешительным, склонным к полумерам. Но продолжавшаяся несколько лет подготовка и проведение Собора по делу Никона говорят о том, что полумерами в принципиальных вопросах царь не довольствовался. Упрямое желание его призвать на Собор восточных патриархов говорит еще и о том, что царь не доверял своим союзникам в деле против Никона — боярам и духовенству.

Между тем Никон стал нервничать. В ноябре 1664г. он поддался на уговоры боярина Зюзина и решил вернуться в Москву... патриархом! Хотя доводы боярина были так слабо аргументированы, что поверить в них мог разве что ребенок. 1 декабря Никон явился в Успенский собор, участвовал в богослужении как патриарх и отправил в царский дворец человека с сообщением для государя о своем приходе. Но разве мог царь прибыть к Никону в Успенский собор 1 декабря 1664 года?! Конечно же, нет! Царь не вышел к нему. Никон покинул Москву. Наконец-то он понял, что опала его окончательна и возврата к прошлому не будет.

Зюзина пытали, приговорили к смертной казни, но царь отменил приговор боярского суда, и его сослали в Казань. Не очень суровое наказание! Впрочем, странно в этом деле не наказание Зюзину, а то, как удалось Никону со свитой монахов незамеченными проехать несколько десятков километров и явиться в Успенский собор. Любой противник низвергнутого патриарха наверняка бы выставил охрану у ворот монастыря, лазутчиков, осведомителей. Наверняка так и было, особенно если учесть, что люди Боборыкина постоянно отслеживали все перемещения в Воскресенской обители.

Незамеченным Никон не смог бы проехать от берегов Истры к Боровицкому холму, и последующие события косвенным образом подтверждают это. А значит, царь знал о поездке Никона с того момента, как карета опального владыки выехала из монастыря. Почему же он не остановил это действо в самом начале? Может быть, потому, что последующая сцена в Успенском соборе была спланирована союзниками царя и санкционирована им?

Никон вернулся в Воскресенский монастырь опустошенным, разбитым. Ему оставалось покорно ждать Собора и надеяться лишь на Бога. Не зная, к кому обратиться за помощью, Никон совершил еще одну ошибку. Он написал письмо о своей распре с царем, раскритиковал Уложение 1649г., осудил политику царя, изложил нелицеприятное мнение о Паисии Лигариде... и передал письмо своему родственнику. Того схватили люди, зорко следившие за монастырем. Содержание письма возмутило царя, но он даже после этого не созвал Собор. Он мечтал не только о полной победе над Никоном, но еще об одной важной победе, о которой, быть может, не догадывались его союзники-бояре и священнослужители...

Затянувшееся судебное дело Патриарха Никона самым непосредственным образом сказалось на расколе в Русской Православной церкви. Противники нововведений в обрядах и исправлений в книгах все смелее стали проявлять свое недовольство в Москве и в других городах. Казалось бы, царь должен был забыть обиды, вернуть на патриаршую кафедру Никона, который активно начал реформы и мог довести их до логического завершения, не допустив в России того, что произошло в других странах Европы, где реформационные процессы в Церкви сопровождались братоубийственными войнами и гибелью сотен тысяч людей. Алексей Михайлович не мог не знать, что у него под носом, в столице России разрастается раскол, что к недовольным реформой Никона стали примыкать некоторые иерархи и члены известных боярских семей, что раскольникам симпатизировали даже в царской семье! Никон наверняка мог надеяться на то, что царь призовет его к себе. Но государь обратился не к Никону, а к созванному весной 1666г. Собору.

Этот религиозный форум признал реформу Никона правильной, осудил раскольников и самих знаменитых приверженцев раскола, лишил их священных санов. Сразу после Собора все осужденные, кроме протопопа Аввакума и дьякона Федора, покаялись и были прощены. Но эта победа сторонников реформы пользы Никону не принесла. Дело самого Никона не разбиралось, союзники Алексея Михайловича копили силы. Осенью в Москву прибыли патриархи Александрийский Паисий и Антиохийский Макарий.

Патриархи Константинопольский и Иерусалимский прислали в столицу письма, в которых выразили полное доверие своим коллегам и согласие на суд над Никоном. «Великий собор» одобрил реформу Никона, а затем занялся его делом. В роли обвинителя выступал царь. Со слезами на глазах он перечислил все нанесенные ему, Русской Православной церкви и государству «обиды». Никон защищался яростно и грубо.

Досталось в его высказываниях всем, особенно восточным патриархам. «Ходите по всей земле за милостыней!» — сурово повторял обвиняемый. Многие присутствующие на соборе относились к приездам восточных патриархов и митрополитов с иронией, но держали эту иронию в себе. Никон на «великом соборе» не сдерживал своего гнева. Собор единодушно снял с него патриаршество и священство и отправил осужденного в ссылку в Ферапонтовский Белозерский монастырь.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)