АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Сословная структура Российской империи во второй половине XVIII в

Читайте также:
  1. B) социально-стратификационная структура
  2. I Таможенное право Российской Федерации
  3. I. Российская империя в первой половине XIX века. (Александр I, декабристы, Николай I ).
  4. II региональный тур Всероссийской студенческой олимпиады
  5. III. СТРУКТУРА И ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРИХОДА
  6. V2: Культура Российской империи второй половины XIX – начала ХХ вв.
  7. V3: Распад СССР и формирование новой российской государственности
  8. VI. Рыночный механизм. Структура рынка. Типы конкурентных рынков
  9. VIII. Формирование и структура характера
  10. X. Реформирование Петром I хозяйственной жизни страны и характерные черты социально-экономического развития России в первой четверти XVIII в.
  11. XVII-XVIII вв.
  12. XVII-XVIII веков

На протяжении XVIII в. происходили подвижки и в социальной структуре российского общества. Благородное российское шляхетство (дворянство), которое было главной опорой самодержавия, после петровского указа 1714 г. о единонаследии окончательно слилось в единое сословие - дворянский класс. В XVIII в. постоянно расширялись его политические и экономические права и привилегии. Если при Петре I дворянская служба государю была пожизненной, то уже в 1731 г. ее срок был ограничен 25 годами, а с 1740 г. дворянам было предоставлено право выбора военной или статской службы, и, наконец, в 1762 г. Манифест о вольности дворянской вовсе освободил благородное сословие от обязательной службы. Помимо политических прав, российское дворянство получало и экономические привилегии: с 1753 г. оно стало обладать монополией на доходное винокурение, с 1762 г. был введен свободный экспорт хлеба, во второй половине столетия продолжались массовые раздачи поместий с крестьянами лицам, близким ко двору, почти безвозмездно в руки дворян передавались из казны промышленные предприятия. Неподатное население страны к концу века распределялось следующим образом: дворянство насчитывало 766 тыс. человек, духовенство - 220 тыс., к ним примыкали также мелкие чиновники и другие категории (около 6% населения), в армии и на флоте проходили службу около 400 тыс. человек (2,2%). Несшие бремя государственных налогов и повинностей городские сословия (купечество и мещанство) составляли до 1,5 млн человек (около 4,5%). Основной частью податного населения России - 32,6 млн человек (почти 90%) были крестьяне, делившиеся па частновладельческих, т.е. дворцовых и помещичьих (до 55%), и государственных (около 30%).

Происходило также становление новой категории посессионных крестьян (приписанных или купленных к заводам). После секуляризации владений церкви в 1764 г. в разряд экономических (государственных) крестьян были переведены до 1 млн душ мужского пола. В то же время постепенно нарастал процесс проникновения крестьян в городские сословия. Правительство принимало меры по его сдерживанию, но они не могли остановить рост городов, как правило, возникавших на месте торгово-промышленных сел. По данным на 1785 г. в стране было учтено 216 новых городов, появившихся с середины века.

Введение подушной подати в петровскую эпоху лишь временно смогло решить проблему сбора государственных доходов и наполнения казны. Уже в период правления Екатерины II внутриполитические преобразования, активная внешняя политика и постоянные войны, а также содержание пышного императорского двора требовали колоссальных финансовых затрат, которые не могли быть покрыты собираемыми казной доходами. К концу XVIII в. дефицит государственного бюджета превышал уже астрономическую по тому времени сумму в 200 млн руб. Полное расстройство финансовой системы империи прежде всего отражало истощение возможностей крепостнической экономики страны. Усиление соляной и винных регалий (государственных акцизов на продажу соли и вина), в том числе удвоившийся питейный доход, а также пятикратное увеличение размеров оброка с казенных крестьян (до 3 руб. в 1790-е) уже не могли дать желаемого результата.

С 1769 г. в России впервые вместо металлических (серебряных и медных) монет в обращение были выпущены бумажные деньги - ассигнации. В том же году в Петербурге и Москве были созданы ассигнационные банки, которые должны были обменивать бумажные деньги на медные. Однако для погашения бюджетных расходов уже к 1786 г. в результате эмиссии было выпущено в обращение такое количество ассигнаций, из которого лишь половина могла быть покрыта медными деньгами. В этом же году на основе слияния двух прежних банков учреждается Государственный ассигнационный банк, имевший уже чисто кредитные функции. Между тем поток обесценивавшихся ассигнаций в 1790-е гг. все возрастал, а попытка их изъятия из обращения, предпринятая Павлом I в 1797 г., не увенчалась успехом. Лишь к середине следующего столетия финансовую систему России удалось стабилизировать.

В российской экономике XVIII в. доминирующее положение занимало сельскохозяйственное производство. Однако оно мало изменилось по сравнению с концом предыдущего столетия, прочно сохраняя малоэффективные экстенсивные формы производства. Постепенно происходил процесс введения в сельскохозяйственный оборот новых земель. Земледелие становится одним из основных занятий в Области Войска Донского. Традиционными орудиями труда русского крестьянина оставались соха, борона и серп. В период петровских реформ предпринимались попытки ввести новшества; использовались соха с отвалом и плуг. Совершенствовалась структура сельскохозяйственных культур. Наряду с рожью, овсом и ячменем, являвшимися традиционными видами, все больший вес стали приобретать пшеница, гречиха и просо. Вводились и новые сельскохозяйственные культуры: картофель, табак, виноград. Начали выращивать тутовые и фруктовые деревья. Наблюдалось увеличение производства как продовольственной, так и фуражной продукции. Выделяются регионы, где главное место занимает животноводство, расширяется его специализация. В Архангельской и Вологодской губерниях преобладает мясомолочное хозяйство (холмогорская порода коров), а в Центрально-Черноземном районе возникают крупные конные заводы (примером тому служит основанный в 1776 г. графом А. Г. Орловым конный завод в Воронежской губернии, где была выведена знаменитая порода рысаков). Выводятся новые породы скота: молочные коровы и овцы-мериносы. Важным центром товарного животноводства была Левобережная Украина.

В XVIII в. ведущим становится дворянское землевладение, основанное на крепостническом труде. Только в Петербургской губернии за первые 40 лет XVIII в. было роздано около 1 млн десятин земли с крестьянами. В последней четверти столетия в Крыму и степях Таврии в частное владение было отдано не менее 625 тыс. десятин земли. При этом следует учитывать, что в первой половине XVIII в. права дворянства на собственность, в том числе и земельную, не были полными. Государство не только регламентировало правомочия собственников, разрешая им не столько распоряжаться землей, сколько ею владеть, но и часто прибегало к ее конфискации (отписывало в казну). Лишь во второй половине столетия поместья стали превращаться в товар, причем происходило это с одновременной разработкой в русском праве самого понятия собственности. В результате введения поместного землевладения в торговый оборот происходило перераспределение собственности; получил распространение залог земель в кредитные учреждения. К началу XIX в. дворяне заложили около 15% всех крепостных крестьян. Эксплуатация крепостного труда и связанный с ней рост повинностей на протяжении столетия значительно усиливались. Наблюдался, особенно в нечерноземных районах с их неразвитым сельскохозяйственным производством, постепенный переход от барщины к денежному оброку, размер которого постоянно возрастал. Барщина оставалась доминирующей формой повинности в плодородных регионах России - на Украине и в Поволжье. В то же время при всей тяжести натурального и денежного оброков эта форма ренты не сказывалась столь губительно на крестьянском хозяйстве, как отработочная (барщина и месячина). Крепостнические порядки не способствовали развитию агротехнической культуры крестьянского хозяйства. Практиковавшаяся веками паровая система земледелия с трехпольным севооборотом во второй половине столетия уже не удовлетворяла нужды сельского хозяйства. Крестьянин нередко был вынужден продавать не только излишки, но и необходимую для воспроизводства часть продукции. Медленно крестьянское хозяйство становилось на путь мелкого товарного производства. В Центральном промышленном районе страны получили развитие текстильное и полотняное производство. Особенно славились торгово-промысловые села Московской и Владимирской губерний, продукция которых - полотно и хлопчатобумажные ткани - шла как на внутренний, так и на внешний рынок.

Кризис крепостнических отношений в сельском хозяйстве проявился в снижении доходов помещиков, что вынуждало их проявлять заинтересованность во внедрении агротехнических достижений. В 1765 г. для этой цели было создано Вольное экономическое общество, призванное способствовать распространению новшеств в этой сфере. Однако большинство помещиков сохраняли традиционные формы землепользования, а для повышения производительности своего хозяйства лишь усиливали крепостническую эксплуатацию.

Несмотря на неблагоприятную конъюнктуру с 1725 по 1762 г., в экономике не наблюдалось упадка и застоя. Наоборот, в некоторых отраслях промышленности были достигнуты значительные успехи. Благодаря развитию горнозаводской промышленности к середине XVIII в. Россия вышла на ведущие позиции в мире по выплавке чугуна. Если в 1725 г. в стране действовал 31 металлургический завод, то в 1750 г. эта цифра увеличилась до 74. К этому времени спрос на русское железо достиг 100% всей производимой продукции. В выгодное металлургическое дело активно вкладывали свои капиталы дворянские предприниматели - братья Шуваловы, Воронцовы, С. П. Ягужинский. Эффективными были суконное, кожевенное и бумажное производство. Так, в конце 1740-х гг. ввоз сукна из-за рубежа был полностью прекращен. К 1750 г. были построены 62 новые текстильные мануфактуры, а через 10 лет текстильные предприятия составляли более половины всех действующих в стране. Внутри текстильной отрасли первое место принадлежало льняной промышленности, за ней шли суконная и шелковая. Мануфактуры стали возникать вблизи источников сырья - под Воронежем, в Иванове, Иркутске и других районах. В середине столетия доминирующее положение в промышленности стало занимать купечество. Так, в 1740-1770-е гг. купцами было построено 79 заводов. Государство поощряло мануфактуристов и заводчиков: передавало им на льготных условиях казенные предприятия, выдавало льготные денежные ссуды, вводило высокие таможенные пошлины на экспортные товары.

Быстрый рост промышленности еще в первой четверти XVIII в. обострил проблему найма рабочей силы. Нехватка рабочих рук и сохранение крепостничества привели к использованию принудительных мер. В соответствии с указами 1736 г. мануфактуристы получили право "навечно закреплять" обученных мастеровых, покупать без земли "на вывод" деревни с государственными крестьянами, а также принудительно направлять на фабрики и заводы нищих и бродяг. Таким образом, в отличие от развития свободного рынка труда в Европе в России шло интенсивное закрепощение рабочей силы. Численность приписных и посессионных работников в несколько раз превышала численность вольнонаемных, особенно принудительный труд преобладал в металлургической промышленности Урала и Сибири, куда ссылались провинившиеся мастеровые. В начале 1760-х гг. использование вольнонаемного труда в промышленности вновь стало возрастать: с 1760 г. была прекращена практика приписки крестьян к заводам, а с 1762 г. запрещалась покупка крепостных для заводчиков из недворян.

К концу XVIII в. в России действовало 167 горных заводов, обслуживаемых 80 тыс. рабочих, и до 2100 предприятий обрабатывающей промышленности, на которых трудились около 82 тыс. рабочих (из них 32 тыс. были вольнонаемными). В последней четверти XVIII в. упало значение металлургических центров Урала и частично старого русского Тульско-Калужского района. В то же время обрабатывающая промышленность переживала подъем, работая не только на внутренний, но и на внешний рынок. В этой сфере шел процесс становления мануфактуры из мелкого товарного производства, в целом характерный для развития всей отечественной промышленности во второй половине XVIII в. Стимулом для роста промышленного предпринимательства являлись льготы, предоставляемые купечеству правительством. Так, в 1766 г. купцы были освобождены от рекрутской повинности, которая заменялась уплатой фиксированного денежного взноса, а в 1775 г. им было разрешено заводить предприятия без согласования с властями. Показательным признаком являлось растущее применение вольнонаемного труда. За вторую половину XVIII в. численность вольнонаемных рабочих возросла вдвое, и они играли определяющую роль в отраслях легкой промышленности. Вместе с тем в полотняной и суконной промышленности, где доминировал дворянский капитал, преобладал принудительный труд.

Серьезные сдвиги в развитии производительных сил, углубление процесса общественного разделения труда содействовали развитию внутренней торговли. Центрами торговли были Москва, Астрахань, Великий Новгород, а также крупные ярмарки: Макарьевская на Волге, Коренная под Курском, Троицкая на Урале, Ирбитская в Сибири, Свенская на Брянщине, Нежинская на Украине и менее крупные ярмарки и торжки на перекрестках торговых путей. К концу века уже 28 ярмарок имели общероссийское значение, а количество торговых базаров и ярмарок регионального значения повсеместно увеличилось за полстолетия вчетверо. Важную роль посредников в торговом обмене между центром и окраинами играли также города Украины и русского Севера. Центром всероссийского рынка по праву считалась Москва, насчитывавшая во второй половине века до 400 тыс. жителей. Московских купцов и их скупщиков можно было встретить в большинстве городов империи.

В развитии всероссийского рынка большую роль сыграла отмена с 1 апреля 1754 г. внутренних торговых пошлин и таможен. В этом же году впервые в России были учреждены Дворянский и Купеческий заемные банки. Доходное занятие торговлей и промыслами способствовало увеличению прослойки так называемых "капиталистах" крестьян, в том числе и в среде крепостных. Так, некоторые из крестьян графов Шереметевых и Орловых приобретали землю и собственных крепостных в обход закона на имя либо подставных лиц, либо своих господ.

К середине XVIII в. значение внешней торговли выросло. Россия стала занимать важное место на мировом рынке. Ежегодный экспорт русского зерна составлял 70 тыс. четвертей стоимостью 114 тыс. руб. серебром. В 1760-1780-е гг. после отмены ограничений на экспорт зерна известная согласованность уровня хлебных цен в разных районах страны свидетельствовала о формировании всероссийского хлебного рынка. Экспорт российского хлеба за вторую половину столетия вырос в 11,5 раза, составив 3 млн руб. В сфере внешней торговли доминирующими оставались связи России с Англией, нуждавшейся в российском корабельном лесе, хлебе и железе, а также Швецией, Францией, Пруссией и Китаем. К концу века широко импортировались товары, пользовавшиеся спросом в торгово-промышленных и дворянских кругах. С проникновением русского капитала на среднеазиатские рынки в страну начали поступать восточные ткани, драгоценные металлы, каракуль. В 1726 г. суммарный экспорт российской продукции (через Петербург, Архангельск и Ригу) оценивался в 4,3 млн руб., а из-за границы ввозилось товаров на 2,1 млн руб. Таким образом, внешнеторговый баланс страны был активным. Внешнеторговый оборот России за вторую половину XVIII в. (с 1755 по 1796) вырос с 14 млн до НО млн руб. при сохранении активного торгового баланса (в 1755 г. вывоз составлял 7,5 млн руб., а ввоз - 6,5 млн. руб.; в 1796 г. соответственно - 67,7 млн и 41,9 млн руб.), в целом же оборот внешней торговли вырос но сравнению с XVII в. в 19 раз. В условиях разложения крепостнической экономики Россия все более втягивалась в мировой рынок.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)