|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Первая церковная реформаВ 1653г. Никон начал проводить церковную реформу, заменил в одной из молитв 12 на 4 земных поклона. Это было сделано будто бы для того, чтобы посмотреть на реакцию оппонентов. Она последовала тут же. Московские священники во главе со Стефаном Внифатьевым, Иваном Нероновым и Аввакумом, пользовавшимся влиянием в царском дворце при патриархе Иосифе, но утратившим свои позиции, объявили нововведение Никона еретическим и подали на него челобитную царю. Алексей Михайлович поддержал патриарха. Борьба Никона с противниками быстро разгорелась, хотя раскола еще не было. На духовном Соборе протопоп Неронов вступился за незаслуженно оговоренного по доносу Логгина. Защищая его, он не сдержался и сказал все, что думает о Никоне. Неронова сослали в монастырь. Аввакум, человек потрясающей силы духа, переругался со священнослужителями Казанского собора и отправился молиться в небольшой сарай, громко повторяя, что иной раз и конюшня лучше церкви. Его сослали в Тобольск. Никон понял, что одними приказами задуманное дело он не завершит, а лишь наживет себе врагов. Поэтому он решил созвать в Москве в 1654 г. духовный Собор. Алексей Михайлович поддержал его. Собор постановил послать в Константинополь 26 вопросов по интересующей Москву проблематике. Патриарх Паисий ответил: «Не следует и ныне думать, будто наша православная вера развращается от того, если один говорит свое следование немного различно от другого в несущественных вещах, лишь бы только согласовался в важнейших, свойственных соборной церкви». Далее следовало строгое поучение, в котором патриарх Константинопольский отчитывал патриарха Московского за многочисленные нарушения, допускаемые в православных русских церквах и изъявлял желание, «чтобы все это исправилось». Никон вновь созвал Собор, пригласив Антиохийского патриарха Макария, Сербского патриарха Михаила и молдаванского и никейского митрополитов, которые прекрасно воспользовались предоставленной возможностью указать русским православным на их серьезные ошибки и возвысить тем самым себя лично над русскими священнослужителями. Особенно выделялся в хоре важных учителей голос Макария. Он решительно заявил, что «мы приняли предание изначала веры от св. апостол и св. отец и семи соборов творить знамение честного креста тремя первыми перстами десной руки, и кто из христиан православных не творит крестного знамения по преданию восточной церкви, сохраняемого от начала веры до сих пор, тот еретик и подражатель арменов; того ради, мы считаем такового отлученным от Отца и Сына и Св. Духа и проклятым». Никейский митрополит был еще строже, но сказал, что на тех, кто крестится двумя перстами, а не тремя, «пребудет проклятие трехсот восьмидесяти св. Отец, собиравшихся в Никее, и прочих соборов». В Москву прибыл вторично посланный на Восток Арсений Суханов. Он доставил в столицу около 500 древних фолиантов, и Никон, официально поддержанный Византийской церковью, организовал из киевских и греческих священнослужителей группу по исправлению книг. Казалось, он все делал верно. В 1655г. вышла первая исправленная книга «Служебник». Работу зачитали на Соборе, ее одобрили патриарх Макарий и митрополит Сербский Гавриил. Никон занялся исправлением обрядов. В Москву дошли слухи о том, что многие русские люди недовольны нововведениями. Никон никак не реагировал на тревожные вести. Он продолжал реформы, созывая по любому вопросу соборы. Авторитет Никона, его воля делали свое дело: в 1653—1658гг. серьезных противников нововведений не было за исключением разве что протопопа Ивана Неронова. Сосланный в Спасо-Каменский монастырь, он не прекратил борьбу, восстанавливая людей Севера против патриарха. Ссыльному протопопу удалось бежать, он прибыл в Москву, скрывался у надежных людей, продолжая борьбу. Поддержанный Восточной церковью и Папой Римским, Никон был абсолютно уверен в правильности избранного им пути и в конечной победе. Только этим можно объяснить непростительное для крупного политика пренебрежительное отношение к своим противникам, которые появились у него еще в 1653г., когда московские священники подали царю челобитную «против Никона в защиту двоеперстия, хотя двоеперстие стало возбраняться лишь с 1655—1656 годов». Да и ропот «снизу» — от прихожан — должен был насторожить Никона, заставить его подкорректировать свои действия... Впрочем, оценивая деятельность Никона-реформатора и последствия его деятельности на этом поприще, необходимо помнить о том, что серьезные религиозные реформы во всех странах и во все времена сопровождались крупными социальными волнениями. Русский раскол начался, когда Реформация в Западной Европе стала уже угасать. В 1655—1656гг., когда Никон повел борьбу с двоеперстием, в Москве отреагировали на это без лишнего волнения. Поклонники старинной обрядности считали нововведения Никона ересями, патриарх Московский называл еретиками своих противников. У противоборствующих сторон были союзники во всех слоях общества. Сочувствовала старине царица Мария Ильинична Милославская. Немало противников нововведения было и в других городах, но на открытое возмущение при Никоне не решался никто. Лишь монахи Соловецкого монастыря в 1657г. высказались против реформы, но ни патриарх, ни царь в тот год не подумали о том, какую мощь несет в себе протест монахов и какую роль сыграет эта обитель в деле раскола. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |