|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Определение текста в психолингвистике. Функции текста в человеческой деятельности. «Скважины» в тексте. Понятие «сотворчества» читателя и автора текстаВ настоящее время в лингвистике насчитывается более трёхсот определений текста. Текст как сложное семантическое образование обладает рядом психолингвистических характеристик, отсутствующих у слова, словосочетания или фразы. К их числу относятся цельность, связность, эмотивность,, прецедентность, скважность. Кроме того, в тексте сохраняются следы невербального поведения участников коммуникации, и он обладает большой степенью интерпретативности (реципиенты могут извлечь из него много смыслов). В этом определении отмечаются целостность текста, связность его элементов и функциональная направленность. (При этом, правда, предпо лагается, что текст существует только в письменной форме.) Отражение в тексте действительности предполагает наличие затек- ста — фрагмента действительности, описанного в тексте. Затекст при сутствует в тексте неявно — как отсылка к реальным событиям или явлениям. По сути, целью текста является описание затекста Подтекст — скрытая информация, извлекаемая из текста. Это про исходит благодаря ассоциативности его единиц и их способности к приращению смыслов. Характерен для художественной лит-ры. При восприятии текста он как бы монтируется в сознании читателя из последовательно сменяемых друг другом отрезков, относительно законченных в смысловом отношении. Затем происходит сопоставление элементов текста. После этого в процессе осознания структуры содержания текста как целого возможна перестройка их первоначального соотношения (так, при чтении детектива читатель мо жет переосмыслить первоначальные представления о роли Персонажей в описанных событиях). Параллельно происходит осознание некоторо го общего смысла (концепта), текста, который в значительной степени формируется в процессе опознания его возможного подтекста. Возника ющая у читателя проекция текста (термин отечественного библиопси- холога Н.А. Рубакина) является результатом включения содержания текста в смысловое поле реципиента. В отношении восприятия (и принятия) смысла художественного тек ста справедливой является гипотеза, высказанная ещё в 1892 г. Эми лем Геннекеном,который предполагает, что читатель по своим психологическим характеристиками похож на писателя, книги которого ему нравятся. Проведённые эксперименты по проверке этой гипотезы позволили уточнить и переформулировать в виде двух гипотез: -Писатели и читатели определённого литературного жанра обла дают некоторыми сходными чертами психики, отличающими их от пи сателей и читателей другого литературного жанра. -Существуют особенности психики, отличающие писателей вообще от читателей в целом. Используя термины Геннекена, можно сказать, что «творческая способность» имеет качественное отличие от «воспринимающей способности» При понимании текста реципиенту необходимо объединить несколько высказываний в одно смысловое целое. При этом так на зываемая пошаговость восприятия языкового материала предполагает и последовательную обработку поступающей информации, и интегра цию смысла текста. Но ни один текст нельзя построить, объясняя каждое слово, ни в одном тексте нельзя сказать всего. Психолог Н.И. Жинкин обнаружил, что между предложениями существуют разрывы и в этих разрывах содержится та информация, которую человек уже имеет (или должен, по мнению автора, иметь). Когда мы говорим или пишем, то обязательно предполагаем, что какая-то часть информации нашему адресату известна, и помещаем ее в “ скважины”. Содержание текста становится понятным только тогда, когда читатель или слушающий может самостоятельно заполнить эти смысловые «дырки», когда в его мышлении содержится «как бы внутренний текст “Скважиной” может оказаться и содержание предыдущего текста, и значение слова, и аллюзия, и скрытая цитата и многое другое. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |