АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Идеалистическое понимание истории

Читайте также:
  1. III.2.1. Первый (ионийский) этап в древнегреческой натурфилософии. Учение о первоначалах мира. Миропонимание пифагореизма
  2. XVI-XVII вв. в мировой истории. «Новое время» в Европе
  3. Билеты по истории.
  4. Вера и понимание в контексте коммуникации
  5. Взаимопонимание между интеллектами
  6. Внести ясность в понимание собственности
  7. Вопрос №5. Понимание и толкование иностранного права
  8. Восприятие и понимание в процессе общения.
  9. ВОСПРИЯТИЕ И ПОНИМАНИЕ ЛЮДЬМИ ДРУГ ДРУГА
  10. Восприятие и понимание человека человеком.
  11. Глава 2. Миропонимание, мировоззрение: типы
  12. Гуманизм и его историч. формы. Права, свободы и обязанности чел, их понимание в истории философии.

Идеалистическое понимание истории – мировоззрение, которое в противоположность материалистическому пониманию истории видит основную силу общественного развития в идеях, теориях, в сознании людей и т. д. Материалисты до Маркса в объяснении общественных явлений оставались на идеалистических позициях. Они ограничивались лишь материалистическим истолкованием явлений природы, не будучи в состоянии распространить свой материализм на познание общественных явлений. И. п. и. имеет гносеологические корни, заключающиеся в трудности различения объективных факторов истории, скрытых в глубине процессов материального производства, и выступающей на поверхности исторических событий роли идей, сознательной деятельности выдающихся личностей. И. п. и. имеет глубокие соц. корни и причины – это классовые интересы, побуждающие создавать теории, выгодные эксплуататорам, оправдывающие их цели и политику. Следует учитывать, что на основе и в рамках И. п. и. могли создаваться теории, отражающие прогрессивные для своего времени классовые интересы, а также чаяния народных масс, их мечты о лучшем будущем (социальные утопии), ибо до возникновения марксизма И. п. и. было не просто господствующим, но вообще единственным и единственно возможным пониманием истории. Концепции И. п. и. многообразны:

1. С древн. времен господствовал взгляд, согласно которому историч. события непосредственно определяются волей богов, божественным провидением, судьбой, фатумом. 2. В противовес этим теологическим взглядам просветители и материалисты 17—18 вв. выдвинули утверждения о сознательной деятельности людей, которые по своей воле устанавливают соц. порядки (Теория общественного договора, «мнения правят миром»). При этом в качестве определяющей силы истории у них выступает общественное сознание людей данной эпохи. История рассматривалась ими как результат стечения счастливых и несчастливых случайностей, а не как закономерный процесс (Фейербах утверждал, что периоды в истории человечества отличаются один от другого лишь переменами в религии).

3. Позже приобрели распространение антропологические теории, как прогрессивные (Фейербах, Чернышевский), так и субъективистские, волюнтаристские (народничество). 4. Развитие промышленности и естествознания породило концепции, переносящие на об-во биологические закономерности (Конт, Спенсер), привлекло внимание к отдельным материальным условиям жизни об-ва — географической среде, народонаселению (мальтузианство).

И. п. и. распадается на два основных направления. • Одно из них объясняет общественное развитие деятельностью «абсолютной идеи», «мирового разума», сверхиндивидуального сознания и т. п. К этому направлению принадлежит, например, Гегель. Мистическая «абсолютная идея» —творческое начало, которое управляет жизнью народов, государств, движет общество вперёд. • Представители другого направления объясняют общественное развитие деятельностью, волей субъекта, отдельной личности, приписывают лишь ей творческую роль в истории. К их числу относятся, например, левые гегельянцы в Германия (братья Бауэры), народники в России. Народники считали, что историю делают «герои», «критически мыслящие личности», которых они противопоставляли массе, народу, презрительно именуя его «толпой».


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)