|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Проблема истины в философии: скептицизм Пиррона, Секста Эмпирика, Ф. БеконаСкептицизм: мир познаваем до некоторой степени. Скептицимзм - философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надёжности истины. Скептики объявляют мир непознаваемым, по существу, оставляя человека наедине с самим собой. Они считают, что спокойствие духа можно достичь и в неизвестном, непонятном для человека мире: мы действительно вынуждены жить и хотим быть счастливыми в мире, который не можем до конца познать. Сомневались во всем, опровергали догматы других школ, но и сами ничего не утверждали. Скептики отрицали истинность любого познания и отбрасывали любые доказательства. Чувства сами по себе не несут в себе истины. Чувства не могут судить сами о себе, а потому они не могут устанавливать, истинны они или ложны. Пиррон из Элиды (ок. 360 - 280 до н. э.) - родоначальник античного скептицизма, считал философом того, кто стремится к счастью. Полагал, что состояние спокойствия духа достигается в результате воздержания от суждений. Суть концепции скептицизма по Пиррону (формулирует 3 вопроса и дает на них ответы): 1) какова природа вещей? – непознаваемость; 2) как мы должны к ним относиться? – воздерживаться; 3) какую мы получаем выгоду из такого отношения? – невозмутимость. Идеалом этой невозмутимости можно считать поведение Пиррона во время кораблекрушения, когда он, указав на поросенка, спокойно принимавшего пищу, сказал, что это идеал поведения истинного мудреца и все должны следовать ему. Он придерживался того мнения, что ничто в действительности не является ни прекрасным, ни безобразным, ни справедливым, ни несправедливым, т. к. в себе все одинаково, и поэтому оно не в большей степени одно, чем другое. Вещи недоступны для нашего познания; на этом основан метод воздержания от суждений. В качестве же практически-нравственного идеального метода отсюда выводится «невозмутимость», «безмятежность» (атараксия). С точки зрения скептиков, идея зависимости добродетели от знания, представление о том, что на пути познания можно достичь большего счастья, является ложной. Они считают, что в таком случае индивид оказывается рабом по отношению к истине, так же как и намеренное счастье приводит к ненужному беспокойству души. Секст Эмпирик (2-я пол. II – нач. IIIвв.): «Не уловивши блага, он будет сильно тревожиться от желания овладеть им, а достигнув его, никогда не успокоится вследствие избытка радости или заботы о полученном». Его трактаты «Пирроновы основоположения», «Против ученых». Черты характерны для работ Секста: 1. Тесная связь его скептических аргументов с данными современной ему медицинской науки. 2. Стремление представить скептицизм как совершенно беспрецедентное и оригинальное философское учение, не допускающее не только смешения, но и сближения с другими философскими учениями. 3. Обстоятельность изложения, представляющего своего рода энциклопедию античного скептицизма. Он не выходит за пределы первоначального пирроновского скептицизма, который назван непосредственным, или интуитивным релятивизмом. Секст Эмпирик излагает свое понимание скептицизма, как «скептическая способность, противопоставляющая явления и ноумены каким только возможно способом; отсюда, вследствие равносильности противоположных вещей и речей, мы приходим сначала к воздержанию от суждения, а затем к невозмутимости». Пути, проделанный догматиком, становясь скептиком: конфликт - нерешительность - равносилие - воздержание от суждения - безмятежность. Для достижения конечной цели - атараксии - Секст Эмпирик разрабатывает подробную логическую аргументацию, развертывая первые члены этой формулы. Основные положения античного скептицизма: 1. Мир текуч, у него нет смысла и четкой определенности. 2. Всякое утверждение есть вместе с тем и отрицание, всякое «да» есть вместе с тем и «нет». 3. Подлинная философия скептицизма - молчание. 4. Следуйте «миру явлений». БЭКОН Фрэнсис (1561—1626) — английский философ и естествоиспытатель, основоположник методологии опытного научного исследования. Считал, что философия должна носить прежде всего практический характер. Высшей целью науки он называл господство человека над природой, а «господствовать над природой можно, только подчиняясь ее законам». Бэкон провозгласил ставший знаменитым девиз: «Знание - ома». Могуществен тот, кто может, а может тот, кто знает. Путями, ведущими к знанию, являются наблюдение, анализ, сравнение и эксперимент. Ученый должен, по Бэкону, идти в своих исследованиях от наблюдения единичных фактов к широким обобщениям, т.е. применять индуктивный метод познания. Опыт может дать достоверное знание лишь тогда, когда сознание свободно от ложных «призраков». «Призраки рода» — это ошибки, вытекающие из того, что человек судит о природе по аналогии с жизнью людей; «призраки пещеры» заключаются в ошибках индивидуального характера, зависящих от воспитания, вкусов, привычек отдельных людей; «призраки рынка» — это привычки пользоваться в суждении о мире ходячими представлениями и мнениями без критического к ним отношения; «призраки театра» связаны со слепой верой в авторитеты. Наука, по Бэкону, состоит из двух видов знания — один из них внушается Богом, а другой ведет свое начало от органов чувств. Наука, таким образом, делится на теологию и философию. Бэкон стоял на позиции двойственной истины: есть истина религиозная и светская. При этом он требовал строгого разграничения сфер компетенции этих видов истины. Теология ориентирована на трактовку Бога, но тщетно стремление человека достичь осмысления Бога естественным светом разума. Вера в Бога достигается путем откровения, тогда как светская истина постигается опытом и разумом. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |