АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Проблема свободы человека в истории

Читайте также:
  1. I. СОЗНАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА
  2. II частина. Проблема спеціальних здібностей у сучасній диференційній психології
  3. II. Проблема возникновения науки
  4. II. Проблема источника и метода познания.
  5. III. Проблема субстанции.
  6. III. Психические свойства личности – типичные для данного человека особенности его психики, особенности реализации его психических процессов.
  7. IV. Проблема соціальної справедливості і соціальних гарантій.
  8. IV. ЭКОЛОГО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ЧЕЛОВЕКА
  9. IX. ИДЕЯ СВОБОДЫ
  10. SALVATOR - это переход физического явления в семантико-нейронный алгоритм (инструкцию) освобождения человека от негативных последствий этого явления.
  11. X. ФИЛОСОФИЯ СВОБОДЫ И МОНИЗМ
  12. XI. ЦЕЛЬ МИРА И ЦЕЛЬ ЖИЗНИ (НАЗНАЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА)

Анализ историч. типов взаимоотнош. личности и общества доказывает, что в условиях ускоренного развития цивилизации роль личности в обществе, уровень ее свободы существенно возрастают. Свобода — одна из сложнейших философских категорий, которая характеризует сущность человека, состоящую в его способности мыслить и действовать в соответствии со своими намерениями, желаниями и интересами, а не вследствие какого-либо принуждения. Для личности обладание свободой - это исторический, социальный и нравственный императив, критерий ее индивидуальности и уровня развития общества. Благодаря свободе личности общество приобретает способность не просто приспосабливаться к естественным и социальным обстоятельствам окружающей действительности, но и преобразовывать их в соответствии со своими целями. Не может быть абстрактной или абсолютной свободы человека ни от природы, ни от общества. Материальный носитель свободы, ее субъект – личность и общности, в которые она включена - нации, классы, государства. В истории философской мысли свобода рассматривалась в ее соотношении с необходимостью. Необходимость воспринималась, как правило, в виде судьбы, рока, предопределения, повелевающих поступками человека и отрицающих свободу его воли. Если люди не обладают свободой, а действуют только по необходимости, то вопрос об их ответственности за свое поведение теряет смысл. Модели взаимоотношений человека и общества по поводу свободы и ее атрибутов: • отношения борьбы за свободу, когда человек вступает в открытый и часто непримиримый конфликт с обществом, добиваясь своих целей любой ценой. Это трудный и опасный путь, т.к. человек может утратить все другие человеческие качества, ввязавшись в борьбу за свободу, попасть в худшее рабство. • бегство от мира – эскапистское поведение, когда человек не в силах обрести свободу людей, бежит в монастырь в скит, в свой “мир”, чтобы обрести способ свободной самореализации. • человек адаптируется к миру, жертвуя стремлением обрести свободу, идя в добровольное подчинение, чтобы обрести новый уровень свободы в модифицированной форме. Идея свободы была присуща практически всем развитым философским системам. В истории философской мысли существовали различные подходы к определению свободы, путей и средств ее достижения: • представители античной философии (Сократ, Диоген, Эпикур, Сенека): смысл и цель человеческого существования. • средневековая схоластика (Альберт Великий, Фома Аквинский): свобода разума и поступков возможна только в рамках церковных догматов, а за их пределами свобода представляет собой ересь, тяжкий грех. • в Новое время (Томас Гоббс, Поль Гольбах): свобода – естественное состояние человека, путь к социальному равенству и справедливости. • представители немецкой классической философии. Иммануил Кант: свобода – интеллигибельная (недоступную чувственному познанию) сущность человека; Иоганн Фихте: свобода — единственная абсолютная реальность; Георг Гегель: свобода – многоплановая реальность, которая во всех своих проявлениях есть форма объективации абсолютного духа. • Волюнтаризм — идеалистическое направление в философии, рассматривающее волю в качестве высшего принципа бытия (Августин, Иоанн Скотт, Кант, Фихте, Шопенгауэр). В социально-политической практике волюнтаризм нашел выражение в деятельности, которая не основывается на объективных законах исторического развития, а руководствуется субъективными желаниями субъектов. Действовать в духе волюнтаризма — значит не считаться с исторической необходимостью, с законами природы и общества и выдавать свой произвол, свободу за высшую мудрость, Следовательно, волюнтаризм абсолютизирует свободу и отвергает необходимость в истории общества и жизни отдельного человека. • Фатализм (от лат. fatalis — роковой), история человечества и жизнь каждого человека изначально предопределены судьбой, Божественной волей (теология) или же неотвратимым стечением причинно-следственных связей внутри замкнутой каузальной системы (рационализм Гоббса, Спинозы). Фатализм абсолютизирует предопределенность социальных процессов и отвергает свободу выбора, приводит к представлениям о безальтернативности соц. процессов, невозможности что-либо изменить человеческими усилиями. Фатализм неизбежно приводит к смирению человека перед своею судьбой и тем самым обрекает людей на пассивность и покорность, на отказ от деятельности по совершенствованию общества. Из истории известно, что всплески фатализма в виде различных оккультных доктрин (астрологии, спиритуализма) наблюдаются в кризисные или переходные периоды развития общества. • Марксизм понимает свободу в диалектическом взаимодействии с необходимостью. Отвергает и волюнтаризм с его идеей произвольности человеческих поступков, и фатализм, рассматривающий их как предопределенные. Люди не в состоянии изменить условия своей жизни, но они обладают свободой воли в выборе целей и путей их достижения. Свобода не абсолютна, а относительна и претворяется в жизнь путем выбора определенного плана действий. Чем четче люди осознают свои реальные возможности, чем больше средств для достижения поставленной цели они имеют, тем большей является свобода. Выбор варианта деятельности сопряжен с большой моральной и социальной ответственностью за последствия этого выбора. Свободный выбор является испытанием на прочность таких компонентов личности, как совесть, достоинство, честь, ответственность и т. п. В каждую историческую эпоху существует свой тип отношений между личностью и обществом. Мера свободы, которую определяют люди в каждую конкретную эпоху, зависит от уровня развития экономики, от социальных отношений и политического строя того или иного государства. Свобода и ответственность — неразделимые понятия. Свобода невозможна без ответственности и долга человека перед миром, в котором он существует. Ответственность — это неизбежная цена свободы, плата за нее. Ответственность — социольно-философское понятие, отражающее объективно-исторический характер взаимоотношений между личностью и обществом, личностью и социальной группой, сформировавшихся в ходе удовлетворения взаимных требований.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)