|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Оценка параметров цветовых характеристикОценку цветовых характеристик программных средств образовательного назначения необходимо вести, руководствуясь следующими соображениями. Объекты, изображенные разными цветами и на разном фоне по-разному воспринимаются человеком. В этом проявляется свойство зрительных анализаторов, которое характеризуется кривой относительной видимости. Если цвета объектов и фона значительно отличаются от относительной видимости, то могут возникнуть и цветовые гомогенные поля. В этом случае при поверхностном рассмотрении изображения может возникать эффект «психологического пятна», когда некоторые объекты как бы выпадают из поля зрения. При более внимательном рассмотрении изображения восприятие этих объектов требует дополнительныхзрительных усилий. Построение кривой относительной видимости объект каждого кадра программного средства достаточно затруднительно. Поэтому, при проведении экспертизы выявление цветовых гомогенных полей должно осуществляться экспертами на основании зрительных ощущений и опыта. При оценке цветовой палитры ПС ОН нужно исходить из того, что наличие цветовых гомогенных полей недопустимо. Важную роль в организации зрительной информации играет контраст предметов по отношению к фону. Существует две разновидности контраста: прямой и обратный. При прямом контрасте предметы и их изображения темнее, а при обратном - светлее фона. В ПС ОН обычно используются оба вида как порознь в разных кадрах, так и вместе в рамках одной картинки. В большинстве программ доминирует обратный контраст. Предпочтительной является работа при прямом контрасте. В этих условиях увеличение яркости ведет к улучшению видимости, апри обратном - к ухудшению, но цифры, буквы и знаки, предъявляемые в обратном контрасте, опознаются точнее и быстрее, чем при прямом, даже при меньших размерах. Чем больше относительные размеры частей изображения и выше его яркость, тем меньший должен быть контраст, тем лучше видимость. Комфортность восприятия информации с экрана монитора, достигается при равномерном распределении яркости в поле зрения. При оценке цветовых характеристик программных средств образовательного назначения необходимо учитывать, что значения цветов должны быть постоянны и соответствовать устойчивым зрительным ассоциациям (например, красный цвет-прерывание, экстренная информация, опасность, желтый - внимание и слежение, зеленый - разрешающий и т.д.). Для смыслового противопоставления объектов (данных) должны быть использованы контрастные цвета (красный- зеленый, синий -желтый, белый -черный); тем не менее, не должно быть злоупотребления контрастными цветами, поскольку это часто приводит к появлению послеобразов и цветовых гомогенных полей. Цветовой контраст изображения и фона должен находиться на оптимальном уровне, яркостный контраст изображения по отношению к фону должен быть выше не менее чем на 60%. Кроме того, необходимо учитывать, что красный цвет обеспечивает благоприятные условия восприятия только при высокой яркости изображения, зеленый в среднем диапазоне яркости, желтый - в широком диапазоне уровней яркости изображения, синий – при малой яркости. Несоответствие ПС ОН требованиям цветовых характеристик может привести к быстрому развитию утомления учащихся, потере учебного времени. Оценка параметров пространственного расположения информации на экране монитора. Различают следующие виды информации на экране монитора: текстовая, графическая, текстово-графическая. Текстовая информация представляет собой определенный текст, выполненный одним или несколькими шрифтами. Под графической информацией принято понимать рисунок, либо динамическую картинку, не содержащую текстовой информации. Текстово-графическая информация- совокупность текстовой и графической информации, воспринимаемая пользователем как единый макрообъект. В программных средствах образовательного назначения данные виды информации используются как самостоятельно в рамках отдельного кадра, так и в сочетании друг с другом. Для оптимизации изучения информации на экране монитора разработчики программных средств часто используют логические ударения, иногда последовательности логических ударений. Логическими ударениями принято называть психолого-аппаратные приемы, направленные на привлечение внимания пользователя к определенному объекту. Психологическое действие логических ударений связано с уменьшением времени зрительного поиска и фиксации оси зрения по центру главного объекта. Наиболее часто используемыми приемами для создания логических ударений являются: изображение главного объекта более ярким цветом, изменение размера, яркости, расположения или выделение проблесковым свечением. Количественной оценкой логического ударения является его интенсивность. Интенсивность зависит от соотношения цветаи яркости объекта по отношению к фону, от изменения относительных размеров объекта по отношению к размерам предметов фона изображения. Считают, что наилучшим является выделение либо более ярким, либо более контрастным цветом, хуже - выделение проблесковым свечением или изменением размера или яркости, при этом желательно, чтобы частота мигания была в пределах 3-8 Гц. Для привлечения внимания к объекту возможно использование нескольких логических ударений одновременно. Тогда интенсивность логического ударения объекта будет равна сумме этих логических ударений. Например, объект может быть выделен одновременно уменьшением яркости фона, включением режима его мигания или проблескового свечения и звуковыми сигналами. Если в одном кадре программного средства одновременно несколько объектов выделяются логическими ударениями, то в этом случае ось зрения пользователя устанавливается по центру объекта с максимальной интенсивностью ударения. Объекты с меньшей интенсивностью логических ударений воспринимаются как элементы фона изображения. Восприятие второстепенных объектов и элементов общего фона изображения требует дополнительных (часто достаточно значительных) усилий и концентрации внимания. Одновременное выделение нескольких объектов логическими ударениями с близкой интенсивностью в ПС ОН обычно приводит к рассеиванию внимания и, как следствие, к быстрому развитию утомления учащихся. Наиболее оптимальным является использования в ПС ОН последовательности логических ударений, порядок которых соответствует оптимальному порядку изучения учебной информации на экране монитора. Если логическое ударение отсутствует, то движение глаз сначала обычно направлено от центра вправо вверх, затем в левый верхний угол и сложным колебательным движением против часовой стрелки до момента фиксации оси зрения. На последовательность изучения информации большое влияние оказывает его пространственное размещение на экране монитора. При восприятии текстовой информации поле текста первоначально воспринимается как макрообъект. Ось зрения первоначально фиксируется в левом верхнем углу экрана. Для графической информации различают четыре поля восприятия информации на экране монитора: - поле точного восприятия изображения (3° вверх-вниз, 7° вправо-влево от оси зрения, что в условиях работы в компьютерном классе ≈2.6 - 2.7 см, 4.8 - 5.2 см соответственно); - поле опознания взаимного расположения и изменения положения объектов (вверх 25°, вниз 35°. вправо и влево по 32° от оси зрения, что соответственно ≈ 24- 28 см, 34- 40 см, 31 -37 см); - поле высокозначимой информации (15° во все стороны от оси зрения ≈ 14-16 см); - поле главного объекта (10° во все стороны от оси зрения ≈ 9 - 10 см). При восприятии графической информации сначала анализируются объекты большого размера, затем меньшего в пределах поля высокозначимой информации (явление притягивания взора крупными объектами). Выбор главного объекта осуществляется путем логической обработки всего объема графической информации, что, в конечном итоге, может привести к потере учебного времени. На комфортность восприятия зрительной информации существенное влияние оказывает степень засоренности поля главного объекта. Считают, что в поле главного объекта может быть не более 4-6 второстепенных объектов. Увеличение числа второстепенных объектов может привести к рассеиванию внимания и, как следствие, к выпадению главного объекта из области внимания, либо к слиянию второстепенных объектов с фоном. Формы объектов и элементов фона изображения должны соответствовать устойчивым зрительным ассоциациям (должны быть похожи на формы реальных предметов, объектов). Несоответствие этому требованию может привести к ненужным вопросам, потере учебного времени. При восприятии текстово-графической информации характерно то, что поле текстовой информации первоначально воспринимается как графический макрообъект. Если логические ударения отсутствуют, то порядок изучения информации в зависимости от ее расположения имеет следующий вид.
1.Сначала читается текст, а затем рассматривается рисунок.
2..Центр экрана пуст, поэтому текст и рисунок как бы равноправны –последовательность их изучения не очевидна – это рассеивает их внимание, мешает сосредоточиться.
3.Сначала изучается рисунок, а лишь затем текст.
4.Последовательность изучения обычна – сначала текст, затем рисунок. Однако рисунок при таком размещении выступает как более важная часть задачи, чем текст.
5. Сначала изучается рисунок, затем читается тексты. Тексты как бы равноправны, последовательность их чтения не очевидна, что приводит к рассеиванию внимания.
6. Сначала читается текст 1, затем тексты 2 и 3, причем последовательность их чтения не очевидна, рисунок оказывается как бы «задавлен» текстом носит второстепенный характер.
Инструментом измерения пространственного расположения графической и текстово – графической информации на экране монитора является трафарет полей восприятия графической информации. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.) |