|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Встреча четвертаярассказано INK * 5.02.2006 * внешняя и внутренняя истины * исходное переживание уникальности * внутренний профессионализм Продолжим размышления по поводу внутренней жизни и работы. Почему мне кажется это существенным, потому что внешняя часть жизни у большинства достаточна сложна и заполнена в силу современных условий функционирования человека – надо доехать до работы, надо там хорошо и качественно отработать, чтобы хорошо и качественно заработать. Потом надо доехать с работы, потом надо что-то еще, что-то еще, потом выспаться, потом снова ехать на работу и так далее, так далее. Так далее. И получается, что человек разгружается как то более или менее в субботу-воскресение. Это одна половина дела. Вторая половина дела состоит в том, что, поскольку нас интересует становление Субъекта, становление Хозяина вот этого самого изделия под название «человек», то это становление в гораздо большей степени зависит от того, как организована – не организована, структурирована – не структурирована внутренняя жизнь, внутренняя работа. И эта внутренняя жизнь, внутренняя работа в идеале при достаточной психотехнологической оснащенности может протекать почти независимо от внешних факторов. На ТНТ существует такая передача под названием «Необъяснимо, но факт». В ней ведущий с таким искусственно таинственно-мужественно-зловещим лицом, соответствующими интонациями в голосе, ну действительно он очень подходит для этой передачи. Рассказывает всякие разные истории, как факты необъяснимые из нашей, значит, с вами… не нашей с вами... а из какой-то жизни, с которой мы с вами сталкиваемся если, то исключительно редко, но это все выдается за существующее, за факты и вполне возможно, что они таковыми и являются. Но для человека в его субъективной реальности важен не столько факт, сколько его собственные субъективные возможности интерпретации этого факта. Вот у йогов есть такая поговорка: «Йог столько извлекает из куска хлеба, сколько англичанин из бифштекса». А вот сколько из факта и чего именно извлекает каждый человек в своих интерпретациях и определяет ту или иную направленность, то или иное содержание его внутренней жизни, внутренней работы (если еще есть работа внутренняя). И от этого он либо движется в сторону магического, преимущественно магического объяснения фактов, или преимущественно художественного объяснения фактов, или попытке логического объяснения фактов и т.д., и т.д.. То есть в этом смысле каждый из нас похож на режиссера, читающего пьесу, по которой он собирается поставить спектакль. Ибо режиссер, имея в руках текст, написанный как правило не им и вооруженный знаниями, каждый по-своему, о той реальности, которая изображена в пьесе, начинает с того, что пытается этот текст интерпретировать. Как мы знаем, существуют пьесы Шекспира, например, или Эсхила. На протяжении многих веков повергающиеся различным интерпретациям, мало того эти интерпретации (многие из них) осуществляются в качестве сценического действия. Хотя факт лежащий в основе этих всех вариаций один и тот же – текст пьесы. Можно сказать, что художественное произведение тем и отличается, что будучи направленно в основном не на точность передачи, а на глубину постижения дает такую возможность разнообразия интерпретации, но очень многие факты, с которыми мы сталкиваемся в своей жизни, в том числе и в повседневной жизни, для нас являются фактами художественного порядка ибо они не вмешиваются практически в непосредственное сцепление событий нашей жизни. И вот эти факты в художественном смысле нашей отстраненности от них и нашей профессиональной не вооруженности по отношению к этим фактам дают нам богатый простор для различного рода интерпретаций. Пример: это интерпретация различных разовых событий, как событий имеющих статистическую значимость и т.д. и т.п. Вот и почему существует такое понимание, что субъективное знание и субъективное восприятие недостоверны с точки зрения практики. Пока они не подтверждены практическими действиями, практическим опытом. Это почти верно, но не во внутренней реальности. Во внутренней реальности совершенно единичные события могут оказать такое влияние, создать такую событийную значимость субъективного характера, которая впоследствии многое определит в нашем поведении, а мы об этом даже не будем догадываться. Описанная Грофом система конденсированного опыта – как вокруг сильной, единичной, отрицательной травмы группируются интерпретации других событий, создавая определенную настроенность интерпретации событий. Подчинении их определенному алгоритму, который человеку с неразвитой рефлексией просто недоступен. Ему кажется, что каждый раз он реагирует как бы заново, свежо, в соответствии с сегодняшней ситуацией… Выясняется, что в основе такого типа интерпретаций лежит единичный, но сильно подействовавший эмоционально факт. Так же как в субъективном переживании истинности и неистинности. Для внутренней жизни, субъективной жизни, субъективное переживание истины является максимально убедительным. И если это субъективное переживание не совпадает с обще принятым, то человек просто скрывает или начинает отстаивать и бороться за свое субъективно пережитую истину. Но опять же при анализе его поведения в основном (с точки зрения возможных выборов и совершенных выборов) мы можем обнаружить, что декларируемые им наружу принципы истины, убеждения и веры не соответствуют субъективно пережитому им внутреннему. Таким образом, человек вынужден координировать свое поведение между субъективно пережитой истиной и общепринятой истиной. Если мы всерьез будем говорить о воспитании, т.е. о каком-то направленном и осмысленном воздействии на человека, то об этом всерьез можно говорить только в том случае, если мы в состоянии влиять на субъективное переживание истинности или неистинности того или иного факта, истинности или неистинности той или иной интерпретации этого факта. Беру простой, не знаю как для вас – для меня простой – пример. Итак, существует во внешней по отношению к нам жизни некий идеологизированный миф о том, что человек имеет возможность развиваться. И развиваться не просто так, а развиваться духовно. В связи с чем человеку предлагаются (в разных местах, в разных количествах: в центре – большой выбор, на периферии – поменьше, в некоторых регионах вообще выбора нет) все возможные, духовные (так называемые опять же) пути. Человек примыкает к какой-то группе людей, которая занимается чем-то таким. Ни эта группа, ни (чаще всего) лидер этой группы понятия не имеют, каким образом можно сравнить внешне декларируемое человеком с внутренне проживаемым. В результате человек может в течение многих-многих лет по разнообразным причинам существовать в этой группе, практиковать в этой группе, усваивать информацию в этой группе, занимать различные позиции в социальной структуре этой группы. Но в один прекрасный или, наоборот, не прекрасный день группа в целом или лидер в частности вдруг обнаружат, что ничего не произошло, ничего не изменилось. Человек, в силу тех или иных причин, перестает выдавать согласованные реакции интерпретации истинности и начинает демонстрировать свою внутреннюю реальность, те переживания, которые существуют для него как субъективно пережитые. С точки зрения управления процессом, не имея инструмента для четкого отслеживания субъективно переживаемого человеком, мы вынуждены признать, что мы действуем абсолютно вслепую. Если сам человек этого тоже не может, то он тоже действует абсолютно вслепую. Интерпретируя возникающие в нем психологические, эмоциональные и интеллектуальные напряжения, как элементарную усталость, депрессивность и т.д. В этом обнаруживает в себя капитальное противоречие между Я и Мы, между единичностью каждого конкретно взятого человека и некой статистической усредненностью, существующей для определенной группы людей от самой небольшой до самой большой. Что же делать, если вы в сиу тех или иных причин начинаете рефлектировать эту разницу? Если вы начинаете рефлектировать эту разницу, у вас есть возможность менять свое положение в социальном пространстве в поисках такого социального места, где ваше субъективно пережитое будет принято, как общее. Либо вы можете уйти – такой термин существовал в 80-е годы – во внутреннюю эмиграцию. То есть принять решение, что между вами внутренним и вами внешним может существовать разрыв. Ничего с этим не поделаешь и тогда вам надо перейти от напряженного притворства – логика просто.. другой нет – к радостной игре. Вы не можете изменить субъективно пережитые истины. Никакая рефлексия, никакие технологии, ни со стороны других, ни со стороны вашей собственной ничего уже сделать не могут – это субъективно пережито. Другой вопрос можно с этим так обращаться или иначе с этим обращаться, если вы это узнаете и отслеживаете? Но изменить вы это не можете. То что вам предлагает социальное пространство, которое вы не можете покинуть или уже перестали покидать полагая, что уже невозможно найти другое социальное пространство, в котором это будет общепринятым. Вы переживаете очень сложный момент. Внутри себя вы остаетесь один или одна. Вы переживаете то самое экзистенциональное одиночество, связанное с осознанием своей уникальности, своей единичности, я такой (я такая) – один (одна). По другую сторону идет: «Я не живу один. Я не в состоянии существовать один. Я живу в социальном пространстве». Как там в социальной психологии? Гиперсоциализация, гипосоциализация, насколько вы вписаны, насколько вы не вписаны. В данном случае при наличии осознания существенной разницы между фактами и их интерпретации вы можете попасть в положение, когда ваши интерпретации, ваши субъективно пережитыеистины не воспринимаются в том социальном пространстве, в котором вы находитесь. Можно попытаться это перенести в мир с помощью искусства. Ибо искусство по своему назначению преследует задачи, связанные с переживанием. Переживание за редким исключением – это всегда субъективнее переживание. И вот это богатство субъективных переживаний может быть передано через произведения искусства, если у вас есть соответствующая одаренность. Решит ли это проблему? Конечно, нет. Почему? Ведь искусство как сублимация нереализованных потребностей – все это срабатывает. Но полностью не решает проблемы, потому что один. Одиночество, уникальность, один… Почему ото так трудно? (Это моя гипотеза, естественно. Я уже предупреждал, все что говорю – это мои гипотезы. Не претендующие на всеобщее признание). Существует такая базовая потребность, которая есть уже у новорожденного младенца – потребность в эмоциональном контакте, потребность в сопереживании. При нормальной истории она вначале удовлетворяется контактом с матерью, не вербально. На базе этой потребности возникает множество социализированных действий и отношений, в том числе все то, что называется интимная жизнь. Современная реальность (цивилизация наша) привела к огромному ущемлению удовлетворения этой потребности у взрослых людей, в результате мы имеем, то что имеем – невротизацию населения от 40 до 60 процентов по совершенно аккуратным оценкам. Я подозреваю, что в ближайшее время на рынке услуг будет пользоваться возрастающим спросом любые услуги, хотя бы фиктивно, частично как-то удовлетворяющие эту потребность, снижающие невротизацию. Ну, конечно, доклиническую невротизацию. Одной из таких ситуаций стало участие в различных объединениях духовных искателей. Там, где эти объединения не выродились в секты, за счет проекций участников, там эта потребность в какой-то степени удовлетворяется. Потому что, как правило, это не профессиональное объединение. Это повод для взаимных поглаживаний, чувства безопасности, эмоциональных контактов, для общего положительного фона и так далее и тому подобное – все то, что в профессиональной литературе называется Убежищем. В том случае, если лидер не достаточно квалифицирован и все эти проекции идеального отца, идеальной матери, идеального любовника, идеальной любовницы принимают без контрпереноса, то постепенно в своем желании соответствовать он вынужден все больше и больше ужесточать внутренние ряды, выстраивать по ранжиру... И очень часто это превращается в секту. В моей жизни был такой контакт с человеком, который прошел путь от духовных поисков до руководителя секты, вот буквально накануне его перерождения или, скажем,завершения… Он достаточно не глупый был человек как бы чувствовал, понимал, но не мог изменить ситуацию, в силу того, что он не был профессионалом, в смысле контрпереноса. И вот он мне сказал следующий текст: «Я не могу ничего сделать! Я не могу их любить, потому что я их презираю! Я делаю все, чтобы они набили мне морду, а они мне все ниже кланяются. И в то же время я не могу их оставить. Потому что без них я перестану ощущать себя адекватно». Кончилось это все плохо. Получилась секта. Секта рано или поздно совершает какие-либо преступления против личности или против собственности, с соответствующей реакцией государства. Отсутствие понимание того, что внутренняя жизнь человека может значительно отличаться от его внешнего поведения. Это есть результат не совпадения его субъективных переживаний истинного и его рациональных принятий, я не говорю отвержений, принятий истинного для всех. «Для всех» здесь имеется в виду то социальное пространства, в котором он осуществляется. Поэтому для того, чтобы пользоваться этим во благо в себе, а не в мучение, вы должны найти решение задачи по созданию в своей жизни ситуаций удовлетворяющих базальную потребность в эмоциональном контакте. Тогда внутреннее одиночество, переживание этого одиночества, своей уникальности и единичности перестанет воздействовать отрицательно на самооценку, приводя к невротизации и депрессивности. Инстинктивно люди объединяются (очень часто) в различные группы под различными знаменами, именно для того, чтобы иметь ситуацию удовлетворения потребность в эмоциональном контакте. Как правило в такого рода группах, групповой идеал отрицает профессионализм. Ибо профессионализм в любой области он вне оценочных суждений о морально, не морально и т.д. и т.п. Вне эмоций. Профессионализм - это прежде всего знание, даже если это знание о профессиональном владении своим эмоционально-чувственным миром. Функционализм нашей жизни все больше и больше приводит к тому, что многие люди понятия не имеют, что такое интимная жизнь. Подменяя выражение «интимная жизнь» содержанием сексуальной близости, а это далеко не одно и то же. Потому что интимная жизнь - это такое совместное пребывание людей, в котором они получают переживание родственное переживанию от близости с матерью в детстве, младенчестве. То есть это из области эмоциональных взаимодействий, а не из области удовлетворения сексуальной потребности отсоединившейся от потребности в продолжении рода. Я думаю, что это важно осознать любому человеку, который имеет намерение стать хозяином того, что ему дано в качестве изделия под названием человек. Кроме того, это очень важно с точки зрения психологической техники безопасности, потому большинство нервных срывов, неправомерно культового отношения к лидеру, снижение уровня социального торможения – психопатические реакции связанны с фрустрацией по поводу неудовлетворенной потребность в эмоциональном контакте. Человек чего-то хочет, но он не знает чего он хочет. Он пробует то, другое, третье, четвертое, пятое и не возникает у него чувство насыщения. Поэтому для сознательного человека, грамотного пользователя всего того, что мы называем «самого себя», одна из главнейших скажем так задач - это решить вопрос каким образом эта базовая потребность будет удовлетворяться. Из небиологических базовых потребностей у нас еще есть потребность в новой информации, новых раздражителях, так она в современном мире как раз удовлетворяется со всем могуществом разнообразия информационного взрыва. С вопросом удовлетворения этой потребности, если он возникает, можно разобраться и разбираются многие, становясь пленниками информационных сетей. Поскольку эта потребность принципиально не насыщаема, как все идеальные потребности, то соответственно возникают такие запойные потребители любой новой информации без разбора и поиска смысла Следующий момент по поводу продукции переживаний. В объективизированном виде это нечто имеющее отношение к искусству как специальной, специфической деятельности человека по реализации мира переживаний. В не специфическом виде это сопереживание. То есть поиск другого Мы или попадания в некоторое Мы, в котором можно поделиться своими субъективными переживаниями и это будет представлять интерес и ценность для членов этой группы. Это не едино-мысленники, они могут иметь совершенно разные позиции рационального характера, по разным вопросам. Это едино-переживальщики, имеющие общую позицию по отношению к ценности индивидуального переживания. Нахождение ситуаций, где сопереживальческие, эмоциональные контакты социально одобряются приводят нас куда? Совершенно верно, в ночные клубы, на трибуны стадионов, на концерты звездных поп, ой, поп звезд. И так далее. То есть в толпу, которая находясь в социально санкционированной ситуации, где позволено реализовывать свои субъективно эмоциональные реакции (которые тоже почему-то называются переживанием) максимально свободно. Кроме того существует, как мы знаем, биохимические пути, что создало рынок наркотиков и подобных наркотикам веществ. Можно ли это в себе рефлектировать, дифференцировать и что-то с этим делать и при этом не потерять эмоциональность вообще? Чем нас пугают? Будешь думать - перестанешь чувствовать. И доводы типа, а как же Эйнштейн, который на скрипке играл? – не действуют. Можно, если делать это спокойно, грамотно и понимать что ты делаешь, осознавать ради чего ты этим занят. Тогда два часа по дороге на работу пролетают просто не заметно, потому что вы еле-еле успеваете отследить пару переживаний, рефлексировать… В вас постепенно пополняется запас того внутреннего материала, с которым вы в состоянии взаимодействовать внутри себя. Вот это и называется – внутренняя работа. На эту работу вы сами себя принимаете. Сами себе делаете повышение и так далее и тому подобное. Что же вы имеет в результате? Вот меня спрашивают: «Ну, хорошо, Игорь Николаевич, вот вы байки рассказываете, потом из этих баек вот такие книжки получаются, типа этой (показывает свою новую книгу), а что же вот сами в результате получили?». Я вот каждый раз пытаюсь найти максимально честный ответ по этому поводу таков: Мне по-прежнему интересно жить. Собственно говоря, интерес как некая ценность, отношение к этому как к некой ценности сформировались у меня по независящим от меня причинам достаточно рано. Вокруг этой ценности и существовала моя мотивация по поводу познавания таких изделий как человек и человеческая жизнь. И этот интерес не пропал и не пропадает, не зависимо от преобладания позитивных или отрицательных воздействии на мои субъективные истины с стороны внешнего мира. Если вам интересна работа по поводу себя, мало того, вы понимаете, что это единственное занятие на которое не нужно получать ничью санкцию кроме своей и вы хотите познакомиться с тем, что вы такое, что вам дано и научиться этим пользоваться все более объемно, качественно в смысле самооценки, действуйте! Понимаете, нельзя этим заниматься ради своей социальной успешности – ничего не получиться. Может даже наоборот получиться при такой мотивации, потому что очень многие довольно эффективные методики связанные с воздействием на внешнюю реальность в строну так сказать достижения, оказываются очень затратными, потому что все они почти все они - наиболее эффективные из них в особенности – затрагивают неприкосновенный ресурс, что в последствии может привести к раскачиванию маятника в противоположную сторону в виде депрессий, разочарований, потери смысла и т.д. и т.п. В данном случае мы говорим, мыслим рассуждаем, пытаемся осознать это с точки зрения внутренней работы и внутренней цели, а не с точки зрения повышения или не повышения внешней эффективности. Конечно, ваша внешняя жизнь будет меняться, но если вы действуете из позиции грамотного пользователя, осознанного и т.д., то она будет меняться в строну все большей интересности, независимо от формальной успешности. Конечно, формальная сильная неуспешность внешняя она не стимулирует внутренний поиск, кажется, что я зря трачу свое время. Не зря, смею вас уверить. Рано или поздно (то есть вовремя) эта внутренняя работа даст внешние плоды обязательно. Я хочу, чтобы этот кусочек, связанный с базовой потребностью в эмоциональном контакте у вас четко отфиксировался в памяти. Я имею в виду в глобальной памяти, потому что вся моя практика работы с людьми, а я работаю с людьми с 14 лет, сейчас мне 61, показывает, что именно этот момент по не знанию, по недооценке или еще по каким-то причинам чаще всего игнорируется и самим человеком и теми педагогами, тренерами, наставниками, гурами, за которыми этот человек идет.
Следующий психологический аспект связан с будущим. Этот аспект был темой моей кандидатской диссертации в институте клинической радиологии, когда я работал с участниками ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Поэтому кроме эмпирических наблюдений в течении всего времени моей работы с людьми, существует еще и такой достаточно строго научный анализ этой ситуации. Почему будущее? Человек имеет такую особенность как опережающее отражение, что, собственно говоря, является его одним из отличительных признаков от животного мира. При чем это опережающее отражение может существовать и в качестве планов и в качестве проектов, и в качестве установок, и в качестве ожиданий и в качестве мотиваций по достижению целей, расположенных в будущем. Поскольку путь это всегда путь из настоящего в будущее. Что здесь важно знать, для того чтобы грамотно пользоваться своей субъективной реальностью? У человека существует такая психологическая структура, которую принято называть модель гарантированного будущего. Она может быть более осознанной, менее осознанной, но она существует, что можно всегда обнаружить в правильно организованной ситуации. Как правило в норме, если тут уместно такое определение, модель Гб всегда имеет преобладание хорошо над плохо, плюса над минусом. Даже у самого заядлого пессимиста плюс-ценностей того, что он оценивает как хорошее все таки больше чем минус-ценностей – того, что он оценивает как плохое. Но возможна такая катастрофическая ситуации, при которой человек не в состоянии, ни в автоматическом режиме, ни сознательными усилиями построить себе модель гарантированного будущего со знаком «плюс». С чем и сталкивались психологи исследуя определенную часть контингента американцы – ветеранов вьетнамской войны, наши – афганской, с чем столкнулся я, когда работал с участниками ликвидации последствий аварии. И вот в таком случае люди образуют замкнутые сообщества, имеющие собственные внутренние критерии, и они становятся социально не управляемыми или почти не управляемыми. Такие люди легко принимают все возможные модели будущего со знаком минус, начиная с так называемых пророчеств по поводу конца света до предсказания мировых катастроф, личных катастроф и т.д., поскольку картина гарантированного будущего со знаком минус опирается на факт неизбежности смерти. Отсюда получается экзистенциальный пессимизм и отрицание ценностей, достижение которых слишком отдалено во времени. Развитие цивилизации привело нас в такой мир, про который мы с вами знаем, что оружие массового уничтожении на земном шаре приготовлено столько, что можно уничтожить все живое от шести до восьми раз. Экология, т.е. экологическое состояние окружающей нас среды по нарастающей ухудшается и становится все более и более не пригодной для жизни. И так далее и тому подобное вплоть до философии экзистенционализма, кто с ней знаком, до инфернальности бытия в принципе, что первый шаг из утробы матери – он же есть первый шаг в могилу. Что естественно в массовом сознании или в массовом бессознательном все время осложняет возможность построения модель гарантированного будущего со знаком плюс и облегчается построение модели гарантированного будущего со знаком минус – обязательно будет хуже, плохо, все плохо кончится и т.д. и т.п. Что приводит к еще большему возрастанию напряжения в механизмах социального торможения и часто силы приобретенных навыков социального торможения не хватает и начинаются психопатологические реакции – агрессии, нетерпимости, угнетения, то есть использование личной власти во вред другим людям и т.д. и т.п. Что создает определенную обстановку психологическую у массового человека. Парадоксально, но очень многие люди занимающиеся так называемым духовным развитием, идущие по так называемым духовным путям, часто приходят в то же место – место невозможности построить гарантированное будущее со знаком плюс, либо к потере мотивации достижения вообще, т.е. к тем же психопатическим реакциям. Наша модель гарантированного будущего - желаемого, реально-преполагаемого, гарантированного, то есть в том, котором не сомневаемся – они все связаны с экстраполяцией тех тенденций, которые мы в состоянии воспринять сознательно и бессознательно сегодня, на нашу мотивацию достижения. В том случае, если эта модель гарантированного будущего совсем не осознается как факт, то естественно ее корректировка, в соответствии с изменяющимся миром, весьма и весьма относительна. С прошлым мы можем манипулировать легко: ну сочинил себе какую-нить биографию и втюхивай ее помаленьку – проверить сложно, государство может проверить и то не полностью. А вот с будущим у нас не получается. Мне кажется, что – это моя гипотеза, основанная на субъективных моих убеждениях, что резко возросший интерес к жанру фэнтази, безумная популярность Гарри Поттера, всех этих дозоров – Дневных, Сумеречных, Ночных и Последних связана с невозможностью неосознанной, построить модель светлого гарантированного будущего. Тогда мы строим себе модель сказочного мира, устраивающего нас и пытаемся поселиться в своем воображении. И таким образом компенсировать страх и неуверенность за завтрашний день. Существует предложение (оно существует уже несколько тысяч лет в человеческой культуре, в библиотеке) перейти на принцип «Здесь и Теперь». Прошлого уже нет, будущее еще не наступило, поэтому они мне не интересны, попытаться жить настоящим. Я и сам это попробовал. И знал энное количество людей, которые это всерьез попробовали, то есть попробовали так жить. К чему это приводит? Если быть последовательным. Возможно ли это? Возможно, сразу говорю. Возможно. При развитой рефлексии и управлении своими психологическими процессами. Это приводит к тому, что единичное становится важным, а не единичное становится фоном, то есть каждое событие в моей жизни, каждое впечатление в моей жизни, каждое переживание в моей жизни – это одно единственное событие, одно единственное переживание, одна единственная информация, которая тут же исчезает где-то там в глубинах подсознания. Реализовать это абсолютно, найдя соответствующую социальную среду обитания, возможно. Но трудно найти смысл ради чего, потому что если это вам удалось - перейти в мир абсолютно единичный, существующий только в данный момент времени, в следующий момент времени – это уже другой мир и вы тоже совсем другой. Сохранить какой-то интерес к этому факту пребывания себя такого в таком мире очень и сложно... И не уверен я, что возможно. Попробовать – да. Как-то приблизиться к этому, вот как-то почувствовать в чем разница между нашим обычным способом и вот таким способом… Поиграть в это, Большинство так и делает: играют в это «здесь и теперь». Достаточно сказать, что принцип пустой комнаты как инструмент, о котором мы с вами говорили, уже вас ставит в позицию, в которой на какой-то отрезок времени, если говорить о согласованном времени, то нет ни прошлого, ни настоящего, ни будущего, когда нет времени как переживания истинного. А при таком подходе вы просто… ну о социальной функциональности совсем говорить нечего, остается только надеяться на автоматический режим, на автопилоты всякие. Поэтому (опять же это мое убеждение из практики и осознавания) мы очень зависим и будем зависеть, не смотря на все уверения примитивного толкования буддийских принципов от будущего. Потому что буддийские принципы по-моему сегодняшнему убеждению относятся к жизни внутренней субъективной реальности, а не к жизни в согласованной социальной реальности и вообще в объективном мире. Я говорю о тех выводах, к которым пришел в своих практических исследованиях, общении с людьми различных традиций. Западный человек не в состоянии в массовом порядке понять задачу внутренней работы по той простой причине, что для него внутренняя реальность как реальность не существует. Разве что, как помехообразующий фактор и все. Поэтому давайте посмотрим, что мы с этим можем сделать и можем ли мы с этим что-то сделать. Первое, это впасть в состояние при котором можно отрицать очевидное. Многие люди так и поступают. Не в силах выдержать давление реального мира они ограничивают для себя восприятие реального внешнего мира до очень удобных для себя форматов. За которыми они ничего не воспринимают как реальность, поэтому если они случайно увидели по телевизору не сериал из жизни мексиканских мещан, а сообщения об очередной какой-нибудь техногенной катастрофе они ее просто не воспринимают, «это не правда». Я слышал – вот человек смотрит, показывают техногенную катастрофу, человек говорит: «Это не правда. Это специально подстроено, чтобы нас дурить». Репортаж с места событий. Более образованные говорят: «Ну ты же видел фильм «Хвост вертит собакой», что хотят, то и показывают». То есть на отрицании очевидного можно построить такой защитный забор, за которым для нас ничего реального не существует и внутри этой выгораженной территории построить модель гарантированного будущего со знаком плюс. Здесь будет так, там за забором иначе, а вот здесь будет вот так. И держать оборону до последнего. Можно просто не помнить, что многие и делают – вытесняют из активной памяти куда-то там в подсознании. Но, поскольку бессознательное играет в нашей жизни, в нашей практической жизни очень и очень большую роль. Содержание бессознательного очень и очень влияет на наши поступки, чувства, мысли, выборы и реакции, поэтому вытеснение из активной памяти помогает лишь от части. Нужно попытаться не смотря на очевидное создать нечто невероятное – то есть модель гарантированного будущего со знаком плюс. Каким это образом возможно? Это в большой степени зависит от очень многих индивидуальных обстоятельств: и от иерархии ценностей, и от локуса внимания (куда больше внимания – к внутренней своей реальности или к внешней), и от уровня притязаний и т.д. и т.п. Одно ясно, что жить в этом мире трудно и легче в ближайшем будущем не будет. Поэтому манипулируя только кругом внимания мы как-то так все-таки… Мы пытаемся создать ценности часто за пределами наличной реальности. После того как мне приснился сон об атомной бомбардировке моего родного города, а мне было тогда лет 14 или 15 – понял, что так жить невозможно. Я проснулся и задумался: как же жить-то? Я естественно начал искать что-то, что не зависит от атомных бомбардировок, так я попал в круг ценностей связанных с понятиями Дух, духовное. И посвятил различным практикам различным общениям с людьми из разных традиций, которые искали того же самого, литературе много-много лет. К какому выводу я на сегодняшний день пришел? Поскольку неявленное или явленное в виде проекций моего сознания реально существует во мне, как говорил по этому поводу Гегель: «Кажимость объективна». Кажимость объективна для человека в его субъективном мире, кажимость для него такая же объективная вещь как дождь на улице под который он попал. То есть в субъективном мире критерий объективности совершенно другой – то, что на меня действует то объективно. Исходя из этого допущения, я попытался осмыслить весь материал, связанный с иллюзиями - от покрывал майи до просто галлюцинаций. Когда была сформирована психотехника под названием «Дифференцированные функциональные состояния», и я получил возможность сознательного формирования состояний измененных по отношению к статистически существующим я увидел, что могу сознательно производить иллюзии. То есть допустим в одном из состояний стоя у окна сохраняя полную критичность, понимая, что это иллюзия, я мог останавливать облака в своем визуальном восприятии, потом отпускать и они дальше плывут. Будучи в нормальном критичном состоянии я понимал, что это только со мной происходит, но на всякий случай спросил у других: «Облака не останавливаются?» Поскольку это было в условиях лаборатории реакция была адекватная: «Нет. Не останавливаются» - спокойно ответили мне. А у меня останавливались. Какая интересная возможность формировать у себя иллюзии. Я понял что… то есть я создал для себя такую рабочую классификацию иллюзий: возникающие спонтанно, которые не осознаются человеком, он принимает их за реальность, возникающие спонтанно, но осознаваемые человеком как иллюзии или галлюцинации, плоды воображения и на иллюзии, которые я назвал мотивирующие. Это и есть то, что противостоит отрицательным прогнозам на будущее – мотивирующие иллюзии С помощью мотивирующих иллюзий мы можем построить модель гарантированного будущего со знаком плюс даже тогда, когда воспринимаемая нами информация извне не дает для этого никаких омнований. Человек может сознательно, то есть волевым решением, осознавая, что делает, сохраняя при этом критичность, формировать у себя необходимые ему для данной деятельности мотивирующие иллюзии и избавляться от них по окончанию деятельности, для которой они были созданы. Существует текст, который утверждает, что весь мир иллюзия – весь воспринимаемый нашими органами чувств – существует более современные тексты, которые говоря, что это только проекции нашего сознания, более корректные авторы говорят – проекции нашего коллективного сознания – и вычленяют из этого информационно-энергетического нечто формы, которыми мы пользуемся. Да из неявленного мы что-то извлекаем превращаем в названное с помощью проекций, которые формируют определенные формы, которые мы можем назвать, но сохранить критичность при этом необходимо иначе эта самая проекция, эта самая форма будет объявлена реально существующей без всяких на то оснований, только потому что я смог эту проекцию создать и назвать. Но она для меня объективна как факт моей субъективной реальности. И тогда я вспоминаю такой текст. Небольшую брошюрочку «Океан удовольствия для мудрого» такой тибетский текст. К сожалению, естественно, я читал это в переводе поскольку не владею языком оригинала. Мне очень понравилось - он построен по такому принципу: 9 вещей, которые следует избегать, 9 вещей, которых не следует избегать, 9 вещей, которых следует избегать во всяком случае, ну и так далее, вот в таком жанре написан текст. Но кончается он совершенно замечательной фразой: «И не забывайте, все это – имеется в виду весь этот текст и его содержание – является проекцией твоего сознания». И тогда в качестве допущения, не убеждения, а рационального допущения возникает такая мысль: А не является ли все то, что мы называем духовностью искусством создания мотивирующих иллюзий? Позволивших человеку и человечеству пройти тот исторический путь, который оно прошло. Для меня, как мыслящего меня, существует вопрос, на который у меня нет ответов. Когда я видел в небе лицо Иисуса, к которому отношусь очень и очень неравнодушно, кто чьей был проекцией? Если стать на одну сторону, то конечно я. Если остаться в рамках рационального мнения, то конечно это лицо. Но у этого явления есть еще две грани (даже если это моя проекция, то две грани): одна грань – это субъективное, эта кажимость объективна и другое жутко тогда интересно каким образом создается такого качества и размера проекция. Ну, представьте какое техническое устройство нужно, чтобы на чистое небо такое живое изображение? Это не было застывшее лицо. Это было живое лицо. То есть, какими колоссальными (и при одной и при другой интерпретации этого факта) возможностями обладает вот эта штуковина, хозяином которой я считаюсь по факту рождения? Я думаю, что это вопрос не для рационального мира, поскольку тут нужно уже говорить о переживаниях, о вере, качестве веры – это уже вопрос другого порядка, но суть состоит в том, что механизм под названием «мотивирующие иллюзии» существует. Оно уже названо – вам легко будет его опознавать. Этот механизм нельзя уничтожать, а надо научиться им пользоваться. Потому что без этих мотивирующих иллюзий не существует ничего, что так ценят люди – любви, дружбы, преданности, порядочности – в силу того, что такие отношения относятся к области неформальных, не формализуемых ценностей. Поэтому чистое знание – смерть. Знание без любви – смерть, любовь без знания – невежество воодушевленное собою.
Вопросы. - Если я использую этот механизм и при этом осознаю, что это всего лишь иллюзия… - Это не всего лишь иллюзия. Спасибо за вопрос. Понимаете, вот эта расхожая фраза: «Это всего лишь иллюзия», «Это всего лишь левая рука». Понимаете? Это иллюзии не в смысле обмана, потому что... у нас слово «иллюзия» приобрело такую интерпретацию, как «обман». Скажем, искусство иллюзиониста – это что искусство обмана? В данном случае мы пользуемся этим термином в психологическом контексте. Это такой механизм, который дает нам возможность сохранять рациональное начало при не благоприятных внешних прогнозах. А не впадать каждый раз в панику и кричать: «Долой разум! Будем жить только интуицией, душевными порывами» - то есть безумствовать. Устраивать пир во время чумы. Тогда начинайте прямо сегодня – чума уже, эпидемия полная. - Тогда почему не предположить, что все остальное тоже иллюзия? ____... - Дело в том, если мы говорим: «Все остальное» мы теряем дифференцированность восприятия, а если мы теряем дифференцированность восприятия, мы теряем возможность с этим работать. Когда человек бездействует, такой убежденный бездельник, в чем кайф? В том, что потенциально он может все. Раз он еще ничего не делал, то он не знает, никто не знает, что он может и что он не может. Так вот призыв: «Тогда все иллюзия» - потенциально все уничтожают… - Тут подозреваются негативные факты… - Негативные факты – это же оценка. Негативные или они не негативны с точки зрения кого? С точки зрения МЫ? С точки зрения Вас лично? С точки зрения надличностных формирований типа государства? С точки зрения идеологии? С точки зрения науки? Точек зрения оценочного характера есть некоторый диапазон. Вот я скажу вам фразу – оцените это плохо или хорошо: «Возможно, что формообразующая ось в гиперструктуре – это отражение диапазона возможных положений для аспекта координации»… (из зала) Это очень хорошо. - Это не хорошо и не плохо – это такая гипотеза.
- А еще такой вопрос можно еще? Иллюзия, механизм иллюзии, который Вы предлагаете он работает только для подлинных желаний или для тех, что не подлинные тоже? - Для всех. Здесь вопрос в чем? - В эффективности… - Нет. В мотивационной силе данной иллюзии, то есть насколько она вас мотивирует к определенной деятельности. Если она вас демотивирует, то это вот плохо может быть, а если она вас мотивирует… Потому что это великолепный механизм позволивший человеку преодолевать ступор благоприятным прогнозом на будущее. Когда ничего не хочется делать, а какой смысл делать? Вообще, какой смысл жить, если умрешь? Никакого. Поэтому мастер мой простой фразой передавал это состояние, он говорил: «Жить нада!». Не потому что хочешь, не хочешь, хорошо, плохо – надо! Но вот этот механизм мотивирующих иллюзий он позволяет с помощью высшей нервной деятельности и опережающего отражения преодолевать мотивационный ступор и продолжать действовать. И таким образом, очень часто, изменять неблагоприятные условия на благоприятные. - Я их по-другому называю… Я говорю.. Взращивать внутренне желание до максимума до фатального и желание преобразовывать мир. - А что такое желание по вашему? Желание – это «Я хочу»? - Нет. - А что? - Желание – это эмоция, которая почти преобразовывается в действие. - Нет. Это, вы понимаете, мне ничего не дает и с этим невозможно работать, честно говоря. То есть на вашем субъективном языке это что-то конкретное, конечно, но когда вы пытаетесь этим конкретным поделится со мной, с помощью такого языка – эта конкретность теряется. Знаете, потому что есть потребность. Неудовлетворенная потребность создает напряжение, которое порождает по-вашему говоря желание действовать. Мотивация появляется - «Я хочу». Это «Я хочу» состоит из двух вещей из активизированной потребности и ценности через которую данная потребность может быть реализована с вашей точки зрения. В процессе социализации усваивается этот набор ценностей. Потому что желание обычно определяет что-то немодифицированное... чего-то хочется. Это и есть желание в чистом виде, то есть активизированная потребность. Ее обнаружить можно по реакции, по выбору локуса внимания. Если активизированная потребность в пище вы в первую очередь из фона выделяете пищевые объекты. Если активизируется потребность в сексуальном партнере, то в первую очередь выделяете из фона сексуальных партнеров. Если активизируется потребность в безопасности, Вы выделяете из фона элементы связанные с вашей безопасностью. Если активизируется потребность в новой информации и так далее… Такой подход дает возможность с этим работать. Дифференцированное восприятие своей внутренней жизни дает возможность с ней что-то делать, если есть, конечно, таковая мотивация. Поскольку все наши беседы идут от установки, которую мы в начале допустили как мотивационную силу – стать грамотным пользователем вот этого всего, что мне дано. Встреча пятая. О мире форм Сегодняшняя беседа – это попытка ответить на один рациональный вопрос: почему мы живем в мире форм? Откуда эти формы взялись, почему их так много? Ответить попытаться в рамках рационального сознания, не в рамках религиозного. В общем можно сказать, что оформленость, все, что имеет свою форму – это данность. Это нам дано. Никакой рациональной гипотезы, почему мир существует в виде форм, доступных нашему восприятию, модифицированию, называнию и даже деланию и этих форм становится все больше. Почему природа существует в виде величайшего разнообразия форм, почему мысль существует в виде величайшего разнообразия форм, почему у человечества приблизительно 680 моделей правильной жизни, многие из которых между собой просто не пересекаются? Что это такое? Есть, конечно, версия религиозного сознания, что у этого всего есть автор, творец, в более художественных формах религиозного сознания, там целый комбинат, у творца масса подручных в этих вопросах. Но мы не будем трогать это место, а попытаемся что-то помыслить в рамках рационального сознания. Итак, впервые, публично и ответственно я высказываю свою гипотезу. Гипотеза моя состоит в следующем: если мы продолжаем пользоваться той картиной мира, с которой все началось (схема большого целого), то мы понимаем, что она субъективизирована. В основе, в аспекте координации находится тот, кому принадлежит картина мира, некое субъективное начало во всех трех вариантах, а вот в аспекте связи – воплощенность, энергия, форма, мы имеем упакованную энергию, это и есть мир форм, с которыми мы имеем дело. С моей точки зрения, это можно сформулировать, помыслить, как энергию воплощения, как доказательство того, что мир процессуален и процессуальность эта определяется энергией воплощения. Форма, как таковая, как факт и вся совокупность форм, это знание. Не явленное предстает перед нами в двух ипостасях: как абсолютная пустота, и в интеллекте мы приписываем наличие этой пустоты к мирозданию, и как абсолютная плотность, в мироздании это черная дыра, белый карлик, в сознании это – Я. Самая плотная форма, которую мы имеем, точечная, но образно говоря, имеющая самый тяжелый психологический вес – это Я, эдакий психологический белый карлик, черная дыра. Теперь посмотрим, как это Я распоряжается энергией воплощения. Если мы допускаем, что мир процессуален, значит, в мире все время что-то происходит. Энергия этого процесса это и будет энергия воплощения. Каждая форма есть упакованная энергия воплощения. Когда форма распадается или разрушается, то энергия высвобождается. Мы можем это видеть в разных масштабах, в разных проявлениях, мы можем вполне не противоречиво допустить, что пассионарная энергия, пассионарный разогрев, о которых говорит в своей теории Гумилев, это тоже энергия воплощения в общем виде, и потеря этой энергии воплощения в данной форме, т.е. в этносе, приводит к снижению активности самого этноса, в плоть до снижения рождаемости. В конкретном человеке это выражается в снижении его активности, его деятельности, его репродуктивности. Он все меньше и меньше воплощается. В конечном итоге форма разрушается, энергия высвобождается и данный конкретный человек, как форма, перестает существовать. В чем, на самом деле, для меня важность этой гипотезы? Такой подход дает мне возможность мыслить на таком уровне, при котором я могу для себя самого анализировать и дифференцировать жизнь любой формы, ее энергетичность, ее воплощаемость или прекращение ее, как воплощения, что дает мне основание в своем мировоззрении утверждать, что Дух – это и есть энергия воплощения. Дальше я рационально проникнуть не могу (откуда оно появилось, почему). Но, что эта энергия и есть бытие Духа, персоны, субъекта, индивидуума, этноса, что бы мы не определили по отношению к какому-либо целому, как аспекта координации, он, кроме всего прочего, и есть формообразующий элемент этого целого. Таким образом, диапазон состояний аспекта координации одновременно является диапазоном формообразующих элементов. Энергия воплощения, аспект координации. На этой линии мы получаем диапазон. Диапазон формируется от абсолютной пустоты, до абсолютной плотности. Возьмем в качестве примера Я. Итак, энергия воплощения привела к тому, что женщина и мужчина реализовали эту энергию, образовался плод, этот плод вырос, покинул утробу матери, прошел необходимую часть социализации, и у него появилось Я. Он ощутил себя, он себя выделил из всего мироздания, он уже о себе говорит: Я. Появилась самая плотная из всех психологических форм. Согласно нашей гипотезе, в эту форму упаковывается наибольшее количество энергии. В общем пространстве воплощения появляется тенденция экспансии. На уровне сознания, условно назовем ее проявление «царь людей», на уровне биологии – «царь природы», и на уровне психоэмоциональной сферы – «царь космоса». Мы имеем три формы самоутверждения Я в мире. В рамках этой гипотезы, вся энергия потребностей – это тоже частное проявление энергии воплощения. В зависимости от распределения по инструментам, по данности возникает либо сбалансированное целое, либо некая негармоничная форма (из-за разницы в мощности аспектов). Поскольку психоэмоциональная сфера в нашей культуре, в рамках нашей цивилизации наиболее уязвима, то чаще всего экспансия по аспекту связи минимальна, что фиксируется в ритуальной передаче психологических установок, таких как «это все к жизни не имеет отношения», «это абстракции», «к чему философствовать – жить надо», такова одна линия фиксации. Вторая линия фиксации – это то, что показал Федор Василюк, он показал, что максимальное переживание, возникающее ни стыке максимально сложного внутреннего и максимально тяжелого внешнего мира доступно очень не многим, поэтому идет упрощение либо внешнего мира, либо внутреннего. Суть состоит в чем? Историю каждого человека мы можем рассмотреть как историю его воплощения. История его воплощения в религиозном сознании может быть отражена наличием трех сил: витал, астрал, ментал. Еще более сложную систему предлагает карта древних. Что здесь важно? Где человек останавливается? Где кончается аспект воплощения, скажем, в таком аспекте, как природа. У некоторых витальные запасы совсем маленькие, очень скромные, совсем не брутальные. Поэтому они останавливаются на проблеме сохранения здоровья. У некоторых это побольше и они останавливаются на проблеме размножения. У некоторых этого еще больше и они вступают в некоторое мы, связанными с экспериментами в области биологии человеческого тела: профессиональный спорт, экстрим и т.д. Т.е. способность порождать формы – это и есть проявление энергии воплощения. Сейчас бьют в колокола, утверждая, что белая раса медленно, но неуклонно уступает в численности остальным. Не хотят рожать. И ищут, бьются, как из этой ситуации найти выход, как простимулировать эту потребность. Согласно предлагаемой теории, это связано с уменьшением контакта с основным источником энергии воплощения, т.е. со снижением уровня духовности, ритуальной, магической, суггестивной, в самых простых формах народной духовности, зеркала, в которое смотрится человечество. И в следствии этого человек становится бесплотным, т.е. перестает воплощаться. У него нет внутренней энергии воплощаться. И не только человек, этнос, нация, любое большое целое, любое Мы может потерять эту энергию. На уровне психоэмоциональной сферы, существующие с древних времен эмпирические знания, практики, связанные с развитием этой части, этой сферы возможностей человека в его контакте с основным источником энергии воплощения и создание новых форм, в данном случае эмоционально чувственных и энергетических в нашей культуре это жестко увязывается с деятелями искусства, а в связи с появлением массового искусства, количество форм уменьшается. Ни одного нового переживания ни создать. Теперь аспект функционирования. Это жизнь сознания, это конвенции, это социальная действительность, это научная деятельность. Здесь дело, казалось бы, обстоит хорошо, потому что цивилизация продолжает расширяться, продолжает производить все новые и новые формы, правда последнее время, те же самые ученые стали говорить, о том, что в течении пятидесяти лет наша цивилизация испытает жестокий кризис. Но и то, что существует далеко не всем доступно, потому что зависит от того, какой инструмент достался, как там в процессе социализации с образованием сложилось, с интеллектуальным развитием. Таким образом, Я здесь тоже может не реализоваться. Теперь посмотрите: если Я, как форма, аккумулирующая наибольшее количество энергии, не имеет возможности непрерывного воплощения, что происходит? Происходит саморазрушение. Энергия не реализуясь, либо вступает в конфликт с возможностями инструментов, а Я связанно непосредственно с Я-концепцией и самооценкой, начинает получать сплошные минусы. Второй вариант это сдать Я в аренду. Т.е. избавится от Я и испытать облегчение. Способ избавится от Я известен давным давно - отождествиться с каким-либо Мы. И тогда человек даже говорить так начинает: мы решили, мы сделали, мы считаем, мы поступили и т.д. Из таких людей и формируются всякие разные тоталитарные секты и группы фанатиков, при чем это не зависит от каких-то внешних социалогичеких данных. Это зависит от наличия или отсутствия связи Я с основным источником воплощения. С этой точки зрения, духовность, как часть культуры и есть способ, связывающий человека с источником энергии воплощения, что делает его активным, формотворящим существом. Потому что тот набор готовых форм, который предлагает окружающая действительность, далеко не всегда исчерпывает его возможности воплощения. Это частный случай общего подхода к тому, что движет миром и людьми. И откуда рождаются все новые и новые формы. Но существует предложение, которое предназначено для субъекта, о несколько ином использовании энергии воплощения. Восхождение, когда вы направляете большую часть своей энергии на отношения со своим Я и с помощью той или иной системы знания или практики вы трансформируете Я во все более и более разреженное состояние. Я, условно говоря, теряет вес, плотность. С помощью какой логики предлагается осуществить это предложение? Движение целого в целом в точке координатора, посредством нуль-перехода. Что это значит? Это значит, что с помощью какой-либо определенной системы знания или практики я останавливаю процесс экспансии, допустим с помощью формулы «на каждый момент времени у меня есть все, что нужно мне для данного момента времени», и так называемо, обнуляюсь, т.е. сворачиваюсь в точку, т.е. не только Я, как некая плотность, но и вся моя воплощенность, вся моя данность, с помощью специальных усилий, вся моя внутренняя реальность, сворачивается в точку. Эта точка носит название нулевой, потому что в каждый такой момент времени я - никто и зовут меня - никак. «Умереть, чтобы родится». Поскольку у нас кроме сознания есть еще и сверхсознание и подсознание, то программа, построенная на резонансе с реальностью, на аспекте связи вас, как целого с мирозданием, как целым, дает большую степень вероятности, что эта точка начнет разворачиваться и воплощаться на другом уровне. Это и есть преображение. С уровня, предположим условно, называемого «эго», на уровень, условно называемый «субъект». С уровня, условно, называемого «субъект» на уровень условно называемый «Дух», поскольку это все названное. В чем сложность этого предложения? Сложность этого предложения состоит в том, что человек, не обладающий развитым, дифференцированным языком внутреннего общения, с самим собой и дифференцированным восприятием своей внутренней реальности, не может построить себе мотивацию такого рода. Поэтому в большинстве случаев – это либо человек в безвыходном положении, на пороге смерти, либо человек, отказавшийся от экспансии в силу страха перед действительностью, т.е. кандидат в тоталитарные сектанты. Поэтому так много брака. Вместо духовного развития получаются такие «духовные зомби», повторяющие слова своего лидера, заученные в бессознательном состоянии, и абсолютно неадекватно реагирующие на себя, и на окружающий мир. Это сложная техника обращения со своей внутренней реальностью, но она позволяет постепенно достигнуть максимального возможного резонанса, как с источником воплощения энергии, так и с самим воплощением. И получить весь возможный энергетический диапазон, весь возможный диапазон форм и весь возможный диапазон аспекта координации. Это и называется стать никаким, т.е. всяким. В «никаким», главное – всяким, потому что просто никаким – это значит перестать существовать. В самом первом приближении мы видим, что исходная наша сегодняшняя гипотеза о том, что энергия процессуальности мира, данная нам через многообразие форм, есть энергия воплощения, дает нам разнообразие частных случаев, в которых с помощью этой гипотезы, мы можем найти рациональное понимание, логику и технологию для самой сложной задачи, которую может себе поставить человек. Это задача быть соразмерным окружающему его мирозданию. Познай себя, как часть мира, и мир, как часть себя. И не только познать, но и реализовать это через воплощенность, используя максимальный объем резонанса с источником этой энергии, и с диапазоном воплощений, т.е. форм. Когда-то давно, когда я впервые поделился первыми размышлениями на эту тему, меня спросили, а откуда у вас взялся Дух, Из мировой культуры, ответил я. Принято называть это Дух. Но мы можем сказать, на уровне рациональном, не покушаясь на религиозный подход. Формула Духа известна. Е = mc2? Максимальная распаковка, это формула максимальной распаковки. Т.е., что древние эмпирически ощущали и на своем образном языке пытались нам передать? Чем ближе вы к возможностям неоформленной энергии, чистой энергии, тем больше у вас возможностей создания форм. Тем ближе вы к создателю. Вы сами есть создатель. Что в различных артефактах предки нам и демонстрировали. Сохранность тела, после длительного пребывания в могиле, телепатия, телекинез, мгновенный гипноз, суггестия, многие утверждают, что левитация в довольно развитом виде существует в некоторых местах. Суть в чем? Суть состоит в том, что наше сознание, будучи тоже подчинено общей тенденции энергии воплощения, производит все большее количество форм, создает из них все большее количество разнообразных конструкций, и на языке этих форм и конструкций пытается ответить на вопрос, почему уменьшается энергия воплощения. Из всего, что мне известно, об этом говорил только Гумилев с его теорией этногинеза. Пассионарная энергия, разогрев, остывание и остановка. Используя эту гипотезу, мы можем найти рациональную часть в очень многих явлениях окружающей нас действительности, связанную с формообразованием. И тогда мы понимаем, что трансформация, т.е. принципиальное изменение формы того или иного целого, и тем более преображение, некая трансмутация, материальная ли, психологическая или духовная, энергетическая ли, в рамках этой гипотезы теоретически доступны и объяснимы. Для нас это очень важно: назвать, логически связно назвать, чтобы иметь возможность на основании названного построить такую технологию, которая изменит явленное, превратит его в сделанное. Основной пафос жизни человечества – превращение явленного в сделанное. Путь от случайно загоревшегося во время грозы куска дерева до атомного реактора – это путь от явленного к абсолютно сделанному. Это и есть прогресс цивилизации. К сожалению, прогресс цивилизации ослабил энергию других составляющих человека, витальную, природную и эмоционально чувственную, душевную. Плюс почти разрушенная традиционная культура, связанная с социальным наследованием способов связи с источником этой энергии, что и привело к общему снижению мощности воплощения. Мы сегодня в здании, которое построили, пусть не слишком далекие, но все же далекие наши предки. В наше время, наши соплеменники таких зданий уже не строят, как правило, зато в большом количестве строят здания, которые живут не долго. Таким образом в форме, самой по себе, может быть упаковано разное количество энергии воплощения, поэтому время разрушения и освобождения ее разное. Но чем больше форм, чем стремительнее движение реальности, тем какие-то формы больше отстают от этого движения, а какие-то меньше. Это рациональная гипотеза, которую я использую, когда мыслю о процессуальности, и когда я интерпретирую древние и не совсем эзотерические тексты, переводя их с образного языка на рациональный. Еще одна тема. Как известно, массовый человек в современной культуре – потребитель. Как правило, он исполняет в социуме узко профессиональную роль за что получает средства, которые та же самая цивилизация с помощью всевозможных социальных суггестий, призывает его тратить на потребление. В некоторых местах – это единственное содержание жизни вне работы. Имеет ли потребление отношение к реализации? Приближает ли потребление человека к реализации по одному хотя бы из трех аспектов? Царь природы, царь космоса, царь мира. Нет. Потребление создает иллюзию. Любое обладание формами не заменяет производства форм. Отсюда работоголики. Единственное место, где он занимается реализацией – это работа, место, где он выполняет ту или иную функцию, производственную ли, научную ли, административную ли. В этой ситуации человек чувствует, что это он делает, производит, таким образом, вкладывается, реализуется, расширяет территорию. Допустим, у вас есть столько средств, чтобы купить все, что есть во всем универсаме, что это увеличит? Ничего кроме хлопот. Таким образом, с точки зрения этой гипотезы, чем больше потребления, как смысла и содержания жизнепровождения, тем ниже уровень самореализации. Поэтому есть люди, у которых много денег, есть, люди, у которых мало денег есть, а богатых людей очень и очень мало. И среди тех и среди других. В русском языке есть тонкий оттенок слова богатый, его корень Бог. Т.е. максимально реализующий энергию воплощающегося духа. Не зря последнее время все больше философов и социологов, политологов собираются под разными идеологическими знаменами и говорят об одном и том же – человек несчастен. Он несчастен и там, где его материальное благополучие очень высоко и там, где оно чрезвычайно низко. Человек тотально несчастен. Счастливыми себя считает, где-то тринадцать процентов человечества. Наша цивилизация в этом месте зашла в полный тупик. Выпав из процесса воплощения, человек лишает себя возможности реализации. Но для адекаватного восприятия психотехнологии развития, трансформации, восхождения движение целого в целом в точке координатора, посредством нуль-перехода – это первая рациональная фраза, которую я извлек из нерациональных эзотерических текстов. Если мы хотим стать соразмерными чему-то или кому-то, мы это сможем в случае, если мы сможем пройти через ноль. Я никто и зовут меня никак. Это и есть акт сознательного рождения, красиво сформулированного во многих текстах: чтобы родиться, надо умереть. Что они имели в виду? Они имели в виду способность, достигнутую путем практики по изменению картины мира и себя, свернуть экспансию своей воплощенности, полностью остановить ее на уровне отсутствия внутреннего диалога, остановки на уровне сознания. Полная остановка на уровне переживаний, из чего в качестве отбросов родился пофигизм. И полная остановка на уровне действий, так называемое созерцательное состояние. Сколько это состояние должно длиться, зависит от традиции, психотехники. Суть состоит в том, что если вам это действительно удается, в этот момент вы никто и зовут вас никак, и ваше самосознание к этому относится с пониманием, т.е. с приятием. Оно на это пошло. И только в таком случае вы можете из этой нулевой точки развернуться во что-то принципиально иное. По отношению к вашей предыдущей реализации. Но поскольку это очень сложная штуковина, то она часто становится самоцелью и занимает весь остаток жизни. Реализация так и не наступает. Нуль переход не происходит. Человек движется, движется к нулю и удивляется, почему становится все хуже. Таких явлений много, потому что тексты, которыми руководствуются даже люди с благими намерениями, написаны на языке переживаний. Язык для адекватной интерпретации современному человеку практически недоступен. А для того, чтобы сделать его доступным нужно соединить в себе человека владеющего переживаниями, как инструментом, а с другой стороны, человеком, умеющим рефлексировать, отстраняться, т.е. ученым. При этом еще здоровья должно хватить. В этом сложность практической реализации самых замечательных духовных идей. Ибо течение жизни, биография постепенно все жесче и жесче фиксирует одну форму, которую мы назвали таковость. Эта таковость и ограничивает возможности реализации. Потенциал вещь размытая, хаотичная, и тем он и привлекателен, что как бы все возможно, но поскольку жизнь такая штуковина, которая не останавливается на время наших размышлений о ней, ибо это коллективная собственность и коллективное изделие, то хаоса на самом деле не может быть. С помощью своих инструментов под общим названием «социальное давление» жизнь, пока вы в хаосе, делает из вас определенную форму. Эта форма и есть ваше реальное воплощение. Ваше реальное пребывание в этом мире. Реальная линия границы, фиксирующая данную форму. Вот почему одного богатства переживаний, владения переживаниями, искусства переживаний мало для реализации идей, которые являются основными в эзотерической литературе, в той духовности, которая является не частью культуры, а той духовности, которая является специфической деятельностью. Основное там – это технологии по трансформации, технологии по превращению данного в сделанное. Отсюда иллюзии, что если человек может переделать себя самого, то он и другого человека может сделать, переделать. Все грандиозные социальные эксперименты подтверждают – ничего кроме болванчиков не получается. Жертвы тоталитарных сект, режимов, суеверий и невежества. Люди, которые сбросили свое Я в общую корзинку Мы. Изменение возможно только, если пробуждается внутренний человек, и Я начинает работать. А когда Я начинает работать, напряжение между внутренним и внешним увеличивается и появляются переживания.
Резюме. На рациональном уровне, используя исходный инструмент под образным названием большое целое, и принимая, как данность, что мир принципиально разнообразен по формам его заполняющим, и постоянно процессуален по постоянному созиданию новых и разрушению старых форм, мы можем построить рациональную гипотезу о том, что аспект координации связан с действительностью энергией или процессом воплощения, и дальше мы можем получить большой диапазон частных приложений этого подхода для анализа событий и явлений в том случае, если мы принимаем, что формообразующий аспект целого – это диапазон возможных состояний аспекта координации. Кроме того, мы зафиксировали одно частное применение этой гипотезы - процесс поглощения и потребления не имеет прямого отношения к реализации. Мне кажется, что возможный выход из современного тупика цивилизации, когда большинство людей несчастливы, это построение новой парадигмы, направленной на усиление реализации. Это одновременно выгодно социуму, потому что спровоцирует все большее появление количества людей, обладающих профессиональной реализацией букета функций, при современном техническом прогрессе это важно, и с гуманистической точки зрения это повысит уровень удовлетворенности процессом жизни, на основе переживания своей фундаментальной, экзистенциальной значимости, что есть базовый плюс самооценки. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.02 сек.) |