АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Деятельность. Если для личности, как системы отношений, главное – это плюс или минус на самооценку, то есть, в конечном итоге всё к этому сходится

Читайте также:
  1. I и II ополчения на Руси. Деятельность К. Минина и Д. Пожарского. Окончание Смуты.
  2. I. СОЗНАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА
  3. IV Деятельность в области таможенного дела
  4. ZEMPJOB (КДШР.Трудовая деятельность)
  5. Анализ нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность студенческих трудовых отрядов на территории ЦФО
  6. Аналитическая деятельность командира по анализу и оценке морально-психологических состояний военнослужащих
  7. Аппарат управления международной деятельностью крупных фирм
  8. Аудиторская деятельность
  9. Аудиторской деятельностью
  10. Билет 12. Императоры 1-го периода иконоборчества. Их военно-политическая деятельность. Культурная и религиозная политика.
  11. Билет 13. Императоры 2-го периода иконоборчества. Их военно-политическая деятельность. Культурная и религиозная политика.
  12. Биологическая активность пыли и ее деятельность на организм человека

Если для личности, как системы отношений, главное – это плюс или минус на самооценку, то есть, в конечном итоге всё к этому сходится, то для действующей личности главным является самотождественность. Что я – это я.

Я себя опознаю, и меня опознают другие, даже если я сомневаюсь, я ли это.

В связи с тем, что самооценка и самотождественность есть не одно и то же, существуют такие патологические адаптации личности, при которых ради самотождественности личность выбирает на самооценку минус, а не плюс.

Одну из таких патологических адаптаций я описал в своей кандидатской диссертации, изучая чернобыльцев. Это нарушение общепринятых знаков гарантированного будущего. Дело в том, что причины поступков человека, как мы знаем, лежат в его будущем. То есть в том, как он представляет себе сознательно, а чаще всего бессознательно, модель гарантированного будущего.

У самых больших пессимистов и даже у мизантропов эта модель со знаком «плюс». Когда мы хотим понять, почему человек сделал тот или иной выбор из возможных, если мы хотим знать это точно, нам нужно знать его модель гарантированного будущего. Если мы хотим понять его поведение, то нам нужно знать его прошлое, потому что способы поведения связаны с прошлым.

Цели и задачи связаны с будущим.

Так вот, при некоторых ситуациях сильного дискомфорта и сильного эмоционального отрицательного стресса происходит патологическая адаптация личности: она строит модель гарантированного будущего со знаком «минус». То есть, как бы заранее во всём разочаровывается: обязательно будет плохо, ничего хорошего не может быть, потому что быть не может! И на этих людей очень сложно как-то повлиять, потому что они уже другие на уровне личности. С точки зрения большей части людей, которые всё-таки имеют «плюс». Естественно, что люди зудят: «всё ужасно, всё кошмарно, все сволочи, все предатели и т. д., кругом все виноваты: партия, правительство, родина, родственники, друзья, знакомые, власти, время, земной шар и человечество в целом». Нормальная психологическая адаптация. Чтобы сохранить «плюс». А эти живут в ситуации отрицания. У них не было другой возможности сохранить самотождественность.

И только (теоретически, а практически очень редко) сильнейший позитивный эмоциональный стресс, так называемый эустресс, может вернуть им модель гарантированного будущего со знаком «плюс». Так среди ветеранов афганской войны, в Америке – среди ветеранов Вьетнамской войны, среди ликвидаторов Чернобыльской аварии образовались группы людей, которые верят только друг другу и больше никому! Они просто не поддаются прямому социальному управлению, как мы с вами. Так действуют многие тоталитарные секты и в конечном итоге получают вот такой продукт – людей с «минусом» гарантированного будущего. Знаменитая история с «Белым братством» на Украине – это молодые ребята и девчонки. После того как всё кончилось и лидера посадили, психологи не могли их депрограммировать, потому что в силу традиционных подходов они этого не знали. Они просто не могли допустить, что личность может выбрать «минус» в качестве опоры. Для этого нужны были большие базы данных именно в анализе личностных особенностей, а не в анализе психиатрических моментов. Это не имеет отношения к психиатрии, это патологическая адаптация личности. Патологическая, потому что по отношению к большинству, противоположная. Личность приспособилась. Выживаемость огромная. С чем это связано? С капитальным условием: человек должен опознавать самого себя. Я себя опознаю, и меня опознают другие, свои. Я это я. «Не дай мне бог сойти с ума, уж лучше посох и сума.» И т. д.

Так вот, мы можем распределить различные, предлагаемые человеческой культурой, практики самосовершенствования с точки зрения их влияния на механизм самотождественности.

Самотождественность - это очень большой психологический механизм с большим психическим энергопотреблением. Мы тратим на это огромное количество энергии, времени, сил, совершенно этого не замечая, потому что это главное. Потому что если я – это не я, то уже о чём речь? Это уже надо разговаривать с другим человеком. Мы знаем, в клинике описаны примеры, когда в одном теле образовывались две личности, есть примеры даже трёх личностей. Причём они знали друг о друге. Я вам приводил знаменитый пример: «Маргарет, достирай бельё, я не успела. Твоя Мэри», – одна личность пишет другой, чтобы та доделала за неё работу. И хотя это факты и у нас нет оснований не доверять этим фактам, любой из нас по отношению к себе этого даже представить не может.

Потому что в это самое «себе» входит в первую очередь собственность на своё тело: это моё тело. Хотя на сегодняшний день мы уже знаем, что вашим телом могут воспользоваться, а вы этого даже не заметите. Можно посмотреть глазами вашего тела. Не так уж прочно вы сидите на этом месте.

Это очень важно помнить для практического пользования. Помнить о том, что самотождественность и самооценка – это разные вещи. И если человека обстоятельства ставят перед выбором: сохранить ли положительную самооценку, но потерять самотождественность, естественно, человек инстинктивно выберет сохранение самотождественности. Этих людей можно опознать хотя бы по тому, что они с удовольствием ставят себе минусы и почти не реагируют на ваши плюсы. Тенденция к потере равновесия между самотождественностью и самооценкой, проявляется в том, что человек очень слабо реагирует на плюсы со стороны, и при этом очень сильно реагирует на минусы, потому что он сам себе их выписал гораздо больше, чем извне. Такому человеку говоришь: «Что ты сам себя критикуешь? Столько желающих, дай им возможность», – он всё равно: «Нет, я сам себя буду критиковать ради сохранения самотождественности». Сталкиваясь с этим в себе и в людях, с которыми вы общаетесь, постарайтесь вспомнить, что бывают ситуации – внутренние и внешние – в которых личность вынуждена делать выбор в сторону защиты самотождественности путём отказа от положительной самооценки.

Существуют методики и практики, позволяющие рационализировать систему самотождественности. Рационализировать и с точки зрения её эффективности, и с точки зрения её объёма, трудозатрат, энергопотребления и т. д. Но естественно, для этого нужно руководство высокопрофессионального специалиста. Но это возможно.

Человечество в своём эмпирическом опыте и в осмыслении этого опыта накопило такие методы, и они реально осуществимы.

Если это условие соблюдено – (с точки зрения квадрата аспектов это есть координация нашей деятельности) – мы не можем делать ничего, что в состоянии разрушить нашу самотождественность. И даже принуждение извне не может нас заставить разрушить собственную самотождественность, потому что это равносильно самоубийству. Как личность, как некая конкретность единичного человека, разрушение самотождественности приводит к исчезновению этого человека, даже если тело при этом совершенно благополучно существует.

В фантастическом романе «Человек без лица» разрисован образ мирового злодея, который в силу каких-то вещей находится в сплетении событий и может разрушить мир – классическая американская тема. Но интересен финал. Когда наш герой путём сверхчеловеческих возможностей и телепатической поддержки братства всё-таки его побеждает, злодея не убивают. Ему просто всё стирают в субъективном. И зачем же такой могучий, доминантный организм выбрасывать? Он же сейчас в возрасте трёх месяцев. Вырастим на этом организме другую личность, организм пойдёт в дело. Ускоренными темпами года через три будет взрослый человек. Должен вам сказать, что на сегодняшний день это не фантастика, это возможно при специальных условиях. Осталось добить 3%, и тогда это будет просто технология.

Дальше возникает деятельность от самотождественности, которую мы можем классифицировать как «работа, труд, служба».

Самореализация в аспекте функционирования. То есть, самореализация человека как личности возможна только в мире людей. В общем виде процесс самореализации можно назвать карьерой. В первоначальном смысле этого слова, без оценочного обсуждения, хорошо это или плохо. То есть, история его движения внутри пространства социальной деятельности. Это и будет реализация личности.

Вы скажете: «А как же личная жизнь? То есть, система отношений – разве это не реализация?» А история отношений данного человека с другими людьми может быть несоциальной? Могут ли вообще быть отношения, не имеющие отношения к устройству жизни, социальной жизни? Не могут. Если они не построены на принципиально иной основе, на основе резонанса. Тогда это будут субъект-субъектные отношения или хотя бы субъект-объектные. А так все отношения - это собственные проекции на других, как мы знаем из формулы: человек А, как он себя представляет, обращается к человеку Б, как он его представляет, то же самое делает другой, и каждый разговаривает сам с собой. Если не ввести третий голос.

Самореализация среди людей важна потому, что многие, пытающиеся сделать приоритетным внутреннего себя, пытаются уйти от самореализации и в результате уменьшают уровень функционирования, мощность этого аспекта. А в качестве последствия аспект связи (самовыражение) уклоняется в сторону аспекта организации (самоутверждения).

Самовыражение – это как раз и есть отражение внутреннего человека. То есть, в общем виде творчество. Таким образом, мы видим, что уже система отношений может разделиться на две: отношения как самовыражение и отношения как самореализация. Как мы знаем, проблема самовыражения – это всегда творческая проблема, потому что сложности внутренние наталкиваются на сложности внешнего мира и возникает творческое переживание той или иной степени напряжения. Но если человек забывает об этом: ну, не его это формы – писать стихи, сочинять песни, вступать в творческие отношения с другими людьми, мастерить на досуге какие-нибудь скульптурки, вышивать крестиком, писать романы, которых никто не прочитает (первую главу которых и друзья выслушивают с трудом), но всё равно он будет выражать свой внутренний мир, – то тогда уменьшение мощности аспекта связи приводит к потере связи с большим целым. То есть, человек становится в той или иной степени аутичным. У него возникают сложности живого общения с другими людьми, сложности эмоционального чувствования жизни в форме невротизма или неврастении. Часто люди пытаются это компенсировать служебным рвением, но поскольку это однобокий рост аспекта самореализации при несоответствующем развитии аспекта самовыражения, то баланс нарушается… и человек теряет себя как целого, возникает проблема с самотождественностью – и тут уж не до чего...

лишь бы остаться самим собой.

Аспект организации – самоутверждение. В общем человек самоутверждается путем потребления: «Моя территория», «мои вещи», «моя еда», «моя машина лучше, чем у соседа - значит, я более реален, чем он». И поскольку с аспектом организации связано ощущение реальности своего существования... поэтому существует огромный механизм социального суггестирования в отношении уровня потребления. Потребитель – это пользователь.

И мы с вами говорим о том же, мы говорим о пользователе. И такое потребление создает свою систему отношений: если может человек что-то необычное, то он мощный, знающий, умеющий. И человек говорит – «моё умение».

Самоутверждение - это попытка ответить на этот вопрос – что такое «моё». А самореализация – «что такое Я».

Я понимаю, что вас несколько напрягает простота этой схемы, но по содержанию (смеётся), пользуясь «методом качественных структур», мы понимаем, что на сегодняшний день в массе мы имеем гипертрофированный уровень самореализации (АФ), то есть, «эксплуатации меня в качестве рабочей силы» и огромные внутренние затраты на то, чтобы как-то так, либо удержаться, либо подняться выше.

Гипертрофированный уровень потребления, который постоянно суггестируется извне, потому что существует проблема перепроизводства. Первый серьезный кризис нашей цивилизации (не у нас, правда, а у американцев) когда потребление не успевало за производством: некому это всё кушать, некому на этом всем ездить, некому всё это одевать, и так далее.

И ущемленный аспект самовыражения. Вы знаете, как большинство людей удовлетворяет потребность самовыражения, и какое-то небольшое количество людей на этом очень сильно зарабатывает – это шоу-бизнес. Показуха. Кино, вся поп-культура... популярная – это культура, дающая возможность легко к ней присоединиться. Присоединиться либо в виде восхищения, присоединиться в виде полного разоблачения, присоединиться еще каким-то образом – отождествиться и таким образом в идеальной форме самовыражаться... Не в форме действия, а в форме идеального такого отождествления, считая это выражением своего внутреннего мира.

Поскольку эта потребность в самовыражении полностью ущемлена (как деятельность),то, естественно, потребность в поп-культуре растет, спрос рождает предложение... и уже всем интересно, как там Джон с Мэри – разошлись или не разошлись, и кому набил морду звездун N, и так далее, и тому подобное, как они живут, с кем спяо и что кушают... что вообще подменяет меня – «И я так же мог бы, но не повезло так, как ему».

Вот, собственно говоря, вся структура деятельности, реализуемой в виде работы, добровольного ли труда... по контракту, договору, найму или в виде принуждения.

И среди прочих вопросов, сегодня мне очень понравился вопрос про свободу воли – существует ли она, а если да, то в чем и для кого? Конечно – существует. Прежде всего она существует как потенциальная возможность.

«Потенциальная», в смысле, осуществимая – человек может распорядиться своей жизнью. То есть, это свобода выбирать из возможных, доступных вам вариантов. Если же вы видите, что выбора нет, как вам кажется, вы всё равно... как говорится, из каждого положения есть два выхода: жить или не жить, быть или не быть. Это первое.

Второе – это свобода изменять отношения. Отношения личности с другими личностями – производное от деятельности. Если это связано с самовыражением – это одна система отношений, если это связано с самореализацией – это другая система отношений, если это связано с самоутверждением – это третья система отношений.

Кроме того, возможна система отношений с собой, то есть, со своим внутренним миром. Это самое труднодоступное пока... Не очень этому и учили, и не очень это существует в принципах социального наследования. В небольшой степени это существует в так называемой «первичной культуре», то есть в том, что наследуется в детстве в качестве примера для подражания, в качестве неких ритуализированных действий, и так далее...

 

2.2

Далее, отвечу на заранее подготовленные вопросы.

- Что такое власть, чем она отличается от влияния?

Влияние – это ваше положение в структуре отношений. Власть – это ваше положение в социальной иерархии того или иного вида, то есть место, которое вы занимаете в этой иерархии, и те полномочия, которыми это место наделено.

- Как законы социума связаны с государством?

Существует иерархия управленческих структур.

- Достаточно ли осознания того, что ты этим хочешь сделать, чтобы иметь энергию для реализации этого?

Между мотивацией «сделать» и мотивацией «понять и осознать» есть разница.

- Где границы незапрограммированности человека?

Пока неизвестно. Известно, что 80% можно посчитать для профессионалов относительно легко. 97% – с вложением больших средств и профессиональных резервов. А вот 3% пока неизвестно. Опять же, про что вы спрашиваете, когда спрашиваете о «незапрограммированности человека»? Человек – это кто?

- Как субъект взаимодействует с реальностью?

Через резонанс.

- Если субъект только наблюдает, кто ставит цели и задачи?

Тут несколько вариантов ответа. Дух, вера, мы. Всё зависит от того, кто. Если субъект, мы говорили, – это управляющий вашим хозяйством и он находится в резонансе с реальностью, значит, между вашим хозяйством и реальностью и возникают эти самые цели и задачи. Кроме того, ещё существуют цели и задачи, вызванные нахождением в том или ином «мы», в той или иной части жизни как устройства.

Моя стратегическая мотивация с очень раннего возраста была связана с поиском смысла моей персональной, единичной жизни, без ссылок на «мы», и так далее. И этот поиск продолжается, хотя мне кажется, что я основной смысл для себя самого я обнаружил. И я вижу этот смысл в том, чтобы осваивать данность... вот на сегодняшний день этот смысл меня привел к освоению пребывания через опору на переживания. Это мне безумно интересно.

И кроме этого я сознательно продолжаю сохранять свою привязанность к традиции, как некоторый элемент служения. И соответственно, взял на себя новую работу по реализации задачи, связанной с построением следующего уровня объективизации традиции. Так что, в этом смысле, я независим ни от каких массовых смыслов, в том плане, что ни в будущее не переношу смыслы своей жизни, в некое следующее (смеётся) пребывание... Не отождествляю личный смысл со смыслом вечности. Мне здесь интересно. Я уже говорил и неоднократно публично заявлял, что я готов жить вечно.

Продолжим.

Как мы договорились с вами, что всё это имеет смысл, если мы этим будем пользоваться, да? С точки зрения пользователя, это, конечно, гармонизация своей деятельности. Что значит «гармонизация» – это означает, что вы не должны жертвовать ни одним из аспектов и стараться рефлексировать соотношение затрат и мощности этих аспектов, прежде всего по линии самовыражения (АС). Потому что сделать самовыражение источником средств к существованию это не простая задача. Не всем, так «повезло», у кого совпадает самореализация с самовыражением. Но тогда у вас есть баланс по отношению к внешнему миру.

Баланс по отношению к себе – это соотношение самотождественности и самоутверждения.

Вот что часто встречается в практике: человек напрягается в области самоутверждения, хотя состояние его самотождественности этого совсем не требует. Чем больше вы грузите себя в области самоутверждения, в области потребления, тем консервативнее ваша деятельность в целом.

Ну, пример такой, скажем, вы хотите самореализоваться на десять ступеней выше в социальной иерархии, чем на сегодняшний день – вы увеличиваете свою профессиональную вооруженность, управленческую вооруженность, еще какую-то специфическую вооруженность, в соответствии с вашей задачей. Смотря, какой вы способ выбрали: вы стратегически вооружаетесь, или вы тактически вооружаетесь, и так далее,– это уже вопрос к персональной истории. Но, как говорится, из кожи вон лезете, всё подчиняете это задаче и вот – вы достигли. И тут выясняется, что вы уже топ-менеджер, а у вас еще нет... список, что должно быть... и вы бросаетесь в другую крайность, вы начинаете всё это приобретать.

Приобретая, вам начинает казаться, что если вы приобретете не только то, что нужно топ-менеджеру, но то, что еще олигарх приобретает... вы сами станете олигархом. Хе-хе...

Иногда очень трудно объяснить человеку, что его потребности в области самоутверждения никакого отношения к его социальной истории не имеют.

Между самореализацией и самоутверждением прямой зависимости нет... косвенно, через целое здесь есть связь, но прямой-то нет – АФ и АО это противоположные по функциональности аспекты. Аспект организации - всегда консервативная деятельность. Аспект функционирования – изменяющийся.

самореализация   самовыражение
  личность как структура деятельности  
самотождественность   самоутверждение

 

Я всегда вспоминаю Стерлигова, что он сделал со своими самоутверждениями. Он купил землю в дальнем Подмосковье, организовал там экологически чистую баранью ферму, живет в простой избе, потому что первый дом ему сожгли аборигены, в каждом углу избы по винтовке... И предупредил всех, что за появление в несанкционированное время: «Стреляю без предупреждения». И говорит: «Они же тут типа туземцы, индейцы, а я – колонист».

То есть, оказалось, что для самоутверждения ему совсем не была нужна квартира в Москве, депутатские полномочия... ему были нужны лошади, сторожевые собаки, изба, винтовки.«Бабы вот тут, за загородкой, – имея в виду жену и дочь, – Мужики вот здесь, младенец вот здесь, рядом со мной, чтобы я, не просыпаясь, мог бы качать люльку». И чувствует себя здоровым. Он говорит: «Я почти выздоровел – у меня мания величия, но я уже почти выздоровел».

Спасибо ему за это интервью и за разрешение показать его «поместье». В силу каких-то обстоятельств данный человек прорвался к осознаванию, что для самоутверждения ему нужно совсем другое, чем общепринятый эталон «столичного» потребления...

Раньше «прикид», так называемый, играл очень большую роль на открытом базаре, то теперь не играет существенной роли, кроме официальных ситуаций, потому что мало кто уже смотрит на это, и даже дорогие вещи теперь похожи на тряпочки – ну, мода такая, как бы просто всё очень должно быть. Кому должно, опять же?! Есть и люди, для которых консервативно одеваться в силу общинных норм имеет отношение к самотождественности, а одеваться модно – разрушает самотождественность.

Говоря о личности как структуре восприятия и переработки информации (интеллектуальная часть личности), мы помним, что плюс-минус на самооценку это важно для адекватного восприятия. Чего бы там ни поступало в нас, и чего бы мы наружу ни выдавали в качестве информации – конечный продукт обслуживает самооценку.

А для личности как структуры деятельности нет ничего важнее самотождественности. И поэтому самостоятельность грамотного или продвинутого пользователя будет в том, что он сам определяет для себя необходимый объем самореализации, необходимый объем самоутверждения и необходимый объем самовыражения.

Чем мы компенсировали самовыражение при советской власти? Люди моего поколения помнят – разговорами. Знаменитый образ «кухонных разговоров» обо всем и ни о чем сразу. Но это неважно, важно было, что каждый в этих разговорах имел возможность рассказать о себе внутреннем, с надеждой, что никто из присутствующих никуда не побежит докладывать, хотя эти надежды не всегда оправдывались.

Один очень уважаемый мной человек рассказал мне, как он попал на 9 лет – катание на лыжах в 49-м году. Заслуженный, прошел всю войну. Сидели и разговаривали четыре человека, близких людей – один добежал быстрее и сообщил. Но, всё равно, люди шли на этот риск - невозможно было всех заставить бояться всех, потому что самовыражение всё равно нужно. Кто умел писать, писал «в стол», но писал, то есть, тоже выражал себя. Или рисовал.

Дети самовыражаются фантазируя – они не лгут в этот момент, они самовыражаются. У них внутри действительно так, они не о внешнем мире рассказывают, они о внутреннем мире рассказывают. А «умные взрослые» говорят: «Что ты врешь?! Что ты отрываешься от жизни?!» Да не отрывается он от жизни, успокойтесь – он весь в вашей власти, он пытается свою деятельность гармонизировать, чтобы как действующее лицо в этом действии быть полноценным, самодостаточным.

Нельзя достигнуть самодостаточности, не самовыражаясь... Духовные искатели советских времен пытались самовыражаться, уходя в дворники и кочегары, и становились Цоями. А те, кому нечего было самовыражать (смеётся), и внутри было пусто, так они хоть в кочегары, хоть в генералы, всё равно – пустой человек. Пусто. Потому что самовыражение – это единственный способ внутреннего развития.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.009 сек.)