|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Глава 4. Социокультурная модель: связующий элемент системы – информацияМногое в поведении социальной системы обусловлено скорее взаимодействием ее участников, чем их индивидуальными особенностями. Каждая социальная система обладает характеристиками, которые не исчезнут даже в случае полной замены ее участников. Социальную систему характеризуют не только и не столько ее элементы, сколько их отношения друг с другом и каждого с целым. Отношения, которые в нашем понимании образуют структуру системы, в свою очередь, зависят от характера связей, объединяющих и удерживающих вместе компоненты системы. В частности, существует принципиальная разница между характером связи элементов механической и социокультурной систем. Степень совпадения картины мира отдельного человека с коллективным взглядом на мир сообщества определяет уровень его интеграции в это сообщество. Именно в коллективной способности и стремлении народа изменить свою культуру и воплотить в жизнь желаемое будущее, кроются главные препятствия и ключевые возможности для развития. Практическое значение культуры заключается в том, что она выступает как система решений по умолчанию. Люди привыкают постоянно пользоваться готовыми решениями – стандартными ценностями, и в результате просто забывают о своем праве и возможности делать собственный самостоятельный выбор. Главной помехой в процессе развития выступает не столько недостаточное понимание простыми людьми, сколько отсутствие общего понимания у так называемых экспертов. Всегда было проще растолковать и доказать что-либо народу, нежели экспертам, и не только потому, что простые люди не обладают столь ярко выраженным самолюбием, но и потому, что узнавать новое гораздо легче, чем отказываться от устаревших знаний. Поддержка и распространение мифа о необходимости ограждать простых людей от чрезмерно сложных концепций отдает высокомерием и граничит с демагогией. Социальное познание не равняется сумме знаний всех членов социальной системы, а представляет собой именно ту часть знаний, которая является общей для всех членов и проявляется в понятиях коллективной картины мира и культуры. Познание первого порядка представляет собой количественное изменение. При этом происходит пересмотр вероятностей выбора и внесение изменений в параметры при неизменной структуре. Исходные предпосылки, руководящие отбором альтернатив, остаются нетронутыми. Познание второго порядка, напротив, предполагает пересмотр именно исходных посылок и представляет собой качественное изменение, сводящееся к определению нового набора альтернатив и целей. Роль знания в социальных системах аналогична роли энергии в физических системах. Но, в отличие от энергии, знание не подчиняется закону сохранения: человек не теряет их, когда делится с другими. Способность обучаться и делиться знаниями позволяет социокультурным системам постоянно повышать свой уровень организации. В этом, собственно, и заключается социальный прогресс. Развитие – основное понятие системного мировоззрения. В отличие от механического и биологического взглядов, направленных на решение проблем соответственно производительности и роста, главной заботой системного мировоззрения, в сущности, является развитие. Развитие организации представляет собой целенаправленный переход к более высокому уровню интеграции и дифференциации одновременно (рис. 13). Для каждого уровня дифференциации должен существовать минимальный уровень интеграции, ниже которого система просто распадется на части и превратится в хаос. И, наоборот, для более высоких уровней интеграции необходима большая степень дифференциации, чтобы система не превратилась в бесплодную пустыню. Рис. 13. Уровни дифференциации интеграции. Центральным элементом развития выступает его отличие от роста. Развитие и рост – далеко не одно и то же, эти понятия даже необязательно сопутствуют друг другу. Рост происходит и одновременно с развитием, и без него, как и развитие может сопровождаться ростом, а может обойтись и без него. Кладбище может разрастаться, но о его развитии говорить не приходиться. С другой стороны, человек может продолжать успешно развиваться долгое время после того, как его рост остановится, и наоборот. Препятствия для роста системы находятся преимущественно в ее окружающей среде, но главные ограничения для развития системы скрываются все же внутри ее самой. Препятствия для развития социальной системы можно рассматривать как неудовлетворительную работу любого из пяти аспектов. Дефицит, диспропорция в распределении и ненадежность какой-либо из пяти социальных функций – создания и распределения знаний, власти, богатства, ценностей и красоты – считается первичными препятствиями (первого порядка). Отчуждение, раскол общества, коррупция и терроризм относятся к социальным явлениям, получившим название вторичных препятствий (второго порядка) (рис. 14). Рис. 14. Препятствия для развития. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |