|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ТЕМА 3. МЕЖДУРЕЧЬЕ
Учебные вопросы: 1. Шумерские города-государства (6000- 2300 гг. до н.э ). 2. Аккад: формирование централизованного государства (2300-2000 гг. до н.э.). 3. Вавилонская держава (2000-1200 гг. до н.э.). 4. Ассирийская империя (1200-600 гг. до н.э.). 1. Шумерские города-государства (6000- 2300 гг. до н.э ) Среди стран Передней Азии наиболее удобной для широкого развития земледельческого хозяйства была Месопотамия (Двуречье) – страна, лежащая между Тигром и Евфратом, которые были её главными не только оросительными, но и транспортными магистралями. Естественные богатства Южной и Средней Месопотамии не велики. Смешивая глину с асфальтом, жители древней Месопотамии делали материал, который им заменял камень, редко встречающийся в южной части Двуречья. Столь же характерно для Месопотамии и отсутствие металла, что ставило местное население в зависимость от северных и восточных металлургических районов. Небогат и растительный мир Двуречья. Древнейшее население этой страны акклиматизировало зерновые злаки, ячмень и пшеницу. Большое значение в хозяйственной жизни страны имели финиковая пальма и тростник, которые росли в южной части Двуречья в диком виде. К местным растениям принадлежали кунжут, а также тамариск, из которого добывали сладкую смолу. В восточных горах водились овцы и козы, а в болотистых зарослях юга - дикие свиньи, которые были приручены уже в глубокой древности. Реки были богаты рыбой и птицей. Различные виды домашней птицы были известны уже в древности. Природные условия Южной и Средней Месопотамии были благоприятны для развития скотоводства и земледелия, потребовали организации хозяйственной жизни, и применения значительного труда в течение длительного времени. Древнейшие поселения на территории средней части Месопотамии появились в эпоху позднего неолита. Племена, населявшие в глубочайшей древности Месопотамию, жили на островах, возвышавшихся среди болот. Свои поселения они строили на искусственных земляных насыпях. Осушая окружающие болота, они создали древнейшую систему искусственного орошения. Подлинными её создателями были шумеры, пришедшие в Южную Месопотамию из восточных горных областей и давшие ей первоначальное название – Шумер, а также семитские племена Аккада – территории, расположенной севернее Шумера. Значительное развитие сельского хозяйства, возникновение металлургии и распространение меновой торговли повлекли за собой рост производительных сил и потребность увеличении рабочей силы. Результатом этого было разложение древнего родо-общинного строя и возникновение на его развалинах древнейших рабовладельческих государств в III тыс. до н.э. Первобытные формы хозяйства, охота и рыболовство пережиточно сохраняли некоторое значение в экономике страны. Однако ведущую и прогрессивную роль играло сельское хозяйство, возникшее в силу естественных условий ещё в древнейшую эпоху и получившее своё дальнейшее развитие в III тыс. до н.э. На большую плотность населения указывает тот факт, что развалины крупных городов, как, например, Ларсы и Урука, находятся на расстоянии всего лишь 24 км друг от друга. Обширные луга и степи, простирающиеся к западу от Евфрата, давали возможность заниматься скотоводством. Короткорогие и длиннорогие быки содержались на подножном корму и получали прикорм зерном. Рабочим скотом пользовались при орошении почвы, пахоте и молотьбе, а также для перевозки грузов. Разводили и мясо-молочный скот, дававший большое количество мясных и молочных продуктов. Очень широко был распространён мелкий рогатый скот, особенно курдючные и мериносовые овцы, а также козы различных пород. Для нужд транспорта пользовались быками и ослами. Лошадь появляется значительно позднее, очевидно, лишь во II тыс. до н.э. Несмотря на то, что уже в глубокой древности в Месопотамии была создана густая сеть оросительных каналов, техника изготовления сельскохозяйственных орудий отличалась большой примитивностью и застойностью. Необычайное плодородие орошаемой почвы не требовало от человека особых усилий для её обработки, тем самым объективно тормозило развитие сельского хозяйства. В Месопотамии уже с древних времён были известны различные виды хлебных злаков, среди которых первое место занимал ячмень. Наряду с ячменём была известна и полба, служившая главным образом для изготовления хлеба и пива. Культура пшеницы в Месопотамии была распространена меньше; стоимость пшеницы превышала вдвое стоимость полбы и ячменя. Наконец, возделывалась дурра (один из видов зернового растения сорго, известного в Азии и в Африке), сохранившаяся до настоящего времени на Востоке. Помимо различных овощей и фруктовых деревьев крупное хозяйственное значение финиковая пальма, культура которой восходит к глубокой древности. Наряду с сельским хозяйством в древнейшей Месопотамии получили развитие и ремёсла. Однако развитие ремёсел в значительной степени тормозилось отсутствием наиболее важных видов сырья. В южной части Месопотамии не было ни металла, ни достаточного количества камня и дерева. Поэтому уже в древности здесь для замены этих недостающих видов сырья стали пользоваться главным образом глиной и камышом. Глиной пользовались часто, заменяя ей дерево, камень и металл. Из глины, делали бочки, ящики, трубы, печи, очаги, печати, веретена светильники, погребальные ящики. Важнейшими заменителями дерева в древней Месопотамии были камыш и тростник, различные виды которых в большом количестве растут в Двуречье. Камышом и тростником пользовались для изготовления различных плетёных вещей, в качестве строительного материала, а также и при кораблестроении. Дерево встречалось в Месопотамии редко и чрезвычайно высоко ценилось. Крупный переворот в технике произвело открытие металлов. Одним из первых металлов, известных народам южной части Месопотамии, была медь. Несколько позднее появилась бронза. В середине III тыс. до н.э. в Месопотамии было известно железо, очевидно, метеоритное. Железные изделия этого времени были обнаружены в очень небольшом количестве. Очевидно, железо в Месопотамии в эту эпоху было мало распространено. Его приходилось привозить из далёких областей Закавказья или из Малой Азии. Необходимость получения из соседних стран различных видов недостающего сырья способствовала развитию довольно значительной внешней торговли. Шумеры привозили медь из Элама, Ирана и Ассирии, а дерево - из горных районов, лежащих к северу и востоку от Двуречья. Однако эта торговля была ещё весьма примитивной, поскольку имела меновый характер. В роли денег выступал скот и зерно. Впоследствии, с распространением металлов, значение денег приобретают металлические слитки. С развитием производительных сил в шумерском обществе, с ростом производительности труда появляется рабство. Первоначально даже в скрытой форме. Так, в шумерском кодексе, отцу разрешалось продавать в рабство своих детей, причём условия такой продажи записывались в особых документах. Характерной чертой патриархальной семьи в древней Месопотамии является неполноправное положение женщины, усугубленное обычаем многоженства. Дочерей нередко продавали в рабство. Развитию рабства в сильной степени способствовала долговая кабала. Во многих документах фиксируются ссуды, в частности зерном, которые вынуждены были брать бедняки у богачей. Запутавшись в долгах, бедняк нередко становился жертвой ростовщика. Ему угрожало неминуемое рабство. Однако древнейшим и важнейшим источником рабства были войны, которые постоянно вели между собой сперва родо-племенные союзы, а затем и отдельные города-государства Шумера, а также и более крупные государственные образования с соседними народами. Эти войны в первую очередь приводили к захвату большого количества пленных, обычно превращавшихся в рабов. Имущественное расслоение внутри сельских общин, приводило к постепенному распаду общинного строя, что способствовало выделению из всей массы общинников небольшой группы рабовладельческой аристократии. Наряду с этим наименее обеспеченные слои общинников постепенно разорялись, превращались в бедняков и даже в рабов. Уже в IV тыс. до н.э. на территории Шумера возникают города как хозяйственные, политические и культурные центры отдельных маленьких государств. В самой южной части страны находился город Эриду, расположенный на берегу Персидского залива. Крупное политическое значение имел город Ур, который был центром сильного государства. Религиозным и культурным центром всего Шумера был город Ниппур с его общешумерским святилищем, храмом бога Энлиля. Среди других городов Шумера крупное политическое значение имели Лагаш, который вёл постоянную борьбу с соседней Уммой, и город Урук. К началу III тыс. до н.э. на территории Месопотамии появляются первые рабовладельческие государства, во главе которых стояли цари. В княжествах, потерявших свою независимость, правили высшие представители рабовладельческой аристократии, носившие древний полужреческий титул патэси. Экономической основой этих древнейших рабовладельческих государств был централизованный в руках государства земельный фонд страны. Общинные земли, обрабатывавшиеся свободными крестьянами, считались собственностью государства, и население их было обязано нести в пользу последнего всякого рода повинности, обычно довольно тяжёлые. Главной формой хозяйства в эту эпоху было земледелие, основанное на искусственном орошении. Поэтому одной из важнейших функций древнейшего рабовладельческого государства была функция организации и поддержания в порядке ирригационной сети. Особого внимания заслуживает шумерское искусство и литература. Всего известно около ста пятидесяти памятников шумерской литературы. В их числе – стихотворные записи мифов, эпические сказания, свадебно-любовные песни, погребальные плачи, гимны в честь царей, поучения, назидания, басни, анекдоты, поговорки, пословицы. Из всех жанров литературы наиболее полно представлены гимны, выступавшие, как способ коллективного обращения к божеству. Большое значение имели героические сказания, воспевавшие подвиги героев, их дальние походы и приключения. Теснейшим образом с мифологией и эпосом был связан пантеон богов. До конца III тыс. до н.э. не было единой систематизации, хотя имелось несколько обшешумерских божеств: «владыка воздуха», «царь богов и людей» Энлиль (бог города Ниппура); владыка подземных пресных вод и мирового океана Энки (бог города Эреду); бог неба Ан и богиня войны и плотской любви Инанна (божества города Урука); лунный бог Нанна (покровитель города Ур); бог-воитель Нингирсу, чтившийся в Лагаше. 2. Аккад: формирование централизованного государства (2300-2000 гг. до н.э.) Постоянная борьба между шумерским югом и семитским севером привела к победе семитского севера. Саргон I, основатель государства Аккада, подчиняет себе Шумер и объединяет под своей властью значительную часть Месопотамии. В это время была значительно расширена и усовершенствована ирригационная сеть. Объединение Шумера и Аккада дало возможность регулировать в общегосударственном масштабе всю речную и оросительную систему. С целью укрепления торговли была установлена единая система мер и веса. В связи с развитием военного дела было организовано постоянное войско, состоявшее из 5400 воинов, которое стало ядром большой армии, находившейся в распоряжении аккадского царя и давшей ему возможность осуществить ряд крупных завоеваний. При Нарам-Суэне, внуке Саргона, Аккад достиг своего наивысшего могущества. Подавив мятеж городов юга Месопотамии, недовольных возвышением Аккада, и тем укрепив свою власть в Месопотамии, он стал величать себя «могущественным богом Аккада» и повелел изображать себя на рельефах в головном уборе, украшенном рогами, которые считались божественными символами. Он вёл много успешных завоевательных войн, одержав ряд побед над царём Элама, над племенами, жившими на территории современного Северо-западного Ирана, а также подчинил город-государство Мари, расположенное в среднем течении Евфрата, и распространил свою власть в Сирии. При преемнике Нарам-Суэна начался распад державы Аккада. Новому царю пришлось вступить в длительную борьбу с наседавшими с запада амореями и одновременно противостоять нашествию гутиев с северо-востока. В самой Месопотамии начались народные волнения, причиной которых были острые социальные конфликты. Невероятно увеличились размеры царского хозяйства, которое подчинило себе храмовое хозяйство и эксплуатировало труд безземельных и малоземельных аккадцев. Около 2170 г. до н.э. Месопотамия была завоёвана и разграблена племенами гутиев, живших в горах Загроса. К 2109 г. до н.э. ополчение города Урука во главе со своим царём нанесло поражение гутиям и изгнало их из страны. Победив гутиев, претендовал на царствование над всем Шумером, однако вскоре владычество над южной Месопотамией перешло к городу Уру, где царская власть уже давно приняла деспотический характер. Царь был верховным судьёй, главой всего государственного аппарата, он же решал вопросы войны и мира. Было создано сильное центральное управление. В царских и храмовых хозяйствах многочисленный штат писцов и чиновников регистрировал вплоть до мелочей все аспекты хозяйственной жизни. В стране действовал налаженный транспорт, гонцы рассылались с документами во все уголки государства. Изгнание гутиев, переход господства в Междуречье к царям Ураи объединение ими всей Месопотамии в единое и централизованное государство дало новый толчок развитию земледельческого хозяйства. Центральное правительство особенно заботилось о содержании в порядке и расширении ирригационной сети. Особенного расцвета достигает крупное государственное хозяйство, которое к этому времени почти полностью поглотило храмовое хозяйство. Разложение старых сельских общин привело к выделению из их среды, с одной стороны, зажиточных средних слоев, с другой стороны – разорившихся бедняков, которые либо совсем утеряли свои земельные наделы, либо сохранили лишь карликовые поля. Государство строго централизуется и находится под властью единого обоготворявшегося царя. Ранее самостоятельные правители маленьких, почти независимых государств (патэси), превращаются в наместников царя, простых чиновников, послушных воле верховного властителя. Надписи говорят о том, что патэси были слабо связаны со своим городом и что царь их часто переводил из одного города в другой. Патэси сосредоточивал в своих руках административные, судебные финансово-податные функции и в своей деятельности был тесно связан с храмами, имея возможность пользоваться их хозяйственными ресурсами. Об усилении центральной власти говорит и появление древнейшего судебного кодекса, который устанавил нормы семейного права, наследования и усыновления, обеспечил регулирование многих вопросов, например, аренды, охраны фруктовых садов, ответственности пастуха за вверенный ему скот, а также наказания за укрывательство беглых рабов. Используя крупные хозяйственные ресурсы всей объединённой Месопотамии, цари Ура проводят энергичную завоевательную политику, целью которой является установление гегемонии могущественного Шумеро-Аккадского царства во всей Передней Азии. Своего наивысшего расцвета эта политика достигла при царе Шульги (2100-2042 гг. до н.э.), который совершает 9 походов против восточных горцев, завоёвывает страну Субарту и области, расположенные по верхнему течению Тигра, завоёвывает Сирию. Так образуется большое и могущественное Шумеро-Аккадское царство, возродившее прежнюю мощь Аккада. Внешним выражением силы царей Ура являлся культ царя, ставший официальной религией. Шульги, добившись своего обожествления, издал законы, свидетельствующие о разработанной судебной системе. В них, в частности, устанавливалось вознаграждение за привод беглого раба его хозяину. Предусматривалось также наказание за различные виды членовредительства. При этом в отличие от более поздних Законов Хаммурапи, Шульги не руководствовался принципом «око за око, зуб за зуб», а установил принцип денежного возмещения пострадавшему. Законы Шульги являются древнейшими из пока известных правовых актов. Господство Ура было недолговечным. В борьбе с нашествиями амореев, двигавшихся с запада, а также эламитов, наступавших с востока, постепенно царство Ура всё больше ослабевало. Наконец, войска последнего царя Ура по имени Иби-син были разбиты войсками объединившихся против Ура государств Мари и Элама. После чего на развалинах Аккада образовались небольшие царства Исина и Ларсы. Однако господство Ура не прошло бесследно для народов Передней Азии. Высокая и древняя шумерская культура оказала сильное влияние на культурное развитие этих народов. Шумерский эпос о Гильгамеше был переведён на хеттский и хурритский языки. Шумеро-аккадским богам поклонялись в странах, населённых хурритами и хеттами. Памятники шумерского искусства получили распространение в Ассирии. Шумерское право оказало сильное влияние на развитие права в Вавилоне, в Ассирии, Малой Азии и Палестине. Таким образом, культурное наследство древних шумеров, благодаря распространению его аккадцами, было в значительной степени воспринято народами Передней Азии. 3. Вавилонская держава (2000-1200 гг. до н.э.) В результате распада Шумеро-Аккадского царства на территории Месопотамии в XX-XIX вв. до н.э. появилось много новых государств. На юге в городе Ларсе образовалось независимое царство. На севере большую роль играли такие государства как Мари на Евфрате, Ашшур на Тигре, на востоке в районе реки Диялы – государство Эшнунна. Постепенно в ходе междоусобных войн возвысился город Вавилон. Расположение Вавилона было очень удобным и для нападения, и для обороны. Он находился в центральной части долины, там, где Тигр сближается с Евфратом. Здесь брала начало ирригационная система - основа жизни всей Южной Месопотамии, сходились важнейшие сухопутные и речные пути. Расцвет Вавилона произошёл при царе Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.), который был выдающимся государственным деятелем, умелым дипломатом, хорошим стратегом, законодателем и организатором. Заключив союз с Ларсой, он начал захват городов юга. Затем, с помощью нового союзника - Мари он разгромил сильное государство Эшнунну. Затем он разрывает договор с Мари, нападает на него и подчиняет его себе. На севере осталась ослабевшая Ассирия, крупнейшие города которой (Ашшур, Ниневия и другие) признали власть Вавилона. Хаммурапи издал сборник законов, контролирующих почти все сферы жизни общества. Клинописный текст состоит трех частей: введения, законов и заключения. В первой и последней части Хаммурапи характеризует себя и свое правление, а также указывает цель составления законов: чтобы сильный не угнетал слабого и т.д. Законы Хаммурапи представляют собой результат тщательного обобщения и систематизации разновременных писаных и неписаных правовых норм. Во времена Хаммурапи произошло расширение посевных площадей за счёт создания новых каналов. Получило развитие в более крупных масштабах скотоводство и ремесло. Более активной стала внешняя и внутренняя торговля: из Вавилона вывозили зерно, финики, масло, ремесленные изделия, ввозили металлы, камень, дерево, рабов, предметы роскоши. Вавилонское общество состояло из трех слоев населения: свободные граждане (торговцы, ремесленники, крестьяне); зависимые люди, работавшие на царской земле и обладавшие ограниченными гражданскими правами (хотя они могли иметь рабов, личное имущество, и их права защищались в суде); низший слой – рабы (военнопленные; люди, попавшие в долговое рабство или обращенные в рабство за какие-то преступления). При этом рабы могли иметь некоторое имущество. Рабовладелец, имевший детей от рабыни, мог включить их в число своих наследников. Во главе государства стоял царь, который обладал неограниченной властью. В его руках находилось около трети или половины всех земель. Эти земли он иногда сдавал в аренду. Волю царя и исполнение царских законов выполнял царский суд. Финансово-податное ведомство занималось сбором налогов, которые взимались серебром и натурой с урожая, скота, продуктов ремесла. Царская власть опиралась на армию, формировавшуюся из отрядов тяжело - и легковооруженных воинов. Воины получали за службу земельные наделы, иногда с садом, домом, скотом. За это воин должен был исправно нести службу. Огромный бюрократический аппарат, который контролировал царь, исполнял волю царя на местах. При этом царские чиновники вступали в тесный контакт с представителями местной администрации – общинными советами и старостами общин. Местный бог города Вавилона – Мардук, стал считаться верховным богом Вавилонского царства, творцом людей и животных. Обострение внутренних противоречий, массовое разорение крестьян, воинов, внешнеполитические трудности стали сказываться уже в правление сына Хаммурапи. Это закончилось дерзким походом хеттов в Вавилонию в 1595 г. до н.э., завершившееся её захватом. Около 1742 г. до н.э. произошёл захват Вавилонского царства касситами. При нихв военном деле стала активно использоваться конница. В сельском хозяйстве в это время наблюдался некоторый застой. Касситы восприняли богатую вавилонскую культуру, они вернули захваченные во время хеттского похода статуи бога Мардука, стали строить и реставрировать храмы. Касситская аристократия постепенно сливалась с вавилонской. Однако при касситской династии постепенно начался политический упадок Вавилонии. Вместе с тем на севере появилось новое государство – Ассирия, которое в XIII в. до н.э. наносит ряд поражений касситской Вавилонии и полностью захватывает её в VIII в. до н.э. Однако в Вавилонии не ослабевало стремление к независимости, в VII в. до н.э. вспыхнуло восстание против ассирийского владычества, во главе которого встал Набопаласар, который торжественно короновался и основал новую династию. Вавилоняне в союзе с мидийцами, поддерживаемые скифами осадили столицу Ассирии – Ниневию. В результате крушения Ассирийской державы вавилонянам досталась вся Месопотамия. Правление сына Набопаласара – Навуходоносора II стало временем экономического расцвета и культурного возрождения Вавилонии. Вавилон превратился в крупнейший город на Древней Востоке с населением около 200 тыс. человек. Именно тогда был построен зиккурат, названный в Библии «Вавилонской башней», а также висячие сады Семирамиды. Город был обнесен двойной крепостной стеной, высота которых достигала 14 метров, а также глубоким и широким рвом с водой. По сравнению с другими государствами Древнего Востока в Вавилонии искусство и культура развивались более быстрыми темпами. Это объяснялось высоким уровнем образованности населения блогодаря использованию техники клинописи, заимствованной у шумеров. Поскольку на вязкой глине было трудно писать округлые знаки и кривые, письменные знаки были заменены треугольными углублениями – клинописью. Общая структура пантеона, созданная ещё в Аккаде династией Ура, осталась без перемен. Царём богов считался Энлиль, либо Мардук (иногда они сливались в единый образ «Владыки»), однако во главе всего мира по-прежнему стояла триада – Анну, Энлиль и Эйя, окружённые советом из семи или двенадцати «великих богов». Все боги разделяли между собой подземный и небесный мир на сферы влияния. Наибольшим техническим прогрессом в истории Вавилонии был переход во II тыс. до н.э. к бронзе. Значительных успехов достигла математика. В Вавилоне впервые была создана позиционная (поместная) нумерация, т.е. способ изображения чисел, при котором одна и та же цифра может обозначать разные числа, в зависимости от занимаемого места. Данная система применяется и сейчас. В вавилонской поместной нумерации ту роль, которую у нас играет число 10, играло число 60. Шестидесятиричная система исчислений сохранилась и поныне в исчислении углового и дугового градуса (а также часа) на 60 минут и минуты на 60 секунд. Среди математических исчислений часто попадаются задачи, которые не могли иметь практического применения; решение этих задач являлось, очевидно, самоцелью, представляя как бы теоретический интерес. Вавилоняне умели решать квадратные уравнения, знали «теорему Пифагора», использовали число пи (обычно принималось равным 3, но встречались и более точные значения). Попыткой обобщить географические знания является «нововавилонская карта мира». Земля представлялась в качестве диска плавающего в мировом океане. Были известны Эфиопия, Индия, Испания, Греция. До нынешнего времени сохранился вавилонский календарь (календарь Ниппура). Год делился на 12 месяцев, имевших 29 или 30 дней.
4. Ассирийская империя (1200-600 гг. до н.э.) Ассирия занимала небольшую территорию в северной Месопотамии. По своему климату Ассирия резко отличалась от других регионов. Осенью шли дожди, зима была недолгой, но температура в декабре и январе нередко доходила до –14 градусов. Основным занятием населения было земледелие и скотоводство. Естественные условия позволяли населению обходиться без крупных оросительных работ. В отличие от Вавилонии Ассирия была бедной страной. Своим возвышением её первая столица Ашшур была обязана выгодному географическому положению: здесь пролегали важные караванные пути, по которым из Северной Сирии, Малой Азии и Армении доставлялись в Вавилонию металлы (серебро, медь, свинец) и строительный лес, а также золото из Египта, а в обмен вывозились вавилонские продукты сельского хозяйства и ремёсел. Постепенно Ашшур превратился в крупный торгово-перевалочный центр. Наряду с ним ассирийцы основали много колоний за пределами своей страны. Для удержания в своих руках караванных дорог и захвата новых путей Ассирии надо было иметь сильную военную власть. Поэтому организации военного дела в Ассирии уделялось особое внимание. В конце IX в. до н.э. ассирийцы часто вторгались в Вавилонию и постепенно захватили север страны. В 729 г. до н.э. Вавилония была захвачена полностью. Вавилонский царь стал править на правах вассального царя. Ассирия в это время становиться могущественным царством. При Тиглатпаласаре III (745-727 гг. до н.э.) в Ассирийском государстве изменилось отношение к населению завоеванных территорий: его почти целиком стали переселять на разоренные ранее другие территории. На место угнанных жителей пригонялись переселенцы из другого захваченного Ассирией района. Только небольшая часть населения, которой Ассирия считала возможным в известной степени доверять, включалась в ассирийское постоянное войско или просто оставлялась в прежнем положении. Завоёванные территории входили в состав Ассирии, а оставшиеся на месте или новые жители приравнивались к «людям Ассирии» или «людям страны». Ассирийское государство, насильственно подчинив большую территорию, не имело достаточно сил, чтобы повсюду подавлять сопротивление масс рабов, если бы они были собраны в обширных хозяйствах. Местное население, среди которого расселялись пленные, тоже не было надёжной опорой для государства. Поэтому Ассирийское государство предпочитало расселять пленных небольшими разрозненными группами или даже семьями, по возможности объединяя в одном месте людей различного языка и происхождения. Но повседневный надзор за такими группами работников, разбросанными по различным частям державы, рабовладелец осуществлять не мог, и поэтому им предоставлялась известная доля самостоятельности. Они не имели личной свободы, не были собственниками средств производства (лишь иногда они имели для своих нужд небольшое количество скота, но и этот скот считался собственностью хозяина). Они должны были отдавать рабовладельцу большую часть продуктов своего труда. Большинство пленных превращалось в государственных рабов, остальные продавались или раздавались частным рабовладельцам. Ряды рабов пополнялись не только за счёт пленных, но и за счет осуждённых, а также кабальных рабов, хотя долговое рабство имело меньшее значение, чем раньше. Кроме рабовладельцев и рабов, существовали и лично свободные земледельцы, владевшие средствами производства. Однако и они в значительной своей части зависели от крупных рабовладельцев и должны были нести за них государственные повинности – строительную и воинскую. Строительная повинность, а частично и воинская, возлагалась и на переселенцев – рабов, но им не давали в руки оружия – они служили в обозе и являлись рабочей силой в сапёрных частях. Особую роль в ассирийском государстве играло храмовое хозяйство. Храмы обладали большими участками земли и большим количеством рабов (иногда десятками тысяч). Число рабов пополнялось путём пожертвований от царя и частных лиц. Храмы не уплачивали общегосударственных налогов и не несли повинностей, напротив, они получали сами налоги со специально выделенных для этого земель. Основная масса сельскохозяйственного населения, была связана внутри общины круговой порукой в несении повинностей и в уплате налогов; хотя рядовые общинники имели право владеть рабами, но в большинстве случаев рабов у них не было. В аналогичном положении находились и ремесленники, они были обязаны платить налоги и выполнять повинности. Ради выполнения этой обязанности ремесленники были организованы на военный лад – по десяткам, полусотням и «полкам». Несмотря на внешние успехи, положение Ассирийской державы не было прочным. Во всей жизни населения Ассирийской державы сказывалось глубокое имущественное расслоение. Быт рабовладельческой знати стал значительно отличаться от быта ее предшественников времён Хаммурапи и ещё более ранних периодов. Все трудовое население державы платило налог сельскохозяйственными продуктами, металлом и скотом и привлекалось к разнообразным царским повинностям - строительным, дорожным, оросительным. Часть людей привлекалась в армию в качестве рекрутов, а в случаях особо серьёзных походов всё лично свободное население, способное носить оружие, призывалось в ополчение; в обоз и сапёрные части призывались и рабы. Постоянные тяготы поборов и военных походов были крайне обременительны для жителей самой Ассирии. Состав ассирийской армии всё в большей степени пополнялся воинами из покорённых народов, что со временем сказалось на её боеспособности. Ассирийская рабовладельческая держава была создана силой оружия, держалась главным образом силой оружия и постоянно нуждалась в новых военных победах. Около 660 г. до н.э. Ассирия находилась на высоте своего могущества, она даже приобрела Египет. Но, начиная с этого времени, нарастают события, которые затем привели Ассирию к быстрой гибели. В пределах Ассирийской державы не было недостатка в людях, желавших ее уничтожения. Народы Передней Азии считали своими главными врагами ассирийскую знать (администрация жречество), военщину и городских купцов - маленькую группу людей, наживших неслыханные по масштабам того времени богатства и эксплуатировавших в своих интересах всё остальное население Ближнего Востока. Однако постоянные военные успехи Ассирии вели к тому, что внешняя опасность стала недооцениваться господствующим классом, в то время как раздоры между его отдельными группировками усилились. Ассирийская армия, была переполнена чужеродными элементами, навербованными из среды всевозможных покорённых народов, что не могли не подрывать её боеспособности. С другой стороны, длительная борьба с ассирийцами содействовала накоплению боевого опыта у их противников. Совершенство военной организации и вооружения, высокая техника осадного дела не могли долго быть монополией одних только ассирийцев. Вавилоняне, урарты, мидяне, эламиты усвоили ассирийскую тактику и военную технику. Важное значение имело появление в Передней Азии конно-стрелковых отрядов киммерийцев и скифов с их особой тактикой. Теперь для падения Ассирии был необходим лишь достаточно мощный военный союз ее противников. В 626 г. до н.э. престол Вавилонии, который до тех пор занимал ассирийский ставленник, захватил халдейский вождьНабопаласар. К этому времени Ассирийское государство утратило контроль над большинством отдалённых от него областей. Ассирия терпит ряд военных поражений: в 615 г. до н.э. мидяне захватили Ашшур, в 605 г. до н.э. у Каркемиша ассирийские войска были окончательно разбиты вавилонянами. Так окончилось существование Ассирийской державы. С этого времени Ассирия больше никогда не играла прежней политической роли. Ассирийский народ не был, однако, уничтожен в ходе разрушения Ассирийской державы. Потомки ассирийцев продолжали жить на тех же местах, но родной их язык (ассирийский диалект аккадского), с которым уже и раньше успешно соперничал широко распространённый в Ассирийской державе арамейский, был теперь полностью им вытеснен. Ассирийцы влились в общую массу арамеев. В области архитектуры ассирийские зодчие имели крупные достижения. Наиболее важные строения возводились на высоких кирпичных платформах; все постройки сооружались из сырцового кирпича (обожженный кирпич и камень применялись, и то далеко не всегда, лишь для облицовки). Так как сырцовый кирпич – материал, не допускающий сложных архитектурных форм, ассирийское зодчество пользовалось ограниченным числом приемов: прямые линии, чередование выступов и ниш, открытые портики со столбами и с двумя башнями по бокам. Стены зданий были глухие, комнаты, как и в Вавилонии, открывались во внутренний двор. Известен был арочный свод, но обычно перекрытия были балочные, накатом; свет проходил через отверстия, сделанные в потолке или в стенах под потолком. При храмах важнейших божеств строились ступенчатые башни (зиккураты) несколько иной конструкции, чем в Вавилонии. Центральным сооружением крупного ассирийского города являлся царский дворец, занимавший значительную часть его площади. Такой дворец представлял собой крепостное сооружение на высокой платформе. Широко применялись раскрашенные рельефы, роспись и цветные изразцы. Особенно известны ассирийские рельефы. Они высекались на больших каменных плитах, которыми облицовывались нижние части стен во внутренних помещениях дворцов. Обычай изготовления рельефных плит был заимствован из Митанни или от хеттов; вообще в изобразительном искусстве Ассирии имеется множество элементов, восходящих к хурритскому и хеттскому искусству. Несмотря на то, что в изобразительном искусстве достижения ассирийцев были сравнительно невелики, оно всё же оказало немалое влияние на официальное искусство более позднего государства того же типа - Персидской державы. Идейное содержание как искусства и литературы, как и в других странах древнего Востока, определялось религией. Важнейшее значение в религии ассирийцев имели ритуалы и обряды магического характера. Боги представлялись в виде сильных, завистливых и грозных в своём гневе существ, а роль человека по отношению к ним сводилась к роли раба, кормящего их своими жертвами. Всякий бог был богом-покровителем определённой общины или территории, были боги «свои» и «чужие», однако и «чужие» боги всё же признавались божествами. Бог-покровитель государства объявлялся наиболее могущественным богом, царём богов; мир богов представлялся по образу иерархии царского двора, а религия в первую очередь освящала существующую деспотическую монархию. Официальная обрядность, мифология и всё учение ассирийской религии были почти полностью заимствованы из Вавилона, с той лишь разницей, что местный бог Ашшур был поставлен над всеми богами, в том числе и над вавилонским Мардуком. Религиозные представления опутывали каждый шаг ассирийцев. Сложные обязательные обрядовые церемонии должен был выполнять и царь, считавшийся магическим носителем благополучия страны; это широко использовалось жречеством для политического давления на царя и сохранения своего влияния на государственные дела.
Исторические личности: Асархаддон (680-669 гг. до н.э.) – царь Ассирии; восстановил разрушенный Вавилон, вернул ряду городов привилегии. Ашшурбанапал (669-633 гг. до н.э.) – царь Ассирии; вёл борьбу за сохранение Ассирийского государства. Набопалассар (624-604 гг. до н.э.) – вавилонский царь, в 626 г. до н.э. провозгласил независимость Вавилонии от Ассирии, в союзе с мидянами вёл войну с ассирийцами, завершившуюся гибелью Ассирии. Навуходоносор (XII в. до н.э.) – вавилонский царь, при котором происходит укрепление вавилонского государства; разбит ассирийцами. Нарам-суэн (2238-2202 гг. до н.э.) – царь Аккада; при нём страна достигла своего наивысшего могущества; разгромил коалицию Шумера, вёл войны с Эламом и кочевыми народами Ирана. Саргон (XXIV в. до н. э.) – царь, основавший аккадское государство. Тиглатпаласаре III (745-727 гг. до н.э.) – царь Ассирии; при нём Ассирия приступила к завоевательной политике; разгромил Дамасское и Израильское царства, Аравийские княжества. Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.) – царь, именем которого связывают возвышение Вавилона. Ключевые даты: VII-IV тыс. до н.э. – образование небольших государств на юге Месопотамии. III тыс. до н.э. – образование государств Шумера и Аккада. 2000-1200 г. до н.э. – Вавилонский период. 1792-1750 гг. до н.э. – объединение Месопотамии царём Хаммурапи. 1741-1165 гг. до н.э. – Касситская династия. XVI в. до н.э. – возникновение Ассирии. 1200-700 гг. до н.э. – усиление мощи Ассирии, одержавшей верх над Вавилоном. 689 г. до н.э. – разрушение Вавилона ассирийцами. 700-600 гг. до н.э. – новое возвышение Вавилона, Нововавилонское царство. 539 г. до н.э. – завоевание Вавилона персами. 336 г. до н.э. – завоевание Междуречья Александром Македонским.
Основные понятия: Аккад – город-государство в Южной Месопотамии, один из древнейших центров Вавилонии. Амориты – семитичное племя, выходцы из Аравии; ок. 2024 г. до н.э. в союзе с эламитами разгромили государство Ура. Гутии – кочевое племя, захватившее около 2200 г. до н.э. Аккад и правивее им более ста лет. Гильгамеш – шумерский и аккадский мифоэпический герой. Зиккурат – название древнейшей ступенчатой храмовой башни. Касситы – одна из групп горных племен, появились на границах Месопотамии после смерти Хаммурапи Клинопись – способ письма путём выжимания на глине комбинаций клиновидных чёрточек; впервые появился в Шумере. Хетты – общее название племён и народностей, населявших центральную и восточную части Малой Азии и северную Сирию. Шумер – область и государство в Южной Месопотамии. Элам – государство на юго-западе от Шумера.
Источники: Законы Хаммурапи (извлечение): …Если человек клятвенно обвинил человека, бросив на него обвинение в убийстве, но не доказал его, то обвинитель его должен быть убит… …Если человек украл либо вола, либо овцу, либо осла, либо свинью, либо же лодку, то, если это принадлежит богу или дворцу, он должен заплатить в тридцатикратном размере, а если это принадлежит мушкенуму, он должен возместить в десятикратном размере. Если вор не имеет чем платить, он должен быть убит… …Если в доме человека разгорелся огонь, а другой человек, который пришел для тушения пожара, поднял свой взор на добро домохозяина и взял добро домохозяина, то этот человек должен быть брошен в этот огонь… …Если человек арендовал на три года залежную землю для распашки, но он был нерадив и не распахал поле, то на четвертом году он должен вспахать, промотыжить и взборонить, а затем вернуть владельцу поля; кроме того, он должен отмерить по 10 гуров зерна за каждый бур поля… …Если человек открыл воду, и вода затопила работу, произведенную на поле его соседа, то он должен отмерить по 10 гуров зерна за каждый бур площади… …Если долг одолел человека и он продал за серебро свою жену, своего сына и свою дочь или отдал их в кабалу, то три года они должны обслуживать дом их покупателя или их закабалителя, в четвертом году им должна быть предоставлена свобода… …Если человек взял жену и не заключил с ней договора, то эта женщина – не жена… …Если человек захочет оставить свою супругу, которая не родила ему детей, то он должен дать серебро, равное ее выкупу, а также восстановить ей приданое, которое она принесла из дома своего отца, а затем он сможет ее оставить… …Если человек взял в жены бесплодную женщину, а она не дала ему иметь сына и он захочет взять себе наложницу, то этот человек может взять себе наложницу и ввести ее в свой дом, но эта наложница не должна равняться с бесплодной женой… Среднеассирийские законы (извлечение): … Если женщина — жена ли человека, дочь ли человека — вошла в храм и украла из храма нечто, принадлежащее святилищу, и она была поймана с поличным, то, уличат ли ее под клятвой, или докажут ее вину иным способом, поличное у нее должны забрать и вопросить божество. Что оно повелит ей сделать, так с ней и должно поступить……Если женщина подняла руку на мужчину и была в том уличена, она должна уплатить 30 мин олова, и ей должно дать 20 палочных ударов…… Если женщина живет еще в доме своего отца, а муж ее умер, то все брачные дары, которые ее муж надел на нее, могут забрать сыновья ее мужа, если они есть. Если же сыновей ее мужа нет, она сама их заберет……Если человек отвергает свою жену, то, если он пожелает, он может дать ей что-нибудь; если не пожелает, может не давать ей ничего, она уйдет ни с чем…… Если человек на чужой пустоши посадил сад, либо вырыл колодец, либо вырастил овощи или деревья, и его в том клятвенно обвинили и уличили, то, когда придет хозяин поля, он может забрать сад вместе с его плодами…
Список рекомендуемой литературы: 1. "Вариации прекрасного". Мировая художественная культура / Рабочая тетрадь. Учебное пособие. - М.: Издательский центр "Аз", 1997. - 136 с. 2. Древние цивилизации / С.С.Аверинцев, В.П. Алексеев, В.Г. Ардзимба и др.; Под общ. ред. Г.М. Бонгард-Левина. - М.: Мысль, 1989. - 479 с. 3. Религия в истории народов мира. Изд. 3-е, испр. и доп. / С.А. Токарев. - М.: Политиздат, 1976. - 575 с. 4. Тайны богов и религий / Мизун Ю.В., Мизун Ю.Г. - М.: Вече, 1999. - 576 с.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.025 сек.) |