АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Роль и место древнекитайской цивилизации в мировой истории

Читайте также:
  1. I.1.9. Место и роль философии в культуре.
  2. II.Организация проезда студентов и преподавателей на место практики и обратно
  3. III. МЕСТО В КУЛЬТУРЕ
  4. III. Методологические основы истории
  5. III.4.1. Научные революции в истории естествознания
  6. S 3. Место и роль отдельных стран в мировой экономике (США)
  7. S 4. Показатели развития мировой экономики
  8. XVI-XVII вв. в мировой истории. «Новое время» в Европе
  9. XX ВЕК В МИРОВОЙ ИСТОРИИ
  10. А. Тойнби: мировые цивилизации
  11. Автоматизированное рабочее место (АРМ) специалиста. Повышение эффективности деятельности специалистов с помощью АРМов
  12. Аксиология в истории методологической мысли

С древнейших времен и до вторжения колонизаторов в середине XIX в. Китайская цивилизация развивалась последовательно, непрерывно и почти исключительно на собственной основе. Китай – классический образец цивилизации циклического типа: еще в древности было замечено, что в истории этой страны есть определенный ритм, действующий с четкостью маятникового механизма. Каждая новая династия как бы начинала новый цикл, процветали ее дела, но спустя некоторое время в стране все сильнее и сильнее проявлялись признаки упадка: разорялись крестьяне, провинции начинали борьбу за независимость от центральной власти, чиновники все больше коррумпировались. Народное восстание венчало всеобщий развал. Так, в 206 г. до н.э. пришла к власти династия Хань, которую основал крестьянин – один из вождей восставших. Блестяще начав, уже к середине II в.н.э. империя вступила в полосу упадка. В III в. Китай распался на три самостоятельных государства, но новой династии Цзинь удалось восстановить единство на несколько десятилетий и т.д.

Древнекитайская цивилизация по своему прорыву в развитии человека, общества и государства, по своим основным достижениям и влиянию на окружающий мир сравнима с Античностью. Ближайшие соседи Китая, страны Восточной Азии (Корея, Вьетнам, Япония) использовали, приспосабливая к нуждам своих языков, китайскую иероглифику, древнекитайский язык стал языком дипломатов, государственное устройство и система права выстраивались по китайским образцам, на формирование официальной идеологии значительное влияние оказывало конфуцианство или буддизм в китаизированном виде.

Китайская модель мира, предполагает эволюционное саморазвитие Вселенной из «небытия» после некоего «первоимпульса» или «великого изменения». В Китае отсутствует идея Бога-Творца. Идея постоянных «изменений» выработала у китайцев удивительную способность к адаптации. Этому же способствовал культ клана, государства и постоянное пренебрежение интересами личности. И всякий раз, когда искусственные ограничения ослабевали или снимались, личность являла собой пример высочайшей степени адаптации к новой реальности.

За несколько тысячелетий своего развития китайский народ создал чрезвычайно своеобразную, легко узнаваемую культуру. Исторически опередив в какой-то момент одни соседние народы (Японию), либо осуществляя «постоянное присутствие» в процессе развития других (Вьетнама), сформировал определенную культурную общность, охватывающую весь дальневосточный регион, где самой заметной отличительной чертой является иероглифическая письменность, родившаяся в Китае. Китайская цивилизация, встречаясь со степными кочевниками, «варварами четырех сторон света», обогащала их своей высокой культурой, выросшей на конфуцианстве и буддизме.

Древнекитайская цивилизация дала неповторимый в истории мировых цивилизаций пример торжества движущей плодотворной силы, гармоничного сочетания традиции и новации.

 

Исторические личности:

Конфуций (Кун-цзы) (552-479 гг. до н.э.) древнекитайский философ, историк, государственный деятель, основатель религиозно-философского учения конфуцианства, которое было официальной государственной религией и идеологией Китая со II в. до н.э. до начала XX в. Основные взгляды Конфуция изложены в книге Лунь юй (Беседы и суждения).

Лао-Цзы (IV-III вв. до н.э.) древнекитайский философ, основатель даосизма.

Ли Сы (? –208 гг. до н.э.) – первый советник китайского императора Цинь Ши-хуанди, провел реформы в целях укрепления государственной власти.

Лю Бан (247-195 гг.до н.э.) один из руководителей народного восстания в Китае в 209-206 гг. до н.э.; основатель династии Хань.

Мо-Цзы (Мо-Ди) (479-400 гг. до н.э.) – древнекитайский философ, противник конфуцианства; отражал интересы свободных низших слоев китайского общества – земледельцев, ремесленников, торговцев. Основной тезис учения Мо-Цзы о «всеобщей любви и взаимной выгоде» - попытка своеобразного этического обоснования идеи равенства всех людей.

Сыма Цянь (145/135-ок. 86 гг. до н.э.) великий китайский историк, автор многотомного труда Ши цзы (Исторические записки), где первым изложил историю Китая с древнейших времен до правления императора Уди (II-I вв. до н.э.).

Чжан Цянь (?-ок. 103 г. до н.э.) китайский дипломат; прошел из Китая в Среднюю Азию путем, получившим в Европе название Великого шелкового пути.

Цинь Ши-Хуанди (259-210 гг. до н.э.) правитель царства Цинь, с 221 г. до н.э. император Китая; создал единую централизованную империю Цинь, вел активную завоевательную политику; при нем для защиты северных границ от кочевников начала строиться Великая китайская стена; основатель единой централизованной бюрократической системы управления страной.

Шан-Ян (390-338 гг. до н.э.) государственный деятель, реформатор в Древнем Китае, один из основоположников философской школы легистов (законников); узаконил право частной собственности на землю, лишил аристократию права наследования административных постов; по настоянию аристократии был казнен.

 

Ключевые даты:

XVIII-XII вв. до н.э. – эпоха династии Шан(Инь).

XI-III вв. до н.э. – эпоха династии Чжоу.

532 г. до н.э. – Конфуций основал первую общедоступную школу в Китае – Жу-цзя – «Школу образованных людей».

221-206 гг. до н.э. – эпоха империи Цинь.

206 г. до н.э.-220 г. – эпоха империи Хань.

209-206 гг. до н.э. – народное восстания в Китае, возглавленное Лю Баном, основателем династии Хань.

125 г. до н.э. – учреждение Государственной академии – Го-сюэ.

18 – 27 гг. – восстание краснобровых.

184 – 185 гг. – восстание «Желтых повязок».

 

Основные понятия:

Ван титул правителя в древнем Китае.

Великая Китайская стена грандиозный памятник Древнего Китая, протяженностью 4-5 тыс. км.; построена в основном в III в. до н.э. в правление Цинь Ши-хуанди.

Великий Китайский канал выдающееся гидротехническое сооружение построенное в циньскую эпоху; канал достигал 32 км и соединял реки Хуанхэ и Янцзы, по нему осуществлялось круглогодичное судоходство по внутренним водным путям суммарной протяженностью более 2000 км.

Великий шелковый путь – в древности и средние века караванная дорога из Китая в страны Средней и Передней Азии.

Дао (путь, дорога), одно из основных понятий китайской философии; в понимании Конфуция – «путь человека», т.е. нравственное поведение и основанный на морали социальный порядок.

Го-сюэ – государственная академия в Китае, учрежденная в 125 г. до н.э.

Даосизм – 1) одно из основных направлений китайской философии; возникло в IV-III вв. до н.э.; основное понятие – дао; в центре учения даосизма, противостоявшего конфуцианству и моизму – призыв к человеку стряхнуть с себя оковы обязанностей и долга и вернуться к жизни, близкой к природе; 2) одна из религий Китая, выросшая на основе даосизма; возникла во II в. н.э.; в основе вероучения – поиски вечного счастья, достигаемого десятью добродетелями (сыновний долг, терпение, самопожертвование и т.п.).

Конфуцианство – этико-политическое учение в Китае (школа книжников), основы которого были заложены в VI в. до н.э. Конфуцием; выражало интересы наследственной аристократии, объявляло власть правителя священной, дарованной небом, а разделение людей на высших и низших – всеобщим законом справедливости; со II в. до н.э. и до начала XX в. являлось официальной государственной идеологией.

Легизм философское направление и школа в Древнем Китае; основные положения сформулировал Шан-Ян; прграмма легистов была направлена на укрепление царской власти и создание централизованного деспотического государства.

Моизм – учение китайского философаМо-Цзы (ок. 480-ок. 390 гг. до н.э.), по имени которого названа школа его сторонников и последователей.

Пагода – тип архитектурной постройки в виде башни, часто многоярусной, с загнутыми краями крыши.

Теории Мандата Неба – это учения о божественном происхождении царской власти.

Хуанди – император («божественный владыка») царства Цинь.

«Чжоу-ли» – Первый свод древних китайских законов,составленный в эпоху Чжоу.

Шанди («Высочайший император») – верховное божество в государстве Шань (Инь).

 

Источники:

1. Из жизнеописания Конфуция.

«…Конфуцию было примерно тридцать лет. Цинский Цзинь-гун …спросил Конфуция: В прошлом царство Цинь было небольшим и окраинным. Как же оно могло стать гегемоном? Конфуций ответил: Хотя Цинь был небольшим, но устремления его правителя были велики. Он сделал сановником мудрого человека и поручил ему управление государственными делами. Так можно стать даже государем над Вселенной - тем более гегемоном среди князей. Выслушав это, Цзин-гун обрадовался. …Конфуцию исполнилось 35 лет. …Цзин-гун стал спрашивать Конфуция об управлении. Конфуций отвечал: «Правитель должен быть правителем, подданный - подданным, отец - отцом, сын – сыном».

…Конфуций молвил: Мой жизненный путь заканчивается! Совершенномудрый человек страдает оттого, что, когда он уйдет из жизни, его имя не останется известным миру. Если после моей смерти не будут осуществляться мои наставления, то, как же я буду выглядеть в глазах последующих поколений? После этого он составил, следуя историческим записям, летопись Чуньцю, доведя ее до четырнадцатого года правления луского Ай-гуна. Когда ученикам был вручен текст Чуньцю, Конфуций сказал им: Последующие поколения узнают обо мне благодаря Чуньцю, а если будут порицать, то тоже из-за Чуньцю. … Он скончался на семьдесят третьем году жизни... Конфуция похоронили к северу от столицы Лу на берегу реки Сышуй».

Цит. по изданию: Древний мир глазами современников и историков. М., 1994. Ч.I. С.192-200.

Гимн Лао-цзы созерцательному образу жизни

«…Нужно сделать свое сердце предельно беспристрастным, твердо сохранять покой, и тогда все вещи будут изменяться сами собой, а нам останется лишь созерцать их возвращение. В мире - большое разнообразие вещей, но все они возвращаются к своему началу...

Лучший правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он существует. Несколько хуже те правители, которые требуют от народа его любить и возвышать. Еще хуже те правители, которых народ боится, и хуже всех те правители, которых народ презирает. Когда будут устранены мудрствование и ученость, народ будет счастливее во сто крат; когда будут уничтожены хитрость и нажива, исчезнут воры и разбойники. Поэтому нужно указывать людям, что они должны быть простыми и скромными, уменьшать личные желания и освобождаться от страстей.

Прославлять себя победой - это значит радоваться убийству людей. Тот, кто радуется убийству людей, не может завоевать сочувствие в стране. Благополучие создается уважением, а несчастье происходит от насилия. Победу следует отмечать похоронной процессией.

Не выходя со двора, можно познать мир. Не выглядывая из окна, можно видеть естественное дао. Чем дальше идешь, тем меньше познаешь. Поэтому совершенномудрый не ходит, но познает все. Не видя вещей, он проникает в их сущность. Не действуя, он добивается успеха. Кто учится, с каждым днем увеличивает свои знания. Кто служит дао, изо дня в день уменьшает свои желания. В непрерывном уменьшении человек доходит до недеяния. Нет ничего такого, что бы не делало недеяние. Поэтому овладение Поднебесной всегда осуществляется посредством недеяния. Кто действует, не в состоянии овладеть Поднебесной.

Кто действует - потерпит неудачу. Кто чем-либо владеет - потеряет. Вот почему совершенномудрый бездеятелен, и он не терпит неудачи. Он ничего не имеет, поэтому ничего не теряет. Те, кто, совершая дела, спешит достигнуть успеха, потерпят неудачу. Поэтому совершенномудрый не имеет страсти, не ценит трудно добываемые предметы, учится у тех, кто не имеет знаний, и идет по тому пути, по которому прошли другие. Он следует естественности вещей и не осмеливается самовольно действовать».

Цит. по изданию: Древнекитайская философия. М., 1973. Т.II.

2. Из жизнеописания Ли Сы

Ли Сы родился в городе Шанцай княжества Чу и в молодости служил мелким чиновником в областном управлении...

...В то время Ли Сы, вздыхая, говорил:

- Люди, как и крысы, делятся на уважаемых и презренных. Все зависит лишь от положения, которое они занимают!

После этого он стал учиться у Сюнь Цина искусству, которому обучают императоров и ванов. Окончив учение, он решил отправиться на запад - в Цинь. На прощание он сказал Сюнь-цзы:

- Я слышал, что, когда представляется удобный случай, нельзя его упускать. Ныне, когда борются между собой могущественные княжества, имеющие по десять тысяч колесниц, все дела решают странствующие советники. Циньский ван собирается объединить Поднебесною и присвоить себе императорский титул. Я занимаю низкое положение, и, если не буду действовать, не уподоблюсь ли я человеку, который, поймав оленя, смотрит на мясо и не ест его... Не к лицу человеку образованному занимать низкое положение и жить в нищете, порицать мир и презирать выгоды, останавливаясь в бездействии! Вот почему я решил отправиться на запад - в Цинь.

Ли Сы добился приема у циньского вана. Циньский ван назначил Ли Сы на должность и следовал его советам. Через двадцать лет Цинь Ши-хуан объединил Поднебесною и принял императорский титул. Ли Сы при этом сделался советником. Возведенные укрепления в уездах и областях были уничтожены, все оружие переплавлено, владения князей ликвидированы, и в Цинь не осталось ни одной пяди пожалованной земли. Больше не давались титулы ванов сыновьям и братьям правителей, а заслуженные сановники не получали титулов хоу (князей). В результате всего этого народ избавился от бедствий, причиняемых войнами. Ясные законы и твердые постановления появились во времена правления Цинь Ши-хуана.

При Цинь Ши-хуане была введена единая письменность по всей стране, были сооружены летние увеселительные дворцы и подворья для чиновников. Император объехал свои земли. Он покорил всех варваров, беспокоивших его владения. В этих деяниях ему, не щадя сил, помогал Ли Сы.

В докладе императору Ли Сы писал:

В древности, когда Поднебесная пребывала в смуте и раздробленности, никто не мог привести ее к единству, и поэтому господствовали владетельные князья. А все проповедники восхваляли старое, для того, чтобы нанести ущерб новому. Они прибегали к лживым словам, чтобы внести в существующий порядок путаницу. Люди хвалили те философские учения, которые нравились им и признавали ложным все, что устанавливалось сверху. Ныне вы, государь, объединили Поднебесною, отделили белое от черного и установили единопочитание лишь одного императора. В такое время частные школы только творят беззаконие... Они осмеливаются осуждать деяния повелителя, возбуждают незаконные интересы и, возглавляют толпы, сеют клевету. Если не запретить эти частные учения, то государь может потерять авторитет и среди его подданных будут сколачиваться группировки. Поэтому запретить частные учения благоразумнее всего... Люди, желающие учиться, пусть учатся у ваших чиновников. Цинь Ши-хуан одобрительно отнесся к совету Ли Сы.

Цит. по изданию: Древний мир глазами современников и историков. М., 1994. Ч. I. С. 204-207.

 

3. Шан Ян о сильной государственной власти

...Сказано: Если управлять людьми как добродетельными, то неизбежна смута и страна погибнет; если управлять людьми как порочными, то всегда утверждается образцовый порядок и страна достигает могущества. Кары должны быть суровыми, ранги знатности почетными, награды незначительными, а наказание - вселяющими трепет. Когда ранги знатности почетны, это значит, правитель любит народ; когда наказание вселяет трепет, народ пойдет на смерть за правителя. Поэтому, если процветающее государство применяет наказание, народ будет в выигрыше; если оно применяет награды, возрастает влияние правителя.

Если наказания будут применяться уже после того, как преступление совершено, невозможно искоренить злодеяние, неизбежна смута. Поэтому стремящийся к владычеству в Поднебесной должен наказывать еще до того, как совершен поступок, тогда исчезнут и тяжкие преступления. Когда станут награждать людей, сообщившихся в злодеяниях, то не ускользнут даже самые малейшие проступки....

Государство может достичь спокойствия благодаря земледелию и войне, так же как и правитель будет в почете лишь благодаря земледелию и войне. Поэтому и говорят, что: Господства в Поднебесной добивается такая страна, где на сто человек, занятых в земледелии, приходится один бездельник; могущественной является страна, где на десять занятых в земледелии приходится один бездельник; и в угрожающем положении находится та страна, в которой половина народа занята в земледелии, а половина бездельничает.

Когда все помыслы обращены к земледелию, то люди просты и ими можно легко управлять. Когда люди будут заняты с утра до вечера в земледелии, то они полюбят правителя и будут готовы жертвовать жизнью ради выполнения его приказов.

Цит. по изданию: Книга правителя области Шан. М., 1968.

 

Список рекомендуемой литературы:

1. Всемирная история: В 24 т. / А.Н. Бадак, И.Е. Войнич, Н.М. Волчек и др. – Минск: Литература. Т.5: Становление государств Азии, 1998. - 512 с.

2. Всемирная история: Учебник для студ. Вузов / Ф.О. Айсина, И.А. Андреева, С.Д. Бородина и др.; Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. – М.: ЮНИТИ, 2003. – 496 с.

3. Миркина З., Померанц Г. Великие религии мира. – М., 1995. - 423 с.

4. Полищук В.И. Культурология: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 1999. – 446 с.

5. Силичев Д.А. Культурология: Учеб. пособие для вузов. – М.: Издательство ПРИОР, 1998. – 352 с.

6. Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е., Самыгин С.И. Культурология: Учебное пособие. – М.: ИКЦ МарТ, Ростов н/Д: Издательский центр МарТ, 2004. – 352 с.

7. Ткаченко Г.А. Культура Китая: Словарь-справочник. – М., 1999. – 219 с.

8. Чернокозов А.И. История мировой культуры. Краткий курс: многоуровневое учеб. Пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 1997. – 480 с.

 

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.009 сек.)