АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ТЕМА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КУРСА «ИСТОРИЯ ЦИВИЛИЗАЦИЙ»

Читайте также:
  1. I. Методические основы
  2. I. Основы применения программы Excel
  3. I. Основы экономики и организации торговли
  4. II. ОСНОВЫ МОЛЕКУЛЯРНОЙ ФИЗИКИ И ТЕРМОДИНАМИКИ
  5. II.1. Основы государственности
  6. III. Методологические основы истории
  7. III. УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО КУРСУ «ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ К. XIX – НАЧ. XX В.»
  8. XIII. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО АУДИТА
  9. Административно-правовые основы деятельности центров ГСЭН
  10. Акмеологические основы самосовершенствования личности
  11. Анализ ФСП основывается главным образом на относительных показателях, так как абсолютные показатели баланса в условиях инфляции сложно привести в сопоставимый вид.
  12. Анкета оценки уровня обучения студента курса «Системный анализ»

 

Абаев Н.В. Чань-буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае./ Н.В.Абаев. АН СССР. Сибирское отделение. Бурятский институт общественных наук. – 2-е изд., перераб. и доп. - Новосибирск, Наука, 1989.

Августин Блаженный. Творения. В 4 т./ Августин Блженный. - СПб., Изд-во «Алетейя», Киев, изд-во «УЦИММ-Пресс», 1998. – Т. 1-4.

Антология мировой философии. Т. 1. / Антология мировой философии, в 4-х томах. Ан СССР. Ин-т философии. - М.: Мысль, 1969. – ч. 1-2.

Аристотель. Сочинения в четырех томах./ Аристотель. АН СССР. Ин-т философии. - М.: Мысль, 1976-1984. – Т. 1-4.

Асмус В.Ф. Диалектика Гегеля./ В.Ф.Асмус. // Избранные философские труды. В 2 т. Т. 2. - М.: 1971.

Асмус В.Ф. Иммануил Кант./ В.Ф.Асмус. - М.: Наука, 1973.

Асмус В.Ф. История античной философии. Учебное пособие. / В.Ф.Асмус. - 2-е доп. изд. - М.: Высшая школа, 1976.

Асмус В.Ф. Платон. / В.Ф.Асмус. - М.: Изд-во «Мысль», 1969.

Беркли. Сочинения./ Дж.Беркли. АН СССР. Ин-т философии. - М.: Мысль, 1978.

Библия.

Быховский Б.Э. Кьеркегор./ Б.Э.Быховский. - М.: Мысль, 1972.

Быховский Б.Э. Джордж Беркли. / Б.Э.Быховский. - М.: Мысль, 1970.

Бэкон Ф. Сочинения в 2-х томах. / Ф.Бэкон. АН СССР. Ин-т философии. Составление, общая редакция и вступительная статья А.Л.Субботина. М.: Мысль, 1971-1972. – тт. 1-2.

Васубандху. Абхидхармакоша. Дхатурнирдеша. Индриянирдеша./ Васубандху. Издание подготовили В.И.Рудой, Е.П.Островская. - М.: Ладомир, 1998.

Васубандху. Абхидхармакоша. Учение о карме. / Васубандху. Предисловие, перевод с санскрита и комментарии Е.П.Островской и В.И.Рудого. - СПб.: Центр «Петербургское востоковедение», 2000.

Васубандху. Абхидхармакоша. Учение о мире./ Васубандху. Перевод с санскрита, введение, комментарий и историко-философское исследование Е.П.Островской и В.И.Рудого. - СПб.: Андреев и сыновья, 1994.

Веданта Сутра (Брахма Сутры). Перевод с санскрита./ Библиотека «Духовное наследие Индии». - СПб.: Изд-во ОВК, 1995.

Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения. Избранные работы. / Э.Гарэн. Вступительная статья и редакция Л.М.Брагиной. М.: Прогресс, 1986.

Гегель Ф. Энциклопедия философских наук. В 3 т. / Ф.Гегель. АН СССР. Ин-т философии. - М.: Мысль, 1974-1977. – Т. 1-3.

Гесиод. Труды и дни./ Эллинские поэты. В переводах В.В.Вересаева. - М.: Наука, 1963.

Гоббс Т. Сочинения в 2-х т. / Гоббс Т. АН СССР. Ин-т философии. - М.: Мысль, 1989-1991. – ТТ. 1-2.

Горфункель А.Х. Джордано Бруно./ А.Х.Горфункель. - М.: Мысль, 1973.

Горфункель А.Х. Кампанелла./ А.Х.Горфункель. - М.: Мысль, 1969.

Гулыга.А.В. Классическая немецкая философия. /А.В.Гулыга. - М.: Мысль, 1986.

Гуссерль Эдмунд. Философия как строгая наука. Новочеркасск: Агенство САГУНА, 1994.

Дао Дэ Цзин. Книга пути и благодати. / Отв. ред. Ю.Кулишенко. - М.: Изд-во Эксмо, 2002.

Декарт. Сочинения в 2-х т./ Декарт. АН СССР. Ин-т философии. - М.: Мысль, 1989-1991. - ТТ. 1-2.

Донских О.А. Античная философия. Мифология в зеркале рефлексии. / О.А.Донских, А.Н. Кочергин. Ред. Н.П.Ткачук. - М.: Изд-во МГУ, 1993.

Дхаммапада. Перевод с пали, введение и комментарии В.Н.Топорова./ Ред. Б.Останин. - СПб.: Изд-во Чернышева, 1993.

Ермакова Т.В. Классический буддизм. / Т.В.Ермакова, Е.П. Островская. Центр «Петербургское востоковедение» - СПб., 1999.

Заиченко Г.А. Джон Локк. /Г.А.Заиченко. – 2-е дораб. изд. - М.: Мысль, 1988.

Зеньковский В.В. История русской философии. В 2 т./ В.В.Зеньковский. - Л.: Эго, 1991. – Т. 1-2.

Зотов А.Ф. Современная западная философия. М.: Проспект, 2010.

Ильенков Э.В. Диалектическая логика. Очерки истории и теории./ Э.В.Ильенков. – 2-е изд. доп. - М.: Политиздат, 1974. – 320 с.

История диалектики. Немецкая классическая философия. / АН СССР. Ин-т философии. - М.: Мысль, 1978.

История Древнего мира. Древний Восток. / Отв. ред. Ю.Г.Хацкевич.- Минск, Харвест, 1999.

История китайской философии./ Перевод с китайского В.С.Таскина. Общая редакция и послесловие М.Л.Титаренко. - М.: Прогресс, 1989.

История мировой философии. Учебное пособие. Под ред. В.Д.Губина, Т.Ю.Сидориной.М.: Астрель.ХРАНИТЕЛЬ, 2007.

Ишваракришна. Лунный свет Санкхьи./ Ишваракришна, Гаудапада, Вачаспати Мишра. Исследование, перевод, комментарий, словарь собственных имен и реалий В.К.Шохина. - М.: Научно-издательский центр «Ладомир», 1995.

Кант И. Пролегомены. / И.Кант. АН СССР. Ин-т философии. Ред. М.Иовчук. - М.: СОЦЭКГИЗ, 1937.

Кант И. Сочинения в 6 томах. / И.Кант. АН СССР. Ин-т философии. - М.: Мысль, 1963-1966. – Т. 1-6.

Карнап Рудольф. Значение и необходимость, М., 1959;

Карнап Рудольф. Философские основания физики. Введение в философию науки, М., 1971 (библ.).

Кессиди Ф.Х. Гераклит. / Ф.Х.Кессиди. - М.: Мысль, 1982.

Классическая йога. / Перевод с санскрита, введение, комментарий и реконструкция системы Е.П.Островской и В.И.Рудого. – М.: Наука, 1992.

Кохановский В.П., Лешкевич Т.Г., Матяш Т.П. Фатхи Т.Б. Основы философии науки. Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.

Кувакин В.А. Что такое философия?/ В.А.Кувакин. - М.: Изд-во МГУ, 1989.

Кузанский Н. Сочинения в 2-х томах. / Н.Кузанский. АН СССР. Ин-т философии. Общая редакция В.В.Соколова и З.А.Тажуризиной. М.: Мысль, 1979-1980. – Т. 1-2.

Лазарев В.В. Шеллинг. / В.В.Лазарев. Ред. Л.В.Литвинова. - М.: Изд-во «Мысль», 1976.

Лао Цзы. Дао Дэ Цзин. Учение о пути и силе (с параллелями из Библии и Бхагавад Гиты). Перевод с английского. / Лао Цзы. Составление, перевод, поэтическое переложение и комментарии С.Н.Батонова. - М.: Серебряные нити, 1998.

Леви-Стросс К. Структурная антропология./Клод Леви-Стросс; пер. с фр. В.В.Иванова. - М.: Изд. Астрель, 2011.

Лейбниц Г. Сочинения в 4-х томах. / Г.Лебниц. АН СССР. Ин-т философии. - М.: Мысль, 1982-1989. – Т. 1-4.

В.И.Ленин. Философские тетради./В.И.Ленин. Полн. собр. соч., т. 29.

Локк Дж. Опыт о человеческом разуме. / Дж. Локк. - М., Товарищество И.Н.Кушнерев и К., 1898.

Лосев А. Владимир Соловьев и его время./ А.Ф.Лосев. - М.: Прогресс, 1990.

Лосев А.Ф. История античной эстетики. В 8 т. Т 1. / А.Ф.Лосев. – 2-е изд., испр. и доп. - М.: Ладомир, 1994.

Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения./ А.Ф.Лосев. - М.: Мысль, 1982.

Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991.

Лукьянов А.Е. Истоки Дао. Древнекитайский миф. / А.Е.Лукьянов. - М.: ИНСАН, 1992.

Лукьянов А.Е. Становление философии на востоке (Древний Китай и Индия). / А.Е.Лукьянов. – М.: ИНСАН, 1992.

Макс Мюллер. Шесть систем индийской философии./ Мюллер М. - М.: Искусство, 1995.

Маркс К. Энгельс Ф. Немецкая идеология./ К.Маркс и Ф.Энгельс. Сочинения, т.3. М.: Политиздат, 1958.

Маркс К. Тезисы о Фейербахе./ К.Маркс и Ф.Энгельс. Сочинения, т.3. М.: Политиздат, 1958.

Мартин Хайдеггер. Бытие и время. Харьков: «Фолио», 2003.

Мартин Хайдеггер. Что зовется мышлением? М.: Территория будущего, 2006.

Мах Эрнст. Анализ ощущений и отношение физического к психическому. М., 1908.

Медведев Е.М. Очерки истории Индии до ХШ века. / Е.М.Медведев. - М.: Наука, 1990.

Милль Дж. С. Система логики. Том 1-2. Изд-во: СПб: Типография М.О.Вольфа, 1865, 1867 гг.

Нарский И.С. Готфрид Лейбниц. / И.С.Нарский. - М.: Изд-во «Мысль», 1972.

Нарский И.С. Давид Юм. / И.С.Нарский. - М.: Изд-во «Мысль», 1973.

Нарский И.С. Кант. / И.С.Нарский. - М.: Изд-во «Мысль», 1976.

Ницше Ф. Сочинения. В 2 т. / Ф.Ницше. - М.: Мысль, 1990. – Т. 1-2.

О началах. Сочинение Оригена учителя Александрийского (Ш в.). / Печатается по изданию Рига 1936 г. Рига, 1936. – Новосибирск: ИЧЛ «Лазарев В.В. и О.», 1993.

Платон. Сочинения. В 3 т./ Платон. АН СССР. Ин-т философии. - М.: 1968 — 1972. – Т. 1-3.

Г.В.Плеханов. Материалистическое понимание истории./ Г.В.Плеханов. Избранные философские произведения. М.: Госполитиздат, 1956.

Плеханов Г.В. Очерки по истории материализма. / Г.В. Плеханов. Избранные философские произведения, т. 2. АН СССР. Ин-т философии. - М.: Госполитиздат, 1958.

Плотин. Эннеады. В 7 томах. СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2004.

Радхакришнан С. Индийская философия. В 2 т. / С.Радхакришнан. - М.: Миф, 1993. – Т. 1-2.

Ригведа. Избранные гимны. /Перевод, комментарий и вступительная статья Т.Я.Елизаренковой. - М., Наука, 1972.

Рист Дж.М. Плотин: путь к реальости. СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2005.

Рудой В.И., Классическая буддийская философия./ В.И. Рудой, Е.П. Островская, Т.В. Ермакова. - СПб.: Лань, 1999.

Соколов В.В. Европейская философия ХV-ХVII веков. Учебное пособие. / В.В.Соколов. - М.: Высшая школа, 1984.

Соколов В.В. Спиноза. / В.В.Соколов. - М.: Мысль - 1973.

Соколов В.В. Средневековая философия. / В.В.Соколов. - М.: Высшая школа, 1979.

Соловьев В.С. Сочинения в двух томах. / В.С.Соловьев. АН СССР. Ин-т философии. - М.: Мысль, 1990. - Т. 1-2.

Спиноза. Избранные произведения в двух томах./ Б.Спиноза. АН СССР. Ин-т философии. М.: Мысль, 1957. – Т. 1-2.

Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы.М.: ГАРДАРИКИ, 2006.

Субботин А.Л. Фрэнсис Бэкон./ А.Л.Субботин. - М.: Мысль, 1974.

Сутры философии Санкхьи./ Исследование, перевод с санскрита, словарь мифологических имен, топонимов и реалий Шохина В.К. - М.: Научно-издтельский центр «Ладомир», 1997

Упанишады. В 3-х книгах. / Перевод А.Я.Сыркина. - М.: Наука, 1991. – Т. 1-3.

Философия Гегеля и современность. / АН СССР. Ин-т философии. - М., Мысль, 1973.

Философы двадцатого века. Книга первая. М.: Искусство XXI век, 2004.

Фихте И.Г. Сочинения в двух томах./ Сост. И примечания В.Волжского. - СПб.: Мифрил, 1993. – Т. 1-2.

Фишер К. История новой философии. В 8 т./ К.Фишер. - СПб.: Изд. Д.Е.Жуковского, 1901-1906. – т. 1-8.

Фрагменты ранних греческих философов. Часть 1. / Издание подготовил А.В.Лебедев. Памятники философсой мысли. - М.: Наука, 1989.

Х.-Г. Гадамер. Истина метод. М.: Прогресс, 1988.

Хайдеггер М. Что такое метафизика?/ М.Хайдеггер. Время и бытие. Статьи и выступления. - М.: Республика, 1993.

Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии: Учеб. пособие для вузов./ А.Н.Чанышев.-М..: Высшая школа, 1991.

Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии: Уч. пособие. - М.: Высшая школа, 1981.

Чанышев А.Н. Эгейская предфилософия. / А.Н.Чанышев. - М.: Изд-во Московского университета, 1970.

Чернышевский Н.Г. Избранные философские сочинения. В 3 т./ Н.Г.Чернышевский. АН СССР. Ин-т философии. - М.: Госполитиздат, 1950-1951. – Т. 1-3.

Чернышевский Н.Г. Что делать?/ Н.Г.Чернышевский. - М.: Правда, 1987.

Шеллинг Й. Сочинения. В 2 т./ Й.Шеллинг. АН СССР. Ин-т философии. - М.: Мысль, 1987-1989. – Т. 1-2.

Шестов Л. Киркегард и экзистенциальная философия. (Глас вопиющего в пустыне). / Л.Шестов. - М.: Гносис, 1992.

Шопенгауэр А. Собрание сочинений в пяти томах.Т 1. Мир как воля и представление./ А.Шопенгауэр. - М.: Московский клуб, 1992.

Щербатской Ф.И. Избранные труды по буддизму. / Ф.И.Щербатской. Отв. ред. Н.И.Конрад, Г.М.Бонгард-Левин. - М.: Наука, 1988.

Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. / Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения, т. 21. - М.: Политиздат, 1961.

Энгельс Ф. Анти-Дюринг./ Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения, т. 20. - М.: Политиздат, 1961.

Энгельс Ф. Диалектика природы./ Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения, т. 20. - М.: Политиздат, 1961.

 

УЧЕБНИКИ

Гриценко Г.В. История философии: Учебник./ Г.В.Гриценко. - М.: Юрайт-Издат, 2004.

Ильин В.В. История философии: Учебник для вузов./ В.Ильин. - СПб.: Питер 2003.

Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук. Под общ. ред. В.В.Миронова. М.: Гардарики, 2006.

Философия. Под ред. А.Ф.Зотова, В.В.Миронова, Н.В.Разина. М., 2009.

Философия науки. Под ред. С.А.Лебедева. М.: Академический Проект, 2007.

Философия социальных и гуманитарных наук. Под общ. ред. С.А.Лебедева. М.: Академический Проект, 2008.

Философия: учеб. для вузов. Под общ. ред. В.В.Миронова. – М.: Норма, 2008.

 

Оглавление:

Введение

Раздел 1. Генезис философии

Мифология

Причины становления философии

Источники философии

Классификация философских концепций

Раздел 2. Индийская философия

Особенности индийской философии

Ведическая литература

Касты и варны

Возникновение индийской философии

Философия Санкхьи

Буддизм

Раздел 3. Китайская философия

Конфуцианство

Легизм

Даосизм

Раздел 4.Античная философия. Досократики.

Милетская школа. Фалес.

Анаксимандр

Анаксимен

Гераклит Эфесский

Пифагорейская школа. Пифагор

Филолай

Элейская школа. Праменид

Зенон Элейский

Плюрализм. Эмпедокл

Анаксагор

Философия периода заката греческого полиса

Демокрит

Софисты

Сократ

Классика

Платон

Аристотель

Эллинистическая философия

 

Скептицизм

Эпикуреизм

Стоицизм

Неоплатонизм

Раздел 5. Средневековая философия

Апостольский период

Патристика

Схоластика

Раздел 6. Философия эпохи Возрождения

Гуманизм

Николай Кузанский

Джордано Бруно

Томмазо Кампанелла

Фрэнсис Бэкон

Раздел 7. Философия Нового времени

Эмпирическая философия.

Томас Гоббс

Джон Локк

Рационалистическая философия.

Рене Декарт

Бенедикт Спиноза

Готфрид Лейбниц

Английская скептическая философия.

Дж. Беркли

Давид Юм

Раздел 8. Философия эпохи Просвещения

Вольтер

Монтескье

Дидро

Раздел 9. Немецкая классическая философия

И.Кант

Критика чистого разума

Критика практического разума

И.Г.Фихте

В.Ф.Й.Шеллинг

Г.В.Ф.Гегель

Л.Фейербах

Раздел 10. Иррационалистическая философия Х1Х века

А.Шопенгауэр

Ф.Ницше

Раздел 11. Русская философия

Славянофильство

Западничество

Соловьев В.С

Чернышевский Н.Г

Список литературы

Часть 2

Вместо введения. Основное противоречие

Современной философии.

История науки и современная философия.

Западная философия конца XIX – ХХ веков.

Раздел 1. Марксистская философия.

Исторический материализм

Диалектический материализм

Раздел 2. Позитивизм.

Огюст Конт

Джон Стюарт Милль

Второй позитивизм

Эрнст Мах

Неопозитивизм

Логический позитивизм

Раздел 3. Эдмунд Гуссерль

Философия арифметики

Логические исследования

Раздел 4. Экзистенциализм

Мартин Хайдеггер

Карл Ясперс

Раздел 5. Герменевтика

Ханс-Георг Гадамер

Гадамер о методах познания гуманитарных наук

Гадамер о герменевтике.

Раздел 6. Структурализм

Клод Леви-Строс

Библиографический список

 

 

 

 
 

 

 


[1] Культура – специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.

[2] Тахо-Годи А.А. Греческая мифология. М.: Искусство, 1989, с. 8.

[3] «Зооморфный» от др. греч. ζωον (живое существо) и μορφή (форма), то есть подобный животному. Аналогично переводится «антропоморфный» от ’áνθρωπος – «человек», то есть, человекоподобный.

[4] Фрагменты ранних греческих философов. Часть 1. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики./ Издание подготовил А.В.Лебедев. М.: Изд-во «Наука», 1989, с. 35.

[5] Даже в VII-VI вв. до н.э., то есть, накануне и в период перехода греческих городов-государств (полисов) к демократическому устройству полисные правители (базилевсы) считались одновременно верховными жрецами. См. параграф «Гераклит» в настоящем издании.

[6] См.: Карл Ясперс. Истоки истории и ее цель. Перевод М.И.Левиной. Выпуски 1-2, Изд. АН СССР. НИОН. М., 1991.

[7] Cм.: Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранняя классика. М., 1974, с. 84-120.

[8]Фатум (лат.) – предопределение, судьба; ананке (др.греч.) – необхоимость, неизбежность; мойра (др.греч.) – участь, доля; рита (др.инд.) – универсальный космический закон.

[9] Дэва (санскр.) от «див-» (сиять) – боги-покровители людей, противостоящие асурам (от «сур» - солнце, небо), то есть «не богам», демонам.

10 Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. М., 1989.

[11] Вспомним, что царь Итаки легендарный Одиссей был убит во время работы на своем поле.

[12] А.Н. Чанышев. Курс лекций по древней философии. М., 1981, с.20.

[13] Там же, с 21.

[14] Диалектика – учение о всеобщей связи и развитии.

[15] С. Радхакришнан. Индийская философия. Т. 1. М., 1993, с. 29.

[16] В.И. Рудой, Е.П. Островская, Т.В. Ермакова. Классическая буддийская философия. М., 1999, с. 7.

[17] Достаточно вспомнить дискуссии европейских схоластов вокруг проблемы универсалий, касающейся природы общего. Как известно, вначале они носили форму попыток рационального уяснения христианского догмата о троичности Бога.

[18] Лунный свет Санкхьи, М., 1995, с.110.

[19] Там же, с. 111.

[20] Там же, с.115.

[21] Там же, с.118.

[22] Там же, с. 114.

[23] Там же.

[24] Лунный свет Санкхьи, с. 170-171.

[25] Махат - санскр. «великий».

[26] Ахамкара – от санскр. «ахам» (я) и «кара» (созидающий).

[27] См. теорию познания Демокрита, Гоббса, Локка.

[28] В.И.Рудой. Введение в буддийскую философию.– Васубадху. Энциклопедия Абхидхармы или Абхидхармакоша. М., 1998, с.13.

[29] Там же, с. 14.

[30] Васубандху. Абхидхармакоша. М., 1998, с. 206.

[31] См.: Т.Е.Ермакова, Е.П.Островская. Классически буддизм. СПб., 1999, с. 39-41.

[32] См.: В.И.Рудой. Введение в буддийскую философию. – Васубандху. Энциклопедия Абхидхармы или Абхидхармакоша. М., 1998, с. 69-70.

[33] С.Радхакришнан. Индийская философия. Т. 1. М., 1993, с.381.

[34] Там же.

[35] Классическая буддийская философия. СПб. 1999, с. 226.

[36] Там же, с. 228.

[37] Там же, с. 229.

[38] Ф.И.Щербатской. Избранные труды по буддизму. М., 1988, с. 137.

[39] Ф.И.Щербатской. Избраные труды по буддизу. М., 1988, с. 58.

[40] Т.В.Ермакова, Е.П.Островская. Классический буддизм. СПб., 1999, с. 50.

[41] С.Радхакришнан. Индийская философия, т. 1. М., 1993, с. 395.

[42] Там же.

[43] Гесиод. Труды и дни. – Эллинские поэты. В переводах В.В.Вересаева. М., 1963, 11-24.

[44] Фрагменты ранних греческих философов. Часть 1./Издание подг. А.В.Лебедев. М.: Наука, 1989, с. 109.

[45] Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии./ А.Ф.Лосев. Изд. 2-е исправленное, доп. М.: Ладомир, 1994, с. 96.

[46] Во времена Фалеса еще не был выработан специфический философский язык. Поэтому философы использовали иносказания и метафоры.

[47] Досократики - 2.9.

[48] А.Ф. Лосев. История античной эстетики. Ранняя классика. М., 1994, с. 314.

[49] Там же.

[50] Там же, с. 316.

[51] Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. М., 1989, с. 130.

[52] Фрагменты ранних греческих философов. М., 1989, с.233.

[53] Там же, с. 217.

[54] Там же, с. 229.

[55] А.Ф.Лосев. История античной эстетики. Ранняя классика. М., 1994, с.241.

[56] Там же, с. 243-244.

[57] Дается в трактовке А.Н.Чанышева.

[58] С.Я.Лурье. Демокрит. Тексты, перевод, исследования..,1970, с. 323.

[59] Там же.

[60] Лосев А.Ф. История античной эстетики.

[61] Аристотель. Сочинения. В 4-х томах. Т. 1. М., 1976, с. 320.

[62] Там же, с. 182.

[63] Там же, с. 212.

[64] См.: Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М., 1981, с. 337 – 338.

[65] Риши – санскр. «мудрец», «отшельник».

[66] От др.греч. «стоя» – портик.

[67] Подробнее об этом понятии см.: А.Ф.Лосев. История античной эстетики. Ранний эллинизм. М., 1979, с. 86-138.

[68] См.: с. 62 настоящего пособия.

[69] От лат. «эманация» - истечение.

[70] Сенсуализм (лат. sensus – чувство, ощущение) – философское учение, признающее единственным источником познания ощущения.

[71] Э.В.Ильенков. Диалектическая логика. М., 1984, с. 18.

[72] Лейбниц Г.В. Соч. В 4-х т., т. 2. М., 1983, с. 539.

[73] Вл.Соловьев. Сочинения в двух томах, т. 2. М., 1988, с. 21.

[74] Куно Фишер. История новой философии. Т. 1. С.-Петербург, 1906, с. 158.

[75] Картезиус – латинский вариант имени Декарта.

[76] А.В. Гулыга. Немецкая классическая философия. М., 1986, с. 8.

[77] Кант. Критика чистого разума. М., 1994, с. 32.

[78] Кант. Критика чистого разума. М., 1994, с. 33.

[79] Там же, с. 40.

[80] Там же, с. 48.

[81]Слово a priori ничего не говорит о том, врожденные это формы или приобретенные, и что они собой представляют. Сам Кант считал, что пространство и время – это не схемы или рамки, а действия разума на основании постоянных законов, стимулируемые нашими чувственными впечатлениями, по приведению в порядок наших ощущений. А поскольку действия не являются в мир готовыми, их нельзя считать врожденными.

[82] И. Кант. Пролегомены. М., 1937, с. 53.

[83] Там же, с. 50.

[84] Там же, с. 73.

[85] Там же, с. 71-72.

[86] Кант. Критика чистого разума. М.: Мысль, 1994, с. 121.

[87] Кант И. Сочинения в 6 томах, т. 4. М., 1965, с. 260.

[88] Там же, с. 270.

[89] Там же, с. 463.

[90] Тенденция рассматривать категорию как закон, то есть необходимую и всеобщую связь, наметилась в философии И.Канта, указавшего на то, что категории в применении к миру опыта оборачиваются априорными схемами чистого рассудка, связывающего объекты этого мира. До Канта их понимали как обозначение родов явлений или начал мира.

[91] «Уединенная жизнь в деревне, которую продолжал вести Фейербах в течение некоторого времени, содействовала сосредоточению его сил, а потом привела к постепенному обеднению мысли». – Куно Фишер. История новой философии. Том восьмой, СПб, 1902, с. 444.

[92] Артур Шопенгауэр. Собрание сочинений в пяти томах. Т. 1. М., 1992, с 54.

[93] Там же

[94] Там же.

[95] Там же, с. 75-76.

[96] Там же, с. 76.

[97] Там же.

[98] Там же.

[99] Там же, с. 136.

[100] Там же, с. 193.

[101] Там же, с. 214.

[102] Там же, с. 340.

[103] При знакомстве с философией Ф.Ницше необходимо учитывать тот факт, что рукописи философа подверглись после его смерти неоднократным исправлениям его сестрой Э.Ферстер-Ницше - поклонницей Адольфа Гитлера, не лишенной литературных способностей и во многом расходившейся с братом во взглядах, и что работа по очистке произведений Ницше от фальсификаций еще не завершена.

[104] Нигилизм (от лат. nihil – ничто) – отрицание общепринятых ценностей, идеалов, моральных норм, культуры и т.д.

[105] Ницше. По ту сторону добра и зла. - Ницше. Сочинения в двух томах. Том 2. М., 1990, с. 251.

[106] Ницше. Так говорил Заратустра. Там же, с. 8.

[107] Там же, с. 10.

[108] Там же, с. 9.

[109] Ницше. По ту сторону добра зла. – Там же, с. 346.

[110] Н.О.Лосский. История русской философии. М., 1991, с. 24.

[111] Там же, с. 25.

[112] Остальные семь писем увидели свет лишь в ХХ веке.

[113] Соловьев В.С. Сочинения в двух томах. Т. 1. М., 1990, с. 143.

[114] Необходимо помнить, что процесс этот – чисто логический, вневременной.

[115] См.: Ин. 1: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все через Него начало быть, и без Него ничего не начало быть, что начало быть.… И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины».

[116] Вспомните хотя бы рассуждения Владимира Соловьева о «цельном знании».

[117] Аналогия – форма умозаключения, когда на основании сходства между явлениями делается вывод об их сходстве в других отношениях. Гипотеза – научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления.

[118] Асмус В.Ф. История античной философии./ В.Ф.Асмус. - 2-е доп. изд. - М.: Высшая школа, 1976, с. 5.

[119] Досократики. Перевод с древнегреческого А.Маковельского. Мн.: Харвест, 1999, с.458 (18.В5).

[120] Система, движущаяся прямолинейно и равномерно, в которой выполняются законы классической механики.

[121] См.: Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. / В.С.Степин. Ред. В.И.Евсевичев. М.: Гардарики, 2006, с. 359-360.

[122] См. Болдырев Б.П. Философия, ч. 1, с.

[123] Г.В.Плеханов. Материалистическое понимание истории./ Г.В.Плеханов. Избранные философские произведения. М.: Госполитиздат, 1956, с. 649.

[124] Там же, с. 653.

[125] См.: История мировой философии. Учебное пособие. Под ред. В.Д.Губина, Т.Ю.Сидориной.М.: Астрель.ХРАНИТЕЛЬ, 2007, с.236-237.

[126] Работа Ф.Энгельса над «Диалектикой природы» длилась десятилетиями. Это объясняется, в первую очередь, необходимостью ознакомления с достижениями целого ряда естественных и социально-гуманитарных наук. Затем кончина К.Маркса заставила Энгельса взять на себя завершение незаконченного его другом «Капитала» (Маркс написал лишь первый том этого сочинения), а затем наступила тяжелая болезнь и смерть, окончательно оборвавшая работу над «Диалектикой природы».

[127] Ф.Энгельс. Анти-Дюринг. /К.Маркс и Ф.Энгельс. Сочинения, т. 20, с. 42.

 

[128] Ф.Энгельс. Диалектика природы./К.Маркс и Ф.Энгельс. Сочинения, т. 20, с. 391.

 

[129] В.И.Ленин. Философские тетради./В.И.Ленин. Полн. собр. соч., т. 29, с. 301.

[130] См.: часть первую настоящего пособия, раздел 9: И.Кант, «Теория познания».

[131] Гуссерль Э. Философия как строгая наука./ Эдмунд Гуссерль. Философия как строгая наука. Перевод с немецкого. Новочеркасск, агенство Сагуна, 1994, с. 130.

[132] Там же, с. 133.

[133] Классическая концепция психологизма представлена в философии Юма, трактовавшего закон причинности, как результат произвольного приписывания людьми этого вида связи повторяющимся последовательностям событий.

[134] Аподиктический (др. гр. αποδείκτικος) – достоверный, основанный на логической необходимости.

[135] Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология./ Эдмунд Гуссерль. Философия как строгая наука. с. 65.

[136] Редукция (лат. reductio) – отодвигание назад, сведение.

[137] От лат. definitio – краткое определение, отражающее существенные признаки предмета или явления.

[138] См.: Хайдеггер М. Бытие и время./ М.Хайдеггер. Перевод с немецкого В.В.Бибихина. Харьков: «Фолио», 2003, с. 19.

[139] Термин заимствован у Кьеркегора.

[140] Фр.: свидание, разговор с глазу на глаз, тет-а-тет.

[141] Фридрих Шлейермахер (1768-1834) – крупный протестантский богослов, философ и переводчик диалогов Платона на немецкий язык. Вильгельм Дильтей (1833-1911) – немецкий историк культуры, философ-неокантианец.

[142] Бессонов Б.Н. Герменевтика. История и современность./ Х.-Г. Гадамер. Истина и метод: Основы философской герменевтики: Пер. с нем./ Общ. ред. Б.Н. Бессонова. М.: Прогресс, 1988, с. 9.

[143] Так буквально переводится с немецкого словосочетание, тождественное выражению «гуманитарные науки»: «geisteswissenschaften».

[144] Верификация (фр. Verification) – проверка истинности теоретических положений, путем установления опытным путем достоверности выводимых из них следствий.

[145] Гадамер. Х.-Г. Истина и метод./Х.-Г. Гадамер. Общ. ред. Б.Н.Бессонова. М.: Прогресс, 1988, с. 45.

[146] Там же.

[147] Там же, с. 58.

[148] Там же.

[149] Там же, с. 55.

[150] Там же, с. 57.

[151] Там же, с. 355.

[152] Там же, с. 520.

[153] Зотов Ф.Ф. Структурализм: западная философия на пути к «постмодерну»./А.Ф. Зотов. Современная западная философия. М.: ООО «Проспект», 2010, с. 474.

[154] Там же, с. 477.

[155] Психоана́лиз (нем. Psychoanalyse) — психологическая теория, разработанная в конце XIX — начале XX века австрийским неврологом Зигмундом Фрейдом.

 

[156] Зотов А.Ф. Структурализм: западная философия на пути к «постмодерну»./А.Ф. Зотов. Современная западная философия. М.: ООО «Проспект», 2010, с. 482-483.

[157] Прецедент - поведение в определенной ситуации, которое рассматривается как образец при аналогичных обстоятельствах.

[158] Диахрония (от греч. dia — через, сквозь и chronos — время) — понятие, характеризующиее историю и развитие системы от стадии к стадии.

 

 

[159] Тотемизм - вера в единство социальной группы, обусловленное общностью предка, в качестве которого выступает определенное животное (реже – растение или предмет неживой природы).

СОДЕРЖАНИЕ

ТЕМА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КУРСА «ИСТОРИЯ ЦИВИЛИЗАЦИЙ». 2

ТЕМА 2. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ.. 18

ТЕМА 3. МЕЖДУРЕЧЬЕ.. 30

ТЕМА 4. ИНДИЯ.. 41

ТЕМА 5. КИТАЙ.. 51

ТЕМА 6. ДРЕВНИЙ ИРАН.. 68

ТЕМА 7. АНТИЧНЫЙ МИР. 79

ТЕМА 8. МУСУЛЬМАНСКИЙ МИР. 95

ТЕМА 9. ЕВРОПЕЙСКИЙ МИР. 113

ТЕМА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КУРСА «ИСТОРИЯ ЦИВИЛИЗАЦИЙ»

Учебные вопросы:

1. Цели и задачи учебного курса.

2. Формационный подход к изучению истории.

3. Цивилизационный подход к изучению истории.

4. Периодизация истории на основе стадиально-цивилизационного подхода.

5. Периодизация истории на основе локально-цивилизационного подхода.

6. Сопоставление цивилизационного и формационного подходов к изучению истории.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.052 сек.)