АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Императорский период в истории Древнего Рима (I в. до н.э.-V в.)

Читайте также:
  1. I период (сентябрь — ноябрь)
  2. I. Россия в период правления Бориса Годунова (1598-1605). Начало Смутного времени.
  3. I. Россия в период правления Бориса Годунова (1598-1605). Начало Смутного времени.
  4. II.5.Философия древнего Китая
  5. III. Анализ результатов психологического анализа 1 и 2 периодов деятельности привел к следующему пониманию обобщенной структуры состояния психологической готовности.
  6. III. Методологические основы истории
  7. III. Стабилизационный период.
  8. III. ЭЛЛИНИСТИЧЕСКО-РИМСКИЙ ПЕРИОД АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ
  9. III.4.1. Научные революции в истории естествознания
  10. IV. Приоритетные направления деятельности Правительства Республики Карелия на период до 2017 года
  11. XVI-XVII вв. в мировой истории. «Новое время» в Европе
  12. XX ВЕК В МИРОВОЙ ИСТОРИИ

Он делится на раннеимераторский и позднеимераторский периоды. Раннеимператорский период – I в. до н.э.-III в. Во II-I вв. до н.э. наблюдается сильнейший внутренний кризис. Республика территориально и демографически многократно увеличилась, однако полными гражданскими правами обладали только римляне. Не соответствовали мировому характеру Римского государства и военная организация, включавшая только римлян, а также система управления, остававшаяся, по сути, городской.

В условиях кризиса стали проявляться монархические тенденции. Первые признаки их можно обнаружить в деятельности братьев Тиберия и Гая Гракхов. Они занимали должность трибунови выступали защитниками плебса. Однако характер их действий был весьма авторитарным: они отклоняли все неугодные им законы; выносили собственные законопроекты, проваленные в Сенате, на референдум; распускали и созывали народные собрания до тех пор, пока они не принимали нужные им решения; налагали аресты на должностных лиц, казну, отстраняли магистратов, продляли свои полномочия, узурпировали функции сената по распределению земель. В результате Тиберий Гракх, был убит как государственный преступник, ГайГракх был объявлен «врагом народа».

Объективно промонархический характер имела деятельность Мария (86 г. до н.э.) и Суллы (78 г. до н.э.), хотя оба они представляли себя защитниками республиканских традиций. Марий, представитель плебса, провел в 107 г. до н.э. военную реформу; он ввел постоянную армию на основе вольного найма, установил государственное содержание воинов и плату за службу, пенсии и земельные пожалования ветеранам, прослужившим 16 лет. При Марии армия сделалась личной партией полководца, провозглашавшегося императором, пока еще в республиканском духе. Сулла использовал эту новую армию во вспыхнувшей гражданской войне для захвата Рима и установления диктатуры, которая впервые была объявлена пожизненной. Юлий Цезарь (100 - 44 г. до н.э.) получил пожизненный титул диктатора от Сената. Он превратился в безграничного правителя в государстве, в котором оставались Сенат, народное собрание и магистраты. Сильная единоличная власть остановила кровопролитие и укрепила государство. Однако стремление Цезаря к царской власти вызвало у многих недовольство, против него возник заговор. Заговорщики мечтали восстановить республику и свободу. После смерти Цезаря в Риме вновь начались смуты, «республиканская идея» стала демагогической декларацией политиков, стремившихся к ничем не ограниченной монархической власти – империи.

Первый император внучатый племянник Юлия Цезаря Октавиан Август (63 г. до н.э.-14 г.) заявил перед народом и Сенатом о сложении всех диктаторских полномочий, об окончании гражданской войны и установлении мира, о возвращении всей власти Сенату и народу. За собой он оставлял почетное звание императора, предоставленное армией, должность цензора и сенатора. Пользуясь правами цензора, Август провел чистку Сената, освободив его от недостойных и расширив до 900 человек. В обновленном Сенате Август голосовал первым, после чего никто не осмеливался выступить против. Новый статус императорупридало постоянное присутствие при нем гвардиииновое понимание закона об оскорблении величия: если прежде этот закон защищал магистратов, то теперь он защищал лишь одного человека – главу Римской империи. Народные собрания созывались все реже и реже и к III в. исчезли без каких-либо запретов и отмен; отмечался и упадок Сената, низведенного до статуса муниципалитета. Таким образом, римское государство из аристократической республики превратилось в империю с авторитарной формой правления.

Период правления Октавиана Августа считается золотым веком римской культуры. Больших успехов достигли просвещение и научная жизнь. Центрами научной деятельности были Александрия, Афины, Рим, Карфаген и др. Большое значение придавалось географическим знаниям, медицине и истории. Появляются трактаты Страбона, Птолемея, который создал всемирно известную геоцентрическую систему мира, позволившую определить положение планет на небе. Ему принадлежат работы по оптике, математике и географии. Плиний Старший создал энциклопедию по физической географии, ботанике, зоологии, минералогии. Врач Гален проводил опыты по изучению дыхания, деятельности спинного и головного мозга, дал первое анатомическое описание организма. Имелись школы для подготовки врачей. Значительны были и труды историков: «Римской истории от основания города» (142 тома) Тита Ливия, «Анналы» и «История» (14 томов) Тацита, «Сравнительные жизнеописания выдающихся греков и римлян» (50 биографий) Плутарха.

В философии сложилось два течения: эпикуреизм, который развивал идеи о естественном происхождении и существовании мира и человека, прославлял человеческий разум и призывал наслаждаться жизнью, считая главным источником наслаждения сам факт жизни; стоицизм, который представлял собой учение о достижении нравственного идеала, внутренней духовной свободы и счастья через примирение с внешними обстоятельствами, через стремление к добродетели и отказ от мирских соблазнов (богатство, почести знатность).

Среди искусств ведущее положение занимала архитектура. Витрувий в своем трактате «Десять книг об архитектуре» он обобщил опыт греческого и римского зодчества и разработал концепцию города с центральным форумом (площадью), а также методы сооружения различных строительных механизмов.

Римляне создали сводчато-замковую конструкцию арки, особенностью которой была кладка арки из усеченных трапециевидных камней; в центре арки, наподобие клина, вбивался замковый камень; сводчато-замковая арка способна была выдержать несколько этажей: чем больше сила тяжести действовала на замковый камень, тем больше были силы упругости. Эта конструкция применялась для строительства мостов, акведуков, базилик и других публичных зданий. Мосты порой превышали длиной 3 км. Акведуки, или водоводы, поднимались на арках над землей, как мосты, и порой были двух- и даже трехэтажными и достигали десятков и даже сотен километров; акведуки Рима имели протяженность 440 км. Значительным сооружением был Колизей (амфитеатр вмещал более 50 тысяч зрителей и предназначался для проведения гладиаторских боев и других зрелищ; на его арене могли биться 2 тыс. гладиаторов одновременно).

Римское государство славилось высококачественными дорогами. В период империи были проложены 372 дороги общей протяженностью более 80 тыс. км. Дорожное полотно выкладывалось в траншее более 1 м глубиной и 4 м шириной, состояло из нескольких слоев – гравия, булыжника, тесаного камня, поставленного на ребро, и каменной плитки, клавшейся на раствор. Существовали милевые знаки, отмечавшие расстояние от Рима.

Римляне строили огромные порты, оборудованные подъемными механизмами для разгрузки судов, они делали каменные причалы, гранитные набережные, протянувшиеся на десятки километров; первыми стали строить специальные склады, крытые рынки, гостиные дворы, разработали новые типы зданий для нужд управления: канцелярии, суды, архивы. Римляне создали новый тип частного жилища с внутренним двором, бассейном и галереей; для плебса строились пятиэтажные дома, а для аристократии – виллы, окруженные парками, аллеями, искусственными прудами с фонтанами. Римляне первыми стали использовать водяное и паровое отопление.

В области техники римляне использовали все, что было известно эллинам: они знали винты, прессы, лебедки, метательные машины, рельсовые повозки, умели использовать силы воды, воздуха, пара. Вместе с тем римляне смогли внести и свой вклад в развитие техники. Они усовершенствовали греческий гребной корабль, и создали галеру с несколькими палубами и мачтами, которые были снабжены механизмами и могли опускаться. Римляне изобрели водяные мельницы. Они смогли впервые наладить производство стандартизованных изделий, разработали технологию штамповки, применявшуюся для изготовления оружия и др.

Развитие литературы, особенно поэзии, отмечено творчеством Вергилия (эпический жанр), Горация (лирические стихи, философские поэмы, гневные сатиры), Овидия (любовная лирика и мифологическая поэма).

В I в. появились симптомы серьезного духовного кризиса общества. «Римская идея», как власть над всем миром, была реализована. На передний план шла идея «вечного Рима», которая ориентирована лишь на сохранение достигнутого величия и могущества. Рим все больше превращался в общество потребления, лозунг «хлеба и зрелищ» был образом жизни всех слоев населения. Императоры Калигула и Нерон стали символами жестокости и морального разложения. Неслучайно в Римской империи в I в. возникло христианство как противодействие духовному распаду римского общества.

Отвергая ценности римского общества – власть, сила, физические удовольствия и наслаждения, христианство противопоставило им любовь к Богу, равенство всех людей перед Богом. Оно выступило защитником угнетенных и обездоленных, обещая им в будущем избавление от рабства и нищеты. Несмотря на жестокие преследования со стороны римских властей, рост числа христиан неуклонно продолжался, и в IV в. христианство добивается официального признания. Однако новая религия уже не смогла спасти римское общество.

Позднеимператорский период – III-V вв. В III в. Римская империябыла охвачена сильнейшим кризисом: восстали и объявили о независимости почти все провинции, армия распалась, границы перестали существовать, разразилась сильнейшая инфляция, повсюду царили анархияи небывалый размах преступности.

В период поздней империи изменяется форма римского государства, утверждается неограниченная монархия восточного типа, лишенная всяких республиканских признаков. В 284 г. императоромстал Диоклетиан, который благодаря реформам смог стабилизировать империю. Западную ее часть он отдал под контроль соправителю Максимиану, за собой оставив Восточную, ввел постоянную армию на основе рекрутских наборов, установил подушный налог, начал эмиссию золотой монеты, учредил 12 рангов чиновников.В 395 г. империяокончательно распалась на Западную с центром в Риме и Восточную с центром в Константинополе.

В V в. упадок империипривел к походам варваров на Рим. В 410 г. Римв первый раз был захвачен вестготами, предводительствуемыми Аларихом, и разграблен. В 455 г. Рим был значительно разрушен вандалами. Наконец, в 476 г. вождь геруловОдоакрв очередной раз овладел Римом, сверг последнего римского императораи Римское государство прекратило существование.

Причинами падения Римской цивилизации стали господство рабства, имперская политика, усиливавшиеся этнические и социальные противоречия, контраст между растущим сверхбогатством и расширявшейся сверхбедностью, господство язычества, обесценивание человеческой личности, его труда, творческих способностей, демографическое вырождение и разложение морали.

В поздней Римской империи рабство достигло апогея: раб был низведен до положения механизма, без каких-либо потребностей, желаний; при этом трудовые усилия считались не достойными свободного человека; даже читать и писать считалось постыдным для римлян, среди его граждан распространились праздность и паразитизм. Язычество поздней империихарактеризовалось усилением оргиастических культов, сопровождавшихся чудовищными, даже по представлениям тогдашнего общества, вакханалиями; более изощренными и масштабными становились жертвоприношения. С усилением авторитарной власти императорагражданин был низведен до положения подданного, по отношению к которому стали возможны телесные и увечащие наказания; появилось множество видов смертной казни, превращавшейся в театрализованное действие; человек утратил обычную защищенность; по существу устанавливался режим репрессий.

Исторические личности:

Август (до 27 г. до н.э. Октавиан) (63 г. до н.э.-14 г.) - римский император, внучатый племянник Цезаря, усыновленный им в завещании; победой над римским полководцем Марком Антонием и египетской царицей Клеопатрой завершил гражданские войны, начавшиеся после смерти Цезаря.

Аристотель (384-322 до н.э.) – древнегреческий философ и ученый-энциклопедист; провел 20 лет в Академии Платона как слушатель и преподаватель, после смерти Платона путешествовал, стал учителем Александра Македонского, основал учебное заведение Ликей в Афинах.

Архимед (около 287-212 до н.э.) – знаменитый античный математик и физик, организатор инженерной обороны Сиракуз от римлян во время второй Пунической войны, погиб при взятии города; разработал предвосхитившие интегральное исчисление методы нахождения площадей поверхностей и объемов различных фигур и тел; автор многих изобретений (архимедов винт, определение состава сплавов взвешиванием в воде, системы для поднятия больших тяжестей, военные метательные машины и др.).

Гракхи Тиберий (162-133 гг. до н.э.) и Гай (153-121 гг. до н.э.) – братья, римские народные трибуны, пытались проведением демократических земельных реформ приостановить разорение крестьян; Гай предлагал также предоставить права римского гражданства италийским союзникам; погибли в борьбе с сенатской знатью, выступавшей против реформ.

Ликург – спартанский законодатель (IX-VIII вв. до н.э.), создал институты спартанского общественного и государственного устройства.

Македонский Александр (356-323 до н.э.) – царь Македонии; подчинил царство Ахеменидов, Среднюю Азию, земли до р. Инд, создав крупнейшую державу.

Перикл (около 490-429 до н.э.) – афинский стратег (главнокомандующий); вождь демократической группировки; его законодательные меры (отмена имущественного ценза, замена голосования жеребьевкой при предоставлении должностей, введение оплаты должностным лицам и др.) способствовали расцвету афинской демократии.

Платон (около 428/427-348/347 до н.э.) – древнегреч. философ, ученик Сократа; основал в Афинах собственную школу – Академию, члены которой занимались главным образом математикой и построенной на ней своеобразной диалектикой; основные составляющие платоновской философии - учение о государстве, теория идей, этика и познание.

Сократ (около 470-399 до н.э.) – древнегреч. философ, один из родоначальников диалектики как метода отыскания истины путем постановки наводящих вопросов – т.н. сократического метода; был обвинен в «поклонении новым божествам» и «развращении молодежи» и приговорен к смерти.

Цезарь Гай Юлий (102 или 100-44 гг. до н.э.) – римский диктатор, полководец; опираясь на армию, оказался во главе государства, сосредоточив в своих руках ряд важнейших республиканских должностей, стал фактическим монархом; был убит в результате заговора.

Ключевые даты:

776 г. до н.э. – начало Олимпийских игр.

500-449 гг. до н.э. – Греко-персидские войны.

431-404 гг. до н.э. – Пелопоннесская война между Афинами и Спартой.

334-329 гг. до н.э. – походы Александра Македонского.

753 г. до н.э. – основание Рима.

451 г. до н.э. – «Законы XII таблиц».

509 г. до н.э. – установление республики.

264-146 гг. до н.э. – Пунические войны.

168 г. до н.э. – завоевание Греции.

I в. – возникновение христианства.

27 г. до н.э. – установление империи.

410 г. – захват Рима Аларихом.

455 г. – разграбление Рима вандалами.

476 г. – падение Западной Римской империи.

Основные понятия:

Ареопаг – в Афинах орган власти, осуществлявший государственный контроль, суд и др. функции; состоял из пожизненных членов – представителей родовой аристократии.

Архонт – один из девяти ежегодно избиравшихся высших должностных лиц в Афинах; в V в. до н.э. должность архонта утратила политическое значение вследствие усиления роли стратегов и замены выборов назначением по жребию.

Доминат – неограниченная монархия, установленная в Древнем Риме со времени императора Диоклетиана (конец III в.).

Илоты – в Спарте земледельческая часть населения, собственность государства; были прикреплены к земельным участкам спартиатов.

Комиций – народное собрание в Римской республике; старейшей формой являлся куриатский комиций, затем центуриатский и трибутский, которые различались компетентностью и функциями.

Консулы – в Древнем Риме два высших должностных лица, избиравшихся на 1 год; обладали высшей гражданской и военной властью, в эпоху империи утратили реальное значение.

Курия – в Древнем Риме граждане делились на курии – союзы мужчин-воинов; по куриям собирались народные собрания.

Метеки – в Др. Греции чужеземцы, а также рабы, отпущенные на волю, не имели политических прав; среди них встречались богатые рабовладельцы, торговцы, владельцы ремесленных мастерских.

Патриции – в Древнем Риме первоначально все коренное население, входившее в родовую общину, составлявшее римский народ и противостоящее плебеям; затем – родовая аристократия.

Плебеи – в Древнем Риме первоначально свободное население, не входившее в родовую общину и не имевшее прав на землю; в результате упорной борьбы с патрициями добились включения в состав римского народа, уравнения в правах с патрициями.

Полис – город-государство, форма социально-экономической и политической организации общества и государства в Др.Греции и Др.Италии; полис составляли полноправные граждане (члены общины), каждый из которых имел право на земельную собственность и политические права, часть населения города в полис не входила и не имела прав граждан.

Принципат – форма монархии, при которой сохранялись республиканские учреждения, но власть фактически принадлежала одному человеку – принцепсу (первому в списке сенаторов); существовала с 27 г. до н.э. до 193 г.

Сенат – в Древнем Риме коллегиальный представительный орган знати; утверждал законы и результаты выборов, контролировал деятельность магистратов, решал вопросы внешней политики, вел надзор за финансами и соблюдением священных ритуалов.

Тирания – в древнегреческих полисах форма государственной власти, установленная насильственным путем и основанная на единоличном правлении; возникла в VII-VI вв. до н.э. в процессе борьбы между родовой знатью и демосом; реформы тиранов были направлены на улучшение положения демоса, развитие ремесла и торговли.

Источники:

Греческий историк Ксенофонт (430 – 353 до н.э.) о Спарте (извлечения):

… Что в Спарте особенно строго повинуются властям и законам, это мы все знаем. В других государствах люди более влиятельные даже не хотят проявлять страха перед властями, считают это недостойным свободных людей; в Спарте же самые влиятельные и повинуются властям строжайшим образом и гордятся своим смирением и тем, что по зову начальства, они в своем усердии не подходят, а подбегают, считая, что подаваемый ими пример глубокого повиновения внушит такую же исполнительность и прочим.

… Достойно восхищения у Ликурга и то, что он заставил граждан предпочитать прекрасную смерть постыдной жизни… Он явно предуготовил благополучие доблестным злую участь трусам.

… Если бы кто-нибудь спросил моего мнения о том, остаются ли еще и теперь законы Ликурга незыблемыми, то на это, клянусь Зевсом, я не мог бы дать решительного ответа. Я знаю, что раньше лакедемоняне (Лакедемон – второе название Спарты - авт.) предпочитали скромно жить в общении друг с другом у себя на родине, чем быть гармостами (наместниками) в городах и, слыша лесть, подвергаться ее губительному влиянию. Я знаю, что раньше они боялись открыто владеть золотом; теперь же некоторые даже хвастаются. Что его имеют. Небезызвестно мне и то, что раньше из-за золота изгоняли из Спарты иностранцев, и спартанцам нельзя было ездить за границу, чтобы граждане не заражались от чужестранцев легкомыслием; а теперь мне известно, что люди, занимающие, по-видимому, первенствующее положение, хлопотали о том, что бы бессменно оставаться наместниками в чужой стране. …Теперь они гораздо больше хлопочут, чтобы достигнуть власти, чем о том, чтобы стать ее достойными. …Нечего удивляться тому, что спартанцы теперь на дурном счету у греков, так как они явно не повинуются ни богу, ни законам Ликурга.

Греческий историк Перикл об Афинах (извлечения):

У нас государственный строй таков, что не подражает чужим законам; скорее мы сами служим примером для других, чем подражаем кому-нибудь. И называется наш строй демократией ввиду того, что сообразуется не с меньшинством, а с интересами большинства; по законам в честных спорах все пользуются одинаковыми правами, по уважению же преимущество в общественных делах обусловливается той репутацией, какую каждый в чем-нибудь имеет, не поддержкой какой-нибудь партии, а способностями; не бывает также и того, чтобы человек, способный пользу государству, лишен был к тому возможности, не пользуясь достаточным уважением вследствие бедности. Мы живем свободными гражданами как в государственной жизни, так и во взаимных отношениях, потому что не выказываем недоверия друг к другу в повседневных делах, не возмущаемся против другого, если ему нравится что-нибудь делать по-своему, не выказываем при этом досады… Общительные без всякой докучливости в частных отношениях, мы особенно боимся противозакония в общественных делах… Точно так же и от трудов мы предоставили для мысли самые многочисленные средства отдохновения – устраиваем состязания, совершаем годичные жертвоприношения, а также располагаем великолепными частными сооружениями, которые, давая ежедневное наслаждение, рассеивают печаль. Кроме того, благодаря величине нашего государства к нам стекается со всей земли решительно все, и мы можем пользоваться столь же удобно теми благами, которые производятся у нас здесь, как и теми, которые производятся у других людей…

Древнеримский автор Цицерон (извлечения):

Дороги нам родители, дороги дети, родственники, близкие, друзья, но отечество одно охватило все привязанности всех людей. Какой честный человек поколеблется пойти за него на смерть, если он этим принесет ему пользу?

… Мы должны сдерживать и успокаивать все свои стремления и развивать в себе внимание и тщательность, дабы ничего не делать ни опрометчиво и случайно, ни обдуманно и беспечно.

… Плотское наслаждение недостаточно достойно человека, стоящего выше животных, и наслаждение это надлежит презирать и отвергать; если же кто-нибудь несколько склонен к наслаждению, то он должен тщательно соблюдать меру в нем, Итак, пища и уход за телом должны быть направлены на сохранение здоровья и сил, а не на наслаждение. И если мы, кроме того, захотим рассмотреть, в чем заключается превосходство и достоинство человеческой природы, то мы поймем, как позорно погрязнуть в разврате и жить роскошно и изнеженно и как прекрасно в нравственном отношении жить бережливо, воздержанно, строго и трезво.

Древнеримский авторСенека (извлечения):

…Блаженную жизнь создает дух свободный, высокий неустрашимый, непоколебимый, дух без всякого страха и без страстного желания, для которого единственное благо – честь, единственное зло – бесчестье. Все прочее – куча презренных вещей, не отнимающих ничего от блаженной жизни и ничего к ней не прибавляющих… Человек, установивший жизнь на таком основании, необходимо, хочет он или нет, унаследует постоянную веселость, а также высшую и свыше приходящую радость, так как он радуется только тому, что свойственно ему самому, и не стремится ни к чему, что вне его.

Нет врага хуже, чем толпа, в которой ты трешься. Каждый непременно либо прельстит тебя своим пороком, либо заразит, либо незаметно запачкает.

Уходи в себя, насколько можешь; проводи время только с теми, кто сделает тебя лучше; допускай к себе только тех, кого ты сам можешь сделать лучше.

Иногда нам следует бояться народа, иногда, если порядки в государстве таковы, что большинство дел проводится через сенат, тех сенаторов, что в милости, иногда же – тех людей, кому на погибель народу отдана власть над народом. Сделать всех этих людей друзьями слишком хлопотно – довольно и того, чтобы они не были тебе врагами. Поэтому никогда мудрец не станет гневить власть имущих, наоборот, он будет уклоняться от их гнева, как мореход от бури.

Список рекомендуемой литературы:

1. Бансон М. Энциклопедия. Римская империя. / Пер. с англ. – М., 2001.

2. Большой энциклопедический словарь. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 1997.

3. Всемирная история: Эллинистический и Римский периоды / А.Н. Бадак, И.Е. Войнич и др. – Минск, 1999.

4. Моисеева Л.А. История цивилизаций. Курс лекций. Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов-на-Дону, 2000.

5. Островский А.В. История цивилизации. Учебник. – СПб., 2000.

6. Словарь античности. Пер. с нем. – М., 1993.

7. Универсальная энциклопедия для юношества. Цивилизации./ Сост. А.М. Цирульников. – М., 2000.

8. Энциклопедия для детей. Всемирная история. Том 1. – М.: «Аванта+», 1993.

9. Яковец Ю.В. История цивилизаций: Учеб. пособие для студентов вузов гуманит. профиля. 2-е изд., перераб. и доп. – М., 1997.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.013 сек.)