|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Значение цивилизации Древнего ИранаСоциально – экономические и политические институты и культурные традиции, сложившиеся в Древнем Иране, сыграли большую роль в мировой истории и сохранились в течении многих столетий. Вавилонское право, достигшее зенита своего развития при Ахеменидах, продолжало существовать при Селевкидах и парфянских правителях и оказало определенное влияние на формирование римского права, успехи вавилонской астрономии, египетской медицины и греческой философии, первоначально возникшее и развивавшейся в подвластной персам Малой Азии, по праву считаются крупнейшими достижениями древних культур. Произведения искусства, созданные персидскими мастерами более 2000 лет назад, до сих пор поражают оригинальностью сюжетов и совершенством фор. В сфере художественной культуры древнего Ирана важную эстетическую роль играл свет, дворцовые залы персидских царей были залиты светом в отличие от полутемных древнеегипетских дворцов. «Больше света» – этот эстетический принцип, слившийся с этическим, сформулирован и «Вендидаде» – одной из поздних книг Авесты. Эстетические представления древних персов стали традицией для последующих поколений и вошли в фонд мировой культуры. Терпимое и доброжелательное отношение к культуре соседних стран и далеких народов являлось логическим результатом существования древнеперсидской империи, в которой в политическом отношении ведущая роль принадлежала персам, но в то же время продолжали существовать и развиваться древние культуры вавилонян, эламитов, египтян, иудеев и других народов. Она сумела обеспечить в течении значительного времени относительный мир на огромной территории, начиная от Египта и кончая Северо-Западной Индией, а также создать благоприятные условия для расцвета международной торговли и развития культурных контактов народов различных стран.
Исторические личности: Ардешир I - представитель династии Сасанидов, короновался в качестве шаханшаха, принял зороастризм и провозгласил его государственной религией. Дарий I (522-484 гг. до н.э.) - выдающийся правитель империи Ахеменидов, проводивший реформы, направленные на максимальное укрепление центральной власти. Кир II (558-530 гг. до н.э.) – создатель Персидской державы Ахеменидов. Спитак Спитама – пророк из знатного рода Спитама, проповедник зороастризма. Хосров I (531-579 гг.) - шаханшах, провел земельно-налоговые реформы, способствовавшие укреплению страны.
Ключевые даты: 550 г. до н.э. - Кир II покорил Мидию, соединил власть над обеими родственными ветвями древних иранцев: персов и мидийцев. 538 г. до н. э. - захват Вавилона Киром II. 525 г. до н.э. - Камбиз II покорил Египет. 331 г. до н.э. - Александр Македонский нанес сокрушительное поражение персам при Гавгемалах, империя Ахеменидов перестала существовать. 226 г. - Ардешир I принял зороастризм и провозгласил его государственной религией. III в. - распространение манихейского движения. Конец V в. - движение маздакитов. Основные понятия: Авеста - собрание священных канонических текстов зороастризма; первоначально состояла из 21 книги, сохранились три - «Ясна», «Вендидат», «Висперед»; выступала в роли действующего права в странах Ближнего и Среднего Востока. Ангхро-Манью (Ахриман) - в зороастризме глава всех злых духов (олицетворял мрак, смерть). Ахуро-Мазда (Ахурамазда) - в зороастризме глава всех добрых сил (Ахуро - абсолют, бесконечное, Мазда - верховный разум). Зороастризм - древнейшая из мировых религий откровения, была религией трех Иранских империй, существовавших почти непрерывно с VI в. до н.э. по VII в. н.э. и господствовавших на большей части Ближнего и Среднего Востока. Има-человек - в зороастризме сын неба, прообраз Адама; изгнан из рая, чтобы построить царство счастья на земле. Манихейство - еретическое учение, возникшее на основе зороастризма. Сатрапия - провинция в древнем и раннесредневековом Иране, военно-административная единица, возглавлявшаяся сатрапом. Хора - незатронутая эллинистическим влиянием основная часть ближневосточного мира. Шаханшах - глава государства, «царь царей Эрана и не Эрана».
Источники: Отрывок из Бехистунской надписи (522-486гг. до н.э.) (извлечение): Я - Дарий, царь великий, царь царей, царь в Персии, царь провинций, сын Виштаспы, внук Аршамы, Ахеменид. Говорит Дарий-царь: «Мой отец - Виштаспа, отец Виштаспы - Аршама, отец Аршамы - Ариарамна, отец Ариарамны - Чишпиш, отец Чишпиша - Ахемен. Поэтому мы называемся Ахеменидами… Искони наш род был царственным. Восемь из моего рода были до меня царями. Я - девятый… По воле Ахурамазды я - царь. Ахурамазда дал мне царство…» Говорит Дарий царь: «Ахурамазда помог мне и другие боги, которые существуют, что я не был вероломным, лжецом или злодеем, ни я, ни род мой. Согласно справедливости поступал я. Я не делал зла ни слабому, ни сильному. Человека, который стремился моему дому (делать добро), я вознаграждал, а того, кто вредил, я наказывал строго… ты, который будешь впоследствии царем, не будь другом человеку, который будет лжецом и злодеем, наказывай его строго… …если ты увидишь эту надпись и эти изображения и не разрушишь их, а будешь охранять по мере сил, пусть Ахурамазда будет тебе другом и пусть твой род будет многочисленным, да будешь, ты, долголетен и пусть Ахурамазда даст благой конец тому, что ты делаешь». Отрывок из Гат (извлечение): …Я хочу сказать о двух духах в начале бытия, из которых светлый сказал злому: «Не согласуются у нас ни мысли, ни ученье, ни воля, ни убежденья, ни слова, ни дела, ни наша вера, ни наши души». «Оба изначальных духа явились, как пара близнецов, добрый и дурной - в мысли, в слове, в деле. И между ними благомыслящие сделали правильный выбор, не зломыслящие». «И когда те да духа встретились вначале, они установили (с одной стороны) жизнь, (с другой стороны)- разрушение жизни… «Из этих двух духов дух Друджа выбрал дело зла, Арту же выбрал святейший дух… В будущей жизни каждого ждет воздаяние. Те, кто дружит с Арамати, будут в царстве Ахурамазды и Арты… Пройдя через испытания в красном огне и расплавленном металле, друджевцы войдут в царство мрака, а артовцы - в царство света».
Список рекомендуемой литературы: 1. Васильев Л.С. История Востока: В 2 т.Т. 1.- М., 2001. – 512 с. 2. Всемирная история: В 24 т. Т.3. Век железа.- Мн., 1996. – 512 с. 3. Всемирная история: В 24 т. Т.6. Римский период.- Мн., 1996. – 512 с. 4. Всемирная история: В 24 т. Т.4. Эллинистический период.- Мн., 1996. – 512 с.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |