|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Материальная культураЕгипетская цивилизация возникла на основе «бассейнового» урегулирования разливов Нила. Экономика основывалась на надежном и продуктивном земледелии, что обеспечивалось привязанностью к природному циклу. Выращивали главным образом зерновые: полбу, из которой пекли хлеб и ячмень для изготовления пива. Они составляли основу рациона и хорошо сохранялись. Главными техническими культурами были лен, сильно истощавший почву, но необходимый для изготовления множества вещей, от канатов до тончайших тканей, а также бывший предметом экспорта папирус – болотное растение (неизвестно, было ли оно культурным или дикорастущим). Корни употребляли в пищу, а из стеблей делали всевозможные предметы: от лодок и циновок до писчего материала. Кроме того, на небольших участках выращивали разнообразные фрукты и овощи, воду приходилось носить из реки в горшках, так как вплоть до середины II тыс. до н.э. никаких механических приспособлений для подъема воды не существовало. Водоподъемные «журавли» для поливки огородов стали широко применять в эпоху Нового царства. Некоторые растения, например, финиковые пальмы, плоды которых созревали в конце лета, забирали воду из подпочвенного слоя и не требовали дополнительного ухода. Основной масличной культурой был кунжут. В эпоху Среднего царства наблюдался значительный подъем всего сельского хозяйства за счет освоения новых площадей и появления более удобного плуга, который был усовершенствован в эпоху Нового царства. Благодаря масштабным работам по мелиорации дельта Нила стала центром садоводства, виноградорства и пчеловодства. Органическим дополнением земледелия было разведение мелкого и крупного скота (коров, овец, коз, ослов, свиней), особенно на обширных затопляемых пространствах Дельты, изобилующих сочными травами. В эпоху Среднего царства были выведены новые породы крупного рогатого скота, а также тонкорунных овец, дававших ценную шерсть. В эпоху Нового царства особой отраслью животноводства стало коневодство. Мясо крупного рогатого скота занимало сравнительно небольшое место в рационе питания, зато на болотах охотились на птиц, а Нил в изобилии давал рыбу, служившую главным источником животного белка для большинства населения. Характер и продуктивность пойменного земледелия позволяли в летние месяцы высвобождать множество рабочих рук для общественных работ, а также способствовали развитию определенных профессий, не связанных с сельским хозяйством. В эпоху Древнего царства заметные успехи были сделаны в трех основных отраслях ремесла и техники: в металлургии меди (применялась техника ковки и литья, твердого припоя, изготавливались статуи, пластины, пилы, сверла, молоты, наконечники стрел и копий), гончарном деле (изобретение гончарного круга способствовало развитию «серийного» производства керамических изделий разнообразных форм) и обработке камня. В эпоху Среднего царства была освоена бронза (несколько позже, чем в Месопотамии, Малой Азии и Восточном Средиземноморье), а также появилась принципиально новая отрасль – производство пастового стекла. А в эпоху Нового царства были изобретены меха для металлургии, вертикальный ткацкий станок. Развивавшаяся экономика активизировала торговые операции, осуществлявшиеся по двум основным направлениям: северо-восточном (через Суэцкий перешеек, палестинские и сирийские города до Малой Азии и Вавилонии) и южном (Нубия и Пунт). В Древнем Египте не существовало денежного обмена, а был развит лишь товарообмен. Однако с периода XVI-XV вв. до н.э. распространяется обмен и продажа товара на серебро, которое становится денежным эквивалентом. Так, постепенно на смену бартерному обмену приходят товарно-денежные отношения. Монументальное искусство Древнего Египта несет на себе печать египетской культуры в целом. Наиболее значительным и ярким её достижением стали пирамиды, которые строились для фараонов и знати. Самая знаменитая и самая значительная по размерам – пирамида Хеопса. Размеры ее таковы, что внутри может свободно поместиться любой европейский собор: высота 147 м. Ширина каждой стороны пирамиды Хеопса у основания примерно 230 м., площадь основания – около 55 тыс. кв.м. Пирамида Хеопса сложена из огромных искусно обработаных и плотно пригнаных друг к другу каменных блоков, каждый из которых весит 2-3 тонны (23 млн. блоков). Снаружи пирамида Хеопса была облицована прекрасно отполированными известняковыми плитами. К пирамидам примыкали низкие заупокойные храмы, у их подножия рядами располагались значительно меньшие по размеру гробницы придворных и родственников правителя. Внутрь пирамиды помещали саркофаг с мумией фараона. Пирамида, как считается, представляла собой модель загробного мира. При определении ее параметров и строительстве огромную роль играли магические числа, применялся принцип «золотого сечения», «магический квадрат» и т.п. Древнейшие египетские пирамиды считались одними из семи «чудес света». Исторические личности: Аменхотеп IV (1364-1347 гг. до н.э.) – древнеегипетский фараон; провел религиозную реформу, установил культ единого бога Атона, основал новую столицу – Ахетатон, принял новое имя – Эхнатон; от него отвернулись жречество, знать, он умер почти в одиночестве и был предан проклятию. Манефон – египетский жрец; на рубеже IV-III вв. до н.э. по приказу Птолемея Филадельфа написал историю Египта, впоследствии утраченную; насчитал до 30 династий фараонов. Рамсес II (1290-1224 гг. до н.э.) – древнеегипетский фараон; начал правление с подавления мятежа в Нубии, отразил нападение ливийцев, успешно воевал с сардами на море, совершил поход против хеттов, заключил с ними мирный договор, являющийся одним из первых в истории дипломатии; построил новую столицу на границе Египта и Палестины, прожил почти 100 лет, имел 111 сыновей и 51 дочь. Рамсес III (1184-1153 гг. до н.э.) – древнеегипетский фараон; отразил нашествие «народов моря», совершил походы в Сирию и Палестину, однако возвратить эти земли не смог; в его правление совершалось грандиозное строительство, делались богатые пожертвования храмам; пал жертвой заговора. Тутмос I (1506-1494 гг. до н.э.) – древнеегипетский фараон. Начал свое правление с похода против восставших нубийцев, завоевал Нубию до Третьих Нильских порогов. Предпринял Азиатский поход, завоевал Сирию, Палестину, дошел до р. Евфрат, разбил митаннийцев. Тутмос III (1490-1436 гг. до н.э.) – один из самых могущественных фараонов Египта; совершил поход в Палестину, нанес поражение митаннийцам; для борьбы с Митанни из Средиземного моря в р. Евфрат были перевезены на быках сотни кораблей; совершил поход по р. Евфрат, сокрушая стоявшие на его берегах города; дань Тутмосу IIIплатили вавилоняне, ассирийцы, хетты и др.; Тутмос IIIизвестен также грандиозным строительством. Яхмос I (1552-1527 гг. до н.э.) – древнеегипетский фараон; вытеснил гиксосов из Нубии, подчинив своей власти весь Египет до Вторых Нильских порогов.
Ключевые даты: Первая половина IV тыс. до н.э. – начало разложения родовых отношений. Середина - вторая половина IV тысячелетия – развитие имущественной дифференциации и возникновение номовых государств. XXX-XXIX вв. до н.э. – объединение Верхнего и Нижнего Египта. XXVI-XXII вв. до н.э. – Древнее царство. XXVII-XXVI вв. до н.э. – строительство первой пирамиды фараона Джосера. XXVI-XV вв. до н.э. – строительство самых больших пирамид Хуфу (Хеопса) и Хафра. XXII-XXI вв. до н.э. – распад государства на отдельные номы и борьба Гераклеополя и Фив за гегемонию. Середина XVII -середина XVI вв. до н.э. – правление гиксосов. XVI-середина XIV вв. до н.э. – создание великой державы. 1364-1347 гг. до н.э. – религиозно-политические реформы Эхнатона, амарнский период в искусстве. 1270 г. до н.э. – договор Египта с хеттами. Первая половина XII в. до н.э. – отражение натиска «народов моря». XI-начало VIII вв. до н.э. – период раздробленности, правление чужеземных – Ливийских, Нубийской – династий. 718-712 гг. до н.э. – реформы Бокхориса. 671-655 гг. до н.э. – Египет под властью Ассирии. 525 г. до н.э. – вторжение в Египет персов 404-399 гг. – борьба за независимость. 332 г. – завоевание Египта Александром Македонским и начало эллинистического периода в истории страны.
Основные понятия: Ахетатон – столица Египта на Восточном берегу р. Нил перенесенная Аменхотепом IV (Эхнатоном) из Фив в середине II тыс. до н.э.; в центре находился большой дворец и канцелярия, где были найдены тысячи клинописных табличек; в западной части – квартал полиции, арсенал, площадь для парадов; в южной части – дома знати, скульпторов; в северной части – жилища чиновников и купцов; в гористой части – царский некрополь; город просуществовал 15 лет и после смерти Эхнатона был покинут. Гераклеополь – древнеегипетский город в Верхнем Египте; в XXII в. до н.э. выступил в роли объединительной силы в Египте, стал столицей единого Египта. Гикс о сы (от древнеегипет. – правитель пастухов) – группа кочевых азиатских племен, в XVII в. до н.э. переправились из Передней Азии в Египет и осуществили его завоевание, основали свою столицу – Аварис, свою династию и господствовали почти 100 лет; ввели коневодство, колесный транспорт, бронзовое вооружение, новую военную организацию (боевые колесницы, конницу, тяжелую пехоту), упростили письменность; в середине XVI в. до н.э. господство гиксосов было свергнуто, они были полностью ассимилированы египтянами. «Ка» – согласно заупокойному культувечная жизненная сила, бессмертие, которым обладает всякий человек при условии, что будет полностью соблюден ритуал погребения, сохранено тело умершего в виде мумии. Иер о глифика – пиктографическая письменность в виде иероглифов (рисуночных знаков); была культовой и использовалась в качестве атрибута власти с 3000 г. до н.э. М е мфис – древнеегипетский город на Западном берегу р. Нил; в период Древнего царства был столицей, главным культовым центром Египта; в период Среднего царства уступил статус столицы Фивам, но оставался центром ремесла и торговли; в период Нового царства стал военной резиденцией фараонов. Ном – первые примитивные государственные образования в Древнем Египте; возникали в виде объединений вокруг храмов со своим войском и божеством, выступавшим в качестве связующего единства; территориально ном тянулся вдоль берега и объединял несколько десятков поселений. Пап и рус – древнейший писчий материал в Египте; изготовлялся из тростника, мог достигать в длину нескольких десятков метров, хранился в свернутом состоянии в виде свитка; писали на папирусе красными чернилами, получавшимися из морских моллюсков. Пирам и ды – гробницы фараонов Египта, каменные – в эпоху Древнего царства, кирпичные – в эпоху Среднего царства; самая грандиозная пирамиды высотой 146,59 м. была построена для Хеопс в XXVI в. до н.э. Сфинкс – каменное изваяние существа с головой, изображавшей фараона, и телом льва; олицетворял мудрость, загадочность и силу фараона; самый большой Сфинкс был выполнен в первой половине III тыс. до н.э. из цельной скалы длиной 57 м. Фара о н – правитель Древнего Египта, верховный распорядитель земельных, сырьевых и продовольственных ресурсов и населения Египта; согласно религии египтян, являлся сыном бога солнца – Ра, земным воплощением бога воскрешающей и умирающей природы Осириса и его сына, покровителя царской власти, бога Гора. Ф и вы – древнеегипетский город, находившийся в среднем течении Нила; вторая столица Египта, центр почитания бога Амона. Источники: Из «Науки для фараона Мерикара» (эпоха Гераклеопольских династий) (извлечение): «Подражай своим отцам, своим предкам: Добились они власти (над своими подданными) Благодаря обладанию знанием, Слова их остаются в их писаниях Открой, почитай и следуй их мудрости, Прежде нужно учиться, потом приобретать опыт». Цит. по: Поликарпов, В.С. Лекции по культурологии / В.С. Поликарпов. – М., 1997. – С. 54. Из «Речения Ипусера» (эпоха Среднего царства) (извлечение): «Смотрите: огонь поднялся высоко, пламя его исходит от врагов страны. Смотрите: свершились дела, которые, казалось, не должны свершиться. Царь захвачен бедными людьми. Смотрите: погребенный соколом царь, он лежит на простых носилках. То, что скрывала пирамида, то стоит теперь пустым. Смотрите: было приступлено к лишению страны царской власти немногими людьми, не знающими закона… Столица, она разрушена в один час. Воистину, вскрыты архивы. Расхищены их податные декларации. Рабы стали владельцами рабов. Воистину, чиновники убиты. Взяты их документы. О, как скорбно мне из-за бедствий этого времени. Поистине, писцы по учету урожая, списки их уничтожены. Зерно Египта стало общим достоянием. Воистину, свитки законов судебной палаты выброшены, по ним ходят на перекрестках. Бедные люди сламывают их печати на улицах». Цит. по: История Древнего Востока / под ред. В.И. Кузищина. – 2-е изд. – М.., 1998. – С. 45. Из «Песни арфиста» (эпоха Нового царства) (извлечение): «Следуй желаниям сердца, Пока ты существуешь, Надуши свою голову миррой, Облачись в лучшие ткани, Умасти себя чудеснейшими благовониями из жертв богов, Умножай свое богатство… Свершай дела свои на земле По велению своего сердца, Пока к тебе не придет тот день оплакивания. Утомленный сердцем не слышит их криков и воплей, Причитания никого не спасают от могилы, А потому празднуй прекрасный день И не изнуряй себя. Видишь, никто не взял с собой своего достоянья, Видишь, никто из ушедших не вернулся обратно». Перевод А. Ахматовой Цит. по: История Древнего Востока / под ред. В.И. Кузищина. – 2-е изд. – М.., 1998. – С. 82-83. Список рекомендуемой литературы: 1. История и культурология: учеб. пособие для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. / Н.В. Шишова, Т.В. Акулич, М.И. Бойко и др.; под ред Н.В. Шишовой. – М.: Логос, 2000. – С. 64-73. 2. История Древнего Востока: учеб. для студ. вузов, обучающихся по спец. «История» / А.А. Вигасин, М.А. Дандамаев, М.В. Крюков и др.; под ред. В.И. Кузищина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 1998. – С. 9-90. 3. История Древнего мира / под ред. И.М. Дьяконова, В.Д. Нероновой, И.С. Свенцицкой. – М.: Наука, 1989. Кн 1. 4. Кирамова, К.И. Культурология в вопросах и ответах: учеб. пособие / К.И. Кирамова. – М.: ТК Велби, Проспект, 2004. – С. 49-54. 5. Культурология. История мировой культуры: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. А.Н. Марковой. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1995. – С. 20-25. 6. Культурология: Курс лекций: учеб. пособие для вузов / сост. и отв. ред. А.А. Радугин. – М.: Центр, 1997. – С. 115-120. 7. Культурология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. А.И. Шаповалова. – М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2003. – С.36, 40-42. 8. Моисеева, Л.А. История цивилизаций: курс лекций / Л.А. Моисеева. – Ростов н/Д: Феникс, 2000. – С. 121-138. 9. Поликарпов, В.С. Лекции по культурологии / В.С. Поликарпов. – М.: Гардарика, Экспертное бюро, 1997. – С. 51-65. 10. Полищук, В.И. Культурология: учеб. пособие. – М.: Гардарика, 1999. – С. 165-172.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.01 сек.) |