|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Современная Индия: формирования модернизационного вектораИз европейцев первыми достигли Индии португальцы в 1498 г. Закрепившись на Малабарском берегу, португальцы начали экспансию на восток и запад, вытеснили купцов-мусульман и на целое столетие утвердили свою монополию в индийских морских водах. В начале XVII в. в Индии появились голландцы, французы и англичане. Основание Мадраса в 1639–1640 гг., предоставление Ост-Индской компании в аренду Бомбея в 1668 г. и основание Калькутты в 1690 после четырехлетней войны с наместником Моголов в Бенгалии – таковы основные вехи на начальном этапе покорения Индии англичанами. Из Индии в Европу вывозились в основном хлопчатобумажные ткани, индиго, селитра, сахар и шелк. В обмен ввозились предметы роскоши, пользовавшиеся спросом при дворах раджей: зеркала, люстры, экипажи, породистые собаки и серебро. Процесс английских территориальных завоеваний завершился в первой половине XIX в. В 1850-х гг. нестабильность, обусловленная быстрой территориальной экспансией иноземцев и внедрением чуждых систем управления и образования, явилась причиной сильных волнений среди индийских солдат, например, Индийского восстания 1857–1859 гг. (восстания сипаев). Во второй половине XIX в. в Индии происходят изменения, способствовавшие её экономическому, культурному и политическому развитию. Развитие железнодорожного транспорта, почтовой службы и появление телеграфа способствовали формированию внутреннего рынка, а открытие Суэцкого канала (1869 г.) обеспечило связь с остальным миром. Стали выпускаться местные газеты, была создана система местного самоуправления, в рамках которой были сформированы муниципальные и сельские выборные учреждения, были открыты Калькуттский, Бомбейский и Мадрасский университеты, индийцы получили право занимать высокие должности в государственном аппарате, в 1885 г. была создана организация Индийский национальный конгресс. К концу XIX в. Индия встала на путь промышленного развития (производство чая, джута, добыча угля, черная металлургия, хлопчатобумажное производство). Политическое развитие не могло охватить в равной степени все общины страны. Для индуистов появление англичан означало смену «хозяина». Прежде они подчинялись мусульманским императорам, теперь смогли адаптироваться к новой власти. Напротив, мусульмане встретили изменения враждебно и не стремились осваивать английский язык. Лидер исламской общины Саид Ахмад-хан призвал единоверцев держаться в стороне от Индийского национального конгресса, но приобщаться к английской системе образования. Мусульмане ощутили потребность в создании собственной политической организации, и в 1906 г. для защиты прав исламской общины была основана Мусульманская лига. В 1909 г. был принят закон о раздельных выборах для индусов и мусульман в гражданские представительные органы Индии разного уровня. В 1916 г. был заключен пакт, по которому индуистская и мусульманская общины согласились вести согласованную политику, направленную на скорейшую реализацию принципа самоуправления, с тем, чтобы создать в итоге представительное правительство в Индии как составной части Британской империи. И хотя английское правительство проводило политику предоставления дополнительных прав индийцам в управлении страной, в их среде стали расти радикальные настроения в пользу достижения Индией полной независимости. Индийский национальный конгресс начал движение за отказ от сотрудничества с властями в форме гражданского неповиновения и полный выход из Британского Содружества. При этом усилился раскол между индусами и мусульманами. Лидер Индийского национального конгресса Махтама Ганди, отверг требования мусульман и других меньшинств на создание религиозно-общинных избирательных курий, идею которых отстаивал лидер мусульман Мухаммед Али Джинна в связи с притеснением членов исламской конфессии в областях, где индуистское население составляло большинство. В 1940 г. Мусульманская лига жестко сформулировала предложения о разделе страны. В 1946 г. Англия добивается формирования в Индии временного правительства с участием членов Конгресса и Мусульманской лиги. Лидер Индийского национального конгресса Джавахарлал Неру возглавил временное правительство, а лидер Мусульманской лиги Лиакат Али Хан занял пост министра финансов. Однако межобщинные споры зашли слишком далеко. В Калькутте непосредственно перед утверждением временного правительства произошла кровавая резня, а несколькими месяцами позднее аналогичные трагические события случились в Пенджабе. В 1947 г. британским парламентом был принят Закон о независимости Индии, в котором излагались принципы раздела страны, при этом ряду областей предоставлялась возможность определиться – вступать в Индийский Союз или Пакистан и декларировалось право каждого из этих доминионов на самоуправление с правом выхода из Британского Содружества. Сразу после обретения независимости в Индии было сформировано правительство во главе с премьер-министром Дж. Неру. В стране произошли беспрецедентные столкновения между индусами, мусульманами и сикхами. Происходило массовое переселение мусульман в Пакистан, а индусов в Индию. К межобщинной неприязни и столкновениям добавились экономические и политические трудности, вызванные разделом. Железные и автомобильные дороги и системы оросительных каналов были перерезаны государственными границами, промышленные предприятия оторваны от источников сырья, разобщены гражданские службы, полиция и армия, необходимые для обеспечения нормального управления страной и безопасности граждан. В 1950 г. Индия была провозглашена республикой. В конституции 1950 г. были закреплены достигнутые успехи за время независимого развития страны. Относительно простая процедура внесения поправок в конституцию на основе решений большинства в парламенте расширяла возможности дальнейшего осуществления реформ. При Дж. Неру промышленная политика ориентировалось на создание смешанной экономики и открывало перспективы для сотрудничества с частным капиталом, хотя в 17 ведущих отраслях допускалась только государственная собственность (оборонная промышленность, черная металлургия, тяжелое машиностроение, добыча полезных ископаемых и др.). Курс на стимулирование развития промышленности сочетался с политикой реформ в аграрном секторе. С 1953 г. началась реализация программы общинного развития, ставившей задачу организации сети учреждений по распространению в деревне передового сельскохозяйственного опыта, а также создание на селе кооперативных объединений. Правительство стояло перед проблемой достижения компромисса в вопросе о реорганизации территориально-административного деления на лингвистической основе. Когда в 1956 г. на базе доминирующих языков были образованы 14 штатов, проявилось недовольство других этнических общин, выразившееся во второй половине XX в. в их борьбе за образование отдельных штатов. Экономика постепенно становилась зависимой от финансовых поступлений из-за рубежа, особенно когда на страну легло дополнительное бремя расходов в связи с войнами с Китаем и Пакистаном в 1960-е гг. Премьер-министр страны Индира Ганди (1966–1977 гг. и 1980–1984 гг.) проводила политику, ориентированную на помощь бедным слоям населения. Популярность премьер-министра достигла апогея в 1971 г. в результате победы в третьей индо-пакистанской войне. Индия оказалась на доминирующих позициях в Южноазиатском регионе. В 1974 г. она провела ядерные испытания, продемонстрировавшие возросшую военную мощь страны. В 1970-80-е гг. в Индии проводился курс на либерализацию экономики и рост экономических показателей при отказае от дальнейшего сокращения расходов на социальную сферу. Активизировался внешнеполитический диалог Индии с Пакистаном и Китаем. В 1990-е гг. начались экономические реформы, призванные модернизировать производственную и научно-техническую базу страны. Значительной была деятельность правительства по предотвращению межобщинных и межэтнических столкновений. Проведенные Индией ядерные испытания осложнили ее отношения с большинством государств мира. В современной неустойчивой обстановке фактором стабильности остается фигура президента, которым в 1997 г. впервые в истории страны был избран представитель бывшей касты «неприкасаемых» К.Р. Нараянан, ранее занимавший пост вице-президента при Ш.Д.Шарме, который принадлежал к касте брахманов.
Исторические личности: Ашока (273-236 гг. до н.э.) – царь из династии Маурья, один из наиболее известных государственных деятелей Др. Индии. Бабур (1483-1530 гг.) – основатель государства Великих Моголов, потомок Тимура (Тамерлана); завоевал большую часть Северной Индии. Бимбисара (554-493 гг. до н.э.) – царь государства Магадха; укрепил и расширил Магадху, которая при нём превратилась в ведущее государство Северной Индии. Будда – имя данное основателю буддизма Сиддхартхе Гаутаме (623-544 г. до н.э.), принцу царского рода в Северной Индии. Гупта – династия, правившая в Сев. Индии с конца III в. до последн. четв. VI в. Индира Ганди (1917-1984 гг.) – премьер-министр Индии в 1966-1977 гг., 1980-1984 гг; дочь Дж. Неру, один из лидеров партии Индийский национальный конгресс (ИНК); убита террористами. Канишка (78-123 гг.) – царь Кушанского царства; подчинил всю Сев. Индию; его правление совпадает с расцветом экономики и культуры Сев. Индии и Ср. Азии. Мохандас Карамчанд Ганди (1869-1948 гг.) – один из лидеров индийского национально-освободительного движения, его идеолог; непосредственно руководил борьбой за независимость, после завоевания Индией независимости (1947 г.) выступил против начавшихся индо-мусульманских погромов и был убит членом индуистской экстремистской организации; прозван в народе Махатмой («Великой душой»). Самудрагупта (ок. 330-380 гг.) – правитель государства Гуптов; при нём империя включала почти всю Северную Индию. Чандрагупта I Маурья (ок. 332-300 гг. до н.э.) – правитель Северной Индии, основатель государства Маурьев; после ухода Александра Македонского возглавил борьбу индийцев против македонцев. Чандрагупта II Викрамадитья (ок. 380-415 гг.) – правитель империи Гуптов в пору её расцвета, когда Границы империи простирались от Бенгальского залива, до Аравийского моря.
Ключевые даты: III-II тыс. до н. э. – древнейшие города в Мохенджо-Даро и Хараппа. Конец II тыс. до н.э. – заселение Северной Индии племенами ариев. Нач. I тыс. до н.э. – возникновение в долине Ганга государств Магадха и Кошала. 326 г. до н.э. – поход Александра Македонского в Индию. 184 г. до н.э. – конец династии Маурьев. 712 г. – завоевание мусульманами Синда и Мультана. 1206 г. – образование Делийского султаната. 1222 г. – первое вторжение монголов в Индию. 1498 г. – открытие морского пути Васко да Гамы в Индию. 1857-1859 гг. – восстание сипаев 1947 г. – предоставление Индии независимости. Основные понятия: Арии – индоевропейские племена населявшие Древнюю Индию. Веды – древнейший памятник индийской религиозной литературы; состоит из 4 сборников (самхит): Ригведа, Самавета, Яджурвета, Атхарваведа. Гана – общее название древнеиндийских племён, часто встречается для обозначения разного рода объединений корпоративного типа. Гандизм – социально-политическое и религиозно-философское учение, разработанное М. К. Ганди, ставшее идеологией индийского национально-освободительного движения; основывалось на принципах: достижение независимости мирными, ненасильственными средствами, путем вовлечения в борьбу широких масс; идеализация старины, апелляция к религиозным чувствам; борьба с кастовым неравенством Даса – в Древней Индии название рабов. Дравиды – название народов проживавших на территории полуострова Индостан до прихода туда арийских племён. Индуизм – одна из мировых религий сложившаяся на территории Индии. Махабхарата – древнеиндийская эпическая поэма, рассказывающая о борьбе за престол потомков царя Бхараты с их ста двоюродными братьями. Каста (варна) – замкнутая, эндогамные группы людей, связанные единством наследственной профессии. Рамаяна – древнеиндийская эпическая поэма, рассказывается о походе на остров Лапку (Шри-Ланка) царя Рамы с целью освобождения своей жены Ситы, захваченной злым демоном Равапом. Санскрит – древнеиндийский язык.
Источники: Джармашастра Ману (Законы Ману) (извлечение): «…Кто овладеет знаниями Веды без разрешения учителя, тот виновен в краже Веды; он низвергается в ад… …Тот дваждырождённый, который, не изучив Веду, прилагает старание к другому делу, уже при жизни идёт вместе с потомками к состоянию шудры… …Ради средств к существованию не следует вести себя как обычные люди; надо вести жизнь брахмана – прямую, честную, чистую… …Безукоризненное потомство у людей производится о дезукоризненных браков, достойное осуждение – от достойных осуждения, поэтому нужно избегать форм брака достойных осуждения… …Гость, пришедший после заката, не должен быть выгнан домохозяином; вовремя он пришёл или не вовремя, пусть он в его доме не пребывает ненакормленным».
Джармашастра Яджнававалкьи (извлечение): «При расхождении следует предпочесть показания большинства, а при равенстве тех, кто выделяется своими достоинствами… …Если кто-либо заключает по своему желанию двухстороннее соглашение, следует составить документ со свидетелями. Первым в нём должно быть указано имя кредитора… …Если кому-то нанесли удар без свидетелей, судебное дело следует рассматривать с учётом знаков (следов) обстоятельств и людских толков, нос опасением, что он сам нанёс себе ложные знаки».
Список рекомендуемой литературы: 1. Альбедиль М.Ф. Протоиндийская цивилизация. Очерки культуры. - М.: Вост. лит., 1994. 2. Бонгард-Левин Г.М. Древняя Индия. История и культура. - СПб: Алетейя, 2001. 3. Вигасин А.А. Ашока - царь Магадхи и правитель Вселенной // Государство на древнем Востоке. - М.: Вост. лит., 2004. 4. Вигасин А.А., Лелюхин Д.Н. Держава Маурьев и проблема древневосточного государства // Гуманитарная наука в России. Соровские лауреаты. История. Археология. Культурная антропология и этнография. - М., 1996. 5. История Востока. I. Восток в древности. - М.: Вост. лит., 1997. 6. Самозванцев А.М. Индия: религия, верования, обряды (древность и средневеко-вье). - М.: ИВ РАН, 2003. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.008 сек.) |