АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Стр. 64

к описанному выше фактору "вера в силу добра". Однако со знакомыми людьми большая заинтересованность в результатах взаимодействия предполагает проведение предварительного анализа не только силы, смелости и доброты, но также и жизненной успешности партнера по взаимодействию. В то же время, ограниченность информации создает риск ошибки и может компенсироваться фатализмом личности, а также ее убежденностью в справедливом устройстве мира и другими аналогичными представлениями. Например, верой в счастливую или несчастливую судьбу, удачу, победу добра над злом, т.е. в то, что удача должна быть на стороне добра (на стороне сильных, смелых, активных, добрых и оптимистичных людей). В целом можно сказать, что отношения со знакомым человеком являются в большей степени функциональными, чем с другими категориями людей, поэтому для построения доверительных отношений наиболее значимы факторы, тесно связанные с эффективностью взаимодействия, в частности: удачливость, близость позиций и интересов, надежность, предсказуемость. Так, факторы "предсказуемость" и "непредсказуемость" выделены в моделях доверия и недоверия только со знакомым человеком.

Данные о том, что сходство, единство, тождество с партнером по взаимодействию является наиболее значимым критерием доверия, были подтверждены выше в результате частотного анализа. На данном этапе также был выделен фактор "наличие близкой жизненной позиции", который объясняет наибольший процент дисперсии в отношениях со знакомыми людьми (табл. 2). Значимые факторные нагрузки выявлены у переменных, отражающих единство мировоззрения и поведения взаимодействующих субъектов. Для категории незнакомых людей данные характеристики не поддаются оценке (и не оценивались участниками исследования), а в отношениях с близкими людьми для подавляющего большинства респондентов они особо значимы как критерии доверия. Поскольку различия позиций респондентов по этому вопросу малы, процент объясняемой дисперсии фактора "наличие близкой жизненной позиции" значительно ниже по отношению к близкому человеку, чем к знакомому.

Представляется важным оценить, насколько значимым для феноменов доверия/недоверия является отношение респондентов к отсутствию единства и наличию противоречий с оцениваемым человеком. Особенности отношения к человеку, имеющему иные и противоположные по направленности интересы, жизненные цели, восприятие мира проявляются во влиянии фактора "несходство интересов" на недоверие ко всем трем категориями людей и на доверие незнакомым и знакомым людям.

Особый интерес представляют еще два фактора: "внешние признаки неблагополучного человека" и "внешние признаки "чужого" человека". Как показал частотный анализ, наши респонденты действительно различаются по тому, какую значимость они придают принадлежности к другой социальной группе (этнической, конфессиональной, экономической, демографической и т.д.), а также признакам социального и душевного неблагополучия. Те, кто придает большое значение этим характеристикам как критериям доверия и недоверия, связывают их, как правило, с безответственностью, несправедливостью, враждебностью другого человека, наличием у него жизненных целей, противоречащих собственным. В этом проявляется настороженное отношение к "чужаку" данных респондентов. Мы предполагаем, что значимость данных характеристик для принятия решения о доверии или недоверии определяется фактором "базального недоверия" - общего настороженного отношения личности к миру и другим людям.

В выборке присутствуют также респонденты, которые, напротив, считают социальную и психологическую "удаленность", "инаковость" другого человека достаточным основанием для доверия ему. Выше мы объясняли этот факт наличием особой жизненной позиции личности (например, гуманистической), а также развитыми социальными и коммуникативными навыками, которые позволяют уверенно строить доверительные отношения с "дальними" и "чужими" людьми. Для социально компетентных людей построение доверительных отношений с малознакомыми людьми является иногда более легкой задачей, чем построение доверия с близкими. В отношениях с близкими людьми коммуникативные навыки оказываются менее значимыми, здесь необходима постоянная душевная работа - поддержка, забота, понимание и т.д.

Существует и еще один фактор, связанный с оценкой различий между субъектом и партнером. В него вошли переменные, определяющие иное социальное происхождение, другой социальный статус, очень красивую внешность и другие показатели, свидетельствующие о неравенстве их позиций в социальной структуре общества. Чаще всего это неравенство "работает" в пользу оцениваемого человека. Фактор получил условное название "Скрытое соперничество" и является проявлением соперничества (и, возможно, зависти) со стороны субъекта, т.е. выражает его собственную неготовность к построению доверительных отношений с оцениваемым человеком. В свою очередь, ожидание личностью конфронтации и соперничества со стороны другого человека проявляется в трех соответствующих факторах: "Конкурентность", "Враждебность" и "Конфликтность" (в некоторых моделях эти факторы объединяют-


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)