|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
I. A. Kudryavtsev 5 страница20 - 21 января 2006 г. в Москве состоялась X Международная конференция по психологии и педагогике чтения, посвященная 70-летию А. А. Леонтьева "Ребенок и взрослый в мире речевой деятельности". Конференция была организована Российским психологическим обществом, Российской ассоциацией исследователей чтения, Международным институтом чтения им. А. А. Леонтьева, НИЦ ИНЛОККС, Институтом экзистенциальной психологии и жизнетворчества, Российским государственным педагогическим университетом им. А. И. Герцена. Психологи, психотерапевты, педагоги обсуждали проблемы понимания, особенности читательской деятельности, механизмы обучения чтению. III Международная научная конференция "Русский язык в языковом и культурном пространстве Европы и мира: Человек. Сознание. Коммуникация. Интернет", организованная Институтом русистики Варшавского университета и Международной ассоциацией преподавателей русского языка и литературы, прошла 10 - 14 мая 2006 г. в Варшаве. Конференция, собравшая более 150 специалистов из 22 стран, обоснованно претендует на междисциплинарность и демонстрирует единство практического и теоретического подхода к обучению русскому языку. Мемориальное пленарное заседание открылось историко-научным выступлением А. Н. Щукина (Москва, Гос.ИРЯ), посвященным значению работ А. А. Леонтьева в лингводидактике. И. П. Лысакова (Санкт-Петербург, СПбГУ) дала обзор наследия А. А. Леонтьева в свете современных задач лингвометодики, а Ю. А. Бельчиков (Москва, МГУ) раскрыл его вклад в область изучения культуры речи. Д. А. Леонтьев (Москва, МГУ) поднял ряд фундаментальных вопросов о природе текста и языка, роли знаковой реальности в структурировании жизненного мира личности. Ю. Н. Караулов (Москва, МГЛУ) проанализировал единицу языкового сознания, Л. П. Крысин (Москва, ИРЯ РАН) представил семантические и фразеологические кальки современного русского языка, И. А. Стернин (Воронеж, ВГУ) рассказал о создании нового учебного лексикографического словаря с опорой на данные психолингвистики и контрастивной лингвистики, а М. Л. Ремнева (Москва, МГУ) обратилась к проблеме диглоссии в историческом аспекте. Большое внимание на последующих пленарных заседаниях было уделено социальным аспектам функционирования языка. К этнокультурной и исторической вариативности русского языка обратились в своих докладах В. Н. Белоусов (Москва, МГЛУ), Ю. Е. Прохоров (Москва, Гос.ИРЯ), АЛ. Акишина и А. П. Бубнова (Москва, АТСО), Е. Е. Юрков (Санкт-Петербург, СПбГУ), Н. В. Мощинская (Москва, ИЯ РАН) и П. Я. Стальмах (Испания, Университет Пальмас де Гран Канария), К. А. Рогова (Санкт-Петербург, СПбГУ), О. Д. Митрофанова (Москва, Гос.ИРЯ), А. Буткевич-Володзько (Польша, Варшавский университет). Психологические и психолингвистические основы обучения иностранному языку обсуждались в выступлениях Э. Колларовой (Словакия, Университет в Баньска-Быстрица), И. Рычловой (Чехия, Пражский Университет), Т. В. Козловой (Москва, МГУ), Н. А. Любимовой (Санкт-Петербург, СПбГУ), Н. В. Уфимцевой (Москва, ИЯ РАН), Т. Н. Шайхиевой (Испания, Гренадский университет), Л. Шипелевич (Польша, Варшавский университет). На конференции работали десять секций, посвященных разным аспектам изучения и преподавания русского языка: от инновационных педагогических технологий, места русского языка в медиа-пространстве и проблем перевода до коммуникативного поведения, психологии обучения языку и межкультурной коммуникации. Участники отмечали как содержательную насыщенность научных мероприятий, так и гостеприимность организаторов. Российская академия образования, факультет психологии МГУ им. М. В. Ломоносова, Институт экзистенциальной психологии и жизнетворче- стр. 120 ства, а также Международный институт чтения им. А. А. Леонтьева провели 18 - 20 мая 2006 г. Всероссийскую научную конференцию, посвященную 70-летию со дня рождения А. А. Леонтьева "Поверх барьеров: Человек. Текст. Общение". Особенностью этой конференции можно считать наиболее тесную связь с научными интересами А. А. Леонтьева в последний период его жизни. Методология гуманитарного знания, лингвистика и психология речи, проблема сознания, значения и смысла, личность и межличностные отношения, педагогика целостной личности и психология чтения - такой была тематика секционных заседаний. Конференция открылась пленарными докладами ведущих специалистов, объединенных фундаментальностью и широтой обсуждаемой тематики. В первом докладе "А. А. Леонтьев и феномен энциклопедического мышления" А. Г. Асмолов, обратившись к примерам Г. Т. Фехтнера, Л. С. Выготского и др., проанализировал те стороны психологических подходов, которые связаны с междисциплинарной перспективой видения ученого. Д. А. Леонтьев в выступлении "К философии чтения: текст, реальность и возможности" рассмотрел разные варианты соотношения текстовой информации с реальностью. А. Е. Войскунский в докладе "Вхождение в текст" поставил и развил проблему взаимодействия пользователя с новыми формами текстов - гипертекстовыми ссылками - в свете идей психолингвистики. Общий обзор развития и современного состояния понятия значения в психологии и психолингвистике - "Значение как превращенная форма деятельности" - дал В. Ф. Петренко. Е. Е. Соколова обратилась к методологическим спорам в психологии в докладе "Судьба неклассической науки в эпоху постнеклассической психологии". Раскрыв тезис о преодолении субъект-объектного разделения в культурно-исторической и деятельностной психологии, она высказала мнение о том, что методологический релятивизм постнеклассического знания для психологии означает переход от абсолютизации объекта к абсолютизации субъекта, ограниченного той же классической дихотомией. В. А. Иванников сделал аналитический обзор современного психологического образования в России, критически обсудив его основные принципы и их конкретное воплощение. Его доклад "Проблема подготовки психологов" вызвал живой отклик у присутствующих. Р. Н. Бунеев в докладе "Педагогическое наследие А. А. Леонтьева" раскрыл историю возникновения и систему представлений в основе педагогического направления "Школа 2100" и рассказал о современном распространении этой системы в школах России. Т. В. Ахутина в докладе "Порождение речи: мысль и внутренняя речь в свете нейропсихологических данных" представила последние разработки в рамках модели порождения речи, рассказав о плодотворном использовании таких необычных для этой области понятий, как "жанр" (М. М. Бахтин) и "драма" (Л. С. Выготский). Е. Ф. Тарасов в выступлении "Речевое общение: исследование в дополнительных моделях" сообщил о современном состоянии психологии речевого общения, обсудив ряд наиболее дискуссионных ее тем. В докладе Ю. А. Сорокина "Межличностное общение и его этнокультурная специфика" был проанализирован ряд психолингвистических проблем коммуникации и значения. Выступление Г. У. Солдатовой "Межкультурная компетентность как интегральная характеристика личности" содержало теоретический анализ понятия компетенции в круге других понятий психологии личности и обобщение многолетнего практического опыта работы по этой проблематике. Центральное эмоциональное событие конференции - круглый стол "Ессе Homo" - состоялся в первый вечер под председательством Б. С. Братуся и В. А. Иванникова. Собравшиеся услышали очерк жизненного и творческого пути А. А. Леонтьева, сопровождаемый показом фотографий и фрагментов видеозаписей из семейного архива. В этот рассказ включились многие участники, дополняя описанные события, комментируя фотографии, делясь личными воспоминаниями о своем общении с А. А. Леонтьевым. Выступили Б. С. Братусь, Н. В. Уфимцева, Т. В. Ахутина, Д. А. Шапиро, И. В. Усачева, В. М. Михайловский, С. Н. Ениколопов, А. Г. Шмелев, В. С. Собкин, Р. Н. Бунеев, Ю. П. Зинченко и другие. Присутствие людей нескольких поколений и представителей различных научных сообществ, с которыми А. А. Леонтьев работал в те или иные периоды своей жизни, и их готовность разделить свой личный опыт сделали этот вечер памяти в то же время и своеобразным вечером знакомства с ним. Отклики коллег показали актуальность и востребованность состоявшейся конференции, отличавшейся широким тематическим охватом и высоким научным уровнем. Опубликован сборник материалов конференции (Поверх барьеров: человек, текст, общение. Тезисы научной конференции, посвященной 70-летию со дня рождения Алексея Алексеевича Леонтьева / Под ред. Д. А. Леонтьева, И. В. Усачевой, Е. И. Яцуты. М.: Смысл, 2006); его электронная версия размещена на сайте http:/Aitera. smysl.ru. XV Симпозиум по психолингвистике Института языкознания РАН, состоявшийся 30 мая -1 июня 2006 г. в Москве, организаторы также посвятили памяти А. А. Леонтьева. Пленарные доклады на симпозиуме сделали Е. Ф. Тарасов стр. 121 (Москва), Т. Н. Ушакова (Москва), Ю. Н. Караулов (Москва), Т. В. Ахушина (Москва), А. Л. Залевская (Тверь), Н. В. Уфимцева (Москва), В. Е. Гольдин (Саратов), В. И. Шаховский (Волгоград), И. Г. Овчинникова (Пермь), И. А. Стернин (Воронеж). В рамках симпозиума работали секции "Онтогенез языковой способности", "Языковое сознание: онтология и гносеология", "Межкультурное общение: теория и практика", "Психолингвистические проблемы текста", "Психолингвистические проблемы речевого общения", а также круглые столы "Естественный семиозис: теоретические и прикладные аспекты" и 'Тендерная проблематика в психолингвистике и теории коммуникации". Ярким научным событием стала конференция "Язык в деятельности: выготскианское и леон-тьевское наследия сегодня" (Language in Action - Vygotsky and Leontievian Legacy Today), которая прошла 8 - 10 июня 2006 г. в Финляндии. Эта конференция, организованная университетом Ювяскюля, непосредственно следовала за 24-й Летней Ювяскюльской школой по прикладным исследованиям языка "Социокультурные подходы к изучению языка и языковому образованию". В ее рамках проходили лекции и мастер-классы Дж. Лантольфа (университет Пенсильвании, США) по применению понятий системы Л. С. Выготского в обучении иностранному языку; А. Павленко (Корнельский университет, США) по личным нарративам и эмоциям в освоении языка; Г. Уэллса (университет Калифорнии в Санта-Крус, США) по деятельностному подходу в языковом образовании. Почти 150 участников из 32 стран от Японии до Бразилии и от США до Новой Зеландии обсуждали современное применение идей психолингвистического подхода Л. С. Выготского и А. А. Леонтьева. Первым пленарным докладом стало выступление Л. Стеценко (Нью-Йорк, США) "Основания культурно-исторической деятельностной теории: диалектика истории". На материале преобладающих исследований и современных споров докладчица раскрыла актуальность ключевых положений этой теории (например, преодоление дихотомии мозг-культура), а также показала идеологическую актуальность идей социальной справедливости и ориентации на личное развитие, реализованных в этом подходе. Пленарным вечерним докладом стало необычное совместное выступление Д. Роббинс (Университет Миссури, США) и А. Маркосян (Москва) "Вспоминая жизнь Алексея Алексеевича Леонтьева: личность, культура, язык", состоявшееся в неформальной обстановке. Первая говорила о перспективах теории деятельности (на материале работ А. А. Леонтьева) относительно современного состояния мировой психологии и психолингвистики, а вторая представила иллюстрированную научную и личную биографию ученого, очень тепло воспринятую участниками конференции. Следующий день открылся пленарным выступлением Т. Ахутиной (Москва) "Психолингвистическая школа Выготского-Лурии-Леонтьевых: механизмы порождения речи", в котором на клиническом материале были раскрыты фундаментальные проблемы психолингвистики, а также показаны новейшие дополнения к модели порождения речи. В этот же день состоялся общий круглый стол "Язык в действии и деятельности: единица анализа", участниками которого стали Ю. Энгестром, Дж. Лантольф, Г. Уэллс и А. Стеценко. Обсуждение их сообщений превратилось в общий живой разговор, в котором был затронут широкий круг методологических проблем, таких как единица анализа, ее целостность, динамичность предмета гуманитарного познания и адекватности используемых научных понятий и др. Еще два пленарных доклада были заслушаны в последний день работы. Выступление "Опосредование и деятельность" Ю. Энгестрома (Хельсинки, Финляндия) было посвящено взаимопереходу значения и деятельности, продемонстрированному в его конкретных исследованиях (употребления предметов в ходе групповой дискуссии, использования шпаргалок студентами). Завершил конференцию пленарный доклад Д. А. Леонтьева (Москва) "Неклассический подход в гуманитарных науках", в котором он обобщил методологические прорывы последних десятилетий и научные принципы, отвечающие современным запросам к психологии. Секционная работа удачно сформировала междисциплинарное поле конференции. Состоялось четыре заседания секции "Теория и методология", где обсуждались обучение и развитие, зона ближайшего развития, диалог и проблемы языка и роли знака. Два заседания было проведено в рамках образовательной секции "Классная комната", а также работали отдельные секции "Обучение языкам", "Мультимодальность в изучении языков" и "Языковой ассессмент". Большой интерес вызывали секции "Речь для себя и грамотность", "Идентичности" и "Деятельность". Был проведен круглый стол "Культурно-историческое исследование открытых систем деятельности и образовательных дискурсов". Безупречная работа программного и организационного комитетов конференции сделала ее не только крайне насыщенным, но и очень продуктивным мероприятием. Она стала знаменательным событием для всех ее участников - ученых из разных стран, желающих обогатить и развить свои научные традиции, используя достижения московской психологической школы. Завершением того, что сложилось в целую программу, можно считать Летнюю психологиче- стр. 122 скую студенческую школу факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова "Язык, личность, деятельность: к 70-летию со дня рождения А. А. Леонтьева", прошедшую 7 - 10 сентября 2006 г. в Подмосковье. В ней приняли участие 75 студентов, аспирантов и преподавателей из 10 городов России и СНГ. Это событие особенно значимо своей связью с организационно-педагогическим наследием А. А. Леонтьева, без вклада которого невозможно представить современное возрождение традиции студенческих школ факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова. Общим для всех без исключения юбилейных мероприятий стало то, что они прошли неформально, не как официальные, а как живые события на острие сегодняшних научных дискуссий. Алексей Алексеевич ушел от нас, но его дух и слово продолжают быть включенными в живую работу нашего профессионального сообщества. А. А. Леонтьева, аспирантка факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова, Москва стр. 123 Н. А. БАТУРИНУ - 60 ЛЕТ Исполнилось 60 лет Николаю Алексеевичу Батурину - доктору психологических наук, профессору, заведующему кафедрой общей психологии, декану факультета психологии Южно-Уральского государственного университета (Челябинск). Известный в нашей стране и за рубежом специалист в области общей и клинической психологии и психодиагностики, он внес крупный вклад в психологическую науку и практику. Николай Алексеевич занимался изучением влияния успеха и неудачи на различные стороны психического функционирования: память, эмоции, мотивацию, целеполагание, функциональное состояние и результативность деятельности. По итогам проведенных исследований им была защищена кандидатская диссертация на тему "Влияние успеха и неудачи на функциональное состояние и результативность деятельности" (1980). Со временем научные интересы Н. А. Батурина значительно расширились. Он обратился к изучению факторов, влияющих на развитие интеллекта; природы оценивания и оценочного стиля, видов и структуры оценки; атрибуции и стилей атрибуции; проблемам беспомощности, глобального отношения к миру и себе. Результаты этих работ легли в основу докторской диссертации по теме "Оценочная функция психики" (1998). С 1991 г. Батурин - научный руководитель и директор психолого-диагностического центра "ПсиХРОН" (Челябинск), работа в котором связана с адаптацией и внедрением групповых тестов для диагностики уровня и структуры интеллекта: Универсального интеллектуального теста (УИТ СПЧ) и Подросткового интеллектуального теста (ПИТ СПЧ). В 1996 г. он основал и возглавил первый на Южном Урале факультет психологии. Юбиляр является автором более 100 публикаций, в числе которых монографии, учебные пособия, статьи в ведущих журналах. За многолетний плодотворный труд он был неоднократно награжден почетными грамотами и нагрудным знаком "Почетный работник высшего профессионального образования РФ" (2006). Коллеги, ученики, сотрудники ЮУрГУ, дирекция и сотрудники Института психологии РАН, редакция и редколлегия "Психологического журнала" поздравляют Николая Алексеевича Батурина с юбилеем и желают ему долгих лет жизни и успехов в творчестве. стр. 124 РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ В. Д. ШАДРИКОВА "МИР ВНУТРЕННЕЙ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА" Автор: А. А. Абульханова М.: Университетская книга - Логос, 2006. 392 с. Монография В. Д. Шадрикова представляет собой оригинальный по жанру, фундаментальный, труд, опирающийся на историю психологической науки и одновременно открывающий ее перспективу. Говоря о жанре, следует отметить две особенности презентации содержания, на первый взгляд противоположные и трудно совместимые. Четкость и систематизированность изложения положений, мыслей, фактов определена единством авторской концепции, ясностью и обоснованностью ее идей. Это качество труда, наряду с полнотой охвата проблем предмета психологии, позволяет сопоставить его с "Основами общей психологии" С. Л. Рубинштейна. Одновременно основные темы изложены без догматической категоричности, которая свойственна огромному числу существующих учебных пособий по психологии, переносящих из одного в другое общие "азы", психологические определения, безотносительно к развитию психологии как науки. Здесь мы находим живое движение авторской мысли, обоснования, открывающие свободу для научного сотрудничества, диалога и плодотворные основания для дискуссии. Смелость и конструктивность авторской концепции, прежде всего, заключается в восстановлении утраченного понятия души как едва ли не высшей ценности историко-философской и историко-психологической мысли. Оно совершенно органично соединяется с раскрытием сущности внутреннего мира и соответствующего понятия, как также утраченного, оказавшегося за рамками научной психологии, но имманентного пониманию своей психологии и психологии вообще любым человеком. Внутренний мир воссоздан строго научно - в процессе его зарождения, в соотношении с внешним миром, личностью, сознанием, в своем развитии и соотношении с деятельностью и поступками. Все традиционно рассматриваемые изолированно или глобально классифицируемые на познавательные и прочие психические процессы и образования получают свою новую единую интерпретацию в континууме внутреннего мира. Они выступают как отвечающие истинно внутренним индивидуальным потребностям и их функционально выражающие и обеспечивающие. Поразительно философско-психологическое определение души как субстанции, обеспечивающей "сохранение и тождество личности в процессах ее изменения и развития" (с. 22). Эти два конструктивно синтезированных понятия - души и внутреннего мира не являются выходом научной психологии в сферу понятий обыденного, донаучного, религиозного или просто самонаблюдающего индивидуального сознания. Они построены на едином стержне, имеющем два фундаментальных вектора. Один из них - это онтологическая укорененность, обеспечиваемая связью души с телом, с природной организацией человека, которая обрекает ее на временность существования. Другой, казалось бы, обратный, но столь же онтологический вектор -выход в качество духовности, вневременности. Последний содержит в себе в равной мере конструктивное противоположение: духовность как сугубо индивидуальное, внутреннее и относительно не зависимое от внешнего достояние (с. 21) - "в себе" и "для себя", для своей жизни и ее лучшего проживания, которая одновременно благодаря достигнутому личностью ее высшему уровню оборачивается духовностью как соответствием принципам человечности, совести, справедливости, нравственности и потому выходом в мир человечности - к ее вершинам и... ее временности, вечности. Можно сказать, что здесь достигнуто максимальное приближение к основному Закону психологии человека как индивидуальному способу осуществления и достижения человечности. Когда-то в интуитивной и потому литературно-философской форме эту идею высказал Лев Толстой в фразе: "Жизнь тем более жизнь, чем она жизнь внутренняя". Наша мысль также билась в поисках и попытках раскрытия и развития этого прозрения, заключенного в "тем более жизнь", но слишком большой степенью свободы от всего строя психологического и философского мышления и системы его категорий надо было обладать, чтобы достичь стадии формулирования призрачной идеи в закон. Это получилось у нашего автора. Почему ему удалось это и многое другое? Данный вопрос и ответ на него раскрывают основной принцип теоретического исследования, реализованного в книге. Это до сих пор не эксплицированный в науковедческих понятиях, критериях и принципах - функциональный подход. Его по праву надо было бы назвать системно-функциональным, но понятие системности уведет нас при- стр. 125 вычными ассоциациями от того поистине поразительного в своей простоте, достоверности и одновременно неопровержимости аспекта и смысла принципа функциональности, которому сумел с неотступной последовательностью следовать на всем протяжении развертывания классических проблем психологии в своей книге автор. В чем его суть? Раскрывая сущность каждого психического явления - сознания и бессознательного, способностей, потребностей, мотивов, эмоций, характера, воли и самой личности, автор следует принципу, отвечающему на вопросы: зачем и как она осуществляется и какую роль она играет в реализации сущностей более высокого или взаимосвязанного с ней порядка. Этот функциональный подход обосновывается и реализуется с опорой и на теорию П. К. Анохина и на глобальную идею С. Л. Рубинштейна, что на каждом более высоком уровне организации соотношение структуры и функции изменяется в пользу усиления роли и обратного влияния последней. В книге он выступил как способ их анализа и объяснения, пронизывающий рассмотрение всех психологических проблем. Это можно показать на таких конкретных примерах, как анализ В. Д. Шадриковым явления нарциссизма, который объясняется одновременно и в качестве необходимого для выживания, и как угроза жизни (с. 257 - 258), на примерах таких глубинных и вершинных нравственных кондиций, как жертвенность, но отнюдь не как традиционно локализованная трактовка акцентуации личности. В. Д. Шадриков пишет: "И все же природа подарила человеку предпосылки зарождения духовности: из доминирования инстинкта сохранения вида проистекает жертвенность, а вместе с ней - эмпатия и альтруизм" (с. 297). И, наконец, в ряде мест, как бы попутно, не декларируя, как это характерно для новомодной традиции, он приоткрывает завесу над этим принципом своего исследования. Так, дискутируя с Е. П. Ильиным по поводу сущности воли и отвергая идею ее интеллектуализации, автор пишет об интеллектуальных процессах восприятия, памяти, мышления: "Это конкретные, психологические функции, сформированные для решения конкретных функциональных задач в целостном поведенческом акте" (с. 305). И, наконец, проделав детальный анализ всех психофизиологических, психологических и философских концепций воли, автор возвращается после долгого пути этого анализа к ее собственно онтологически функциональному определению как проявления сущности личности, как качества, обеспечивающего свободу выбора жизненного пути (с. 338). Однако смелость автора проявляется не только в "реабилитации" таких религиозно-философско-психологических понятий, как душа, в восстановлении самоценности внутреннего мира человека как его духовно-экзистенциального прибежища. Она заключается в спокойно-уверенном и одновременно скромном, не экзальтированном, как бы аксиоматическом способе развития таких фундаментальных принципов психологии, как принцип детерминизма в его новой, но уже ставшей общепризнанной интерпретации С. Л. Рубинштейном. Он писал о диалектике внешнего и внутреннего, постепенно уводя от принятой абсолютизации внешнего к все большему усилению роли внутреннего. А в "Человеке и мире" уже рассматривал это внутреннее как самопричинение и причину внешнего, как следствие. Этот переворот в категориальных позициях, осуществленный С. Л. Рубинштейном, В. Д. Шадриков, доводит до переворота в буквальном смысле слова. Он утверждает независимость внутреннего от внешнего, фактически же уничтожая их неуничтожимую границу. Это сделано не понятийно-категориальным способом, а способом, которым рассматривается взаимосвязь, взаимофункциональность, взаимовписанность, взаимосочлененность функционирования психологических сущностей и способов их существования. Ключевой здесь является "диспозиция" деятельности. При всей проработанности проблематики деятельности как аутентичной для отечественной психологической мысли категории и реальности, при всех тонкостях дискуссий о сходстве-различии деятельностного и субъектно-деятельностного подходов, осталась "прикрытой", завуалированной, нерешенной проблема. Обозначая ее лапидарно, а потому углубленно - это проблема соотношения психологической структуры деятельности и реальной социальной деятельности. Здесь можно заметить, что С. Л. Рубинштейн поставил и потому очертил способ ее решения, но не дал его, уйдя в более насущные для него в тот период проблемы философской антропологии. Автор рецензируемой книги шел не от абстрактного уровня ее постановки, а от конкретных собственных и представленных под определенным углом зрения исследований. Поэтому методологически прослеживать, как связывается психологическая реальность осуществления деятельности с ее социальной реальностью, у него не было необходимости. Заход к выявлению этой связи предпринят в другой фундаментальной монографии В. Д. Шадрикова, посвященной деятельности и способностям, где выведен "на свет" субъективный результат деятельности, который был нивелирован абсолютизацией социального результата. В данной книге найдена ключевая категория, интегрирующая индивидуально-субъективное и социально-объективное - успех, который и рассматривается как движущая сила деятельности личности. В этом конкретном механизме соединены и потребностно-мотивационно-эмоциональные проекции - притязания личности, и ее ориентации на социальные оценки - себя как автора деятельности, ее субъективный опыт, ее стр. 126 владение своими способностями. Здесь найден системообразующий фактор, интегрирующий через личность две различные реальности деятельности. Другим методологическим принципом, который по-новому конкретизируется и развивается автором, является принцип психофизического единства. Этот принцип теоретически объединяет все проблемы, рассматриваемые в монографии - и эмоций, и мотивации, и многие другие, чем реабилитируется их природно-биологическая основа и органически связывается с характером и динамикой психического. Можно заметить, что при высочайшей оценке автором трактовки сути этого принципа С. Л. Рубинштейном, В. Д. Шадриков опять-таки продвигает ее на новый уровень конкретизации, опираясь на многочисленные (и, прежде всего, отечественные) исследования и концепции. Благодаря более высокой степени конкретизации этих и других методологических принципов впервые в психологической науке имплицитно намечена их архитектоника, а это, в свою очередь, позволило автору совершенно по-новому представить и систему психологической науки. Если Б. М. Теплов, представляя ее себе иерархически, считал, что личность строится "снизу", то эта же иерархия рассматривалась В. С. Мерлиным и другими как строящаяся "сверху". В данной монографии и концепции система упорядочена по другому принципу, предполагающему включенность разных качеств и характеристик психического друг в друга, разнообразие способов их сопряжения не иерархического и вообще нелинейного порядка. Главное заключается в том, что автором представлен совершенно новый гештальт - новая степень взаимосвязанности до сих пор достаточно разрозненно анализируемых психических процессов, способностей, образований (главы "Восприятие", "Память", "Воля", "Характер" и т.д.). В порядке доказательства достаточно сказать, что, например, воля рассматривается как реализация сущности личности или реализация личностью своей сущности, что является радикально новым способом ее определения. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.008 сек.) |