|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Ступени психотерапевтического воздействия
Четырехступенчатая модель (рис.2) описывает структуру осуществления проблемно-ориентированной психотерапии. Каждая ступень, взятая в отдельности, недостаточна для обеспечения воздействия "психотерапии". Поэтому, например, упражнения двигательной терапии могут быть признаны "психотерапией" лишь в том случае, когда они выступают как часть стратегической концепции, в рамках которой осуществляется интеграция методов и средств. Применение того или иного метода вне определенной концепции не является психотерапией. С другой стороны, какая-либо стратегическая концепция психотерапии без методических разработок и практического применения будет всего лишь спекулятивной теорией, которая не выдержит проверки практикой.
Стратегия: структура, предназначенная для достижения через какое-то время цели включает один или несколько методов
Методы: целесообразный набор воздействий, предназначенных для достижения цели
Воздействия: высказывания или действия психотерапевта
Элементы психотерапевтической эффективности Рис.2. Четырехступенчатая модель психотерапии
Психотерапевтическая стратегия — набор правил (не всегда вполне конкретных) образа действий психотерапевта. Она включает постановку общей цели психотерапии и теоретическую концепцию, которая разъясняет взаимосвязь между психотерапевтическими действиями и поставленной целью.
В основе концепции может лежать какая-либо философско-антропологическая теория, теория психологического развития или теория поведения. Часто концепции психотерапии формируются также под влиянием социальных, общественно-политических или религиозных систем мышления и традиций. В любом случае теория психотерапии должна быть изложена достаточно ясно.
Методы представляют собой сочетания воздействий. Они используются, как это предусмотрено стратегиями, для достижения целей психотерапии — целенаправленного изменения или создания новых элементов поведения.
Методы — конкретные пути к цели. Им мы посвятили главы 7 и 8, где подробно рассматривается их использование и возможности их сочетания.
Воздействия (или интервенции) — конкретные действия или высказывания психотерапевта, в которых методы находят свое отражение.
Воздействия (интервенции) и действия, таким образом, находятся на одном уровне. Воздействия представляют собой практическое осуществление методов, сформулированных скорее в виде эвристических положений. Это конкретные действия или целенаправленные высказывания, предназначенные для достижения специфического воздействия или реакции. Из сказанного до сих пор становится понятным, что воздействия всегда могут быть обоснованы и объяснены в свете той концепции, в рамках которой они осуществляются. Еще дальше в своих требованиях идет Марер. Он указывает, что любая теория психотерапии должна соответствовать лежащей в ее основе теории человека. Мы, приступая к разработке ПО-терапии, не имели четко сформулированной "Теории человека". Однако обращаясь к разд. 2.1.2 читатель сможет составить представление о нашем понимании "теории человека".
Психотерапевт в ходе общения с пациентом стремится к тому, чтобы совместно с ним сформулировать проблему, предложенную пациентом к рассмотрению. Важная цель ПО-терапии заключается, следовательно, в создании такого общего языка, каким будут описываться все последующие психотерапевтические шаги. Это не однократная процедура, а линия поведения, осуществляемая на протяжении всего психотерапевтического процесса. Цель здесь в достижении все более ясного понимания сложной взаимосвязи обстоятельств, в которые уходит своими корнями "проблема".
Марер считает, что необходимо объяснять происхождение отдельных составных частей интегральной теории. Он полагает, что недостаточно было бы сказать, что психоаналитические элементы объединяются с элементами гештальт-терапии или элементы поведенческой терапии с когнитивными элементами и так создается нечто новое. Следует более подробно разъяснять, как такая связь осуществляется. В нашем учебнике мы достаточно подробно рассказываем, откуда заимствуются те или иные элементы ПО-терапии, и как они могут применяться. Главное при отборе таких элементов — поиск той "субъективной истины", которая устанавливается в ходе взаимодействия психотерапевта и пациента, занятых выбором цели психотерапии. Отсюда следует, что "лицо" проблемно-ориентированной психотерапии не постоянно, оно выглядит иначе в каждом из случаев ее применения. Невозможно также заранее предсказать ход ПО-терапии. Тем самым мы хотим сказать, что "Когда-Что-Как-Для чего" должны устанавливаться для каждого конкретного случая. Это обстоятельство делает, казалось бы, нашу концепцию психотерапии уязвимой для критики, поскольку невозможно предсказать и контролировать в определенном смысле ход психотерапии в конкретном случае. Мы, однако, отнеслись бы к таким упрекам спокойно, понимая, что требования критиков выполнимы лишь при условии, что человек является замкнутой системой компьютера, а не открытой системой, живым существом.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |