|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Процесс решения проблемы
Проблемный подход берет свое начало в психологии мышления (см., например, Дернер, 1979)(Doerner). Присущ он и новой "когнитивной науке" ("cognitive science"), где выражается, в частности, в разработке компьютерных программ. Основной постулат подхода, предлагаемого когнитивной психологией, заключается в следующем: возникновение (и изменение) когнитивных структур осуществляется в результате конкретного поведения или действий и его/их последствий для индивида и его окружения. Согласно Пиаже (1976), перенос отношений индивид-окружение в когнитивные структуры представляет собой не пассивное копирование, а активный процесс созидания. Его результатом бывают когнитивные и эмоциональные схемы, в которых в концентрированной и обобщенной форме представлен предшествовавший опыт. Эти схемы можно считать матрицами, с помощью которых проверяются текущие планы поведения, а затем санкционируется их осуществление. Здоровый человек изменяет свои схемы по ходу дела и таким образом приспосабливается к изменениям в своем окружении. Иначе обстоит дело с невротиками. Невротик строго придерживается "старых" схем и постоянно пытается перенести когда-то опробованную схему поведения в новые ситуации. Окружение, однако, не соглашается соответствовать представлениям и схемам невротика. Поэтому индивиду необходимо собственные схемы гибко приспосабливать к новым ситуациям. Граве (Grawe, 1987), чья концепция тесно связана с учением Пиаже, определяет психотерапию как "стимулирование развития схем". Его понимание психотерапевтического процесса очень близко нашему. Ему присущ интегративный подход, выход за рамки одной какой-либо школы. (Граве, 1988).
В течение своей жизни люди, сталкиваясь с различными ситуациями, событиями и другими людьми, формируют внутреннюю модель окружения. Она в значительной мере состоит из собрания "правил" эффективных действий в часто повторяющихся проблемных ситуациях отношений индивид-окружение.
В результате люди могут, как правило, довольно хорошо регулировать свои отношения с окружением. Однако такое происходит не всегда. Эффективный прежде способ решения проблем в новой и иначе структурированной ситуации часто оказывается неподходящим. И все же человек в новых ситуациях упорно старается применять старые способы решения проблем. В психоанализе такое поведение называется "навязчивым поведением". Вацлавик (Watzlawick) говорит в этой связи о "все том же самом" и о "самом эффективном способе ПО-терапииерпеть катастрофу": "По причинам, которые пока еще недостаточно хорошо изучены, человек, так же как и животное, склонен рассматривать способы оптимальной адаптации как нечто, раз и навсегда заданное и не подлежащее пересмотру. Это наивное допущение делает нас слепыми в отношении того факта, что некогда оптимальные стереотипы имеют обыкновение со временем все больше и больше превращаться в анахронизмы. Одновременно оно мешает нам увидеть какие-то другие вполне реальные, осуществимые, а возможно и более эффективные решения, которые не только открываются перед нами сейчас, но были и раньше. Таким образом, двойная слеПО-терапииа ведет к двойному результату. Во-первых, она делает все более и более бесполезным избранные некогда решения и все более и более безнадежной общую ситуацию. Во-вторых, возрастающее ощущение дискомфорта вкупе с непоколебимой убежденностью, что на свете существует только одно-единственное решение, оставляет перед нами только один-единственный выход из положения — с удвоенной, с утроенной энергией продолжать в том же духе. И чем старательнее вы продолжаете в том же духе, тем глубже погружаетесь в трясину все того же самого несчастья"*. [* П.Вацлавик. Как стать несчастным без посторонней помощи. М., 1990., с.19.] В нашей концепции проблемно-ориентированной психотерапии мы также склоняемся к тому, о чем Вацлавик говорит здесь с легкой иронией. Речь идет о том, чтобы ослабить или нарушить "старые" эмоциональные и когнитивные структуры (которые всегда потенциально являются также поведенческими структурами) и тем самым проложить путь к творческим решениям. В отличие от когнитивной терапии (Хоффман) (Hoffman, 1979), в которой ослабление старых структур осуществляется исключительно путем "когнитивного переструктурирования", мы предусматриваем использование с этой целью многочисленных и разнообразных, в том числе и невербальных, методов и приемов (см. гл. 8). Предложенная Дернером (Doerner, 1979) типология способов решения проблем помогает распознать структурные признаки этого процесса. Дернер предлагает такую классификацию связанных с проблемами структурных признаков, которая представляется подходящей для создания концепции психотерапевтических процессов, и приводит различие между эпистемической и эвристической структурами*. [*От греческого "эпистемос" — значение. — Прим. переводчика ].
Эпистемическая структура представляет собой, так сказать, репертуар знаний человека, является для него носителем информации или служит его банком данных. Здесь содержится ответ на вопрос ЧТО?
Она доставляет информацию о состоянии дел в области реального. В психотерапии мы постоянно и различными способами обращаемся к эпистемической структуре знания пациента, особенно тогда, когда сообщаем информацию, позволяющую ему увидеть свою проблему в новом свете, а также тогда, когда мы предлагаем ему опытным путем улучшить знание обстоятельств, способствующих возникновению проблемы. Это может быть, например, случай, когда мы рекомендуем пациентке с булимическими нарушениями вести дневник, в котором она записывает что и когда ест. Тем самым мы рассчитываем обострить ее восприятие порождающих симптомы факторов. Эта пациентка может, например, обнаружить, что желание есть охватывает ее всегда в то время, когда она разочаровывается в других людях. Как следствие она может по-новому организовать мир своих субъективных переживаний в той или иной ограниченной проблемной области. Однако одной лишь эпистемической структуры недостаточно для осуществления сколько-нибудь сложной деятельности. Мы знаем это из собственного опыта: для решения проблем, связанных с взаимодействием с окружением, недостаточно лишь много знать. Необходимы, кроме того, планы действий. Вот здесь и вступает в игру эвристическая структура.
Эвристическая структура — это своего рода хранящаяся в нашей голове библиотека. В ней имеются планы, методы мышления и стратегии поведения, с помощью которых можно найти или создать способы решения проблемных ситуаций. Здесь содержится ответ на вопрос КАК? Нет никаких сомнений в том, что в психотерапии мы имеем дело преимущественно с эвристической структурой. Используя технические термины, можно предложить такое определение эвристических методов ("эвристик"): они как можно точнее устанавливают, какие операции следует осуществлять и в какой последовательности. В этом смысле можно говорить об эвристической структуре как о стратегии решения проблем. Когда одна из наших пациенток спрашивает, что ей делать с охватывающим ее чувством агрессии, мы можем ответить, например, так: "Используя приводимые Вами конкретные примеры мы будем совместно с Вами стараться понять функцию этого чувства. В результате мы совместно разработаем стратегию, которая даст возможность или адекватно выражать агрессивные чувства, или эффективно справляться с критическими ситуациями".
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |