В середине XIX века циркуляры запрещали железнодорожникам носить цветной галстук и... усы История форменного костюма на железнодорожном транспорте в России начинается… задолго до пуска первого поезда в 1837 году. Транспортными артериями в ту пору были реки, ведало которыми Главное управление водяных и сухопутных сообщений. Ведомство строило работу по военному образцу, а потому все его служащие – вплоть до рядовых мастерской бригады путей сообщения – обязаны были носить форму. Поэтому прообразом формы нынешнего дорожного мастера был кивер с помпоном, мундир темно-зеленого сукна с черным воротником и погонами да портупея с ранцем… Когда же открылась Царскосельская дорога, в объявлении о ее работе в первые дни было сказано, что «кондукторы в особой одежде будут пассажирам указывать места в экипажах». А уже в шестидесятых годах XIX века железнодорожникам циркулярно предписывалось: «Полукафтаны, пальто и прочая одежда должна быть в чистоте и застегнута на все пуговицы. Вольности 1861 года не замедлили сказаться и на «чугунке»: рабочим предоставлялось право носить одежду, «которую они признают удобной», а подрядчики обязаны были снабдить их фуражками с зеленой выпушкой и бляхами с номерами. Десятники одевались по форме нижних чинов Николаевской дороги, введенной в 1857 году. Чтобы поднять престиж службы, мастерам и машинистам Николаевской дороги за пять лет работы полагались серебряные галуны на обшлага рукавов, за десять – на фуражку и воротник. Двенадцатого июня 1885 года вводится Общий устав российских железных дорог, а следом и единообразие в форме. И правила ее ношения – парадной, обыкновенной, рабочей и дорожной.
| Государственный герб на форменной одежде железнодорожников появился в 1890 году, особый интерес представляли кокарды, петличные вензеля и другие знаки отличия, не раз менявшиеся за годы существования отрасли. В годы советской власти (второго февраля 1920 года) Совет обороны утвердил постановление «О положении транспорта». Железнодорожники получили однобортные кители из черного сукна с отложными воротниками, на которых крепились петлицы с заглавными буквами названия дороги. На нагрудных бляхах помещался герб с изображением серпа и молота или заглавными буквами республики, к которой относилась железная дорога. К 1930 году полный комплект форменного обмундирования состоял из одной фуражки, двух тужурок летних и одной зимней и одного ватного пальто. А пятнадцатого августа 1932 года ввели единый стандарт: на петлицах изображались перекрещенные французский ключ и молоток, на пуговицах — звезды и паровоз.В сентябре 1943 года на железнодорожном транспорте появились персональные звания, новые знаки различия и форменное обмундирование. Форменная одежда разделялась на парадную и повседневную. Последняя, в свою очередь, делилась на зимнюю и летнюю. Темно-синяя форма являлась парадной одеждой, а светло-коричневая — повседневной. В зимнее время фуражка заменялась папахой из каракуля черного цвета у высшего состава и шапками типа кубанки у рядового состава.
| Эмблемой службы движения было изображение железнодорожного разъезда со сторожкой слева и светофором посередине. Впоследствии это изображение выштамповывалось на слегка вытянутой шестиугольной пластинке. Эмблемой службы тяги служил профиль паровоза, а у работников электротяги – электровоза. Службу пути и строительства символизировал арочный железнодорожный мост. Особо интересной формой отличалась эмблема административной службы, на которой были изображены серп и молот, наложенные на пятиконечную звезду и французский ключ. В 1994г. - утвержден единый государственный стандарт форменной одежды для работников железнодорожного транспорта.
|