АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Билет 72,67.Образотворче мистецтво Японії

Читайте также:
  1. Архітектура та образотворче мистецтво України в кінці ХІХст. – на початку ХХ ст.
  2. Архітектура. Образотворче мистецтво.
  3. Билет 1
  4. Билет 1
  5. Билет 1
  6. Билет 1
  7. БИЛЕТ 1
  8. Билет 1
  9. Билет 1
  10. БИЛЕТ 1
  11. Билет 1 Восточные славяне. Расселение, основные занятия, религия. Военная демократия.
  12. Билет 1. Предмет истории как науки: цели и задачи ее изучения

Живопись в Японии – это изысканный вид искусства, наиболее древний и разнообразный по своим жанрам и стилям. В японской живописи много места уделено природе как носительницы божественного начала.

В 10-м веке в японской живописи стали явно выделяться среди прочих картины направления ямато-э. Картины представляют собой свитки, на которых иллюстрировались литературные произведения. К 14-му веку развивается стиль суми-э, представленный монохромной акварелью, а в первой половине 17-го века художники творили в стиле укиё-э – это гравюры на дереве с изображениями гейш, актеров театра кабуки и разнообразные пейзажи.

Популярность гравюр в Японии повлияла на искусство в Европе, где в 18-м веке появилось понятие «японизм». Гравюры явились именно тем видом изобразительно искусства, которое отличает Японию от всех остальных стран мира. В глазах европейцев гравюры – это наиболее яркое отображение Японской культуры в целом. Ими увлекались такие известные художники как Ван-Гог, Мане, Дега и другие. Искусство укиё-э – это «искусство быстротекущего времени». Порождено оно было появлением нового сословия – торговцев и ремесленников. Укиё-э отображало жизнь всех горожан, их интересы, вкусы, моду.

Гравюра не дереве была доступна по цене, потому стала особенно популярной. Основывалась она на традициях книжной графики, и с появлением гравюр на отдельных листах – станковой графики – стала отдельным видом искусства.

Для японских гравюр использовались в качестве клише продольные срезы вишневого или грушевого дерева. Художник наносил на него эскиз, по линиям которого далее производилась обработка – острым ножом вырезались все линии с двух сторон. Первые гравюры были одноцветными, их лишь частично подкрашивали от руки, что придавало гравюрам особое очарование рукотворности.

Театральные гравюры чаще всего изображали моно – фамильные гербы знаменитых актеров. Моно сами по себе являлись шедевральными произведениями миниатюрной графики, а применение их в гравюре еще больше подчеркивало их выразительность и красоту.

Каллиграфическое искусство появилось в Японии вместе с письменностью, завезенной из Китая. В старину считалось, что культурный человек должен обязательно владеть искусством каллиграфии. Существует несколько стилей написания японских иероглифов, совершенствованием которых занимались буддийские монахи.

Японська живопис

Японська живопис дуже різноманітна як за змістом, а й у формам: це настінні розписи, картини - ширми, вертикальні і горизонтальні сувої, виконувалися на шовку і папері, альбомні листи і віяла. Про древньої живопису можна судити лише з упоминаниям в письмових документах. Найбільш ранні зі збережених видатних творів ставляться на період Хэйан (794..1185 роки). Це ілюстрації знаменитої «Повісті про принца Гэндзи» письменниці Мурасаки Сикибу. Ілюстрації було виконано на кількох горизонтальних свитках й доповнено текстом. Їх приписують пензля художника Фудзивара Такаёси (перша половина XII століття). Характерною ознакою культури тієї епохи, створеної досить вузьке коло аристократичного стану, був культ краси, прагнення знайти в всіх проявах матеріальну годі й духовного життя, властиве їм зачарування, невловиме і вислизаючі. Живопис на той час, отримавши згодом назва Ямато-э (в буквальному перекладі – японська живопис), передавала не дію, а стан душі.

Коли настав захід культури Хэйанской епохи, у живопису на свитках утвердилось оповідальний початок: це повні драматичних епізодів легенди про дива, життєпису проповідників буддійської віри, сцени боїв воїнів. У XIV, XV століттях під впливом проповідників «Дзэн-буддизма», зі своїми особливим увагою до природи, почала розвиватися пейзажна живопис. У образотворче мистецтво Японії «Дзен» виявився у так званому стилі одного кута. Цей стиль втілюється у принципі економною пензля, коли художник кількома мазками передає суть його роботи. Протягом півтори століть японські художники освоювали китайську художню систему, зробивши одноколірну пейзажну живопис надбанням національного мистецтва. Її найвищий розквіт пов'язаний з ім'ям видатного майстра Тоё Ода (1420..1506), більше відомого під псевдонімом Сэссю. У межах своїх пейзажах він, користуючись лише найтоншими відтінками чорної туші, зумів відбити всю багатобарвність світу природи й її незліченних станів: насичену вологою атмосферу з ранньої весни, невидимий, але ощущаемый вітер і холодний осінній дощ, нерухому застиглість зими.

У найгіршому разі XVI і XVII століть доводиться розквіт декоративної настінного живопису у Японії. Світ, створений художниками японських декоративних розписів, під час знайомства видається те простою й зрозумілим, то складним; і недоступним. Їх заворожлива краса і гармонія переконують, існують певні особливі закони взаємодії реальних спостережень та мистецької фантазії майстрів, їх створили. До сьогодення найбільше розписів збереглося у місті Кіото, древньої столиці Японії. Саме працювали видатні художники: Кано Эйтоку, Кано Санраку, Хосэгава Тохаку, а пізніше Таварая Сотацу і Огата Корін. Вони залишили нащадкам твори, належать до світового мистецтва. Творчість кожного з цих майстрів - важливий етап історія стильового розвитку декоративних розписів. Однак такі їхні створінням притаманний і кілька загальних властивостей, визначених насамперед взаємодією з архітектурним простором, де вони поміщалися. Будь-яка настінний живопис залежить від форм архітектури, її конструкції і матеріалу. У традиційній японській архітектурі головним будівельний матеріал було дерево, а основу конструкції становив каркас зі стовпів і балок, у якому розташовувалася покрівля. Стіни захищали внутрішнє приміщення і ділили їх у відповідність до життєво необхідною. Вони рухалися спеціальними котрі спрямовують желобкам й уявляли собою дерев'яні рами, затягнуті папером. Для зовнішніх стін вживалася напівпрозора, пропускавшая світло папір, для внутрішніх перегородок - щільна, яка нагадувала картон. Саме її використовували для розписів. Ще один вид стіни - перегородки була ширма, як і украшавшаяся живописом. Рухливість стін, у яких розташовувалися розписи, надавала вплив для сприйняття творів. Коли стіни розсовувалися, змінювалася конфігурація простору, до поля зору потрапляли розписані панелі у сусідніх приміщеннях. Композиционное побудова творів зумовлювалося способом життя людей: що у японському домі була відсутня меблі і головною поверхнею, де сиділи, спали, їли, був покритий циновками підлогу. Це було світське мистецтво, звернене життя й потребам людей.

Японська гравюра

У XVII - першій половині ХІХ століття японській мистецтві розвинулося напрям «укиё-э» - «мистецтво скороминучого світу». Він був породжене становленням нового городян - ремісників і серед торговців. Мистецтво цього дивного світу - «укиё-э» і гравюра - стало відбитком усього життя городян, їхніх уподобань, інтересів. На відміну від аристократичної живопису середньовіччя гравюра на дереві була багатотиражної, доступною за ціною, воістину популярної. Японська гравюра на дереві - це обрезная ксилографія. Кліше нею виготовлялися на подовжньому зрізі грушевого чи вишневого дерева. Ескіз художника накладався на дошку, і всі лінії обрізались з обох сторін гострим ножем. У цьому плавність малюнка деревних волокон не могла не позначатися їхньому линеарном ладі. Вона виходила з традиціях книжкової графіки, програм улюбленого театру городян - Кабукі, але з її появою гравюр на окремих аркушах - итимаеэ вона почала набувати дедалі більше значення самостійний інший вид мистецтва (друга половина XVII). Спочатку гравюра була одноколірної, й усе порівняно невеличкий тираж її подкрашивался рукою, що надавало творам особливої чарівності безпосередності і рукотворність. Здебільшого гравюри підрозділялися на дві групи: театральні, у яких зображували акторів японського класичного театру Кабукі у різних ролях, і бытописательной, присвячені зображенню красунь і сцен із життя.

Ранній період розвитку гравюри датується 1680-1760 роками. Найбільш знаменитим майстром театральної гравюри був Тосюсяй Сяраку, який великим планом зображував портрети акторів, підкреслюючи особливості исполнявшейся ними ролі, характерні риси людини, перевтілився в персонажа п'єси: гнів, страх, жорстокість, підступність. Про життя графіка не збереглося ніяких свідчень, крім 150 чудових гравюр, здебільшого театральних. Його портрети акторів відрізняються сміливістю і артистизмом виконання, граничним напруженням пристрастей. Але, попри короткочасність художньої кар'єри, Сяраку встиг ввійти у історію як видатний майстер японської театральної гравюри.

У бытописательной гравюрі прославилися такі видатні художники як Судзукі Харунобу і Китагава Утамаро. Утамаро був творцем жіночих образів, які втілювали національний ідеал краси. Його героїні начебто застигли якусь мить і він продовжать своє плавне граціозне рух. Але це пауза - найбільш виразний момент, коли нахил голови, жест руки, силует постаті передають почуття, яких вони живуть.

Найвідомішим майстром гравюри був геніальний художник Кацу сика Хокусай (1749-1860).Творчество Хокусая полягає в багатовікової живописної культурі Японії. Хокусай виконав більше 30 000 рисунків і проілюстрував близько 500 книжок. Вже в зрілому віці, Хокусай створив одне з значних творів - серію «36 видів Фудзі» - насправді містить сорок шість пейзажів, що дозволить його поряд із найбільш видатними художниками світового мистецтва. У цьому серії священна гора Японії постає вважається символом нації, вищі країни. Хокусай вперше розкриває образ та образ народу їх єдності. Художник побачив життя як процес в усьому різноманітті її проявів, починаючи з простих чуття людини, його повсякденну діяльність і до оточуючої природою з її стихіями і бездоганною красою. Творчість Хокусая, що увібрала у собі багатовікової досвід мистецтва над народом, - остання вершина у мистецькій культурі середньовічної Японії, її чудовий підсумок.

Японська каліграфія

Японська каліграфія - одне з популярних, образотворчого мистецтва Японії. Каліграфічні роботи цінуються незгірш від, ніж твори живопису. Але це вид образотворчого мистецтва, крім художніх достоїнств має глибоким філософським змістом. За великим рахунком, каліграфія - це щось середнє між малюнком і листом. Зображені на аркушах паперу чи шовку ієрогліфи виконують функцію картини - доставляють естетичну насолоду і несуть певний сенс. Щоб осягнути, каліграфію як мистецтво, почнемо здалеку. Річ у тім, що у всіх первісних культурах поняття «писати» і «зображати» були ідентичними. Інформацію передавали не букви і слова, а картинки. Надалі малюнки схематизировались, ставали не зображенням предметів, а спрощеними знаками, які позначають ці предмети. У китайців такими знаками стали ієрогліфи, які становлять сукупністю листи і живопису, слова малюнка, поняття та її позначення. Так було в світі з'явилося ще одне з найвитонченіших мистецтв - каліграфія. З Китаю каліграфія прийшла до Японії - приблизно в V столітті н.е. у процесі запровадження у Країну Вранішнього Сонця китайської писемності. Тривалий час китайську мову у Японії вважався чимось на кшталт літературної мови. Потім почали застосовуватися китайські ієрогліфи, адаптуючи їх до вимог рідного японського.

У Японії каліграфія вважалася однією з видів образотворчого мистецтва, яким, які з поезією і живописом, мав володіти кожна культурна житель вищезазначених країн. Гарно написаний ієрогліф чи рядок із вірші свідчили про красу думки і духу. За якістю почерку вгадувався як рівень освіти буде пише, але його характері і моральні якості. «І тому якщо втратити голову від портрета незнайомки» - це такий європейська романтика, «то закохатися по почерку» - то це вже східна реальність. У східної каліграфії нічого немає випадкового: кожної лінії точки важливо початок, напрям, форма і закінчення, важливий баланс між елементами, і навіть порожній простір говорить. Иероглифы гармонійні, пропорційні, збалансовані.

Існує три типу написання ієрогліфів: Кайсі (квадратом) - коли одна лінія пишеться одною. Цей стиль використовується рідко. Дзисё (підлозі курсивом) - швидше написання. Сосё (курсивом) - швидке написання (на кілька рухів), у якому лінії листи менш чіткі.

Зрительное сприйняття тексту за значенням не поступалося зоровому сприйняттю картини і відігравала істотну роль сенсовому сприйнятті тієї самої тексту. Звідси й отримав величезне поширення культ каліграфії. З прагнення з'єднати стиль начерки слів зі своїми змістом виникли й існували уже багато століть чітко відпрацьовані і освячені традицією прийоми графічної стилістики. Їх призначення - посилювати емоційний вплив на читача продуманим відповідністю каліграфічного почерку смисловому і літературно - стилевому змісту написаного тексту. Суть ж полягала у тому, що талановиті твори певного літературного стилю чи наукового змісту записувалися певним каліграфічним почерком: віршовані збірники - тонкої, витягнутої завдовжки рядком скоропису, п'єси вигадливо закрученої, щільною скорописом, розтягнутої завширшки і стягнутої за вертикаллю.

Отже, каліграфія - це мистецтво ідеального написання слів, а й мистецтво ідеального духу.

Икэбана

Икэбана - древнє японське мистецтво, створення квіткових композицій. Слово «ікебана» і двох ієрогліфів: «икэ» - життя й «хана» - квітка і найчастіше перекладається «дати квітам нове життя» чи «дозволити квітам самовиразитися». Витоки икэбаны йдуть всередину історії Японії. Вони з древнім звичаєм преподношения квітів мертвим предкам і божественним парфумам, які, відповідно до релігії Синто, перебувають у кожному предметі. На зміну релігійної системі синтоїзму в VI столітті у країні введений у правове ролі державну релігію буддизм. З побудовою буддійських храмів створений і ритуал преподношения квітів Будді, їх ставили на вівтар у великих букетах. Першими учнями і викладачами цього мистецтва були буддійські ченці.

Мистецтво икэбана відрізняється канонічністю, й те водночас у ньому Природа і людяність зливаються воєдино. Усупереч поширеним уявленням про квітковим композиції як "про наборі строкатих різнобарвних рослин, у складанні ікебана часто приділяється увагу стеблам і листям, і навіть формам, виділених лініях і обрисам. Хоча икэбана - ця творча самовираження, має правила складання. Задум митця у кожної композиції проявляється через поєднання кольорів, природні форми, вишуканості ліній, і запитають обов'язково присутність внутрішнього сенсу Духовний аспект мистецтва икэбана вважається надзвичайно важливим. Під час складання икэбаны мовчання - важлива складова. Це час присвячується спробі оцінити красу речей у природі, що часто втрачають через динамічного ритму життя. Людина стає більш терплячим і терпимою розбіжностям, у природі, а й у цілому. У процесі складання людина відчуває близькість до природи, яка дарує відпочинок для розуму, тіла, і душі. Мистецтво ікебана дає можливість прозирнути красу в усіх проявах мистецтва.

Минув час, з'явилися інші школи, помінялися стилі, Икэбана стала традиційним виглядом мистецтва у японському суспільстві. Духовний аспект мистецтва икэбана вважається надзвичайно важливим. Икэбана і з сьогодні залишається однією з яскравих видів мистецтва у японську культуру. Про нього розповідають з питань телебачення, йому навчає у школах і це захоплюються.

Ошибана

образотворчий мистецтво гравюра живопис японія

Ошибана - це вид образотворчого мистецтва, який народився флористикой. Це дуже стародавнє мистецтво, яке найпоширеніше був у Японії з'явилося XIVвеке.Основная ідея у цьому, що майстер збирає й засушує природний матеріал (квіти, кору дерев, листя, насіння тощо. буд.), та був створює чудові картини з зібраного матеріалу, тому Ошибану ще називають живописом рослинами. У Японії мистецтвом Ошибана довгий час могли займатися виключно воїни. Ошибана була японських самураїв частиною вишколу (поруч із написанням ієрогліфів і володінням мечем). Мистецтво Ошибана було чоловічим заняттям, але поступово їм захопилися і вони.

Рослинний матеріал збирають, подсушивают на папері, та був поміщають його передачі під прес. Спочатку рослини розкладають на пласкою поверхні для просушування, та був поміщають під прес на газетний лист. Дуже важливо було, щоб папір був пористої, адже природна волога повинна легко випаровуватися у процесі высушивания, тому глянсові книжки і часописи цієї мети не підійдуть. Найшвидше сохне польові квіти і троянди, які можна висушити за 3-4 дня. Якщо слушне висушити рослин та зберігатиме їх у відповідні умови, то рослинний матеріал для Ошибана збереже свій колір на довго.

Але жодним з головних умов Ошибана і те, що митець зобов'язаний зберегти форму і фактуру засушенного рослини. Саме з на цій причині японцями розробила методику. Суть їх у тому, що майстра поміщають вже готову картину під скло і викачують повітря між склом і сухими рослинами, в такий спосіб, створюючи вакуум, який дозволяє рослинам зіпсуватися.

Ось після цього непростого шляху, помітні різноманітні квіткові композиції, натюрморти,пейзажі і навіть портрети, які тішать око й досі є національним надбанням у Японії.

Бонсэки

Бонсэки - ландшафт в мініатюрі, пейзажі, виготовлені лише з неживого матеріалу: рифів і піску, і навіть самі каміння, через свою незвичайної форми, чи текстури,становившейся об'єктом милування. Такі каміння називали суйсэки (слово, складене з цих двох ієрогліфів - «вода» і «камінь»). Їх збирали в руслах пересохлих струмків, на морському узбережжі, соціальній та пустелях, де суйсэки формувалися під впливом не поточної води, а сухого вітру, за багато тисячоліття здатного надати камінню незвичний вид. Мистецтво Бонсэки змальовується на чорному лакованому таці з допомогою білого піску (кварцу) великого, середнього та малого помелу. Не завжди така ситуація на таці пласка. Майстра Бонсэки використовують натуральні предмети щоб надати обсягу своїм творам. Бонсэки також порівнюють із тривимірними картинами, які таємниче пульсують рухами природи, несуть й сумлінності маляра, і спостерігача в цій свої глибини, спотворюють реальність. Камені всіх форм стають справжніми горами, вибудуваними грядою, або ж виступаючими морськими скелями, тоді як різні види піску йдуть на розробки деталей.

Японія познайомилася із першими зразками такого мистецтва значно пізніше, ніж Китай, лише на початку VII століття, коли двору імператриці Суйко прибуло посольство від Китаю. Серед численних дарів японському престолу були й Бонсэки.

У Японії традиція створення мініатюрних пейзажів усталилася у епоху Муромати (1333-1568), а епоху Едо (1600-1868) виникли школи «миниландшафтного дизайну» відносини із своїми техніками і правилами. У період Момояма майстер цього течії Сэн Рикю трохи видозмінив технологію і виникає став природніше зображати природу. Розглядаючи композиції мистецтва Бонсэки, видно, що більша частина роль приділялася, передусім, ландшафту, морської тематиці, порами року і тільки трохи образам рослинного світу, також використовуються створення фігурки птахів, будинків, човнів та інших. образів.

Билет 73.Мировоззрение и философия Китая.

Древнекитайская философия, развитие которой приходится на середину первого тысячелетия до н.э., сформировалась одновременно с возникновением индийской философии. С момента своего возникновения она отличалась от индийской и западной философии, так как опиралась только на китайские духовные традиции. Можно выделить две тенденции в философской мысли Китая: мистическую и материалистическую. В ходе борьбы этих двух тенденций развивались материалистические идеи о пяти первоэлементах мира (металл, дерево, вода, огонь, земля), о противоположных началах (инь и ян), о естественном законе (дао) и другие.

Основными философскими направлениями (учениями) явились: конфуцианство, моизм, легизм, даосизм, инь и ян, школа имен, ицзинистика.

Одним из первых крупных китайских философов считается Лао-Цзы, основатель учения даосизма. Его учение о видимых явлениях природы, в основе которых находятся материальные частицы – ци, подчиненные, как и все вещи в природе, естественной закономерности дао, имело большое значение для наивно-материалистического обоснования мира. Другим ярким материалистическим учением в Древнем Китае уже в IV веке до н.э. было учение Ян Чжу о признании закономерности природы и общества. Не воля неба, богов, а всеобщий, абсолютный закон – дао определяет существование и развитие вещей и действий человека.

Наиболее авторитетным древнекитайским философом был Конфуций (551-479 гг до н.э.). Его учение, оказавшись доминирующим в духовной жизни Китая, добилось во II веке до н.э официального статуса господствующей идеологии. В центре внимания конфуцианства – проблемы этики, политики, воспитания человека. Небо – высшая сила и гарант справедливости. Воля неба – это судьба. Человеку следует выполнить волю Неба и стремиться познать ее. Стержнем поведения человека, ритуалом признается Закон (Ли). Принципом нравственного совершенства конфуцианство объявляет идею гуманности, уважения к себе, почитание старших, разумный порядок. Главный императив морали Конфуция – «не делай другим того, чего не желаешь себе».

 

Чтобы понять мировоззрение древних китайцев, необходимо вспомнить устройство древнекитайского государства. Оно представляло собой типичную восточную иерархическую деспотию. Главой государства являлся наследственный монарх. Законов юридических в государстве не было. Все отношения между китайцами были подчинены ритуалу. Ритуал – это неписаные правила, устои в отношениях между верхами и низами. Все ритуальные действия восходили от культа предков. В Китае сильно был развит культ предков (манизм). Вся жизнь живых проходила как отчет перед духами предков, которым приносились жертвы, даже человеческие (военнопленные, первые младенцы). Социальное неравенство проявлялось и в религиозном культе. Высшую жертву духам земли и неба имел право приносить только ван. Небо (тянь) – высший объект почитания в Китае.

Вместе с тем необходимо отметить, что мифология в Древнем Китае была развита слабо. Древние китайцы были для этого слишком практичными людьми.

В VIII – VI вв. до н.э. в период формирования и развития рабовладельческого общества в Древнем Китае выделились две тенденции в идеологии: мистическая и материалистическая. В ходе борьбы этих двух тенденций до рубежа II-I тыс. до н.э. все шире распространились наивноматериалистические идеи о пяти первоэлементах мира (металл, дерево, вода, огонь, земля), о противоположных началах (инь и ян), о естественном законе (дао), возникшие еще как результат обобщения знаний того времени.

Билет 74.Конфуцианство-философия или религия?

Одним из наиболее ярких представителей китайской философской школы, несомненно, является Конфуций. Он родился 22 сентября 551 г. до Р. Хр. на востоке Китая в княжестве Лу. Его отец принадлежал к знатному, но обедневшему роду и был правителем одного из уездов княжества. Когда ему исполнилось три года, будущий философ лишился отца, а в 17 лет - матери. С юности Конфуция мучила мысль о переустройстве китайского общества, создании идеального справедливого государства, где всем было бы хорошо. Пытаясь воплотить свою идею в реальность, он много путешествовал по стране, предлагая свои услуги в качестве министра Китайским царям и князьям. Конфуций занимался реформированием общественной жизни, армии, финансов, культуры, но ни одно из его начинаний так и не было доведено до конца - то вследствие утонченности самой идеи, то в результате противодействия его врагов. Мудрость снискала Конфуцию большую славу, и к нему стали стекаться со всей страны люди, желающие стать его учениками. Путешествуя из одного царства в другое, Конфуций сокрушался: "Не нашлось ни одного правителя, который захотел бы стать моим учеником". Мудрец умер в апреле 479 г. со словами: "Кто после моей смерти возьмет на себя труд продолжить мое учение?" Учение Конфуция записали его ученики в книгу "Беседы и высказывания". Большое влияние на формирование конфуцианства оказали философы Мэн-цзы (372-289 гг. до Р. Хр.) и Сюнь-цзы (313-238 гг. до Р. Хр.).

Основу этой школы можно выразить словами ее основателя: "Государь должен быть государем, сановник - сановником, отец - отцом, сын - сыном". Император является отцом всей страны, а подданные должны быть его верными детьми. Все население страны эти философы поделили на 4 категории (своего рода, отдаленный прообраз индуистских каст):

1. Люди, обладающие мудростью с рождения;

2. Люди, которые могут приобрести мудрость;

3. Люди, с трудом постигающие учение;

4. Народ, который не в состоянии научиться мудрости или приобрести знания.

Основу воспитания составляет точное следование церемониям, которые представляют собой внешнее выражение долга, любви, преданности. Чем сложнее и точнее исполнение той или иной церемонии, тем лучше. Поэтому все взаимоотношения в кругу семьи, или на работе, или в обществе должны строиться на церемониях. Целью в конфуцианстве является обретение характера благородного мужа, то есть человека, который верен, справедлив, предан императору и добр к народу. Достигнуть этого можно при помощи своих сил через исполнение церемоний. При этом народ, который, по Конфуцию, должен находиться в унизительном состоянии, ибо в этом якобы заключается воля Неба, не может достигнуть добродетели и поэтому обязан слепо повиноваться знати.

В конфуцианстве понятие Бога как такового отсутствует вообще, и, по сути, конфуцианство правильно было бы назвать не религией, а философией. Несмотря на это, оно, подобно другим восточным учениям, признает существование духов, демонов, богов. Так, в этом учении огромную роль играет культ предков. По этому культу умершие предки осуществляют деятельную связь между миром духов и людей. Без совета с духами умерших предков не предпринималось ни одно серьезное начинание.

Этическая философия

Известность конфуцианству принесла его этическая философия, представленная Конфуцием (551-479 гг. до н.э.), Мэн-Цзы (371-289? гг. до н.э.) и Цзюнь-Цзы (298-238 гг. до н.э.).

Фундаментом ее служит вера - унаследованная вера во Владыку-на-небесах, или Небо. Даже великий рационалист Цзюнь-Цзы считал, что общество основано на всепроникающем внутреннем взоре верховного начала. И хотя мистицизм далеко не главная черта конфуцианства, Книгу Мэн-Цзы и другие трактаты нельзя понять, не пропустив их через призму мистицизма.

Чань-юнь, одна из "Четырех книг", ставших основой конфуцианского самосовершенствования при южной династии Сун (1126-1279 гг. н.э.), однозначно свидетельствует, что мудрец, познавший истинную прямоту (чжэнь), сливается с Небом и Землей. Метафизика конфуцианской морали направлена на поиск религиозного единения с сутью бытия.

Тем неменее основное ударение конфуцианство делает на этическое значение человеческих отношений, находя и обосновывая мораль в божественной трансцендентальности.

Наилучшим примером в этом смысле является сам Конфуций. Он завоевал славу великого учителя. Основой его учения стала концепция гуманности (жэнь). Так же, как сострадание является великой добродетелью буддизма, а любовь - христианина, жэнь представляет для конфуцианца конечную цель поведения и самоперевоспитания. И хотя большая часть работ Конфуция посвящена оценке человечества с этической стороны, он дал ясно понять, что именно небо его покровитель и источник мудрости: "Небо - автор моей добродетели".


Разработав этическое учение, основанное на религиозном сознании, Конфуций выступил в качестве пророка. Мэн-Цзы стал проповедником и учителем мистицизма. Он выступил с доктриной внутреннего существования, намекнув на присутствие в сердце чего-то большего, чем индивидуальность.

"Во мне заключено все на свете. Когда я искренне оцениваю себя, мое счастье безгранично".

То, что подразумевалось в учении Конфуция, ярко выразилось у Мэн-Цзы. Например, считается, что Конфуций не обсуждал отношений между человеческой природой и Путем Неба. В отличие от него, Мэн-Цзы построил всю свою теорию вокруг этих двух понятий. Он попытался показать, как Путь Неба, божественная сила космоса, становится человеческой натурой. Он чувствовал, что если человеческую натуру соответствующим образом взрастить и взлелеять, то даже ординарный человек может стать мудрецом.

Классики конфуцианства (их тринадцать) предпочитают определять проблемы духовного роста терминами эмоциональной гармонии и психического равновесия - гармонии идеальных пропорций, чем бесстрастия. Одна из "Четырех книг", "Доктрина Середины" (Чжунь-юнь), проводит различие между двумя состояниями разума: перед возбуждением (перед вслеском эмоций) и после возбуждения (после контакта с вещами и событиями в мире). Суть теории, лучше всего выраженной в концепции истинной цельности (чжэн), заключается в гармонии возникающих эмоций, напоминающей сбалансированность предвозбужденного состояния. Чжунь-юнь заявляет, что гармония связывает человека с космическими процессами жизни и созидания.

"Если они могут помочь трансформации и насыщению Неба и Земли, они смогут достичь тройственного единства с Небом и Землей".

Практическое поведение

Третий из отцов-основателей конфуцианства, Цзюнь-Цзы, знаменит прежде всего созданием доктрины ритуального действия (ли). Если Конфуций начал свое учение с драматического, почти пророческого требования, что люди должны жить жизнью чжэн, совершенного человечества, а Мэн-Цзы расширил концепцию чжэн, чтобы показать, что жизнь, определяемая возвышенной взаимосвязью субъектов и интуицией, приводит к безграничному наслаждению просветленного мудреца, то Цзюнь-Цзы определил практическую сторону религии конфуцианства.

Он гениально показал, как сила правильного ритульного действия преобразует подверженное заблуждениям человеческое сердце в разум мудреца. Таким образом, Цзюнь-Цзы показывает модель повседневной жизни, которая поддерживает этическую интуицию Конфуция и Мэн-Цзы. Без ритуалов - литургии повседневной жизни, облагороженной смирением и украшенной примерным поведением, - невозможно поддерживать внутреннее зрение религиозных гениев Конфуция и Мэн-Цзы.

Со временем понятие Неба изменилось от раннего обозначения верховного божества (Сборники Конфуция) к колебаниям между этим значением и моральной силой (Мэн-Цзы), к обозначению самой Вселенной (Цзюнь-Цзы).

Билет 75.Мифология Древнего Китая.

Китайская мифология, совокупность мифологических систем: древнекитайской, даосской, буддийской и поздней народной мифологии. Древнекитайская мифология реконструируется по фрагментам древних исторических и философских сочинений («Шуцзин», древнейшие части 14-11 вв. до н. э.; «Ицзин», древнейшие части 8-7 вв. до н. э.; «Чжуаньцзы», 4-3 вв. до н. э.; «Лецзы», 4 в. до н. э.- 4 в. н. э.; «Хуайнаньцзы», 2 в. до н. э.; «Критические суждения» Ван Чуна, 1 в. н. э.). Наибольшее количество сведений по мифологии содержится в древнем трактате «Шань хай цзин» («Книга гор и морей», 4-2 вв. до н. э.), а также в поэзии Цюй Юаня (4 в. до н. э.). Одна из отличительных черт древнекитайской мифологии историзация (эвгемеризация) мифических персонажей, которые под влиянием рационалистического конфуцианского мировоззрения очень рано начали истолковываться как реальные деятели глубокой древности. Главнейшие персонажи превращались в правителей и императоров, а второстепенные персонажи - в сановников, чиновников и т. п. Большую роль играли тотемистические представления. Так, иньцы, племена и считали своим тотемом ласточку, племена ся - змею. Постепенно змея трансформировалась в дракона (лун), повелевающего дождём, грозой, водной стихией и связанного одновременно с подземными силами, а птица, вероятно, в фэнхуан - мифическую птицу - символ государыни (дракон стал символом государя). Миф о хаосе (Хуньтунь), являвшем собой бесформенную массу, по-видимому, относится к числу древнейших (судя по начертанию иероглифов хунь и тунь, в основе этого образа лежит представление о водном хаосе). Согласно трактату «Хуайнаньцзы», когда не было ещё ни неба, ни земли и бесформенные образы блуждали в кромешной тьме, из хаоса возникли два божества. Представление об изначальном хаосе и мраке отразилось и в термине «кайпи» (букв. «отделение» - «начало мира», которое понималось как отделение неба от земли).
В «Хронологических записях о трёх и пяти правителях» («Сань у ли цзи») Сюй Чжэна (3 в. н. э.) говорится, что небо и земля пребывали в хаосе, подобно содержимому куриного яйца. Отделение неба от земли происходило по мере роста Паньгу, с которым связывается и происхождение явлений природы: с его вздохом рождается ветер и дождь, с выдохом - гром и молния, он открывает глаза - наступает день, закрывает - наступает ночь. Когда Паньгу умирает, его локти, колени и голова превращаются в пять священных горных вершин, волосы на его теле - в деревья и травы, паразиты на теле - в людей. Миф о Паньгу свидетельствует о наличии в Китае характерного для ряда древних космогонических систем уподобления космоса человеческому телу и соответственно о единстве макро- и микрокосма (в период поздней древности и средневековья эти мифологические представления закрепились и в других областях знаний, связанных с человеком: медицине, физиогномике, теории портрета и т. п.). Более архаичным в стадиальном отношении следует признать, видимо, реконструируемый цикл мифов о прародительнице Нюйва, которая представлялась в виде получеловека-полузмеи, считалась создательницей всех вещей и людей. Согласно одному из мифов, она вылепила людей из лёсса и глины.

Поздние варианты мифа связывают с ней и установление брачного ритуала. Если Паньгу не творит мир, но сам развивается вместе с отделением неба от земли (лишь средневековые гравюры изображают его с долотом и молотком в руках, отделяющим небо от земли), то Нюйва предстаёт и как своеобразный демиург. Она чинит обвалившуюся часть небосвода, отрубает ноги гигантской черепахе и подпирает ими четыре предела неба, собирает тростниковую золу и преграждает путь разливу вод («Хуайнаньцзы»).
Можно предполагать, что Паньгу и Нюйва изначально входили в различные племенные мифологические системы, образ Нюйва возник либо в юго-восточных областях древнекитайских земель (немецкий исследователь В. Мюнке), либо в районе культуры Ба в юго-западной провинции Сычуань (американский учёный В. Эберхард), а образ Паньгу - в южнокитайских областях. Более широкое распространение имели предания о культурном герое Фуси, по-видимому, первопредке племён и (Восточный Китай, нижнее течение реки Хуанхэ), которому приписывалось изобретение рыболовных сетей, гадательных триграмм. Он научил людей охоте, рыболовству, приготовлению пищи (мяса) на огне. Будучи первоначально культурным героем племён и, тотемом у которых была птица, Фуси, возможно, представлялся в виде человекоптицы. Впоследствии, скорее всего к рубежу н. э., в процессе сложения общекитайской мифологической системы стал фигурировать в паре с Нюйва. На могильных рельефах первых веков н. э. в провинциях Шаньдун, Цзянсу, Сычуань Фуси и Нюйва изображаются в виде пары сходных существ с туловищами человека и переплетёнными хвостами змеи (дракона), что символизирует супружескую близость. Согласно мифам о Фуси и Нюйва, зафиксированным в начале 60-х гг. 20 в. в изустном бытовании у китайцев Сычуани, они брат и сестра, спасшиеся от потопа и затем вступившие в брак, чтобы возродить погибшее человечество. В письменных памятниках имеются лишь отрывочные упоминания о том, что Нюйва была сестрой Фуси (со 2 в. н. э.), его женой она впервые названа лишь у поэта 9 в. Лу Туна. Миф о потопе зафиксирован в литературе ранее других мифов («Шуцзин», «Шицзин», 11-7 вв. до н. э.). Предполагают, что мифы о потопе зародились у китайских племён в районе рек Хуанхэ и Чжэцзян, а затем распространились в районы современной Сычуани. Как отмечал американский синолог Д. Бодде, потоп в китайской мифологии не наказание, посланное людям за грехи (так он рассматривается лишь в современных вариантах мифа о Фуси и Нюйва), а скорее обобщённое представление о некоем водяном хаосе. Это повествование о борьбе земледельцев с наводнением в целях землеустройства и создания ирригации. Согласно записи в «Шуцзине», в борьбу с потопом вступает Гунь, который пытается остановить воды с помощью похищенной им у верховного правителя чудесной саморастущей земли (сижан). Предположительно, в основе этого образа лежит архаическое представление о расширении земли в процессе творения космоса, вошедшее в сказание об обуздании потопа, который в мифах обычно маркирует начало нового этапа развития мира и жизни на земле. Поздние варианты мифа связывают с ней и установление брачного ритуала. Если Паньгу не творит мир, но сам развивается вместе с отделением неба от земли (лишь средневековые гравюры изображают его с долотом и молотком в руках, отделяющим небо от земли), то Нюйва предстаёт и как своеобразный демиург. Она чинит обвалившуюся часть небосвода, отрубает ноги гигантской черепахе и подпирает ими четыре предела неба, собирает тростниковую золу и преграждает путь разливу вод («Хуайнаньцзы»).
Можно предполагать, что Паньгу и Нюйва изначально входили в различные племенные мифологические системы, образ Нюйва возник либо в юго-восточных областях древнекитайских земель (немецкий исследователь В. Мюнке), либо в районе культуры Ба в юго-западной провинции Сычуань (американский учёный В. Эберхард), а образ Паньгу - в южнокитайских областях. Более широкое распространение имели предания о культурном герое Фуси, по-видимому, первопредке племён и (Восточный Китай, нижнее течение реки Хуанхэ), которому приписывалось изобретение рыболовных сетей, гадательных триграмм. Он научил людей охоте, рыболовству, приготовлению пищи (мяса) на огне. Будучи первоначально культурным героем племён и, тотемом у которых была птица, Фуси, возможно, представлялся в виде человекоптицы. Впоследствии, скорее всего к рубежу н. э., в процессе сложения общекитайской мифологической системы стал фигурировать в паре с Нюйва. На могильных рельефах первых веков н. э. в провинциях Шаньдун, Цзянсу, Сычуань Фуси и Нюйва изображаются в виде пары сходных существ с туловищами человека и переплетёнными хвостами змеи (дракона), что символизирует супружескую близость. Согласно мифам о Фуси и Нюйва, зафиксированным в начале 60-х гг. 20 в. в изустном бытовании у китайцев Сычуани, они брат и сестра, спасшиеся от потопа и затем вступившие в брак, чтобы возродить погибшее человечество. В письменных памятниках имеются лишь отрывочные упоминания о том, что Нюйва была сестрой Фуси (со 2 в. н. э.), его женой она впервые названа лишь у поэта 9 в. Лу Туна. Миф о потопе зафиксирован в литературе ранее других мифов («Шуцзин», «Шицзин», 11-7 вв. до н. э.). Предполагают, что мифы о потопе зародились у китайских племён в районе рек Хуанхэ и Чжэцзян, а затем распространились в районы современной Сычуани. Как отмечал американский синолог Д. Бодде, потоп в китайской мифологии не наказание, посланное людям за грехи (так он рассматривается лишь в современных вариантах мифа о Фуси и Нюйва), а скорее обобщённое представление о некоем водяном хаосе. Это повествование о борьбе земледельцев с наводнением в целях землеустройства и создания ирригации. Согласно записи в «Шуцзине», в борьбу с потопом вступает Гунь, который пытается остановить воды с помощью похищенной им у верховного правителя чудесной саморастущей земли (сижан). Предположительно, в основе этого образа лежит архаическое представление о расширении земли в процессе творения космоса, вошедшее в сказание об обуздании потопа, который в мифах обычно маркирует начало нового этапа развития мира и жизни на земле.

 

Билет 76.Мифология Японии и синтоизм.

 

Японская мифология по своей сущности весьма неоднородна. Она представляет собой сочетание синтоизма (верования Древней Японии) с основными положениями буддизма и даосизмом (народная мифология Японии, сложившаяся в более поздний период развития государства). Официальная мифология синтоизма запечатлена в таких памятниках японской культуры и письменности, как «Нихонги» и «Кодзики». Эти произведения содержат наибольшее количество мифов, связанных с тремя циклами, или периодами развития. Частичное закрепление мифологических представлений дано также в этнографических описаниях провинций Японии.

Первый цикл мифов – космологический – повествует о создании мира. Действующими лицами здесь являются небесные боги, обитатели такама-но хара (равнины высокого неба). Часть событий происходит в царстве мертвых (ёми-но куни).

Второй мифологический цикл связан с местностью Идзумо (центральная Япония, современная восточная часть префектуры Симане) и происходящими там событиями.

Третий цикл рассказывает о действиях на земле Химука (современный о-в Кюсю, префектура Миядзаки).

Персонажами японской мифологии являются ками (или микото). Это божества, находящиеся друг с другом в определенных иерархических отношениях. На верхушке пирамиды стоят небесные ками (среди которых, в свою очередь, выделяются особые небесные ками). Далее следуют земные ками, духи-покровители определенной местности. Более низкую ступень занимают ками природы (духи различных стихий и природных явлений). В качестве ками могут также выступать и абстрактные понятия.

Согласно мифологии Японии, мир не был сотворен из хаоса единым богом-демиургом. Одновременно с появлением первых божеств-ками в мироздании самопроизвольно установился элементарный первоначальный порядок. Первые боги, появившиеся на земле, были так называемыми одиночками, т.е. не имели пары, а также признаков пола и каких-либо внешних проявлений. Имена первых трех ками таковы – Камимусуби, Амэ-но Минакануси и Такамимусуби. За ними появляются еще шесть ками-одиночек. Первыми парными богами являются богиня осаждающего песка и ее старший брат, бог всплывающей грязи. С появлением Идзанаки и Идзанами сотворение мира окончательно завершается. Эти божества создают земную твердь, мешая воды мирового океана копьем, а затем, вступив в брак, рождают японские острова и духов-ками, которые будут здесь обитать.

Постепенно мир приобретает привычные очертания, появляется ландшафт, возникают леса и равнины, горы и ущелья, озера и реки. Возникают природные явления. Каждая местность обретает своего ками-покровителя.

Верховной небесной богиней становится Аматэрасу, старшая дочь Идзанаки и Идзанами. В ее владениях находится равнина высокого неба. Богиня также покровительствует земледелию и рукоделию – в ее небесных покоях, как и на земле, есть рисовые поля, а также специальные комнаты для занятия ручным трудом.

Одним из самых известных персонажей второго цикла мифов является 0-кунинуси, потомок Сусаноо. Он и его помощник Сукунабикона занимаются тем, что устраивают мир на земле. Третий цикл мифов открывается прибытием на землю Ниниги и его вступлением во владение Японией. Он устанавливает на земле божественную власть.

Японская мифология содержит две версии усмирения и приведения к порядку земных богов. «Нихонги» и «Кодзики» являются носителями длительной и гуманной версии и отражают точку зрения небесных богов-покорителей. В то же время в памятнике «Когосюи» проводится агрессивная и воинственная версия, основанная на позиции побежденных земных богов. Таким образом, мифология Японии несет в себе некую неоднородность, обусловленную сосуществованием разных культурных традиций.

Необходимо также отметить, что японская мифология уделяет особое значение вере в магические силы. Если говорить в целом, то мифология Японии представляет собой скорее сочетание различных народных верований и представления, нежели единую четкую систему.

 

Синтоизм

Национальной религией Японии является синтоизм. Термин «синто» означает — путь богов. Сын или ками - это боги, духи, которые населяют весь окружающий человека мир. Любой предмет может быть воплощением ками. Истоки синтоизма восходят к глубокой древности и включают в себя все присущие первобытнымнародам формы верования и культы: тотемизм, анимизм, магию, фетишизм и др.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.016 сек.)