АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Таким образом, функционирование науки как элемента культуры, обусловлено различными факторами как культурного так и природного происхождения

Читайте также:
  1. АУДИТОРСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  2. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  9. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  10. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  11. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  12. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, функционирование науки как элемента культуры, обусловлено различными факторами как культурного так и природного происхождения. Сама же наука в результата своего исторического развития превращается в культурообразующий фактор развития человечества, что несет в себе противоречивые последствия: ускорение культурно-цивилизационных процессов, с одной стороны, и духовное опустошение культуры, с другой. Поэтому особое внимание сегодня следует обратить на важнейшую проблему гуманизации науки, которая широко обсуждается в мировой печати.

Билет 15.Символика и её аспекты.

Символика — совокупность символов, используемых той или иной группой лиц, организацией, общественным илиполитическим образованием, государством и так далее.

Символика

(мифол., иск. и этногр.) — имеет огромное значение в истории искусства и литературы. Мысль и язык самымтесным образом связаны с символикой. По толкованию академического словаря русского языка, символ — этознак, изображение какой-нибудь вещи или животного для означения качества предмета. В понятие символа входят, не поглощая его, художественный образ, или аллегория, или сравнение.

Многие символы получилинеобъятно широкое значение, напр. символы креста, орла,

рыбы. Происхождение символов и способы их распространения в научном отношении мало выяснены. Несомненно, что некоторые символы возникли ународов самостоятельно; многие сходные символы могут быть объяснены общими психологическими икультурными причинами, например,символика солнца — в виде колеса, молнии — в виде молота; но во многих случаяхобнаруживается культурное взаимодействие народов и передача символическим путем торговых связей,монетного обращения, религиозных представлений. О культурной истории главных символов древнего миратрактует Goblet d'Alviella в обширном, но не по всем пунктам доказательном сочинении "La migration dessymboles" (1891). Здесь говорится о символах общих, популярных у разных народов — о кресте (в Китае,древней Америке, у персов, халдеев, индусов, греков — в значении символа земли, символа ветров, символасвета, истины и пр.), о двуглавом орле, об орле, разрывающем змея (символ победы солнца над тучами,вообще победы, силы), о трезубце, о руке с неба (в христианской иконографии, галльских амулетах,ассирийских камнях), о лотосе как символе божества и вселенной у индусов и египтян. С наибольшей подробностью Г. д'А. говорит о свастике (кресте с загнутыми концами) и о различных

символических образах древа вселенной, древа жизни. Он останавливается на пороге христианской символики и совсем не затрагивает обширного литературного материала древности. Средневековая христианская символика нашла разнообразныевыражения в архитектуре, в живописи, в миниатюрах,

в легендах.

С наибольшей простотой христианская символика выражена в катакомбах (см. сочинения де Росси, Фрикена и др.). О византийской и русской стариннойцерковной С. много ценного в исследованиях Буслаева ("Ист. очерки", "Лицевой Апокалипсис" и др.),Покровского ("Евангелие в иконографии", "Страшный суд" и др.), Кондакова ("Ист. визант. иск."), Стасова (поорнаментике рукописей и др.). В истории развития у нас научных исследований по церковной С. важноезначение имела статья Буслаева "Византийская и древнерусская С. по рукописям от XV до конца XVI в.".Здесь Буслаев выяснил важное значение древних иллюстрированных рукописей, в частности псалтыри (во 2т. "Ист. очерков", 198—216). Из новейших трудов большой материал по народной С. дает альбом и описаниеписанок Лубенского музея, составленный г. Кулжинским (1899). Символика — явление очень сложное и широкое.Можно наметить три обширных отдела: Символика предметная (солнце — око, борода, диск, древо жизни и т. д.), Символика обрядовая (танцы диких, воспроизводящие войну, охоту, свадебные обряды умыкания и др.) и С. словесная.Обрядовая С. чрезвычайно разнообразна. Многие обряды на родинах, свадьбах, на рождественских святках,на масляной имеют исключительно символическое значение в смысле внешнего обрядовогопредопределения урожая, богатства, счастья (подроб. см. соч. Сумцова о родинных и свадеб. обрядах). Ещеболее велика народная словесная С.; она вплетается во все проявления народной словесности, особенно впесни. О русской словесной С. есть два старых сочинения, составляющих ныне библиографическуюредкость: диссертация Н. И. Костомарова "Об историч. значении русской нард. поэзии" (Харьк., 1843) идиссертация А. А. Потебни "О некоторых символах в славянской народной поэзии" (Харьк., 1860). УКостомарова после кратких общих замечаний о С. дан свод малорусских народо-поэтических символов изцарств растительного и животного, напр., фиалка — символ девственности, барвинок — брака, любисток —любви, василек — чистоты и святости, хмель — волокитства, лоза — бедности, голубь — любви, пава —нарядности, селезень — жениха, сова — зловестия. Потебня останавливается на С. в языке, причемотмечает три главных признака С. — сравнение, противоположение и отношение причинное. Онрассматривает вкратце символическое значение многих песенных мотивов — пить (= любить), соль (=печаль), кованье (= любовь), дым и пыль (= печаль), разлив (= горе), орать (= любить), горы (= горе) и др.Гораздо более ценно в научном отношении одно из позднейших исследований Потебни — "Объяснениемалорусских и сродных песен" (1887). Здесь Потебня снова обращается к песенной С., но с приложениемстрого научного метода исследования. В первом томе этого соч. Потебня говорит о превращении в песняхсимвола лица в обстановку, во 2-м — о народных приемах сочетания символов и о многих песенныхсимволах в отдельности.

Билет 16.Образотворче мистецтво первісної людини.

Найдревнішим періодом розвитку мистецтва є мистецтво первісної людини або, як його ще називають, первісне мистецтво. Ця зображально-наслідувальна діяльність, що спиралась на образне мислення

Наскельні зображення тварин на повен зріст створювались, як свідчать дослідження вчених, для чисто практичних потреб – чи як мішень для тренування і навчання у метанні списа, проведенні ритуального полювання під час ініціацій, або як образ тварини для ритуальних, магічних дій, що передували полюванню і повинні були забезпечити успіх.

Чимала кількість майстерно виконаних зображень періоду пізнього палеоліту, тобто періоду полювання людини на крупних тварин, на жаль, не збереглася – вони сильно потерпали в часи, коли людство перейшло до продуктивного господарювання. Безперечно, зображення тварин і людини завжди супроводжували і супроводжуватимуть людську культуру, але реалістичний пафос палеолітичного живопису – унікальний і неповторний, адже знахідкам пізніших часів притаманні вже стилізація, узагальнення, динамізм, багатофігурність композиції тощо.

Магічний характер первісного мистецтва такою ж мірою властивий і скульптурним зображенням жінок, так званих неолітичних Венер, пов'язаних з культом матері-прародительки і хранительки домашнього вогнища, ритуальних танців-дій, що дійшли до нас з культурою реліктових спільнот.

Билет 17.Палеоліт.Основні тенденції розвитку мистецтва.

Перші твори первісного мистецтва створено близько тридцяти тисяч років тому, наприкінці епохи палеоліту, або стародавнього кам'яного віку.
Найдавнішими скульптурними зображеннями на сьогоднішній день є так звані «палеолітичні венери» - примітивні жіночі фігурки. Вони ще дуже далекі від реального подібності з людським тілом. Всім їм притаманні деякі спільні риси: збільшені стегна, живіт і груди, відсутність ступень ніг. Первісних скульпторів не цікавили навіть риси обличчя. Їх завдання полягало не в тому, щоб відтворити конкретну натуру, а в тому, щоб створити якийсь узагальнений образ жінки-матері, символ
родючості та хранительки вогнища. Чоловічі зображення в епоху палеоліту дуже рідкісні. Крім жінок зображували тварин: коней, кіз, північних оленів та ін Майже вся палеолітична скульптура виконана з каменю чи кістки.
В історії печерного живопису епохи палеоліту фахівці виділяють кілька періодів. У далекій давнині (приблизно з XXX тисячоліття до н. Е..) Первісніхудожники заповнювали поверхню Усередині контуру малюнка чорною або червоною фарбою.
Пізніше (приблизно з XVIII і по XV тисячоліття до н. Е..) Первісні майстри стали більше уваги приділяти деталям: косими паралельними штрихами вони зображували шерсть, навчилися користуватися додатковими кольорами (різними відтінками жовтої і червоної фарби), щоб намалювати плями на шкурах биків, коней і бізонів. Лінія контуру також змінилася: вона стала то яскравіше, то темніше, відзначаючи світлі й тіньові частини фігури, складки шкіри і густу шерсть (наприклад, гриви коней, масивні загривки бізонів), передаючи таким чином обсяг. У деяких випадках контури або найбільш виразні деталі древні художники підкреслювали вирізаною лінією.
У XII тисячолітті до н.е. печерне мистецтво досягло свого розквіту. Живопис того часу передавала об'єм, перспективу, колір і пропорції фігур, рух. Тоді ж були створені величезні живописні «полотна», що покрили склепіння глибоких печер.
У 1868 р. в Іспанії, в провінції Сантандер, була відкрита печера Альтаміра, вхід в яку до того був засипаний обвалом. Майже десять років по тому іспанський археолог Марселіно Саугуола, що займався розкопками в цій печері, виявив первісні зображення на її стінах і стелі. Альтаміра стала першою з багатьох десятків подібних печер, знайдених пізніше на території Франції та Іспанії: Ла Мут, Ла Мадлен, Труа Фрер, Фон де Гом та ін Зараз завдяки цілеспрямованим пошуків тільки у Франції відомо близько ста печер із зображеннями первісного часу.
Видатне відкриття було зроблено цілком випадково у вересні 1940 р. Печеру Ласко у Франції, яка стала ще більш відомої, ніж Альтаміра, виявили чотири хлопчики, які, граючи, забралися в яму, яка відкрилася під корінням впав після бурі дерева. Живопис печери Ласко - зображення биків, диких коней, північних оленів, бізонів, баранів, ведмедів та інших тварин - найдосконаліше художній твір з тих, які були створені людиною в епоху палеоліту. Найбільш ефектні зображення коней, наприклад маленьких темних низькорослих степових конячок, нагадують поні. Цікава також розташована над ними чітка об'ємна фігура корови, що приготувалася до стрибка через огорожу або яму-пастку. Ця печера перетворена тепер в чудово обладнаний музей.
Надалі печерні зображення втратили жвавість, об'ємність; посилилася стилізація (узагальнення і схематизація предметів). В останній період реалістичні зображення відсутні зовсім. Палеолітична живопис як би повернулася до того, з чого починалася: на стінах печер з'явилися безладні переплетення ліній, ряди точок, неясні схематичні знаки.

Билет 18. Мезоліт. Основні тенденції розвитку образотворчого мистецтва.

В епоху мезоліту, або середнього кам'яного віку (XII-VIII тисячоліття до н. Е..), Змінилися кліматичні умови на планеті. Одні тварини, на яких полювали, зникли; їм на зміну прийшли інші. Стало розвиватися рибальство. Люди створили нові види знарядь праці, зброї (лук і стріли), приручили собаку. Всі ці зміни, безумовно, вплинули на свідомість первісної людини, що відбилося і в мистецтві.
Про це свідчать, наприклад, наскальні малюнки в прибережних гірських районах Східної Іспанії, між містами Барселона і Валенсія. Раніше в центрі уваги стародавнього художника були тварини, на яких він полював, тепер - фігури людей, зображені у стрімкому русі. Якщо печерні палеолітичні малюнки представляли окремі, не пов'язані між собою фігури, то в наскального живопису мезоліту починають переважати багатофігурні композиції і зчепи, які жваво відтворюють різні епізоди з життя мисливців того часу. Окрім різних відтінків червоної фарби застосовували чорну і зрідка білу, а стійким сполучною речовиною служили яєчний білок, кров і, можливо, мед.
Центральне місце в наскального живопису займали сцени полювання, в яких мисливці і тварини пов'язані енергійно розгортається дією.
Мисливці йдуть по сліду або переслідують здобич, на бігу посилаючи в неї град стріл, наносять останній смертельний удар або тікають від розлюченогопораненого тварини. Тоді ж з'явилися зображення драматичних епізодів військових зіткнень між племенами. У деяких випадках мова йде, мабуть, навіть про страту: на першому плані - фігура людини, що лежить пробитого стрілами, на другому - ряд тісний стрільців, які підняли вгору луки. Зображення жінок зустрічаються рідко: вони, як правило, статичні і безжиттєві. На зміну великим живописних творів прийшли малі. Зате вражають детальність композицій і кількість персонажів: іноді це сотні зображень людини і тварин. Людські фігури дуже умовні, вони швидше є символами, які служать для того, щоб зображувати масові сцени. Первісний художник звільнив фігури від усього, з його точки зору другорядного, що заважало б передавати і сприймати складні пози, дія, саму суть того, що відбувається. Людина для нього - це перш за все втілене рух.

Билет 19.Неоліт. Основні тенденції розвитку мистецтва первісної людини.

Танення льодовиків в неоліті, або новому кам'яному віці (5000-3000 рр.. До н. Е..), Привело в рух народи, що почали заселяти нові простори. Посилилася міжплемінна боротьба за володіння найбільш сприятливими мисливськими угіддями, за захоплення нових земель. В епоху неоліту людині загрожувала найгірша з небезпек - інша людина! Нові поселення виникали на островах в закрутах річок, на невеликих пагорбах, т. з. в місцях, захищених від раптового нападу. Наскальний живопис в епоху неоліту стає все більш схематичною і умовною: зображення лише злегка нагадують людину або тварину. Це явище характерне для різних районів земної кулі. Такі, наприклад, знайдені на території Норвегії наскальні малюнки оленів, ведмедів, китів і тюленів, що досягають восьми метрів у довжину.
Наскальне мистецтво існувало у всіх частинах світу, але ніде воно не було так широко поширене, як в Африці. Вирізані, вибиті на скелях і написані фарбами зображення виявлені на величезних
просторах - від Мавританії до Ефіопії і від Гібралтару до мису Доброї Надії. На відміну від європейського мистецтва африканська наскальний живопис не є виключно доісторичної. Її розвиток можна простежити
приблизно від VIII-VI тисячоліть до н. е.. аж до наших днів. Перші наскальні зображення були виявлені в 1847-1850 рр.. в Північній Африці і пустелі Сахарі (Тассилин-Аджер, Тібесті, Фецану та ін)
У III-II тисячоліттях до н. е.. з'явилися споруди з величезних кам'яних брил - мегаліти (від грец. «мегас» - «великий» і «літос» - «камінь»). До мегалитическим споруд відносяться менгіри - вертикально стоять камені заввишки більше двох метрів; дольмени - кілька вкопані в землю каменів, перекритих кам'яними плитами; кромлехи - складні споруди у вигляді кругових огорож діаметром до ста метрів з величезних кам'яних брил. Мегаліти були широко поширені: вони знайдені в Західній Європі, Північній Африці, на Кавказі і в інших районах земної кулі. В одній тільки Франції їх виявлено близько чотирьох тисяч. Призначення цих споруд невідомо.
Найзнаменитіший з них - кромлех Стоунхендж (II тисячоліття до н. Е..), Недалеко від міста Солсбері в Англії. Стоунхенлж побудований зі ста двадцяти кам'яних брил вагою до семи тонн кожна, а в діаметрі складає тридцять метрів. Любопытно, что горы Преселли в Южном Уэльсе, откуда, как предполагалось, доставляли строительный материал для этого сооружения, находятся в двухстах восьмидесяти километрах от Стоунхенджа. Однако современные геологи считают, что каменные глыбы попали в окрестности Стоунхенджа с ледниками из разных мест.
Крім схематизму вони відрізняються недбалістю виконання. Наряду со стилизованными рисунками людей и животных встречаются разнообразные геометрические фигуры (круги, прямоугольники, ромбы и спирали и т. д.), изображения оружия (топоры и кинжалы) и средств передвижения (лодки и корабли). Воспроизведение живой природы отходит на второй план. Первісне мистецтво зіграло важливу роль в історії та культурі найдавнішого людства. Научившись создавать изображения (скульптурные, графические, живописные), человек приобрёл некоторую власть над временем. Воображение человека воплотилось в новой форме бытия — художественной, развитие которой прослеживается историей искусства.

Билет 20.Образотворче мистецтво Африки. Символіка і абстракціонізм.

Варто мати на увазі, що "африканське мистецтво" включає в себе твори безліч різних культур, часто генетично або дифузійно не пов'язаних один з одним, однак, на думку деяких дослідників, для більшості продуктів "африканської культури" властиві спільні риси:

  • В центрі уваги знаходиться людська фігура.
  • Абстракція домінує над реалістичністю.(Абстра́кція (лат. abstractio — відвернення) — одна з основних операцій мислення, а також метод наукового дослідження, що полягає в тому, що суб'єкт, відокремлюючи які-небудь ознаки об'єкту, що вивчається, відволікається від інших, не враховуються його неістотні сторони і ознаки. Це дозволяє спрощувати картину явища, що вивчається, і розглядати його як би в «чистому вигляді».)
  • Головна форма - скульптура. З цього випливає ще одна особливість: домінування тривимірного простору над двовимірним.
  • Поширеність свого роду акціонізму, в якому використовуються предмети мистецтва. Тим самим предмети мистецтва зі статичних перетворюються в "рухомі" (такою може виступати маска, використовувана під час церемонії).(Акціонізм є узагальненою назвою для "мистецтв дії", в яких твором є жест, розіграна "вистава" або спровокована "подія".)
  • Нелінійне масштабування (спотворені пропорції), яке Леопольд Седар Сенгор називав "динамічної симетрією".

Билет 21.Африканська скульптура. Міфологія,світогляд,символ,абстракція.

Африканська скульптура - це, зазвичай, зображення духів, предків, людей і тварин. Загальною особливістю цих творів є: сильний драматичний експресіонізм, відсутність натуралізму і гострі, незграбні форми. Африканський скульптор часто порушує пропорції людського тіла, надаючи найбільше значення голові і особі. Образи, які він створює, не завжди ясні, але завжди живі і привабливі. Африканська скульптура рідко забарвлюється. Зазвичай вона зберігає природний колір дерева. Матеріалом для скульптури майже завжди служить червоне або чорне дерево. Варто сказати і про те, що для багатьох людей всього світу африканська скульптура і живопис є чисто декоративним мистецтвом. Тоді як для самих народів Африки це основна частина вірувань. Зображення богів, істот, які складають основи світобачення, означають значно більше для жителя цього південного континенту, чим просто красива річ. Скульптури і маски беруть участь в обрядах, що проводяться, магічних діях, елементах поклоніння богам. Кожен узор, невидима для жителя інших континентів дрібниця, може означати щось дуже важливе і нести великий потік інформації. Це може бути знак приналежності до того або іншого племені, інформація про ритуал, символ захисту від лихого ока, від впливів з потойбічного світу, може бути оберегом, амулетом і тому подібне Швидше за все саме тому вони несуть потужний експресіонізм (експресію). Предмет, який повинен випромінювати силу, не може бути бляклим і невиразним. Такий предмет повинен приголомшувати і нести в собі заряд, який може бути побачений навіть при швидкоплинному погляді.

Билет 22.Культурно-исторические регионы африканского континента,их общность и различие.

Предполагается, что человеческая раса зародилась на африканской земле 5-8 миллионов лет назад. Множество разных языков, религий и видов экономической деятельности развивались в Африке. Другие народы с разных частей света мигрировали в Африку, например, арабы приехали в северную Африку еще в VII веке. К XIX веку они перебрались в восточную и центральную Африку. В XVII веке здесь, у мыса Доброй Надежды, обосновались европейцы. А их потомки переехали уже в ныне существующую Южную Африку. Индийцы поселились в Уганде, Кении, Танзании и Южной Африке.

В Африке много племен, этнических групп и общин. Популяция многих общин составляет миллионы, племен же насчитывается всего несколько сотен. Каждое племя тщательно соблюдает свои традиции и следует культуре.

В Африке говорят на сотнях диалектах и языках. Самые значительные из них - арабский, суахили и хауса. Нет какого-то единого языка, на котором говорят в большинстве стран Африки, поэтому в одной стране может быть несколько официальных языков. Многие африканцы говорят на малагасийском языке, английском, испанском, французском, бамана, сесото и т.д. В Африке существует 4 языковых семьи, придающих стране разнообразие и единство одновременно - афро-азиатская, нигер-кордофанская, нило-сахарская, койсанская.

Условно культуру Африки можно разделить по географическому признаку на Северную и Чёрную Африку.

Культура Северной Африки

Территория Северной Африки пользовалась большой популярностью у самых различных народов и культур на протяжении нескольких тысяч лет. Своеобразием отличается культура Древнего Египта, части Африки, но она относится к каноническому типу искусства, интегрированному с Крито-Микенской, Древне-Греческой, Древне-Римской и ближневосточными культурами. Всю остальную Африку к западу от Нила древние греки называли Ливией. В XIV в. до н. э. древние племена, населявшие Нубийскую пустыню на юго-восточной оконечности Африки, испытали влияние египетского искусства, в дальнейшем развивались в контактах с цивилизацией Египта. Часть Эфиопии входила в состав Верхнего Египта, а государство Аксум (от греч. axulos -«бедный лесом») - с выходом к побережью Красного моря - поддерживало контакты с греко-римским миром, в IV в. его жители приняли христианство (под влиянием александрийской школы - в монофизитской форме). В X веке до н.э.иудеи и финикийцы называли Африку страной Офир. В IX в. до н. э. северное побережье Африки было колонизовано финикийцами, ок. 815 года до н.э. они основали Карфаген. На Западе Африка граничила с Геркулесовыми столбами (Гибралтаром), считавшимися краем Земли, однако существует мнение, что древние средиземноморские мореплаватели совершали путешествия с торговыми миссиями на тысячи километров на юг, например в район устья Конго, где образовывали торговые колонии. Именно так в долину устья Конго могли попасть осколки Крито-Микенской цивилизации. В IV-VI веках уже нашего времени через Гибралтар переправилась часть союзных германских (вандалы) и североиранских (аланы) племён, которые проделали за несколько веков огромный путь из Средней Азии. Попав в Северную Африку, они растворились, ассимилировавшись с местным населением, но культура их кочевая рыцарская культура не исчезла полностью. В это же время Северо-Восточная часть континента была экзархатом Византийской империи и испытывала влияние христианской культуры. В VII в. н. э. северо-западные территории Африки захвачены арабами и стали мусульманскими.В средние века весь север Африки и даже часть Пиренейского полуострова были завоеваны арабами. Поэтому на этих территориях, несмотря на различия, были и общие черты, характерные для исламской культуры. Особенный интерес представляет народное арабское жилище.

Для арабских стран характерно деление города на медину и европейскую часть, отделявшиеся друг от друга.

На обширной территории с различными природными условиями жилища приспосабливались к условиям гор и равнин, пустынь и морского побережья, сухого и влажного климата. Кроме того, на культуру арабов оказывали влияние традиции завоеванных народов и других народов Европы, Азии и Африки, с которыми сталкивались арабы.

Характерной чертой арабского жилища была его замкнутость, неизбежная в условиях средневекового Востока. Дворик с фонтаном и водоемом, отделенный довольно высокими стенами от знойных и пыльных улиц, создавал обитателям приятный микроклимат и прохладный оазис среди городских антисанитарных условий летней жары. Улицы имели минимальную ширину, необходимую для пешеходов.

Женщины жили затворницами, проводя время, в основном, в доме. Глухие стены оберегали хозяев от посторонних и отгораживали женщин от внешнего мира. Женщины смотрели на улицу с висячих, закрытых решетками балконов, оставаясь невидимыми. В жилище выделялась женская половина - харам или гарем. Мужская половина - гостиная - называлась селамлик или диванхане.

В жилищах арабских стран и на Среднем Востоке нет мебели, за исключением небольших низких столиков. Едят, сидя на полу, на коврах и циновках; на полу выполняют и домашнюю работу - готовят еду, прядут, шьют. Поэтому окна расположены низко или даже доходят до пола.

На стройке применяют самые простые орудия - мотыги, корзины для переноски глины, веревки для разметки. Как отвес используют камень, привязанный к бечевке.

Улицы в населенных пунктах арабских стран северной Африки в основном не мощеные, окружены с двух сторон глухими стенами нижних этажей; верхние этажи, чтобы получить дополнительную площадь, часто выдвигались над улицей в виде эркера или совсем ее перекрывали.

Существовало много типов жилищ, но основных было два - укрепленное башенное и дворовое. В городах и селах преобладало жилище дворового типа. Жилые и хозяйственные постройки стояли по периметру двора, занимая только одну, две или даже все четыре стороны. Комнаты длинной стороной располагались по границе участка. Каждая комната имела свой выход во двор или на галерею, окружающую верхний этаж.

Башенный дом встречается и в городе, и в селе. Дома представляют собой компактный объем в виде куба, параллелепипеда или усеченной пирамиды. Больше всего башенных домов на Аравийском полуострове. Причина появления жилищ башенного типа объясняется племенной и родовой рознью, набегами разбойничьих банд.

Население завоеванных стран исламизировалось, часто принимало арабский язык и обычаи, но часть сохраняла культурную автономию и свою религию. Евреи и христиане жили в отдельных кварталах внутри арабской медины.

Когда в наше время арабские страны встали на путь экономического и культурного прогресса, города стали реконструироваться, благоустраиваться, озеленяться. Трущобы уничтожались, прокладывались широкие асфальтированные улицы. Строились кварталы современных многоэтажных домов. Но и сейчас существуют обширные старые районы. Новые индивидуальные дома часто строятся по старым образцам. Даже в многоэтажных домах иногда используются старые традиции.

Делались попытки выделять в квартирах поэтажно женскую и мужскую половины, обслуживаемые отдельными лифтами. Как и в традиционных домах, используются целесообразные средства защиты от жары, дешевые местные строительные материалы, например, сырец.

Северная Африка всегда была страной кочевников. Римляне увидели там овальные переносные жилища мапалия из жердей и травы. При переезде их складывали на повозки. Затем их вытеснили шатры, покрытые шерстяной тканью.

Несмотря на усилия правительств арабских стран и достигнутые успехи, особенно в Тунисе и Марокко, в переводе кочевников на оседлое хозяйство, значительное количество населения до сих пор ведет кочевой или полукочевой образ жизни.Переносные жилища представлены в основном шатрами. Их конструктивный скелет образован шестами и кольями, которые могут быть поставлены по-разному. Для покрытия чаще всего применяют ткань из козьей шерсти, защищающей от дождя и ветра. Более дешевое покрытие делается из растительных заменителей - травы альфа и асфоделия. Туареги в Сахаре иногда применяют покрытие из кожи.

Шатер хорошо укрывает от ветра, дождя и холода. Примитивное временное жилище, хижина-гурби, дешевле, но менее удобно. Шатер четко делится на две половины - женскую и мужскую. В шатрах живут бедуины Иордании, Аравии, берберское и арабское население севера Африки. В Ливии арабские племена еще в 30-е годы 20-го века не знали ни домов, ни сел, живя в шатрах.

В ещё более позднее время Африканская культура испытала влияние европейских культур: Франция, Голландия, Англия, Португалия. В Южной Африке сформировалась совершенно неподражаемая культура голландских поселенцев - буров, которые в свою очередь(в конце XIX века)оказали обратное влияние на европейскую (в частности - английскую культуру). Именно благодаря бурам европейцы получили представление о «африканском европейце» и более близко восприняли африканскую культуру (кстати, за форму цвета хаки тоже нужно благодарить буров, она была изобретена во время англо-бурской войны).

Следует разделить понятие «африканского стиля» на африканские мотивы, используемые в европейской цивилизации, метод отображения действительности, свойственный африканским народам и собственно африканские аутентичные стили искусства.

«Африканским стилем» в современном интерьере можно назвать мотив африканской орнаменталистики и примитивно-экзотических образов в одежде и предметах интерьера.Вообще же использование аутентичных и стилизованных предметов африканского искусства следует отнести к колониальному стилю. Всё это этно-культурное движение относится к северным и окраинным территориям Африканского континента.

.Культура стран Африки южнее Сахары

В силу географических и исторических условий творчество африканских племён на большей части континента (Чёрная Африка) длительное время оставалось архаичным и не подвергалось воздействию извне. Исключение составляют лишь прибрежные территории южно-атлантического побережья, которые вступали в контакт с европейскими купцами и путешественниками.

Культура народов Западной и Центральной Африки уходит в глубину веков. Сохранившаяся наскальная живопись относится к Х-VIII вв. до н. э. Бронзовое литье, деревянная скульптура, изделия из керамики свидетельствуют о древней и богатой культуре народов, населяющих эти земли. До наших дней сохранились храмы и дворцы правителей средневековых государств Бенин, Ифе, Дагомея, Гана.

В недавнем прошлом страны Западной и Центральной Африки (за исключением Либерии, которая получила независимость в 1847 г.) были колониями Франции, Великобритании, Португалии, Бельгии, Испании. В период работорговли побережье Гвинейского залива получило печально известное название Невольничьего берега.

В центральных районах Чёрной Африки, в бассейнах рек Нигер и Конго, этническая культура развивалась изолированно и создала оригинальный художественный стиль. Наиболее распространены были ритуальные маски и скульптура, но они не мыслились как самостоятельное художественное произведение, а являлись частью магического обряда.

Традиционные культуры негритянских народов Африки (или Чёрной Африки) обладают своей спецификой, которая состоит в их ориентации на прошлое. Это значит, что традиционное африканское мышление выделяет только настоящее и прошлое, понимаемое, однако, иначе, чем в современной европейской культуре. Эти два измерения кенийский ученый Дж. Ибити назвал следующими терминами, взятыми из языка суахили: саса -- теперь и залгапи -- давно. Саса -- это осознание человеком своего собственного существования, время, в котором он сам участвует или участвовал. Чем старше человек, тем длиннее период саса, оно содержит в себе прежде всего динамическое настоящее, ограниченное будущим и уже прожитым прошлым. Будущее имеет только краткую ценность, нет будущего «самого по себе», мышление о будущем является весьма короткой проекцией саса на текущие потребности. И если саса -- это автономное микровремя, то залгани -- макровремя, все, что было до текущего момента, «кладбище времени», по выражению Дж. Мбити. Однако данное эффектное определение не следует понимать буквально, в духе современной европейской культуры -- ведь «кладбище времени» является живым, оно постоянно присутствует в африканском настоящем.

Только Нигерию населяют свыше 250 народностей и этнических групп. Большая часть населения живет на юго-западе страны и на побережье океана. Почти треть жителей страны живет в городах. На юге страны для сельской местности характерны большие деревни, занимающие обширные площади. Жилища окружены хозяйственными постройками и далеко отстоят друг от друга. От каждого дома ведет тропинка к центральной площади, которая служит в деревне и рынком, и местом собраний. Типы жилищ различны, чаще всего это глинобитные хижины, прямоугольные или круглые, с конусообразной крышей Львова Э.С. Культуры народов Тропической Африки вчера и сегодня: взаимодействие культур и тенденции развития. М., 2006. - С.127.

Афар - племенной народ Африки, обосновался на Эфиопских землях. У Афар своя культура. Они, в основном, кочевники, живущие за счет домашнего скота. Афар - последователи исламской религии. В Эфиопии, в северной части основной народ - народ амхара. Это фермеры, говорящие на своем языке. На их лексику и морфологию оказали влияние арабский и древнегреческий языки.

Республика Гана - обитель англо-эксе. В Гане живет шесть основных этнических племен: акан (включая ашанти и фанти), эве, га и адангбе, гуан, груси и гурма. Племена танцуют ритуальные танцы под барабаны и даже имеют три военных части с целью защиты племенной африканской культуры. Народ западной Африки ашанти верит в духов и сверхъестественные силы. Мужчины - полигамны, что считается проявлением благородства. Здесь говорят на таких языках, как чви, фанте, га, хауса, дагбани, эве, нзема. Официальным же языком в Гане считается английский.

Народ баконго населяет территорию от Конго до Анголы вдоль атлантического побережья. Баконго производят какао, пальмовое масло, кофе, юрену и бананы. Скопление множества маленьких деревень образуют огромное племенное сообщество, члены которого являются непоколебимыми последователями культа духов и предков. Племя бамбара - основное племя Мали - в основном, фермеры, занимающиеся земледелием и скотоводством. Племя догон - тоже фермеры, известные своим искусным дизайном, резьбой по дереву и замысловатыми масками. Для своих танцев они надевают 80 различных масок, выбор которых зависит от праздника. Есть еще племя фулани, или племя мали, известные так же, как фульфульде или пеул, фуланис - самое многочисленное кочевое племя в мире.

Путешествуя по северо-восточной Замбии, можно встретить народ Бемба с очень тонкими религиозными убеждениями, основанными на поклонении верховному богу Леза. Люди бемба верят в его магические силы, а также в то, что он награждает плодородием. Берберы - одно из старейших племен Африки. Берберы живут во многих африканских странах, их большая часть населяет Алжир и Марокко. Берберы исповедуют ислам. Народ аке живет на юге республики Кот-д'Ивуар, который верит в одного верховного Бога, у которого свое имя в каждой религии. На так называемом Берегу Слоновой Кости так же проживают и другие племена - дан, акан, ани, аовин, бауле и сенуфо.

Страну Малави называют «теплым сердцем Африки» за теплый климат и дружелюбный народ. Этнические группы Малави: самая многочисленная группа чева, ньянджа, яо, тумбука, ломвэ, сена, тонга, нгони, нгонде, а также азиаты и европейцы.

Африканская культура смешалась в бесчисленном множестве племен и этнических групп. Арабская и европейская культура тоже привносит черты уникальности в общую культуру Африки. Самым важным аспектом культуры в Африке является семья.

Согласно одному африканскому обычаю народа лабола, жених перед свадьбой должен заплатить отцу невесты, дабы возместить потерю дочери. По традиции оплата производится в виде скота, но в сегодняшние дни отцам невест возмещают ущерб деньгами. Эта традиция имеет очень древние корни, считается, что она помогает сплотить две семьи, в результате возникает взаимное уважение между семьями, более того отец невесты убеждается в том, что жених способен содержать и во всем обеспечивать его дочь.

Согласно многим традициям свадьбы играют в ночь на полную луну. Если луна светит неярко - это плохой знак. Родители невесты не празднуют свадьбу долгую неделю, так как для них это печальное событие. Полигамия присутствует во многих африканских культурах. Как только мужчина становится способным содержать всех своих женщин, ему можно жениться. Жены делят между собой домашние обязанности, воспитание детей, приготовление пищи и т.д. Считается, что полигамия сплачивает многие семьи и помогает заботиться о благосостоянии других. Семья - самая важная ценность африканской культуры. Члены большой семьи заботятся друг о друге, помогают друг другу в трудную минуту, охотятся вместе и воспитывают детей.

С самого раннего возраста детям уже рассказывают о важнейших ценностях племени и воспитывают в них осознание важности семьи. Каждый член семьи занимается своим делом, обязанности распределяются согласно возрасту. Все работают на благо племени и вносят свой вклад согласно назначенным обязанностям и святым традициям и культуре Африки Львова Э.С. Культуры народов Тропической Африки вчера и сегодня: взаимодействие культур и тенденции развития. М., 2006. - С.166.

Современные формы искусства в странах Тропической Африки - в процессе становления. Современная африканская культура - это культура распадающегося традиционного родоплеменного общества - формирующегося индустриально-урбанистического. Приблизиться к уяснению того, что представляет собой современный художественный процесс в странах Тропической Африки, можно только в широком контексте проблем современного культурного строительства и тесно связанных с ними проблем аккультурации и модернизации личности.

В странах третьего мира, особенно там, где сохраняются родоплеменные уклады, общий кризис индустриализации, государственного и национального строительства усугубляется специфическими сложностями: большой этнической разнородностью, обособленностью отдельных этнических групп, отсутствием общего языка, религии, мировоззрения и других факторов консолидации.

В развивающихся странах Африки, как и повсюду в современном мире, сложность социальной стратификации порождает соответствующую дифференциацию в сфере культуры.

В традиционном искусстве различаются чистые, архаические формы, а также - маргинальные, переходные, которые в силу их местного происхождения, тесной связи с местной художественной спецификой можно назвать специфическими.

Там, где до наших дней сохраняются архаические пласты традиционной культуры, бытует синкретическое единство изобразительных, музыкальных, танцевальных, словесных художественных форм. Секретный язык мифологических текстов, архаический рисунок танца, полисемантичность изобразительных символов, специфический характер ритмов и самих музыкальных инструментов выражают сакральное начало, поддерживают строгую атмосферу ритуала.

Появление в религиозных церемониях развлекательных элементов - один из первых шагов на пути десакрализации традиционных обрядов. Следующий этап - все большая профессионализация художественной деятельности, постепенное превращение ее в городские ремесла.

Формы художественной деятельности, которые не принадлежат ни собственно родоплеменной культуре, ни индустриально-урбанистической цивилизации, то есть являются маргинальными, возникают на базе отдельных видов традиционного и современного профессионального искусства, трансформируя их применительно к новым условиям.

Сегодня в различных местах можно наблюдать все стадии этого процесса одновременно: художественная жизнь в странах Тропической Африки представляет единовременно сложный спектр соединительных, порождающих друг друга форм. Самодеятельные формы художественной культуры образуют своеобразный каскад, заполняющий лакуну между сакральным традиционным и профессиональным урбанистическим искусством, функционируя как своеобразный мост между традиционной культурой и индустриально-урбанистической цивилизацией. Маргинальные формы оказываются наиболее динамичными и жизнестойкими в условиях ломки традиционных стереотипов, нарастания и спада различных религиозных, идеологических, политических течений. В неоформленной стихии в большей степени, нежели в традиционном или урбанистическом искусстве, возрастает возможность появления адекватных форм современной африканской художественной культуры.

В Африке, после распада колониальной системы, вновь возникшие африканские государства столкнулись с проблемой создания и развития национальных языков и культур, а также сохранения этнокультурной идентичности своих народов в условиях доминирования языков бывших колониальных держав. Общее количество живых африканских языков, по данным 16-го издания каталога языков мира «Этнолог», составляет 2 110, что ставит её по этому показателю на второе место в мире после Азии, число языков которой - 2 322. Однако языковое разнообразие Африки намного выше, так как при почти таком же числе языков её население (по данным на 2009 г.) в четыре раза меньше, чем в Азии. Большинство африканских языков не имеют письменности и никогда не использовались в государственном управлении и образовании. В этих условиях языки бывших метрополий, в особенности английский, французский и португальский, продолжают оставаться государственными языками, в то время как большинство африканских языков, кроме самых распространённых, используются лишь на уровне местных общин. По данным Атласа языков мира, которым угрожает исчезновение, не менее 250 местных языков Африки находятся под угрозой исчезновения, а около 600 уже вымирают.

Политическая карта Африки и официальные языки большинства её государств отражают недавнее колониальное прошлое этого многоязычного континента. Хотя португальская колонизация Африки началась ещё в XV в., к 1880 г., времени колониального раздела Африки, колониальные державы контролировали только 10% её территории. Европейский экспансионизм в Африке в период с 1880 г. до начала Первой мировой войны в 1914 г. принял форму жёсткой конкурентной борьбы между соперничающими странами-захватчиками и протекал настолько поспешно, что вошёл в историю как «Гонка за Африку» (Scramble for Africa, или Wettlauf um Afrika). К началу Первой мировой войны раздел Африки был закончен, и на всём громадном континенте оставались независимыми только Либерия (под патронажем США) и Эфиопия. Движения за независимость после Второй мировой войны привели к распаду колониальной системы, завершившемуся в 60-х - 70-х гг. ХХ столетия. В настоящее время число независимых и суверенных государств в Африке составляет 53. Несмотря на то, что многие из них поменяли свои названия, большинство остались в пределах тех же границ, которые разделяли колониальные владения. Послеколониальное развитие африканских стран характеризуется крайней политической и экономической нестабильностью и межэтническими конфликтами. Условность границ, навязанных европейскими колонизаторами, приводит также к постоянным территориальным спорам, доходящим до военных конфликтов.

При общем числе африканских народов и этнических общностей, превышающем 2 000, большинство из них насчитывают по несколько тысяч и даже сотен человек и населяют несколько деревень. Языки и культуры таких народов особенно уязвимы и находятся на грани исчезновения. В то же время некоторые крупные и крупнейшие народы Африки насчитывают от одного до десяти и более миллионов человек каждый, и их языки могут широко использоваться во всех сферах жизни, кроме государственного управления и высшего образования.

Особенно отрицательно на языковом и культурном разнообразии на африканском континенте, большинство стран которого освободились от колониальной зависимости лишь во второй половине XX в., сказались процессы языковой и культурной глобализации. Преобладание языков бывших колониальных держав во всех сторонах общественной жизни африканских стран южнее Сахары ставит под угрозу языки и культуры как основные компоненты этнокультурной идентичности африканских народов. Исследователь вопросов этнокультурной идентичности И.В. Малыгина отмечает в качестве обратной стороны интеграционных и коммуникативных глобализационных процессов «снижение значимости национальных оснований идентичности личности, ослабление чувства принадлежности индивида к определённому государству, обществу и культуре».

На фоне чрезвычайного языкового разнообразия Африка южнее Сахары выглядит довольно однообразно в отношении официальных языков своих многоязычных государств. Кроме Эритреи и Эфиопии, которые, наряду с Либерией, были единственными странами в этом регионе, избежавшими колонизации, и Сомали, государством, испытавшим наименьшее колониальное влияние из-за нестабильности внутриполитической обстановки и соперничества колониальных держав, все страны Тропической Африки можно подразделить на три больших субрегиона в зависимости от языка государственного управления: англоговорящая Африка, франкоязычная Африка и страны португальского языка. Языковая карта Африки отражена в списке официальных языков самой крупной африканской межправительственной организации, Африканского союза, в состав которой входит 52 государства. Африканский союз, являющийся преемником Организации африканского единства, в Статье 11 Устава провозглашает в качестве своих официальных языков арабский, французский, английский, португальский и единственный африканский язык суахили. Самыми большими языковыми субрегионами являются англо- и франко-говорящие группы стран. В территориальном отношении и по числу стран франкоговорящий мир этого региона Африки несколько крупнее англоговорящего, хотя уступает по численности населения, так как включает малонаселённые районы Сахары. В шести из восемнадцати стран англоговорящего мира Тропической Африки английский язык разделяет статус официального с одним из наиболее распространённых местных языков, а в Южно-Африканской Республике, кроме английского и африкаанса, официальными признаны десять африканских языков. В странах франко-говорящего мира, кроме французского, статус официального также предоставлен другому языку в семи государствах, из них в трёх (Бурунди, Мадагаскар и Руанда) в качестве официального используется один из местных языков. В Чаде и на Коморских островах официальным, кроме французского, является также арабский язык. В пяти странах Тропической Африки статус официального языка предоставлен португальскому языку, из них самыми крупными являются Ангола и Мозамбик.

Билет 23.Мифология и религия народов Африки.

Африка́нская мифоло́гия — это мифология африканского региона, а точнее негроидных и других народов, живущих к югу от Сахары, не считая арабских народов, которые пришли с Аравийского полуострова на африканский континент, хотя арабская культура и ислам повлияли на соседние африканские народы[1]. Часто, у различных африканских народов, существуют разные версии одного и того же мифа, поэтому по мнению некоторых филологов (Элис Вернер и др.), Африканский континент достаточно однороден и их мифологии можно рассматривать обобщенно. Основные африканские верования монотеистические. В них существуют и духи, и предки, окружающие людей, но Бог у них только один[2]. Особое место в религиозных представлениях африканцев занимает мир духов, привидений идемонов. Африканские мифы дошли до наших времен преимущественно в виде устных преданий, которые в основном были записаны в XIX и начале ХХ в. исследователями-африканистами. Нередко в них можно встретить сугубо христианские или мусульманские элементы, которые тесно переплелись с традиционными африканскими верованиями.

Часто верховное божество в мифах африканских народов не является творцом мира. Чаще о мире говорится как будто он уже существовал, а первые люди чаще спускаются с неба, приходят из каких-то других земель, или будто появляются сами собой. Раньше принято было считать, что концепции верховного божества у народов Африки не существовало, а существующие в настоящее время, видоизмененные благодаря христианским миссионерам и влияния ислама на некоторые народы.

У племен бушонго (Намибия) верховное божество называется Бумба. Он создал мир, назначил тотемы и вождей для племен и отправился после этого на небо через «страх перед людьми» и теперь выражает иногда свою волю только в снах и видениях. О создании им мира бушонго рассказывают: однажды, когда ещё земля была под водой, Бумба почувствовал боль в животе и изрыгнул из себя Солнце, Луну и звезды. Солнечные лучи осушили избыток воды и таким образом появилась суша. Затем Бумба создал 8 живых существ — леопарда, орла, крокодила, маленькую рыбку, черепаху, пантеру, белую цаплю, жука и козла. От крокодила в мире появились пресмыкающиеся, от рыбки появились все другие виды рыбы, от жука — насекомые, от цапли — все птицы, от козла — все рогатые животные. У Бумба ещё было три сына. Старший создал термитов, средний — растения, а младший — коршуна.

Среди многих африканских племен, в первую очередь яо (ваяо), ньянджа (Восточная Африка) и других, распространенное имя верховного бога — Мулунгу, также ассоциируется с небом. Это имя вытеснило собой полностью или частично другие имена верховного божества, вроде: Мпамбе, Чиута, Леза [7]. Есть миф, что Хамелеон имел обыкновение ставить ловушки для рыбы. Однажды он увидел в своей ловушке людей. Хамелеон привел этих людей к Мулунгу, и тот очень удивился, увидев существ похожих на него. Мулунгу, как утверждают мифы, тоже ушел на небо, когда люди начали убивать животных и жечь леса. Помог ему в этом Паук, что спустил свою паутину с дерева. Подобный миф есть и у племени субийя (Замбия) — главный бог Леза вознесся на небо на паутине, но его поступок ничем не был мотивирован, а когда люди полезли за богом на небо, то паутина порвалась, и люди упали на землю.

В африканской мифологии редко встречается герой, который сочетал бы в себе черты демиурга (создателя мира) и трикстера(хитреца, обманщика) одновременно. Таких персонажей довольно мало, разве что, Хубеа́не (Хобиа́на), племен бавенди и бапеди — сын первого человека и создатель всех других человеческих существ. В мифах он наделен многими чертами хитреца. Близкий к нему по образу и зулусский Хлаканья́на. Хотя последний не имеет черт демиурга. Рождению Хлаканьяны предшествовали несколько мистических моментов, такие же как и в Райангомбе, героя фольклора кизиба, а именно: они начали говорить ещё до рождения, а последний после появления на свет съел целого буйвола.

Религия

В Африке распространено несколько основных религий. Большинство африканцев придерживается христианства или ислама, однако многие их приверженцы также практикуют и традиционные африканские религии, включая народные и синкретические.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.017 сек.)