|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Проблема свободы в «Братьях Карамазовых»Разговор Ивана с чёртом. О чём шла речь? Позиция Ивана. Черт как образ все время двоится между определениями его в качестве галлюцинаций Ивана, плода его болезненного воображения, и вполне реальным воплощением, хотя фантастическая суть его при этом сохранятся. Черт в разговоре с Иваном поясняет, что как «дух» он, являясь на землю, воплощается в реального человека. Иронические речи Черта не встрече с Иваном воплощает вторую сторону его сознания, развенчивающую его «бунт», идею неприятия мировой гармонии, самого Бога и приход к разрушительному постулату вседозволенности. Н.К.Савченко пишет: "Явление черта — это предел раздвоенности сознания. Черт — это символ всего прошлого, грязного и жестокого, что живет в душе человека, присосалось к нему и пытается выдать себя за суть человеческой души. Иван отчаянно отбивается от родства с чертом, хочет от него освободиться. Он воспринимает философию черта как накипь на своей душе, не случайно черт назван "приживальщиком«...но вместе с тем чувствует правду в словах черта: «я одной с тобой философии» и заставляет себя дать в антигуманности вывода «все позволено». Богоборчество Ивана гибельно. В этом он начинает убеждаться сам, угадывая правду своего двойника. Черт прав, когда говорит, что стоит только разрушить в человечестве идею бога... и падает все прежнее мировоззрение и, главное, вся прежняя нравственность... Что заставило Ивана Карамазова выступить на суде с самообвинением? Как связаны Смердяков, Иван Карамазов и Инквизитор? Зачем человеку нужна связь с мирами иными, по мнению Достоевского? В предсмертном дневнике Достоевского не случайно появляется запись: «Убеждение же человечества в соприкосновении мирам иным, упорное и постоянное, тоже ведь весьма значительно». Об этом говорит и старец Зосима в романе «Братья Карамазовы»: «Многое на земле от нас скрыто, но взамен того даровано нам тайное сокровенное ощущение живой связи нашей с миром иным, с миром горним и высшим, да и корни наших мыслей и чувств не здесь, а в мирах иных… Сущности вещей нельзя постичь на земле. Бог взял семена из миров иных и посеял на сей земле и взрастил сад свой, и взошло все, что могло взойти, но взращенное живет и живо лишь чувством соприкосновения своего мирам иным; если ослабевает или уничтожается в тебе сие чувство, то умирает и взращенное в тебе. Тогда станешь к жизни равнодушен и даже возненавидишь ее». РоР В чём расходились Христос и Инквизитор? См.53 Почему Христос ничего не отвечает на обвинения Инквизитора? Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |