|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
XV. Принятие решений. Процесс выбора. 17 страницаПоучительные случаи вынужденных действий приводит Эрлицкий*). Один из его пациентов, отправляясь на службу, ежедневно испытывал влечение громко крикнуть на улице; не будучи в состоянии бороться с этим влечением, он старался зайти или заехать в какую-нибудь пустынную улицу, где никто не помешал бы ему удовлетворить свое непреодолимое влечение; если выполнение вынужденного действия удавалось больному, это доставляло ему хорошее самочувствие на целый день; если же встречалась помеха и крикнуть ему не удавалось, то настроение его было испорчено, и даже обычная работа шла у него плохо. В другом случае дело шло о прекрасно воспитанной, светской барышне, у которой в периоде полового созревания появилось непреодолимое стремление наговаривать на себя разные небылицы по поводу своей нравственности; сначала она сообщала эти ложные сведения ближайшим родственникам и подругам, а затем стала обращаться к мало знакомым лицам, которых она случайна встречала в обществе, не исключая мужчин; сначала она ограничивалась намеками на свое безнравственное поведение, затем совершенно определенно рассказывала, что она проститутка, доступная каждому за дешевую плату, что она воровка, пьяница; она не ограничивалась словами, но писала о себе записки такого же содержания, подписывая их своим именем и разбрасывая их всюду, где только их могли заметить и прочитать; больная прекрасно понимала болезненность своего поведения, часто непоправимый вред, который она себе причиняла; она рыдала от отчаяния, видя горе своих близких и то ужасное впечатление, которое производили ее лживые рассказы, она призывала все усилия воли, но непреодолимые патологические влечения оказывались сильнее. Непреодолимые болезненные влечения чрезвычайно многочисленны и разнообразны; нет надобности перечислять их во всей их полноте, да это и невозможно, так как время от времени появляются и будут появляться новые казуистические сообщения с описанием своеобразных разновидностей в этом направлении; важно иметь надлежащее представление о существе и характере явления чтобы оценить его соответствующим образом; поэтому мы ограничимся перечислением и описанием наиболее распространенных и имеющих важное практическое значение разновидностей. Сюда относятся cleptomania или болезненное влечение к воровству, pyromania или влечение к поджогам, homicidomania или влечение к убийству, suicidomania или влечение к самоубийству, влечение к самоизувечению и самоистязанию, dipsomania или влечение к опьянению спиртными напитками, narcomania или влечение к самоотравлению различными наркотическими и возбуждающими веществами (aetheromania, morphinomania, cocainomania и др.), vagabundo-, dromo-, poriomania или влечение к бродяжничеству, mythomaniа или влечение к обману и лжи, oniomania или влечение к покупкам, влечение к коллекционированию и собиранию различных предметов; влечение к разного рода непристойностям, как писание и рассылка анонимных писем; exhibitionismus - показывание половых органов или обнажение их при лицах противоположного пола, misanthropia или избегание общества, вследствие неприятного самочувствия во время пребывания в обществе, влечения к уединению, sitiomania, esthiomania или влечение к чрезмерной еде, soophylia или влечение к животным, в смысле чрезмерной любви к ним, и др.**) Сила всех перечисленных болезненных влечений может достигать чрезвычайной степени развития; больные могут сознавать неудобство, вред и преступность, связанные с их осуществлением, нередко всячески борются с ними, в результате чего влечения так и не выходят из пределов влечений, но во многих случаях борьба остается безуспешной, и навязчивое влечение осуществляется вынужденным поступком или действием; повторные вынужденные поступки могут становиться привычными, и тогда они осуществляются легче, без предшествующей особенной борьбы; в тех случаях, когда навязчивые влечения овладевают людьми с пониженным интеллектом, они совершаются легко, нередко без колебаний, так как понимание их значения и свойства не представляется у таких людей достаточно ясным; нередко они не только стараются удержаться от удовлетворения своих влечений, а напротив, прилагают все усилия для их осуществления. Клептомания, описанная еще в половине прошлого столетия (Mare, Trelat, Magnan), выражается не только приступами влечения к воровству, но и в совершении краж; болезненное явление наблюдается у людей различного имущественного положения, независимо от их материальной обеспеченности и богатства; такие люди совершают кражу не потому, что они не в состоянии приобрести предмет, а вследствие болезненного влечения к краже; об'ектом кражи часто являются дешевые и ненужные вещи; в одних случаях они коллекционируются, в других выбрасываются за ненадобностью, в третьих под благовидным предлогом возвращаются владельцу; судебно-психиатрическая казуистика весьма богата описаниями своеобразных случаев клептомании; король Сардинии Виктор-Амедей всюду крал разные мелочи; один врач, возвращаясь домой от пациентов, приносил в карманах ключи, ножницы, наперстки, портсигары, ложки и другие предметы, которые жена его тотчас же возвращала обратно; одна из моих пациенток, неоднократно привлекавшаяся к суду за кражу, все таки не могла удержаться от кражи; обладая известным достатком, она воровала при удобном случае дешевые и ненужные вещи, которые охотно возвращала обратно; так напр., однажды она украла рваные галоши у дворника, другой раз серебряный двугривенный, третий раз украла небольшую кисть у маляров, работавших в доме, где она жила. Нередко кражи происходят в магазинах. По статистике клептомания чаще встречается у женщин. Пиромания или болезненное влечение к поджогам также давно отмечено в психиатрической литературе; однако, еще Morel высказывал сомнение, чтобы это влечение встречалось в чистой форме, т. е., в качестве навязчивого явления, доводимого до осуществления, у людей с хорошо развитым интеллектом; по мнению Morel'я, пиромания наблюдается у имбециллов и идиотов, у эпилептиков и истеричных в состоянии помрачения сознания, у слабоумных; поджог не является актом мести, не вызывается желанием причинить горе определенному лицу, а просто подражанием, желанием видеть действие огня, полюбоваться картиной пожара; слабоумные поджигатели иногда сами сообщают о пожаре и даже помогают его тушить; но бывают редкие случаи, когда пироманические влечения овладевают людьми, не обнаруживающими признаков слабоумия. Насильственные влечения вообще легче возникают и осуществляются у лиц с прирожденными или приобретенными формами слабоумия (идиотия, тупоумие, раннее слабоумие, прогрессивный паралич, старческое слабоумие), в состояниях помрачения эпилептиков, истериков, алкоголиков, при чем осуществление их происходит часто без всякой внутренней борьбы; наблюдаются случаи совершения краж, поджогов и других проступков под влиянием галлюцинаций; но у людей с развитым интеллектом, понимающих и оценивающих свое поведение в отношении себя самих и окружающих, осуществление влечений, оцениваемое, как уголовное преступление, встречается редко; люди с тяжелой психопатической наследственностью, психастеники, истерики, страдают навязчивыми влечениями в различных их проявлениях; особенно развиваются болезненные влечения в те периоды жизни организма, когда устойчивость нервной системы представляется пониженной, как это свойственно времени полового созревания, менструаций и беременности. Пиромания, как и клептомания, чаще обнаруживается у женщин. Убийства, совершаемые душевно-больными, происходят вследствие различных патологических условий и при различной обстановке; мы уже говорили об убийствах при тупости нравственного чувства, упоминали об убийствах, совершаемых под влиянием бредовых идей, с целью избавиться от мнимых преследователей; могут совершать убийства люди в состоянии помрачения сознания (эпилепсия, алкоголизм), тупоумные; бывают случаи убийства, вызванные галлюцинациями и иллюзиями не только слуховыми, но и зрительными, напр., один больной ударом ножа в область сердца убил свою жену, приняв ее за влетающего в комнату дракона; наконец, убийства совершаются больными, находящимися в тяжелом меланхолическом состоянии, при чем мотивом является бредовая идея, что все погибло или обречено на гибель, вся семья больного, все его несчастные дети все равно должны погибнуть в страшных мучениях, лучше предупредить все это более легким способом. Но говоря о навязчивом влечении к убийству и его осуществлении (homicidomania), мы подразумеваем другие случаи, а именно, когда навязчивое влечение к убийству возникает без мотивов, когда больной, понимая весь его ужас, борется с ним, к сожалению, не всегда успешно. Известны случаи, когда больные по много лет боролись с овладевавшими ими влечениями к убийству таких близких родных, как отца и мать (patricidomania, matricidomania), братьев и сестер; при этом дело не шло о людях с пониженным интеллектом и с недоразвитием нравственного чувства, что доказывается их настойчивой борьбой с ужасным влечением. Baillarger 450) рассказывает историю Glenadel'я, который в течение 26 лет победоносно боролся с влечением убить свою нежно любимую мать, овладевшим им с 16-ти летнего возраста; после семилетней борьбы, он поступил в армию и уехал из дома на 4 года; по возвращении домой борьба с продолжавшимся влечением длилась еще 4 года, после чего он снова уехал; затем он решил заменить убийство матери убийством другой родственницы, чему помешало лишь случайное обстоятельство. Постоянная борьба с влечением, овладевшим Glenadel'ем с необычайной силой, была, по его признанию, мучительнее смерти. Наконец, он был помещен в лечебницу, при чем обратился к ее директору с письмом следующего содержания: "я поступаю в Вашу лечебницу, где буду вести себя хорошо, как в полку, меня сочтут здоровым; временами я буду притворяться здоровым; не верьте мне никогда, я не должен выйти из лечебницы ни под каким предлогом; если я буду беспокоить Вас просьбами об освобождении, удвойте надзор за мною, так как я воспользуюсь свободой для совершения преступления, одна мысль о котором приводит меня в ужас"*). В числе клинических больных мне пришлось наблюдать интеллигентного 32-летнего чиновника, страдавшего различными навязчивыми идеями и влечениями; проснувшись однажды ночью, он поймал себя на мысли о том, что ему нужно зарезать спавших в соседней комнате своих двух маленьких детей; сначала эта мысль только промелькнула в его сознании, затем снова вернулась; он не мог ее прогнать, не мог заснуть, влечение к убийству детей овладело им настолько, что он решил его осуществить: взяв из кухни острый нож, он подошел к кровати, на которой спали дети, но занеся нож, он выбежал из комнаты и начал наносить себе удары кулаком по лицу до того, что лицо его превратилось в бесформенную массу; на следующий день он поступил в лечебницу. Другой больной, ученик реального училища, был помещен в клинику после попытки убить спавшего отца топором; попытка была предупреждена сестрой, вовремя заметившей его намерение; он долго боролся со своим влечением, прежде чем осуществить его; во время пребывания в клинике он должен был прекратить посещения клинической церкви, так как у него при каждом богослужении возникало влечение убить священника, ударив его по голове тяжелым церковным подсвечником. Казуистика подобных влечений весьма обширна. Не менее часто встречается болезненное влечение к самоубийству, для предупреждения которого приходится применять в лечебницах для душевно-больных самый тщательный надзор, который, как уже упоминалось, не всегда достигает цели, благодаря упорству и изобретательности некоторых больных в этом направлении; громадное большинство влечений к самоубийству и попытке покончить с жизнью совершается больными, находящимися в меланхолических состояниях, развивающихся при различных душевных заболеваниях, из них большая часть относится к маниакально-депрессивному психозу; попытки истеричных обыкновенно носят менее серьезный характер, так как этим больным свойственна поза и рисовка, более желание вызвать в окружающих сочувствие и сострадание, чем твердое намерение лишить себя жизни; тем не менее, иногда такое намерение может осуществиться вследствие случайных условий; напр., одна истеричка, заявив предварительно родным о своем решении утопиться, прыгнула в воду в заведомо мелком месте; в другой раз, решив броситься под поезд, она легла на полотно железной дороги; в это время действительно приближался поезд, но у нее произошел паралич нижних конечностей, и только случайно проходившие люди успели стащить ее с рельс. Менее опасны также попытки слабоумных больных: их влечения обыкновенно не бывают стойкими и осуществляются наивно; они не скрывают своих намерений от окружающих, открыто подготовляя обстановку для самоубийства; напр., больная ранним слабоумием просит у врача бритву, чтобы зарезаться; конечно, и в подобных случаях необходимы соответствующий надзор и внимание. Иногда больные решаются на самоубийство в состоянии аффекта при остром развитии психоза. Из сказанного видно, что влечение к самоубийству возникает у душевно-больных в громадном большинстве случаев вторичным путем; встречаются, однако, редкие случаи, в которых оно появляется в связи с навязчивыми представлениями, принимая характер насильственного влечения; у лиц с малоустойчивой нервной системой, переживающих значительные эмоциональные колебания, легко поддающихся внушению, с недостаточно выраженным чувством привязанности к жизни, влечение к самоубийству может возникать путем психической заразы; в этих случаях покушения на самоубийство производятся вскоре после самоубийства, вызвавшего подражание, и тем же самым способом; подобный случай уже приводился нами выше; наблюдаются настоящие эпидемии самоубийств, производимых одним и тем же способом (напр., эпидемия отравления уксусной эссенцией, особенно распространившаяся в 1907-1910 г., самоубийство вдвоем). Самоубийства не ограничиваются взрослыми, но захватывают даже детей и юношей различных возрастов. Мы не можем здесь входить в рассмотрение причин и условий, влекущих за собою покушения на самоубийство вообще, так как в нашу задачу входит лишь рассмотрение патологических условий 471-472); значительная часть детских и школьных самоубийств происходит в состоянии душевного расстройства; в некоторых случаях подростками, особенно в период полового созревания, овладевает непреодолимое влечение к самоубийству, которое они и выполняют. По мнению Freud'а и его школы, навязчивые влечения к самоубийству развиваются у подростков в связи с аутоэротизмом, удовлетворяемым онанистическими эксцессами, рассматриваемыми в то же время, как унизительный акт, угрожающий тяжелыми последствиями; отсюда возникают ущемленные комплексы и влечение к самоубийству451). Наиболее внушаемый и склонный к подражанию юный возраст встречает в ежедневной прессе множество подробных описаний самоубийств с обращением особого внимания на вызвавшие их причины и способы осуществления; при этом обращается внимание и на трогательно-пышную обстановку похорон самоубийцы. Проф. Попов 452) оттеняет вредное влияние подобных описаний. Как велико влияние эмоциональной стороны погребального обряда на подражаемость, видно из приведенного нами примера, в котором молодая девушка пыталась повеситься, так как ей понравилось, как одна самоубийца в их доме лежала в гробу, убранная цветами, и как вокруг ее гроба собирались оплакивавшие ее подруги; "мой гроб понесут гимназисты, а крышку гроба гимназистки", мечтала четырнадцатилетняя девочка, отравившаяся карболовой кислотой и уксусной эссенцией (Попов); таких случаев много. Влияние примера выступает особенно рельефно, когда дело идет о самоубийстве родственников или близких людей, при чем учащаяся молодежь в большей степени подпадает этому влиянию; так, один гимназист застрелился - через неделю стреляется его товарищ; другой несколько раз пытался отравиться - товарищ, старавшийся предупредить его попытки, застрелился сам (Попов). Mabille 453) рассказывает историю семьи С. Г-жа С. отличалась тяжелым характером; одна из ее сестер умерла душевно-больной, одна из племянниц обнаруживала явления умственной отсталости. Муж г-жи С. страдал алкоголизмом и был очень раздражительным; у них было 7 чел. детей, из которых историю двух братьев и трех сестер приводит Mabille. Один из братьев в 1883 году в возрасте 16-ти лет перенес первый приступ, по-видимому, маниакально-депрессивного психоза, повторившийся три раза до 1887 года; во время душевного расстройства у него появлялись мысли о самоубийстве. Сестра 13-ти лет, очень раздражительная и своенравная; однажды в августе 1888 года мать сказала ей: "иди в школу и постарайся хорошо себя вести"; спустя несколько часов ей принесли труп девочки, бросившейся в воду канала de La Rochelle a Marans. Старшая сестра в возрасте 21 года заболела маниакально-депрессивным психозом, обнаруживая меланхолическое состояние, связанное с явлениями страха; врач предписал самый строгий надзор за больною, который мать однажды поручила на несколько часов младшему брату; больная дала ему деньги с просьбой кое-что для нее купить; это было накануне годовщины смерти сестры в августе 1889 года; пользуясь отсутствием брата, она вышла из дома, пришла к каналу и утопилась на том же самом месте, где год тому назад покончила с собою ее сестра. Вскоре заболел душевным расстройством пятнадцатилетний брат, но через шесть месяцев поправился. 28-го августа 1890 г. поступила в лечебницу третья сестра 21 года; уже после смерти первой сестры она задумывалась, сильно тосковала, плохо спала и с трудом работала; смерть второй сестры усилила ее тоскливое состояние; 18 августа 1890 г. она обнаружила живое беспокойство, плакала и стремилась идти на место гибели сестер; ее свезли в лечебницу, где она говорила, что хочет умереть, как сестры, что они зовут ее к себе; она часто говорила, что две из ее сестер покончили самоубийством и для семьи не будет бесчестья, если она сделает то же; она часто повторяла: "я хочу умереть, нужно мне умереть". Отказывалась от пищи в течение нескольких месяцев, подвергалась кормлению через зонд; регулы задержаны; в феврале депрессия заметно ослабела, больная стала живее, регулы возобновились, стала есть сама, но все еще не без уговоров окружающих: она часто просила разрешить ей погулять с родными, 20 мая 1891 г. к просьбам дочери присоединилась мать; отпуск был разрешен с условием, что мать будет помнить о "канале"; 24 мая 1891 г. молодая девушка радостно ожидала родных, с аппетитом позавтракала; по выходе из лечебницы она навестила подругу, а затем просила мать пойти с нею в поле, чтобы посмотреть на уборку хлеба; вдруг она изменила направление и пошла быстрее, затем побежала; мать бежала за нею, но не могла поспеть и видела только, как дочь, добежав до того места канала, где утопились сестры, бросилась в воду; ее вытащили уже мертвой. - Ясно, что во всех этих случаях в развитии мысли о самоубийстве имело значение, помимо депрессии, внушающее влияние примера сестер, способ же самоубийства был обусловлен подражанием. Влечение к самоизувечению в различных проявлениях встречается у душевно-больных довольно часто, и, конечно, чаще всего в меланхолических состояниях; в психиатрической литературе описаны случаи весьма тяжелых членовредительств, причиняемых себе людьми, находящимися в состоянии душевного расстройства; бывали случаи, что больные, кастрировали себя самыми грубыми способами, напр., тупым ножом или просто вырывая testiculi, жгли себе руки и наносили другие серьезные повреждения; мне известен случай, когда больной откусил себе значительную часть языка; иногда больные подвергают себя самоистязаниям, движимые религиозным фанатизмом, накладывая на себя тяжелые вериги, бичуя себя, лишая себя пищи и т. д. Идиоты и тупоумные иногда наносят себе удары по голове и другим частям тела, бьются головою о стену; мне пришлось наблюдать одного идиота, у которого вследствие развившегося при таком членовредительстве осложнения, волосистая часть головы увеличилась до размеров средней величины подушки; при разрезе вытекло много гноя, больной перенес операцию хорошо. Чаще наблюдаются случаи влечения к менее тяжелым формам самоизувечения, как, напр., грызение собственных ногтей (onychophagia); оно проявляется нередко, как привычное влечение, но при душевном угнетении бывает его обычным спутником; также часто в состоянии душевного угнетения больные обнаруживают влечение к щипанию и царапанию различных участков своего тела; причиняемая ими себе боль, видимо, несколько облегчает их мучительное состояние; загрязнение трещин, царапин и ран, развивающихся при этом, может вызывать различные осложнения. Своеобразное самоизувечение выражается в трихотилломании (trichotillomania), в стремлении к вырыванию собственных волос; волосы вырываются из волосистой части головы, бороды, усов, лобковой области, из подмышечных впадин; иногда трихотилломания связывается с кожным зудом (Hallopeau), но несомненно, что в развитии этого влечения может иметь значение половое извращение с выраженным стремлением приблизиться по своему внешнему виду к лицам противоположного пола; это вообще редкое влечение было особенно отмечено у слабоумных больных, в частности, при прогрессивном параличе. Влечение к наркотическим веществам (narcomania) чаще всего проявляется в виде непреодолимого влечения к спиртным напиткам, запоя или дипсомании; влечение наступает приступами и осуществляется нередко вопреки крайним усилиям больного, которые не увенчиваются успехом; разница между запойным пьянством и обыкновенным очень удачно выражена в следующем определении Trelat: "пьяницы - люди, которые напиваются, когда им представляется случай выпить: дипсоманы - больные, которые напиваются каждый раз, когда у них развивается приступ запоя"; приступы влечения к алкоголю бывают различной продолжительности. Подобное расстмотрение развития и течения дипсомании и других видов наркомании (morphinomania, cocainomania, aetheromania и др.) относится к частной психопатологии; дипсомания или oinomania была впервые описана итальянским врачом Salvatori, практиковавшим в Москве в 1817 году*), а самый термин принадлежит Hufeland'y. Влечение к бродяжничеству и странствованиям, дромо- или пориомания, нередко проявляется в юношеском и даже в детском возрасте: осуществляется оно в различных формах: в виде блужданий по окрестностям без определенной цели, в виде побегов из дома в поисках за приключениями в духе героев Майн-Рида, в виде хождения по монастырям и т. д.; среди русского народа во все времена было много странников, бороздивших обширную равнину нашей страны из конца в конец и заходивших далеко за ее пределы. Влечение к странствованию приобретает в некоторых случаях такой стойкий характер, что странник почти утрачивает способность оседлой жизни и возможность заниматься постоянным трудом: едва он устраивается на месте, как его начинает неодолимо тянуть вдаль, особенно при наступлении весны. В громадном большинстве случаев это влечение обнаруживается у людей дегенеративных, с более или менее выраженной психопатической наследственностью; иногда странствования и даже значительные путешествия предпринимаются в состоянии автоматизма, при сумеречном сознании (случай Nаеf 323) эпилептиков, истериков, с последующей амнезией: иногда такое влечение овладевает умственно отсталыми и слабоумными, проявляясь в бессмысленной форме, при чем больные нередко не могут дать никаких удовлетворительных об'яснений своим поступкам: напр., один 16-тилетний юноша, страдавший ранним слабоумием, ушел из дома и два дня проходил по лесу вблизи дома, без пищи, под дождем; вернувшись домой, он никак не мог об'яснить мотивов и цели своей прогулки. Большой ряд побегов из родительского дома совершается в школьном возрасте, - в периоде полового созревания, нервной неустойчивости и развития фантазии; во многих случаях такие побеги исчерпываются однократным осуществлением, сопровождаются некоторыми лишениями и голоданием, оканчиваются возвращением домой после непродолжительного отсутствия и больше не повторяются. Встречаются случаи коллективного влечения к странствованию, когда один одержимый индуцирует других; наконец, описываются случаи, когда дромомания проявлялась в качестве семейного явления, в форме влечения, свойственного членам одной и той же семьи455). Болезненное влечение ко лжи, mythomania, уже описывалось выше под названием патологической лживости, pseudologia phantastica; правда, эти два понятия не вполне совпадают, так как pseudologia phantastica включает и передачу таких небылиц, в правдивость и истинность которых верит нередко сам рассказчик, особенно, если источник их, как напр. смешение сновидения с действительностью, ускользает от его контроля; mythomania более ограниченное понятие, подразумевающее сознаваемое влечение ко лжи. Oniomania или влечение к покупкам, собиранию, коллекционированию, нередко выражается в стремлении коллекционировать самые обыденные предметы, как, напр., перья, карандаши, марки, спичечные коробки, афиши, бумажки, в которые обертываются леденцы, и т. д.; эти коллекции не имеют ни технического, ни практического значения, а собираются ради удовлетворения влечения, при чем на недостающие предметы иногда затрачиваются большие деньги. Страсть к покупкам и приобретениям часто развивается в начальном периоде прогрессивного паралича, в начале маниакальных состояний. Влечение к чрезмерным количествам пищи, sitiomania или esthiomania, polyphagia, чаще всего обнаруживается у слабоумных душевно-больных, страдающих различными формами душевного расстройства; при этом поедаются часто без всякого разбора всевозможные виды пищи в самых несоответствующих сочетаниях и в необычном порядке, напр., сладкое вместе с соленым, десерт раньше жаркого; бывают случаи, что больные наедаются до рвоты и снова начинают есть. Мagnan456) описывает одну больную 36 лет, которая поедала хлеб, мясо, овощи, фрукты, сыр целыми днями и даже ночью; несмотря на сознание вреда такого обжорства, она не могла воздержаться от него и, считая его несчастьем своей жизни, поступила в лечебницу. Чрезмерное влечение к еде встречается при беременности, а из патологических состояний при сахарной болезни. Во время уменьшения продуктов питания, как, напр., в период последней мировой войны, вследствие недоедания и голода, люди, естественно, готовы больше есть, чем при обычных условиях: однако, несомненно, что в это время (многие чувствовали себя нередко голодными после с'едания достаточного количества пищи и при случае ели больше, чем следует: это об'ясняется самовнушением чувства голода и развивающеюся боязнью недоедания. Своеобразная форма навязчивого, большею частью неопределенного влечения, развившегося в условиях русской жизни, выражается в кликушестве: обыкновенно припадки кликушества наступают в церкви во время богослужения при пении херувимской: выклики бывают бессвязными, иногда называются имена лиц, будто бы виновных в наведении "порчи" на больного или больную, иногда понимаются бесы. Вопреки мнению отдельных авторов, исследовавших кликушество, это явление истерической природы. У слабоумных больных часто развивается влечение к поеданию нес'едобных веществ: так, больные поедают подбираемый ими на полу мусор, окурки, выковыривают из заднего прохода испражнения и едят их (coprophagia), пьют мочу; при вскрытии одной слабоумной больной в слепой кишке был обнаружен комок из морской травы, которой набиваются матрацы, напоминавший по форме еловую шишку, около вершка в основании и около четырех вершков длины. Извращенные влечения к пище наблюдаются у беременных (pica gravidarum), истеричных, иногда развиваются из привычки к жеванию и поеданию нес'едобных предметов. Самое невинное извращение пищевого влечения заключается в том, что человеку начинает нравиться то, чего он раньше не ел или ел неохотно; у беременных это бывает часто; едят апельсинные корки, уголь, графит, мел, пьют уксус, керосин; иногда такие влечения развиваются вследствие подражания, особенно в закрытых учебных заведениях. Молодая женщина, 21 года, 2 года тому назад вышла замуж; происходит из нервной семьи; в детстве перенесла менингит: первые роды преждевременные, на 7 мес, вторая беременность была внематочной и закончилась операцией чревосечения; больная родом из Сибири и по обычаю многих сибиряков любила жевать кедровую смолу; всегда была нервной и болезненной особой; после операции, произведенной за 1 1/2 мес. до нашего знакомства в апреле 1909 года, анемична, чувствует слабость, легко плачет, раздражается, по вечерам ею овладевает беспричинный страх и ужас, достигающий таких размеров, что больная готова наложить на себя руки; сильные головные боли. Высокое, узкое твердое небо, неправильная расстановка зубов, неправильная асимметричная посадка ушных раковин. Мать больной имела привычку есть сухой черный чай. Сама больная воспитывалась в институте и там ела мел, обуглившиеся спички, уголь, графит; временами у нее появлялось непреодолимое влечение к поеданию земли, которую она ела горстями: спички ест до последнего времени; во время последней беременности почувствовала влечение к черному чаю, которого с'едала до фунта и более в день: это влечение к чаю было выражено сильно, продолжалось около 1/2 года, и только при упорном лечении, направленном на улучшение общего питания больной и успокоение ее нервного состояния, удалось прекратить это влечение, приблизительно в течение месяца от начала лечения. Резко выраженные случаи непреодолимого влечения к поеданию земли и песка описаны Бернштейном 463) и Чарнецким 464), больные предпочитали определенные сорта земли другим, и лишение их возможности удовлетворения геоманического влечения вызывало нервные припадки. Зоофилия выражается влечением к животным, достигающим болезненной страсти, при которой животныя становятся дороже и милее людей; чаще всего это влечение проявляется в отношении домашних животных, как кошки и собаки, и особенно наблюдается у пожилых девиц и женщин, не имеющих детей; неудовлетворенный инстинкт материнства, сильно у них развитый, является часто несознаваемым источником возникновения зоофилии; такие лица нередко заводят много животных, за которыми тщательно ухаживают, доводя уход за ними до степени культа, безропотно вынося грязь и вонь, связанную с их обиходом, и даже не забывают их в своем завещании. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |