|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Возникновение и развитие теории правового государства
Правовое государство - государство, чья властная деятельность и взаимоотношения с гражданами основываются на праве. Данная идея встречается уже у выдающихся мыслителей античного общества. Она тесно связана с представлениями о государстве как организации (объединении) свободных людей в целях возможно лучшего существования, обеспечения справедливости (Аристотель, Цицерон), как продукте соглашения (договора) между людьми для достижения общей пользы и создания охраняющих ее законов (Эпикур). На концептуально-теоретическом уровне идея правового государства берет начало в естественно-правовой доктрине, прежде всего это труды Ж.-Ж. Руссо и И. Канта, а эти мыслители видели в государстве сообщество людей, сформировавшееся под действием законов во имя торжества права. Под воздействием философских и правовых взглядов И. Канта в Германии сложилось целое направление, в работах его последователей (Р. Моль, В. Велькер, Р. Гнейст, Ф. Шталь и др.) идея правового государства получила дальнейшее развитие, в научный оборот было введено понятие "правовое государство", которое благодаря Р. Иерингу (известному немецкому правоведу) эта идея получила практическое выражение в Веймарской Конституции 1918 г. и широкое распространение. В дореволюционной России идея правового государства получила развитие в трудах ученых-юристов либерального направления - В.М. Гессена, М.М. Ковалевского, Н.М. Коркунова, С.А. Котляровского, П.И. Новгородцева, Б.Н. Чичерина и др. Так, согласно концепции Б.А. Кистяковского, суть правового государства заключается в том, что "весь народ, организованный как одно целое... правовая организация народа, обладающая во всей полноте, своею собственною, самостоятельною и первичною, т.е. ни от кого не заимствованною властью"*(55). В России, как и в бывшем Советском Союзе, после Октябрьской революции, вплоть до начавшейся во второй половине 80-х гг. XX в. перестройки, идея правового государства распространения не получила. В условиях существовавшего в тот период тоталитарного режима у нее не было для популяризации никаких шансов. В советской юридической литературе теория правового государства критиковалась как буржуазная по своему характеру и за то, что будто бы напрямую выводила государство, его власть из права (Л.М. Каганович и др.). К идее правового государства в СССР, которой с начала 60-х гг. предшествовала усиленно пропагандируемая теория общенародного государства и законности, вернулись в 80-е гг. прошлого века. Иначе говоря, идеи правовой государственности уже имели определенную исполнительную почву, ибо требования соблюдения законности, уважительного отношения к ней как принципу права во много созвучны с положениями теории правового государства. В июне 1988 г. в Москве состоялась (после многодесятилетнего перерыва) Всесоюзная партийная конференция, которая открыла двери многим политическим реформам. В своей речи М.С. Горбачев поставил задачу построения социалистического правового государства. Безусловно, в условиях классовой экономики и доминирующей государственной собственности, воплотить идею правовой государственности, да еще на социалистической основе было невозможно. Но этот период в истории развития учения о правовом государстве не прошел даром. Впоследствии Конституция 1993 г. закрепила, что Российская Федерация - демократическое, федеративное, правовое государство, а человек, его права, свободы и интересы являются высшей ценностью (см. ст. 1, 2 и др.). В результате идея правового государства в России в короткий срок не только приобрела широкое признание как общечеловеческая ценность и получила законодательное закрепление как основа нынешнего конституционного строя России, но и широкое научное признание*(56). В обыденном сознании правовое государство принято воспринимать как государство, власть которого основана на праве, им ограничивается и через него реализуется. Такое представление верно по сути, но недостаточно для полного и глубокого понимания природы правового государства. В идее правового государства, если ее рассматривать исторически, принято выделять два момента (две составляющие): 1. Выдвижение на первый план личности, ее прав и свобод, их гарантированности; 2. Ограничение правом пределов государственной власти, правовая регламентация механизма ее формирования и деятельности. В правовом государстве для личности создаются условия, обусловливающие юридическую свободу, механизм правового обеспечения и стимулирования поведения гражданина, в основе которого лежит принцип: "Дозволено все, что не запрещено законом". В современный период в Российской Федерации принят целый пакет приоритетных законов, которые закрепляют многообразие форм собственности, устанавливают единую для всех, стимулирующую развитие экономики налоговую систему, создают простор для инициативы людей, предоставляют им возможность почувствовать себя хозяевами. Главная черта правового государства - это признание человека, его прав и свобод высшей ценностью, а их защиту - важнейшей обязанностью государства. Другая важная черта - установление и тем самым ограничение посредством права пределов государственной власти, которое направлено, во-первых, на устранение или, по крайней мере, сведение к минимуму возможных злоупотреблений властью. Имеется в виду следующее: государственные органы, должностные лица и государственные служащие руководствуются в своей деятельности принципом: "Дозволено только то, что прямо разрешается законом". Во-вторых, такое ограничение предполагает официальное признание и закрепление тех сфер и блоков общественных отношений, вмешательство в которые со стороны государства либо вообще излишне (например, дела церкви, деятельность политических партий, профсоюзов, средств массовой информации), либо должно быть минимальным, причем строго регламентированным правом (например, создание и деятельность адвокатуры, нотариальных палат). Именно в ограничении правом пределов деятельности государства, в правовой регламентации механизма его полномочий, наряду с юридическим обеспечением оптимального развития и охраны прав и свобод личности, заключается смысл и сущность правового государства. Право в этом случае выступает и как барьер на пути возможного произвола со стороны государственной власти, ущемления прав личности и сползания к диктатуре, и как особая юридическая гарантия утверждения и охраны прав и свобод человека и гражданина. Цель правового государства заключается в том, что весь процесс формирования и деятельности государства проходит в строгих правовых границах с учетом норм не только внутригосударственного, но и международного права; посредством права также регламентируются пределы государственной деятельности, порядок создания, полномочия и функционирование всех государственных органов; в наиболее полном обеспечении и защите прав и свобод личности. При всей загруженности государства и другими многочисленными делами именно в этом его главное призвание, высшее предназначение*(57).
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |