АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Психология шизофрении

Читайте также:
  1. Аналитическая психология
  2. Арт психология и ее возможности в развитии творческого потенциала личности
  3. Арт-психология в клинической психологии и психиатрии.
  4. Биологические основы развития и возрастная психология
  5. Бихевиоризм и военная психология
  6. В XVIII в. психология развивалась под влиянием возникновения новых мировоззренческих представлений.
  7. В. Н. Мясищев и психология отношений.
  8. Взаимоотношения и психология женщины.
  9. Военная психология и глубинные теории
  10. Военная психология и психотерапия
  11. Возрастная психология
  12. ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

Содержание

Предисловие (Профессор доктор Е. Бжезицкий)

КЛИНИЧЕСКАЯ КАРТИНА

Исторические замечания

Общие сведения

Начало болезни

Четыре формы шизофрении

Три фазы шизофрении

Некоторые формы экспрессии больных шизофренией

Нетипичная клиническая картина

Шизофреноподобные комплексы

Неврозоподобная форма шизофрении

Бредовые комплексы

Классификация бредовых комплексов

Шизофренический мир

Структура

Лечение

Тем, которые больше чувствуют

и по-другому понимают

и потому больше страдают,

и которых часто мы называем

шизофрениками.

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Шизофрения — распространенное заболевание; каж­дый сотый человек страдает этой болезнью. Всем знако­мо ее название. Но лишь немногие специалисты имеют представление о характере этого психического заболева­ния, самого удивительного из всех психозов. Шизофре­ния — загадочное заболевание, называемое психиатрами «дельфийским оракулом» психиатрии, ибо в ней концен­трируются важнейшие проблемы человеческой психики. Этот психоз — в связи с богатством переживаний боль­ных — называют также королевской болезнью.

Она заслуживает описания в виде отдельной моног­рафии уже хотя бы потому, что проблематика шизофре­нии, будучи хотя и достаточно герметической и трудной для понимания, не должна оставаться сферой знания, знакомой только ограниченному кругу специалистов. Не­обходимо подчеркнуть, что углубление психопатологии шизофрении вводит читателя в основные проблемы жизни человека.

Несмотря на богатство шизофренических симптомов, многочисленные описания этого психоза, часто фрагмен­тарные и односторонние, обычно страдают стереотип­ностью. Редкими являются монографии, которые описы­вают колоритную и необычную болезнь оригинально и увлекательно, но в то же время с научной объектив­ностью. К числу таких работ относится данная книга профессора А. Кемпинского, руководителя психиатри­ческой клиники медицинской академии г. Кракова.

Время от времени следует освежать психиатрическую тематику, вносить коррекции и даже ломать устоявшиеся взгляды, схемы и устаревшие способы интерпретации психопатологических явлений. В этом плане профес­сор Кемпинский успешно справился с очень сложной задачей, ибо технически невозможно написать книгу, содержащую все, что известно о шизофрении, а, кроме того, эти знания трудно изложить доступным языком не только широкой публике, но даже специалистам.

Автор в своих рассуждениях идет как бы двумя путями. Во-первых, он учитывает описание клинической картины, которое мы встречаем в клинических работах по психопатологии. Во-вторых, опираясь на собственный многолетний практический опыт, Кемпинский на философско-психологическом и в то же время на естествен­но-научной основе развивает собственную оригинальную концепцию. Он убедительно доказывает, что шизофрени­ки, хотя и очень «другие», но тоже люди, а не какие-то существа, подлежащие анафеме или отлучению. А. Кем­пинский показывает богатство, оригинальность и даже красоту мысли, фантазий и позиции больных шизофре­нией. Он вышел за рамки банальных клинических опи­саний и затронул глубинные проблемы, обычно остаю­щиеся вне поля зрения и плохо изученные. Классифи­цируя симптомы шизофрении, принимая за основу их тематику, структуру и колорит, автор анализирует среди прочего отношение больных к другим людям, миру, собственной социальной роли, самим себе, сексу и т. д.

«Метафизика» шизофрении, представленная в данной монографии, прочно опирается на конкретные реальные наблюдения. Выявление связей и сопоставления, напри­мер между переживаниями больных и знакомыми каж­дому впечатлениями из сновидений, приближает к чита­телю картину этой преудивительной болезни. Чтобы ввес­ти читателя в мир переживаний больного шизофренией, автор пользуется как понятиями обиходного языка, так и психологическими терминами. Используются также понятия других научных дисциплин, когда, например, идет речь об изоляции и амплитуде чувств, о харизма­тическом аспекте, о героизме, об отношении к правде и лжи, о проблеме принятия решений и власти и т. п.

Книга профессора Кемпинского — об этом читатель должен знать заранее — не исчерпывает всей проблема­тики; например, автор сознательно не касается биохими­ческих аспектов шизофрении. Дело в том, что данная монография написана в рамках определенной философско-психологической концепции.

Здесь мы встречаемся не только с трансформацией значений известных терминов, но и с предложением новых определений. К таковым относится, например, центральный для оригинальной концепции автора термин «информационный метаболизм». Автор считает, что ос­новной чертой жизни является энергетический обмен живого организма с окружающей средой. Ни один атом в организме не остается тем же самым. Постоянной остается только структура, определенный генетический план, который управляет непрерывным процессом обмена с окружающей средой.

Для того чтобы живой организм мог осуществлять энергетический обмен со своим окружением, он должен в нем ориентироваться. Поэтому уже на ранних этапах филогенеза наряду с энергетическим обменом появляется информационный обмен или, как автор метафорически обозначает этот процесс, информационный метаболизм. У человека развитие нервной системы создает исключи­тельную и специфическую для него ситуацию. В этой ситуации информационный метаболизм играет чрезвы­чайно важную роль и тесно связан энергетическим ме­таболизмом.

Шизофрению автор трактует как нарушение инфор­мационного метаболизма. В предморбидном периоде жизни больных шизофренией часто наблюдается доми­нирование так называемой позиции «от» окружения. Нередко с детства и обычно с пубертатного периода будущие больные плохо чувствуют себя в своем окруже­нии, бегут в мир фантазии, ощущают себя иными, нежели сверстники, не участвуют в совместных с ними играх, которые имеют важное значение для нормального развития человека. Аутистическая установка, как считает профессор Кемпинский, основывается, по существу, на ослаблении связи информационного метаболизма с окру­жающим миром.

Сохранность живого организма и его индивидуаль­ность определяются структурой информационно-энерге­тического метаболизма. Эта структура остается относи­тельно стабильной благодаря управляющим системам: генетической, эндокринной и нервной. Существует тесная корреляция между интенсивностью обмена с внешней средой (метаболизмом) и внутренним порядком организ­ма. Ослабление метаболизма ведет к нарушению этого внутреннего порядка. Например, перед засыпанием осла­бевает информационный метаболизм и одновременно нарушается его определенный порядок; мысли и чувства утрачивают их связный характер.

Во время сна информационный метаболизм понижа­ется почти до нуля, а функциональные структуры, замк­нутые в границах организма, образуют новый порядок — механизм сновидения. С позиций автора данной книги, два описанных в свое время Е. Блейером осевых симп­тома шизофрении — аутизм и расщепление — можно, таким образом, трактовать как нарушение информацион­ного метаболизма. Профессор Кемпинский усматривает в этом ключ к лучшему пониманию переживаний боль­ного шизофренией.

Еще одна из многих рассматриваемых в книге про­блем — экспрессия больных шизофренией. Эта экспрес­сия часто затрудняет контакт больных с социальным окружением, но бывает и так, что она возносит их к вершинам художественных либо научных достижений. Оказывается, что даже при так называемом шизофрени­ческом дефекте многих среди этих больных трудно считать инвалидами.

Психопатологическая литература обогатилась книгой, отличающейся высоким научным уровнем, оригинальным подходом и проницательной трактовкой сложнейших психических явлений в норме и патологии.

Профессор доктор Е. Бжезицкий


КЛИНИЧЕСКАЯ КАРТИНА

 

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)