|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Идентификация актовДля тех, кто изучает человеческое поведение, общепринятым является то, что это поведение имеет "смысл", или что оно «осмысленно», чего нельзя сказать о происходящем в природе. Но простой констатации этого еще недостаточно. Поскольку очевидно, что природный мир для нас имеет смысл; и отнюдь не только те природные свойства, которые были материально преобразованы и «очеловечены». Мы стремимся, и, как правило, нам это удается, сделать природный мир «понятным», так же, как мы это делаем и с миром социальным. Действительно, в западной культуре основания этой «внятности» заложены как раз «неодушевленным» характером природы, предопределенным действием безличных сил. Зачастую полагают, что существует определенного рода разрыв между тем, что спрашивается, когда мы задаемся вопросом о понятности случившегося, и тем, что спрашивается в вопросах об объяснении, в особенности причинном объяснении случившегося. Очевидно, разница есть. Но она не столь отчетлива, как может показаться. Ответить на вопрос типа: «Что такое эта внезапная вспышка света?», имея в виду «смысл» явления — «зарницы», — означает в то же время поместить этот вопрос внутри схемы сходных этимологических объяснений. В идентификации события ответ «появление зарницы» принимается как само собой разумеющееся, по крайней мере, как рудиментарное понимание соответствующей причинной привязки, отличной от той, которая предполагается ответом типа: «Послание великого духа». Наделение смыслом, посредством чего мы и постигаем события, никогда не бывает чисто «описательным», но тесно переплетается с глубинными объяснительными схемами, и здесь одно никак не может быть начисто освобождено от другого: внятность таких описаний зависит от этих сформировавшихся связей. Доступность понимания природы и природных явлений достигается путем выстраивания и сохранения смысловых рамок, из которых выводятся интерпретативные схемы, «управляющиеся» с повседневным опытом и ассимилирующие его. Это справедливо как в отношении простых людей, так и в отношении исследователей, хотя в любом случае было бы серьезной ошибкой преувеличивать внутреннее единство этих рамок. Понимание описаний, произведенных внутри различных смысловых рамок (их опосредование), имея в «риду природный мир, — это уже герменевтическая проблема. Различие между социальным и природным мирами состоит в том, что последний не конституирует себя как «осмысленный» мир. Смыслы, в нем заключенные, произведены людьми в ходе их практической жизни и являются последствиями предпринимаемых ими попыток понять или объяснить этот мир для себя. Социальная жизнь, частью которой и являются такие попытки, с другой стороны, производится участвующими в ней действующими лицами. Они производят ее именно в понятиях их активного конституирования и рекон-ституирования смысловых рамок, посредством чего они организуют свой опыт6. Поэтому концептуальные схемы социальных наук выражают двойную герменевтику, соотносясь как с процессом вхождения в смысловые рамки (и постижение их), задействованные в производстве социальной жизни обычными действующими, так и с процессом реконструирования этих рамок в новых смысловых рамках, задействованных в технических концептуальных схемах. Я еще коснусь некоторых сложных вопросов, возникающих в связи с этим, в этой книге. Но на данный момент важно отметить, что двойная герменевтика социальных наук весьма отличает их от наук естественных в одном существенном отношении. Понятия и теории, вырабатываемые в естественных науках, достаточно часто просачиваются в обыденные дискуссии и становятся частью повседневных ориентиров. Но это, конечно же, не имеет никакого отношения к миру природы как таковому; тогда как привнесение технических понятий и теорий социальных наук может превратить их в конституирующие элементы того самого «предмета», для характеристики которого они и были сформулированы, и тем самым изменить контекст их использования. Отношение взаимообмена между здравым смыслом и научной теорией — весьма своеобразная, но необычайно интересная особенность социального исследования. Проблема определения действий-типов сразу же возникает, несмотря на сложности, создаваемые двойной герменевтикой, поэтому я сосредоточусь прежде всего на идентификации актов внутри повседневных понятийных рамок, а затем обращусь (в последней главе книги) к отношению между этими рамками и техническими понятиями социальной науки. Вопросы, побуждающие идентифицировать смысл происходящего в природе, будь то среди простых наблюдателей или среди ученых, не носят единого характера. То, что спрашивается в вопросе: «Что произошло?», — соотносится, во-первых, с интересами, стимулирующими исследование, а во-вторых, с уровнем или типом знания, которым уже обладает исследователь7. Объект или событие существует или происходит, но искомая в исследовании его характеристика (здесь не важно, у кого спрашивают — у самого себя или у другого) зависит от двух вышеупомянутых обстоятельств. Искомый ответ на вопрос: «Что это у тебя?» — может быть при определенных обстоятельствах: «Книга», в другом контексте этот ответ может быть: «Новая книга некоего X» или «Предмет определенной массы». Все эти характеристики могут быть верными, но нет одной единственной, которая была бы единственно верна, а все остальные ошибочны, — все зависит от обстоятельств, в которых задается вопрос. То же самое относится и к вопросам, направленным на идентификацию человеческих актов, а не природных событий и объектов. Предположение философов о том, что вопрос: «Что делает X?» — имеет единый ответ или что все ответы на этот вопрос будут иметь одну логическую форму, не положило конец всем проблемам. (В этом отношении, безусловно, это не то же самое, что и вопрос: «Что X намеревается сделать?») Поскольку вскоре становится очевидным, что есть множество возможных ответов на такой вопрос, можно сказать, что некто «опускает металлическое орудие на кусок дерева», «колет дрова», «делает свою работу», «забавляется» и т. д. Поскольку все такие ответы будут актами-идентификациями, то философ начинает искать, что у них общего, или стремится показать, что некоторые из них представляют собой «верные», или «обоснованные», акты-идентификации, а остальные — нет8. Тем не менее все эти характеристики могут быть вполне верными описаниями того, что происходит, хотя лишь некоторые из них будут «соответствующими», учитывающими контекст, в котором сформулирован вопрос. Выбор в точности подходящей характеристики и есть именно тот изощренный навык, с помощью которого обычные действующие справляются с обыденной характеристикой своих повседневных взаимодействий, в которых они участвуют и которые активно производят (манипулируя этим навыком, они производят юмор, иронию и т. п.). Ясно, что утверждения относительно целенаправленности тесно переплетаются с нашими характеристиками актов, так же, как и наши представления о причинных свойствах безличных сил связаны с нашими характеристиками природных событий. Но только лишь весьма ограниченный класс актов-идентификаций логически предполагает, что тип деяния должен быть интенциональным — такого, например, как «самоубийство». Большинство актов не обладает таким свойством, т. е. свойством быть совершёнными только преднамеренно. Конечно же, попытки исследовать поведение действующего, которые ставят целью не только охарактеризовать его понятным образом, но и проникнуть в «мотивы» и «резоны» человека действующего, непременно должны включать и решение о том, что она или он намеревался сделать. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.008 сек.) |