|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Социальных конфликтовПожалуй, в русской истории до XVII в. не было такого драматического столетия, насыщенного столь острыми общественными катаклизмами. «Бунташный век» начался Великой Смутой, завершился же столь бурно, как и начался: восстаниями стрельцов и новациями Петра I. Всего за полвека (рубеж XVI-XVII вв.) Россия испытала множество видов правления: тиранию Ивана Грозного и правление безвольного Федора Иоанновича, распад государства и ужасы гражданской войны Смутного времени, беспредел и анархию, правление боярской олигархии и иностранную интервенцию. Все эти бурные события послужили мощным толчком для пробуждения политического сознания части населения в XVII в. и приблизили часть образованного русского общества к преобразованиям. Среди значений слова «смутное», приводимых в словаре В.И. Даля, есть такие: «восстание, мятеж,... общее неповиновение, раздор меж народом и властью». И действительно, в период Смутного времени с невероятной быстротой меняются цари на московском престоле, в разных частях страны и даже в соседних городах признают в одно и то же время власть разных государей, а государственные деятели быстро меняют свою политическую ориентацию. Наиболее полно из дооктябрьских историков события Смутного времени исследовал С.Ф. Платонов. Он различал три периода в развитии Московской Смуты: династический, социальный и национальный. В конце XVI в. в стране резко обострились социальные противоречия. Положение усугубил династический кризис, вызванный смертью последнего представителя династии Рюриковичей Федора Иоанновича в 1598 г. и воцарением Бориса Годунова (1598-1605). Будучи братом царицы Ирины, Борис Годунов выступал фактическим правителем государства при безвольном Федоре Иоанновиче. Благодаря его активной позиции в 1589 г. в России было учреждено патриаршество. Русская церковь окончательно стала автокефальной. Рядом принимаемых мер Годунов стремился преодолеть продовольственный кризис неурожайных лет в России и подавить восстание Хлопка в 1603-1604 гг. Кризис легитимности власти в начале XVII в. вызвал феномен «самозванчества». Кризисной обстановкой в стране начала XVII в. прежде всего попыталась воспользоваться Речь Посполитая. Бежавший в Польшу монах Чудова монастыря Григорий Отрепьев, объявивший себя сыном Ивана IV Дмитрием (на самом деле погибшим в 1591 г. в Угличе), был поддержан польскими магнатами и с их помощью во главе четырехтысячного войска в октябре 1604 г. двинулся на Москву. На сторону Лжедмитрия I стали переходить крестьяне, казаки и посадские люди порубежных западных земель, а после неожиданной смерти Годунова (13 апреля 1605 г.) и некоторые бояре. В июне 1605 г. Лжедмитрий I вступил в Москву и был провозглашен царем. Несмотря на стремление казаться «милостливым государем», самозванцу не удалось долго удержаться на троне. Засилье поляков, пренебрежительное отношение к древним русским обычаям и непочтительное отношение к православной церкви, женитьба Лжедмитрия I на католичке Марине Мнишек вызвали недовольство населения. 17 мая 1606 г. в Москве вспыхнуло восстание; самозванец был убит. Одним из организаторов восстания был ловкий царедворец князь В.И. Шуйский, ставший новым претендентом на русскую корону. Избрание Василия Шуйского царем не было всенародной акцией, его, по определению современников, «выкликнули» на Красной площади 19 мая 1606 г. При вступлении Шуйского на престол им впервые была сделана «Крестоцеловальная запись» - письменная присяга с целованием креста о том, что новый царь не будет никого из бояр предавать смерти без суда и приговора Боярской думы, а в случае государственного преступления должностного лица не будет подвергать гонениям и лишать имущества его родственников. Так в истории России был создан еще один из возможных вариантов прихода к власти, несколько ограничивающий самовластье царя. Однако Шуйский пришёл к власти во второй, «социальный», период Смутного времени, когда происходил распад государственности и события в России стали неуправляемы центральным правительством Раскол общества приобрел невиданный ранее в истории страны размах.В стране началось мощное народное восстание. Под знамена Ивана Болотникова в 1606-1607 гг. встали крестьяне, служилые люди, холопы, шедшие Москву из западных русских земель. На соединение с ним пришел с " еще один самозванец-царевич Петр, назвавшийся сыном царя никогда не существовавшим на самом деле. Появление протестантизма, связанного прежде всего с книгами Мартина Лютера (1483-1546) в Германии и Жана Кальвина (1509-1564) во Франции, а затем в Швейцарии, застало правительства врасплох. Протестантизм в Европе быстро распространялся, вызвав движение Реформации. Изначально это движение представляло собой попытку преобразования католической церкви, но оно дало толчок мощным религиозным и политическим потрясениям, приведшим к возникновению протестантских церквей и глубокому расколу всего христианского мира. В ряде случаев Реформация сопровождалась мощными социальными или национально-освободительными движениями. Так, например, в Нидерландах протестанты длительно и упорно боролись за свою независимость от католической Испании (1568-1648). Это социальное движение вошло в историю как Нидерландская революция. Во Франции борьба католической группировки во главе с герцогами Гизами с протестантами (гугенотами), которых возглавляли принц Конде и Генрих, король Наваррский (впоследствии Генрих IV), вылилась в гражданскую войну, длившуюся с 1562 по 1598 г. XVII в. явился переломным как для стран Западной Европы, так и России. Прежде всего к этому времени произошли глубокие изменения в общественном сознании, отразившиеся во взглядах на природу, на общество и государство. В XVII в. в Западной Европе происходят научные открытия, утвердившие рациональное мировоззрение как выражение идеологии нового класса - буржуазии. Два века Возрождения и гуманизма (XV-XVI) расшатали средневековую теологическую мировоззренческую систему, внесли в сознание людей много новых понятий, идей, нравственных и эстетических принципов. Труды Ф. Бэкона, Р. Декарта, Г. Галилея, И. Ньютона и др. провозгласили разум и опыт главным источником знаний о природе. Английский философ Т. Гоббс в трактате «Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского» впервые рассмотрел государство не как результат божественного промысла, а как следствие общественного договора, в основе которого лежали идеи естественного равенства всех людей. Философия рационализма Нового времени открывала возможности конструирования идеального государства, опровергала непоколебимость власти монарха, освященной «божьей милостью». Практическим применением новых взглядов на государство был суд над Карлом I, свершившийся в ходе Английской буржуазной революции. Вместе с тем XVII в. - это время завершения контрреформации в Западной Европе, в результате которой началась Тридцатилетняя война (1618-1648). Война закончилась заключением Вестфальского мира в 1648 г. По нему угроза католического диктата империи Габсбургов в Европе окончательно исчезла, ослабло влияние Испании, возросло значение Франции как абсолютной монархии. Автократическое правление Людовика XIV служило примером для других европейских монархов. Процесс формирования капиталистических отношений, зародившийся в Западной Европе, в XVII в. вступил в завершающую стадию. В конце XVI в. первая буржуазная революция в Нидерландах закончилась образованием буржуазной республики Голландии. В середине XVII в. произошла буржуазная революция в Англии. В результате этих изменений определяющим фактором общественного развития в Западной Европе явился процесс развития капиталистических отношений. В России вопросы общественного и социально-экономического развития, в XVI-XVII вв. развивались не менее драматично. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |