|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Образование Российского государстваЗавершение процесса объединения русских земель вокруг Москвы в централизованное государство приходится на годы правления Ивана III (1462-1505) и Василия III (1505-1533). По сравнению с Западом в России явно доминировала политическая централизация, сложился национальный тип централизации, своеобразие которого проявлялось, по определению В.О. Ключевского, «в собирании не столько земель, сколько властей». В России, по сравнению с Западом, формирование единого централизованного государства проходило не на предбуржуазной основе, а на более ранней фазе феодального общественного развития. Фактическое объединение русских земель в единое Российское государство произошло уже во второй половине XV в. Этот процесс носил «опережающий» характер, когда сначала возникло централизованное государство, а спустя два века сформировались необходимые социально-экономические основы его единства. Судьбы российской цивилизации предопределялись самой проблемой сохранения самобытности русского народа, оказавшегося между Востоком (Золотой Ордой) и Западом - Литвой, Польшей, Ливонским орденом и Швецией. Цивилизационные процессы -объединительные и централизаторские тенденции того времени -осложнялись и осуществлением сначала трех основных центров объединения - Литовско-Русского государства, Москвы и Твери, а позднее - Вильно и Москвы. Тверь в 1327 г. подняла восстание против Орды. Московский князь Иван Калита принял активное участие в карательном походе хана Узбека. После «великого разорения» Тверь теряет свои позиции лидера в объединительном процессе, а в 1375 г. окончательно признает первенство Москвы и Тверской князь становится «братом молодшим» Московского князя. Соперничество Вильно (Литовско-Русского государства) и Москвы в объединении русских земель по существу являлось формой выбора между более западным и более восточным вариантом цивилизационного развития Руси и России. Оставаясь страной в основном западного варианта цивилизации, Россия испытала в ордынский период весьма сильное воздействие Востока, и победа Москвы в соперничестве усилила восточные тенденции, что отчасти и объясняет нашу близость к восточному (традиционному) типу развития. Основатель Российского государства Иван Васильевич III по праву может быть отнесен к числу выдающихся исторических личностей. По оценке Н.М. Карамзина, он был «герой не только Российской, но и всемирной истории». Не случайно современники связывали масштабность успехов Ивана III с такими его чертами, как осмотрительность, проницательность и дальновидность в сочетании с широким кругозором, и последовательностью в достижении цели. Он официально принял титул «Государя всея Руси», а в конце XV в. стал именовать себя самодержцем и царем. Решающее значение в создании единого государства несомненно имело присоединение в 1478 г. Новгорода. В 1471 г. Иван III, узнав о решении новгородского боярства во главе с посадницей Марфой Борецкой заключить союз с Литвой, обвинил их в том, что они «отпали от православия к латинству» и предпринял успешный поход, разгромив новгородское ополчение на реке Шелони. Новгородцы были вынуждены присягнуть на верность московскому князю и выплатить контрибуцию в 16 тыс. рублей. Были конфискованы десять крупнейших церковных новгородских волостей, а монастыри лишились половины своих деревень. Окончательное присоединение Новгорода произошло в 1478 г. В Москву был увезен символ независимости и новгородского «народоправства» -вечевой колокол. Слияние двух геополитических центров ускорило процесс формирования единой «великоросской» культуры и народности, а Северо-Восточная Русь стала теперь называться Великороссией. 1480 г. вошел в историю как знаменитое «стояние» русских и ордынских войск на реке Угре (притоке Оки). Во главе ордынских войск стоял хан Ахмад, заключивший союз с польско-литовским королем Казимиром IV. 8 октября 1480 г. началось сражение, которое продолжалось четыре дня и было весьма ожесточенным. Ордынцы понесли ощутимые потери, им не удалось прорваться на левый берег Угры. Победу русским обеспечили хорошее знание местности, воинское умение, стойкость, выдержка, превосходство в огнестрельном оружии, и прежде всего в артиллерии (ее у Ахмада не было). Через несколько дней хан предпринял еще несколько попыток форсировать Угру, но они были неудачны. Иван III сумел привлечь на свою сторону крымского хана Менгли-Гирея, войска которого напали на владения Казимира IV, сорвав его выступление против Москвы. 11 октября Ахмад начал быстрый отход, подвергнув опустошительному разорению обширные литовские владения на верхней Оке и ее притоках. Так хан мстил своему неверному союзнику. Поход Ахмада, задуманный как повторение нашествия Батыя, провалился, через два месяца он был убит своими бывшими союзниками, а через двадцать лет прекратит свое существование Большая Орда. После этого исторического события в 1485 г. в состав Русского централизованного государства включается Тверское княжество, в итоге русско-литовской войны конца XV - начала XVI в. в границы России возвращается вся Северщина (включая Брянск, Путивль, Чернигов), в том числе и те земли, которые Ахмад разорил в 1480 г. В ближайшей перспективе - возвращение Смоленска и последних полусамостоятельных государственных образований (Псков и Рязань). И реализация этого была бы невозможна без окончательного свержении ордынского ига. Важнейшее значение в становлении централизованного Российского государства имели реформы Ивана III, результатом которых стало создание единого общерусского законодательства, единой системы государственного управления и системы поместного землевладения. Наиболее значительным событием в политической централизации стало принятие Иваном III в 1497 г. по совету с Боярской думой нового свода законов - Судебника, приведшего к созданию единой системы судопроизводства, а главное, положившего начало процессу «сословного устроения» феодального общества. Со второй половины XV в. главной особенностью формирования сословной структуры общества стало установление государством «военно-служилых» отношений господства и подчинения, когда каждое сословие становится по законам обязанным нести определенный круг государственных повинностей, так называемые «службу» и «тягло». В эпоху Ивана III наиболее разительные перемены начинают происходить в статусе сословия феодалов. В период раздробленности феодалы сохраняли возникшие еще в Киевской Руси права вассалитета, когда они имели и возможность выбора сюзерена (князя), и свой иммунитет: право «ведать и судить» население в своих вотчинах. Но в результате ускоренной политической централизации они становились уже слугами «невольными», т.е. подданными Великого Московского князя и государя и обязанными служить только ему лично. Одновременно, в целях укрепления социальной опоры самодержавия, складывается поместное землевладение, исключительно за службу государю («конно, людно и оружно») формируется дворянство (из «слуг под дворски»), которое составляло основу армии. К концу века поместная система стала ведущей формой землевладения, а дворяне выделились в особый социальный слой феодалов. В результате государственно-правовой консолидации сословия феодалов складывается и национальный тип феодальной иерархии,основанной на «местничестве» и институте «кормлений». Местничеством, или обычаем «считаться местами», назывался порядок служебных отношений и замещения должностей по «отеческой чести», которая слагалась из двух элементов: родословной (происхождение) и служебной карьеры самого феодала и его предков. Кормлениями называлась система вознаграждения феодалов за службу в качестве администраторов-наместников государя и волостелей на территории уездов и волостей, установленных Иваном III, с правом изымать в свою пользу «корма» - часть налогов и судебных пошлин. Самым многочисленным сословием в Московской Руси было крестьянское, его консолидация с государством проходила в рамках постепенно формировавшейся системы крепостного права. Крестьянство делились на две категории: «владельческое» и «черносошное» (живущие на землях великого князя). Крестьяне, селившиеся на землях феодалов и монастырей, занимали по договору с господином участок земли и платили денежный оброк или отрабатывали барщину. По обычаям и законам они могли переходить от одного феодала к другому. Однако Судебник 1497 г. установил один срок перехода в году - две недели около Юрьева дня (26 ноября) и при условии, если полностью уплачены долги и дополнительная плата. Посадское население русских городов также входило в состав «тяглового» сословия. Оно не завоевало статуса самостоятельности и привилегий в результате Батыева разорения городов, ликвидации городского вече князьями и ордынцами. В начале XVI в. в стране насчитывалось 96 городов. Сравнительно немногочисленный городской посад, составлявший всего 1% от всего населения, делился на ремесленников и торговцев, объединенных в самоуправляющиеся общины, социальный статус которых был закреплен государством (запрещался переход из одного посада в другой). В условиях экономического подъема только в крупных городах началось разделение труда, среди ремесленников стало выделяться купечество. Несмотря на рост, города в целом оставались бесправными, лишенными права свободной торговли. Постепенно они становились сугубо политико-административными центрами, где «сидели» царские наместники-кормленщики и крупные феодалы. В период ускоренной централизации в Московском государстве начинается перестройка всей политической системы: складывается сословная монархия, система вассалитета строится теперь на принципах военно-служилых отношений и местничества. При русском монархе функционировал совет феодальной знати, называемый «Думой», или «Боярами» (название «Боярская дума» введено историками в XIX в.). Боярская дума при Иване III состояла из двух чинов: 5-12 бояр и до 12 окольничих. Функции и состав Боярской думы четко не определялись, но многие государевы указы начинались со слов; «Царь указал, а бояре приговорили». Большинство историков полагает, что в XV в. Дума была своеобразным высшим органом дворцово-вотчинной системы центрального управления. Своего рода исполнительными органами являлись Государев дворец и Государева казна. Дворец ведал преимущественно государственными (дворцовыми) землями, а казна - финансами и внешней политикой. Функции государственного управления зачастую дублировались и в центральных, и в местных органах, поэтому дворцово-вотчинная система была малоэффективной. Важнейшей предпосылкой и духовной основой централизации стало формирование в конце XV в. национально-государственной идеологии, закономерно совпавшее с достижением Русской православной церковью своей самостоятельности (автокефальности) после падения в 1453 г. Византийской империи. Еще в 1442 г. в Москве был впервые избран митрополит без санкции Византийского патриарха. В 1589 г. создается Московская патриархия и первым русским патриархом на Церковном соборе избирается Иов. Достижение Русской православной церковью своей самостоятельности имело поистине историческое значение. Участие ее представителей в Ферраро-Флорентийском соборе (1438-1445) было крупной международной акцией, связанной с событиями всемирного масштаба. Один из участников русской делегации в Италию -иеромонах Симеон из Суздаля создал повесть о Флорентийском соборе, в которой отстаивал независимость православной церкви и государства. Русь отвергла Флорентийскую унию (1439). Это порождало необходимость обосновать подобный акт во всемирно-историческом плане. Таким новым историческим трудом - своего рода заявкой России на роль мирового центра православия, и был русский хронограф XV в. Хронограф был, безусловно, шагом вперед в разработке теории всемирно-исторического процесса. Он перенес на русскую почву бытовавшую в западноевропейской средневековой историографии теорию четырех мировых монархий. Идея третьего Рима («Москва - Третий Рим») есть развитие этой теории применительно к России. В знаменитом послании псковского монарха Филофея Василию III (XVI в.) утверждалась идея, что Рим пал из-за ересей, второй (Константинополь) из-за заключения в 1439 г. унии с католичеством и признания верховенства власти римского папы. «Третий» истинно православный Рим (Москва) стоит на вечные времена, «а четвертому не бытии». Смысл жизни каждого человека отныне определялся служением государю - «помазаннику Божьему» во имя сохранения «Третьего Рима». Другой фундаментальной основой идеологии самодержавия становятся концепции о преемственности власти московских государей от римских и византийских императоров. Появляются повествования о пребывании на Руси апостола Андрея Первозванного, «Сказание о князьях Владимирских» (русские князья ведут свой род «от августа - кесаря»). Примечательны факты женитьбы Ивана III на Софье (Зое) Палеолог -дочери брата последнего византийского императора, а также принятия герба Византийской империи - Двуглавого орла. Российское государство стало официально именоваться «Россией», от греческого и византийского названия Руси. Таким образом, государственная идеология «православного царства» утверждала в народе вотчинно-теократические идеи о происхождении, характере и содержании самодержавия. Формирование новой идеологии не было, конечно, единовременным актом. Оно продолжалось не одно столетие и отражало тенденции и противоречия опережающей политической централизации. Как считают исследователи-историки, первым выходом Московского великого князя на международную арену было предложение папского двора вступить в брак с Софьей Палеолог. С 1469 г., раньше, чем с другими европейскими странами, начинается обмен посольствами с Римом. Папский двор был центром международной жизни, и двухлетние переговоры о заключении брака ввели московского государя в курс основных политических событий Европы, позволили ему параллельно с Римом обмениваться посольствами, вести переговоры с целым рядом государств. Из Москвы в Италию через всю Европу пролег довольно наезженный путь русских послов. Связи России с Италией имели большое значение для русской культуры. Они связывали Россию с крупнейшими центрами западноевропейского культурного мира, в первую очередь с Римом и Венецией. Среди задач, которые ставились русским послам в 80-90-х гг. XV в. и позже, были поиск и приглашение на службу мастеров и ремесленников, и Италия дала их больше, чем другие страны. Это были мастера различных специальностей, в первую очередь строители крепостей и каменных зданий, архитекторы, ювелиры. Москва обязана им постройкой многих из своих замечательных зданий, новой, более совершенной техникой строительства (Аристотель Фьораванти -Успенский собор в Кремле - 1475-1479 и др.). Территория Великого Московского княжества при Иване III выросла в 6 раз (более 500 тыс. кв. км.), оно получило признание как монархия и мощная военная держава. В период становления Российского государства формируется отличный от общеевропейского национальный тип сословной организации общества. Уже в годы правления Ивана III складывается система авторитарной власти, которая все больше приобретает самодержавный и сакральный характер. Феодальные отношения вассалитета все более сочетаются с подданническими, близкими к восточному цивилизационному типу. Экономической основой подданичества становится преобладание государственных форм собственности на землю. Складывается поместная система землевладения, «служилое» дворянство становится опорой самодержавия. Судебник 1497 г. положил начало закрепощения крестьян. Перечисленные элементы восточного типа цивилизации, характерные для периода становления российской государственности, приобретают новые черты и формы в XVI в. Вопросы и задания для самостоятельной работы 1. Что было основой средневекового общества в Европе и наВостоке? Какое значение имела феодальная собственность на землю? 2. В чем проявлялась специфика развития феодализма в средневековых государствах Востока, Западной Европы, Византии, Руси? 3. Русь и Орда: особенности взаимоотношений. 4. Монгольский фактор в формировании Российской цивилизации: проблема восточных заимствований в российской государственности и культуре. 5. Агрессия Запада: шведов, германцев, Ливонского ордена. Историческое значение битв на Неве в июле 1240 г. и на Чудскомозере 5 апреля 1242 г. 6. На каких условиях проводило политику объединения русских земель Великое княжество Литовское и Русское? Какие необратимые изменения произошли в Литве после принятия в 1385 г. Кревской династической унии? 7. В чем проявлялись особенности создания единого Российского государства по сравнению с Западной Европой? 8. Почему в формировании национального типа централизации решающее значение имела политическая централизация? 9. Какие изменения «в устроении» феодального общества России связаны с реформами Ивана III? 10. «Москва - Третий Рим». Можно ли рассматривать идею третьего Рима как развитие теории всемирно-исторического процесса применительно к России? 11. В русских землях XIII-XV вв. объединительные тенденции осложнялись существованием нескольких центров. Какие это центры? Что Вы знаете о потенциально возможном центреобъединения земель - Великом княжестве Литовском и русском? Чем можно объяснить победу Москвы в этом соперничестве? И можно ли рассматривать победу Москвы как выбор более восточного варианта цивилизационного развития Руси и России под влиянием Золотой Орды? 12. Как и когда оформилась концепция о связях русской государственности с «мировыми державами» и была создана концепция о «Москве - Третьем Риме»? Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.) |