|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Внешняя политика России в XVII вК середине XVII в. основными задачами внешней политики России остаются возвращение потерянных в Смутное время земель на северо-западе и обеспечение безопасности на южных рубежах от набегов крымских ханов. К 30-м гг. для России складывается благоприятная международная обстановка (связанная с обострением польско-турецких отношений и тем, что европейские страны вели Тридцатилетнюю войну) для борьбы с Польшей за возвращение Смоленска. В декабре 1632 г. Смоленск был окружен русскими войсками под командованием боярина М.Б. Шеина. Осада города затянулась на восемь месяцев и закончилась неудачно. В июне 1634 г. был заключен Поляновский мирный договор. По нему польский король Владислав I наконец отказался от претензий на русский престол, но Смоленск и другие города, захваченные русской армией в 1632-1634 гг., оставались за Речью Посполитой. Самым актуальным вопросом российской внешней политики во второй половине XVII в. по-прежнему оставались отношения с Польшей. Важнейшим своим христианским долгом правительство России считало спасение русских православных людей Украины и Белоруссии от католического гнета польских панов. После объединения Польши и Великого княжества Литовского по Люблинской унии (1569 г.) православное население Речи Посполитой оказалась в подлинном «земском аду». В государстве главную политическую роль играли крупные светские и церковные землевладельцы. Власть короля была сильно ограничена шляхтой (дворянством). Оно бравировало своей «золотой вольностью» и считало крестьян и большую часть горожан «хлопами», т. е. своими рабами. Крепостное право в Речи Посполитой в XVII в. существовало в крайне жестоких формах. В западных районах Украины и большей части Белоруссии крестьяне работали на барщине шесть дней в неделю и еще платили оброк. По закону, принятому польским сеймом в 1573 г., любой шляхтич мог безнаказанно убить крестьянина. В усадьбах магнатов виселицы ежедневно напоминали о полном бесправии народа. Самыми униженными среди крестьян были православные русские люди. После Брестской унии (1596 г.), заключенной несколькими православными епископами с папскими легатами, православие считалось в Речи Посполитой официально упраздненным. Православное духовенство отныне не имело в Польше никаких прав, а храмы и церковное имущество принадлежали местным шляхтичам-католикам. Свою лепту в гонения православных внесли иезуиты, стремясь устройством бесплатных школ и колледжей побудить детей неимущих горожан изменить православной вере. Им покровительствовал рьяный католик король Сигизмунд III, стремящийся распространить католическую религию в протестантской Швеции и православной России. Влияние шляхты и католической церкви несколько сокращалось по мере приближения к границе с Россией и к Запорожской Сечи. Последняя, из убежища казаков превратилась в XVII в. в подобие удельного государства в Польше - с гербом, армией и законами, выборными гетманами и атаманами с официальной православной верой. Несколько тысяч реестровых (занесенных поляками в списки служилых) казаков имели полковое самоуправление. Польские паны вынуждены были сохранить казачье землевладение. Однако антипольские настроения среди казачества были сильны. Во второй половине XVII в. Сечь фактически стала военной базой Московского государства, противостоящей шляхте и католицизму. Начавшаяся в 1648 г. освободительная борьба украинского народа под руководством Б. Хмельницкого против польской шляхты всколыхнула народные движения на Украине и Смоленщине. Земский собор в Москве 1 октября 1653 г. принял решение о воссоединении Украины с Россией. За вхождение Украины в состав России единодушно высказалась Переяславская рада в 1654 г. Подлинные архивные документы того времени решительно опровергают попытки некоторых современных украинских и польских публицистов и историков, стоящих на узко националистических позициях, представить вхождение левобережной Украины в состав русского государства как насильственный акт. На Переяславской раде представители всех сословий Украины решили: «Хотим под царя восточного православного... чтоб вовеки все едино были». Участники Рады, а за ними все население освобожденных территорий Украины принесли присягу на вечное подданство московскому царю. По сути, это было начавшимся воссоединением древних русских земель. Однако правительству Алексея Михайловича, протянувшему руку помощи своим православным братьям, пришлось выдержать тяжелейшую войну не только с Польшей, но и поддержавшей ее Швецией (1656 г.). Война с Речью Посполитой продолжалась 13 лет, с 1654 по 1667 гг. 30 января 1667 г. было заключено Андрусовское перемирие на 13,5 лет. По нему России возвращался Смоленск и все земли к востоку от Днепра. В 1686 г. между Россией и Польшей был заключен «вечный мир», закрепивший за Россией Киев. Кроме того, договор предусматривал совместные действия России и Польши против возможной турецко-крымской агрессии. По условиям Кардисского мира (1661) Швеции были возвращены несколько городов в Ливонии до Юрьева; были восстановлены границы, предусмотренные Столбовским договором (1617 г.). Окончание войны с Речью Посполитой позволило России сосредоточиться на «восточном вопросе». Еще в 1637 г. донские казаки захватили турецкую крепость Азов; но, не получив подкрепления от русского царя, вынуждены были оставить её в 1642 г. В 1677-1681 гг. Россия вела войну с Турцией и крымским ханом. В январе 1681 г. было подписано Бахчисарайское перемирие с Турцией сроком на 20 лет. По нему Турция признала право России на Киев, а земли между Днепром и Бугом объявлялись нейтральными. В 1687 и 1689 гг. русские войска под командованием князя В.В. Голицына осуществили два похода против Крымского ханства, находившегося в вассальной зависимости от Турции. Походы не увенчались успехом, «восточный вопрос» во внешней политике России останется одним из важнейших на протяжении почти всего XVIII в. Важным успехом внешней политики России в конце XVII в. стало заключение первого русско-китайского договора 1689 г. в Нерчинске. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |