|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Древнерусское государствоОбразование Древнерусского государства органично вписывалось в контекст европейского развития; но имелись и свои особенности. Процесс формирования и развития Древнерусского государства охватывает период со шторой половины IX до начала XII в. Ми мерном этапе формирования древнерусской государственности (с середины IX до конца X в.) при князе Олеге (882-911) были решены следующие важные государственные задачи: присоединены земли ряда восточнославянских племён, введена выплата дани - «полюдье», которая составила одну из экономических основ государства. За счёт дани и военной добычи содержались органы государственного управления, дружина, ближайшее окружение князя и его двор. Преемнику Олега князю Игорю (912-945) пришлось подавлять многие годы сепаратистские устремления ряда племенных союзов. Княгиня Ольга (945-964) стремилась укрепить великокняжескую власть: она упорядочила размеры взимаемой дани, определила место её сбора (погост), провела отдельные реформы в системе административного управления. При сыне Ольги князе Святославе (964-972) укрепились государственные основы, повысилась обороноспособность страны. Славу Руси в этот период принесли военные победы в борьбе с Византией, разгром Хазарского каганата. Именно в этот период западноевропейские хроники стали называть Русь Гардарикой (страной городов). На втором этапе (конец X - первая половина XI в.) Русь достигла расцвета. За тридцать пять лет правления Владимира (980-1015) продолжался процесс территориального расширения. Особое значение имело принятие христианства. К IX в., когда европейские государства по большей части были христианскими, восточные славяне ещё поклонялись силам и объектам природы. Владимир решительно заменил язычество христианством, которое принял после захвата греческой колонии Херсонес и женитьбы на сестре византийского императора Анне. Так языческий князь Владимир Красное Солнышко стал Владимиром Святым. Массовое крещение дружины и населения в короткие сроки создало ту духовную основу, благодаря которой географическая близость Руси к Византии и их геополитическое сходство закрепились идеологически. Принятие христианства определило дальнейшую судьбу Руси, её исторический путь. Христианство было государственной религией в Византии. То же и на Руси: государственная религия (христианство) соединила княжескую власть с основной массой населения. Русь вышла из международной изоляции. Введение христианства способствовало укреплению политического единства древнерусских земель, окончательной ликвидации племенной обособленности. Оценивая поистине великое значение христианства для становления русской государственности, формирования единого этноса и его культуры, необходимо обратить внимание на следующие особенности. На Руси долгое время сохранялось двоеверие - язычество и христианство. Языческие традиции особенно долго сохранялись на севере страны и в более удалённых от центра регионах. Христианство утверждалось на Руси в виде православия, которое и стало духовно-религиозной основой нашего общества. В православии слабее, чем в западном (римском) христианстве выражена идея прогресса. В православии речь идёт о духовном преображении человека и устремлённости его, вследствие этого, не вперёд, а скорее вверх. Русское православие ориентируется прежде всего на Новый Завет с его проповедью любви к ближнему, а идея прогресса наиболее ярко выражена в Ветхом Завете. Религиозные деятели, приверженные классическому русскому православию, постоянно подчёркивали это различие. Международное положение Руси значительно упрочилось при великом князе Ярославе Мудром (1019-1054). Третий этап (вторая половина XI - начало XII в.) отмечен попытками предотвращения надвигающегося распада. Эти попытки были осуществлены великим князем Владимиром Мономахом (1113-1125). При нём был создан новый юридический свод - так называемая Пространная редакция Русской Правды. В этом памятнике отразились социальные перемены, происходившие на Руси во второй половине XI - начале XII вв. Пространная Правда зафиксировала существование боярской собственности, внесла изменения в ряд существовавших ранее законов («Древнейшей Правды», «Правды Ярославичей» и др.). В Древней Руси несколько иной была роль городов. Если в Европе города - это центры торговли, ремесла, корпораций, то на Руси - это скорее общинные и волостные центры. Каждый город - это центр городской волости, одновременно и государственное образование, т. е. город-государство. Структура политической власти в нём была очень похожа на то, что было в древности, например, в древнегреческих городах-государствах (полисах). Там существовало народное собрание - вече, верховный правитель - князь, избиравшийся вечем, и совет знати. Древнерусское государство можно определить как раннефеодальную монархию. Феодальные отношения только зарождались в процессе перехода от племенных, родовых. В Западной Европе этот процесс начался раньше. Во главе государства на Руси стоял наследственный князь. Существовало два права наследования: родовое и семейное. Родовое -наследство переходит от старшего сына главы рода к младшему. Семейное - наследство переходит от старшего сына главы рода к его сыновьям. Земля принадлежала всему княжескому роду, поэтому весь княжеский род оставался носителем верховной власти в русской земле. Князя окружала дружина. Наиболее уважаемые старшие дружинники, составлявшие совет, «думу» князя, стали именоваться боярами. Для обозначения младшей дружины применялись термины «отроки», «гриди». Если бояре выступали в роли воевод (предводителей различных по численности и назначению военных отрядов), то младшие дружинники исполняли обязанности административных агентов-мечников (судебных исполнителей), вирников (сборщиков штрафов) и т. п. Из состава дружинников выделялись и управители княжеского вотчинного хозяйства - тиуны, огнищане и др. Дружинные отношения строились на личных договорных отношениях. Среди простых людей выделялись категории: смерды, холопы, рабы-пленники, изгои, рядовичи, закупы. На ранних этапах становления древнерусского государства большинство населения были свободными людьми. Большую роль играло вече. Князь заключал с вече договор. Вече могло и не принять князя (такие случаи были довольно частыми). Древнерусская знать не обладала необходимыми средствами для подчинения вече. С помощью веча народ влиял на ход политической жизни в желательном для себя направлении. По мере становления древнерусских городов-государств и освобождения их из под власти Киева возрастала и активность вечевых собраний. Вечу подчинялось и народное ополчение. Вооружённый народ был организован по десятичной системе (сотни, тысячи). Именно народные ополчения решали исход сражения. Влияние княжеской дружины было существенным, но не определяющим. Дружина представляла собой отборное ядро княжьих воинов-телохранителей, своеобразный «штаб», который во время войны давал народному ополчению командиров. Одновременно шёл процесс расслоения общины. Создаётся, как и в других странах Европы, княжеский домен, т. е. комплекс населенных земель, принадлежащих непосредственно главе государства, главе династии. Такие же владения появляются у братьев великого князя, у его жены, у других княжеских родственников. Их возникновение знаменовало наступление новых порядков, основанных на зарождении земельной собственности и появлении зависимых людей, живущих и работающих на земле, принадлежащей уже не им, а господину. С течением времени правители стали жаловать местным князьям, боярам права на сбор дани с тех или иных земель, право суда. Постепенно стала складываться система вассалитета, когда населённые земли попадали под полное влияние своих господ-вассалов великого князя, которые, в свою очередь, жаловали часть этих земель и часть прав на них своим вассалам. В IX - первой половине XI в. князья собирали дань со свободных общинников. Сбор дани осуществлялся во время полюдья, когда князь со своей дружиной приезжал в определённый центр, где и получал дань с местного населения. Размер дани первоначально был не фиксирован. Княгиня Ольга установила фиксированный размер дани. Дань явилась первой известной на Руси формой зависимости населения от государства. Земли превращались в даннические, а жившие на них люди - в данников. Происходило так называемое окняжение подвластных земель великому князю, государству, так как получаемая дань шла на нужды не только князя, но и всего складывающегося государства. Государство, тем самым, утверждало свою верховную собственность на все подвластные земли. Основу принципа обложения данью составляло наличие в крестьянском хозяйстве пахотной земли. По сравнению с Европой в основе социально-экономической жизни древнерусского общества лежала не частная земельная собственность, а коллективное землевладение свободных крестьян-общинников. Некоторые авторы возникновение феодального землевладения относят к IX-X вв., но большинство полагает, что в X в.существовали лишь отдельные княжеские сёла, а уже во второй половине XI - первой половине XII в. образуется феодальная вотчина. По мнению российского учёного Л.В. Черепнина, для периода X-XI вв. господствовавшей формой собственности на Руси была государственная. А уже к XII в. складывалось землевладение княжеское, боярское, церковное и др. Имеющиеся сведения об общественном строе Руси IX-X вв. позволяют говорить, что общественная элита состояла из князей и военно-дружинной знати. Она существовала за счёт получения от населения прибавочного продукта в виде дани - поземельной подати и судебных штрафов. Что касается частного крупного землевладения, то можно говорить лишь о первых шагах его формирования, при этом только с середины X в. и только в отношении киевских князей. Сбор государственных податей осуществлялся в пределах «волости». Волость - это княжеское владение со стольным городом, территориальная единица в пределах государства, управляемая князем из рода Рюриковичей под верховной властью киевского князя. В IX-X вв. на Руси формируется общество, в котором в роли элиты выступал военно-служилый слой во главе с князьями. Его представители получали доход тремя способами: 1) через распределение в их среде государственных доходов; 2) благодаря отправлению должностей в государственном аппарате; 3) от собственных земельных владений, жалуемых князем за службу. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.) |