|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Культура 20-30-х ггРазвитие культуры, просвещение народа считались одними из главных приоритетов Советского государства. Строительство новой культуры получило название культурной революции. Её главной задачей было обеспечить торжество социалистической идеологии, воспитание народа в духе идей социализма. Социалистические ценности в интерпретации вождей и идеологов советской страны объявлялись высшими достижениями мировой культуры. Сразу после революции некоторое время пользовалась относительной популярностью идея создания некой "пролетарской культуры". Этим занималась общественная организация Пролеткульт. В период своего расцвета (1920 г.) она насчитывала до 400 тыс. членов. Своей главной задачей пролеткультовцы считали формирование особой, социалистической культуры путём развития творческой самодеятельности пролетариата. У лидеров Пролеткульта наблюдались и левацкие замашки. Некоторые хотели "выбросить на свалку истории" всю старую культуру, считая её буржуазной и поэтому вредной. Но в их деятельности были и позитивные начала - благодаря студиям и кружкам Пролеткульта выдвинулись многие талантливые самородки из народа (И.А. Пырьев, СМ. Эйзенштейн, М.М. Штраух, Э.П. Гарин и др.). В начале 20-х гг., лишившись поддержки партийного руководства, Пролеткульт, как идеология, сошёл со сцены. Произошли кардинальные изменения и в духовной жизни страны. В связи с глубоким экономическим кризисом в начале 20-х гг. резко сократилось финансирование культуры и образования. И в дальнейшем они финансировались по остаточному принципу. Безработица среди творческой интеллигенции приняла значительные размеры. Государство ужесточило контроль над творческими организациями. Для них устанавливался не разрешительный, а регистрационный порядок создания. Ни одно общественное объединение, кроме профсоюзов, не могло начинать свою деятельность без регистрации в наркомате внутренних дел РСФСР (СССР) и его местных органов. В феврале 1923 г. был создан Комитет по контролю за репертуаром (Главрепертком) как орган цензуры за зрелищными предприятиями. Главрепертком давал разрешения на постановку драматических, музыкальных и кинематографических произведений. Нарушения указаний Комитета карались в уголовном порядке. Сценарии всех новых отечественных фильмов сначала поступали в Комитет, и только в случае их одобрения начиналась работа над фильмом. Готовую киноленту сначала просматривал цензор, который иыдавал разрешительное удостоверение на прокат фильма. Первым и самым важным шагом культурной революции была борьба за всеобщую грамотность. Ещё в декабре 1919 г. был издан декрет "О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР". Задача всеобщей грамотности состояла не столько в том, чтобы научить всех читать и писать, сколько в том, чтобы через чтение приобщить к новой идеологии, облегчить воздействие на умы людей. Первоначально предполагалось обеспечить всеобщую грамотность к 10-летию революции, г. е. в 1927 г. Но даже очень значительные усилия в этом направлении не позволили решить эту задачу к указанному сроку, хотя за время после революции неграмотность ликвидировали минимум 5 млн. человек. Велось широкое школьное строительство. Только в течение 1933-1937 гг. было построено более 20 тыс. новых школ, почти столько же, сколько за 200 лет и царской России. Для ликвидации неграмотности по всей стране были созданы школы ликбеза для взрослых, все дети должны были получать начальное образование. Образование было бесплатным. Несмотря на жёсткую идеологическую направленность, новая советская школа имела ряд преимуществ: она поощряла педагогическое новаторство, в ней широко внедрялись элементы самоуправления, культивировалось уважение к ребёнку. Но были и крайности, от которых достаточно быстро избавлялись. Задачу ликвидации неграмотности удалось решить к концу 30-х гг. Произошла демократизация высшей школы. Высшее образование стало доступно почти всем, за исключением представителей бывших господствующих классов. И здесь работал принцип социальных приоритетов. Для приобщения рабочей молодёжи к высшему образованию в 1919 г. стали открываться "Рабочие факультеты" при вузах. Они должны были подтягивать малограмотных рабочих до уровня, достаточного для получения высшего образования. В 1925 г. выпускники рабфаков составляли половину студентов. Студенты обеспечивались небольшими стипендиями и общежитиями. Бурно росло число технических вузов, что диктовалось индустриализацией страны. Была создана обширная сеть профессионально-технического образования, проблема профессиональных рабочих кадров в основном была решена. К концу 30-х гг. СССР вышел на первое место в мире по числу учащихся и студентов. Рост грамотности привёл к большому спросу на литературу и периодическую печать. Тираж книг к концу 30-х гг. приближался к 700 млн. экземплярам, книги выходили на НО языках народов СССР. Работало более 90 тыс. библиотек. Книга стала доступна всем. Однако и печать, и книгоиздательство находились под постоянным контролем цензуры. К середине 20-х гг. в литературе вновь стал лидирующим жанр романа. Талантливая молодёжь, прошедшая фронты Гражданской войны, приходила в литературу и искусство: Д. Фурманов - «Чапаев», А. Фадеев -«Разгром», М. Булгаков - «Белая гвардия», Ф. Гладков - «Цемент», Л. Леонов - «Барсуки» и многие другие. К этому времени относится зарождение советской драматургии, оказавшей сильное влияние на развитие театрального искусства. Событиями театральных сезонов 1925-1927 гг. стали пьесы «Шторм» В. Билля-Белоцирковского и «Любовь Яровая» К. Тренева в Малом театре; «Разлом» Б. Лавренёва в театре им. Евг. Вахтангова, «Бронепоезд 14-69» Вс. Иванова, «Дни Турбиных» М. Булгакова во МХАТе и др. В эти годы в театре работала целая плеяда талантливых режиссёров: К.С. Станиславский, В.И. Немирович-Данченко, А.Я. Таиров и др. С огромным успехом продолжали выступать актёры старшего дореволюционного поколения: А.И. Южин, И.М. Москвин, В.И. Качалов, О.Л. Книппер-Чехова. В театральное искусство пришла группа талантливых молодых актёров: Н.П. Хмелёв, А.К. Тарасова, М.М. Яншин, Б.В. Щукин, Е.Н. Гоголева и др. Важной чертой советской культуры было приобщение населения к искусству. Это достигалось за счёт увеличения числа театров, кинотеатров, филармоний, концертных залов, а также за счёт низкой цены на билеты. Кроме того, по всей стране создавались клубы, дворцы культуры, дома детского творчества. Устраивались смотры народных талантов, выставки самодеятельных работ, широко была распространена художественная самодеятельность. Изобразительное искусство тех лет представляло собой противоречивое явление. Сталкивались различные, порой взаимоисключающие, творческие направления - наиболее авангардистские левые течения (беспредметничество, кубофутуризм и т. п.) и те, что опирались на опыт бытовой реалистической живописи. Непонимание первых новым советским зрителем выявилось быстро. Испытав горечь непонятности, некоторые художники русского авангарда обратились к полиграфии, к текстильному орнаменту. Но и у художников-реалистов преобладало внешне протокольное изображение бытовых сцен и лишь немногие из них смогли отобразить на полотне новые явления человеческих отношений. Среди этих живописцев можно назвать А.А. Дейнеку, К.С. Петрова-Водкина, П.П. Кончаловского, В.В. Мешкова, М.С. Сарьяна. Российская наука в те годы пострадала не только из-за Гражданской войны, но вследствие того, что многие учёные-гуманитарии не разделяли идеологию большевиков и поэтому подвергались гонениям. Известна трагическая история «философского парохода», когда в 1922 г. Советское правительство выдворило из страны 160 крупнейших учёных и философов. В числе высланных были Н. Бердяев, С. Франк, Л. Шестов, Н. Лосский, Л. Изгоев, И. Ильин, С. Булгаков и др. В то же время Советское государство создавало свою рабоче-крестьянскую интеллигенцию. Оно активно поддерживало многих учёных-естествоиспытателей независимо от их идейных воззрений. В России остались и активно работали на благо Родины такие учёные, как Н.Е. Жуковский, В.И. Вернадский, Н.Д. Зелинский, А.Н. Бах, К.Э. Циолковский, И.П. Павлов, И.В. Мичурин, К.А. Тимирязев и др. Этим учёным обеспечивались более сносные, по сравнению с другими слоями населения, условия жизни и работы. Для И.П. Павлова - Нобелевского лауреата, физиолога, но верующего человека был построен специальный научный городок с большим штатом сотрудников. В стране создавались научно-исследовательские центры. В Москве открылись институты органической химии, геохимии, ряд научных лабораторий, главным образом прикладного характера. Проводились исследования по проблемам микрофизики, физики полупроводников, атомного ядра. Незадолго до начала войны под руководством А.П. Александрова были разработаны способы защиты кораблей от магнитных мин. Правительство ориентировало науку на более тесную связь с производством. Активно развивалась ядерная физика, где наибольших успехов достигли учёные Н.Н. Семёнов, Д.В. Скобельцин, Л.И. Мандельштам, И.В. Курчатов. А.А. Микулин, В.Я. Климов, А.Д. Шведов заложили основы конструирования авиационных двигателей. Немалая заслуга в решении ряда проблем химии, имеющих большое практическое значение, принадлежит учёным СВ. Лебедеву и А.Е. Фаворскому. Свёртывание НЭПа в конце 20-х гг. обусловило очередной виток сфальсифицированных репрессий против интеллигенции. В марте 1928 г. периодическая печать сообщила о раскрытии в Шахтинском округе Донбасса вредительской организации, занимающейся экономической контрреволюцией. Более полусотни инженерно-технических работников из числа старых специалистов оказались на скамье подсудимых. Бесхозяйственность, износ оборудования, техническая неграмотность, небрежность шахтёров вменялись в вину спецам как их диверсионная деятельность. Шахтинское дело «помогло» власти сформулировать тезис об Взаимосвязь чрезвычайных мер в экономике и общественно-политической жизни получила своё обоснование. Шахтинский процесс развязал вакханалию борьбы с «вредителями» во всех отраслях промышленности, сельского хозяйства, науки, искусства. В 1929 г., например, была арестована группа крупнейших учёных-историков - С.Ф. Платонов, В.Г. Дружинин, Е.В. Тарле и др., в 1930 г. - группа микробиологов, физиологов, авиаконструкторов и т д. Желая иметь полный контроль над писателями и вообще деятелями искусства, советское правительство в начале 30-х гг. начало создавать объединения творческой интеллигенции. Были созданы союзы: писателей, композиторов, художников. Членство в этих союзах было демонстрацией лояльности творческих работников к советской власти. За эту «духовную» поддержку власть предоставляла членам союзов различные льготы - обеспечение хорошим жильём, возможность творческих командировок, получение авансов, пребывание в Домах творчества и т.п. Сознательное отклонение художника от партийной линии каралось исключением из Союза и, как следствие, лишения всех материальных благ, возможности публиковаться или выставляться (для художников), снимать фильмы, играть в театре и кино. Имена особенно «неисправимых» подвергались травле, их произведения не печатались. В период «большого террора» многие деятели культуры были репрессированы: О. Мандельштам, С. Третьяков, И. Бабель, Н. Клюев, С. Клычков, В. Наседкин и многие другие. Важнейшим элементом культуры, способом мощного идеологического воздействия стало кино. Буквально расцвело документальное кино. Это связано с тем, что в стране, где большинство людей не умели ещё читать, где люди слабо разбирались в политике, но стремились что-то узнать, кино стало своеобразным «духовным наркотиком». Они воспринимали окружающую жизнь не только как жизнь зримую и жестокую, но и как радостную эйфорию, льющуюся с экрана. Великолепные мастера документального кино - Д. Вертов, Э. Тиссэ, Э. Шуб, П. Новицкий, А. Згуриди - создавали некий героический образ страны. Не отставал и художественный кинематограф. Он находился под личным контролем Сталина. Кино не столько отражало реальную жизнь, сколько обслуживало государственные политические и экономические кампании. В период репрессий кино должно было формировать образ врага народа и создавать атмосферу всеобщей подозрительности. А в фильмы любого жанра, если только они не носили исторического характера, должны были вкрапливаться сюжеты о борьбе с троцкистами, бухаринцами, врагами народа, вредителями, диверсантами и саботажниками. Кинематограф конца 30-х гг. внедрял в массовое сознание мысль о неизбежном нападении на СССР. На экране культивировалась атмосфера триумфальной победы Красной Армии над всеми врагами в самый короткий срок. В период форсированной индустриализации главным стало показать «пафос созидания», ударный труд советских людей. Фильмы о коллективизации показывали борьбу за новый колхозный строй и зверский облик кулака. Строгая цензура выверяла каждый шаг и жест артиста и режиссёра. Своеобразный и однобокий расцвет наблюдался в музыкальном искусстве. Здесь в полной мере был реализован принцип политики партии в вопросах культуры - «искусство принадлежит народу!». Государство решительно пресекало всякие новаторские поиски иных музыкантов и оценивало музыку с точки зрения, «а будет ли она понята простыми тружениками». Имел значение и вкус и представления вождей, особенно И. Сталина. Поэтому композиторы, пишущие симфонии, оперы и вообще достаточно сложные музыкальные произведения, не были поняты и поддержаны государством (Д. Шостакович). Но это было время подлинного расцвета песенного искусства. На этом поприще творили талантливые композиторы - И.О. Дунаевский, Б.А. Мокроусов и др. Простые, легко запоминающиеся мелодии звучали по всей стране, они мобилизовывали, воспевали, прославляли и труд людей, и мудрость тов. Сталина, и просторы Родины, и свободу, которой не было, и многое другое. Песня стала могучим и очень эффективным инструментом идеологического воздействия. Литература, особенно в 30-е гг., развивалась в жёстких рамках цензуры и партийного контроля. Это, естественно, отразилось на содержании литературных произведений и стиле изложения. Создаётся много произведений на злобу дня, имеющих мало отношения к литературе и напоминающих газетную агитацию. Но и в эти годы талантливые литераторы создают ряд замечательных произведений. A.M. Горький, бывший долгие годы символом советской литературы, закончил свою эпопею «Жизнь Клима Самгина», написал пьесы «Егор Булычёв и другие», «Достигаев и другие». А.Н. Толстой, обласканный вождём, завершил создание трилогии «Хождение по мукам», написал роман «Пётр I» и другие произведения. Взошла звезда писателя из народа, будущего лауреата Нобелевской премии М.А. Шолохова. Его романы «Тихий Дон» и «Поднятая целина» отражают реальные события огромной исторической значимости - Гражданской войны и коллективизации. Именно тогда М.А. Булгаков создал свой шедевр «Мастер и Маргарита», хотя народ и не прочёл это произведение, осуждённое системой. Прекрасные и вполне реалистические произведения создали Л. Леонов, Б. Пильняк, С. Маршак, Л. Пантелеев, Б. Житков, А. Платонов, К. Паустовский, П. Бажов; поэты М. Цветаева, А. Ахматова, О. Мандельштам и другие. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |