АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Развитие русской национальной культуры

Читайте также:
  1. I. Развитие аналитических техник
  2. II. Развитие политической рекламы и PR.
  3. III. Материалистическое направление в русской философии
  4. IV. Коммуникативное развитие
  5. V1: Социально-политическое и экономическое развитие России в конце XV 1 страница
  6. V1: Социально-политическое и экономическое развитие России в конце XV 10 страница
  7. V1: Социально-политическое и экономическое развитие России в конце XV 11 страница
  8. V1: Социально-политическое и экономическое развитие России в конце XV 12 страница
  9. V1: Социально-политическое и экономическое развитие России в конце XV 13 страница
  10. V1: Социально-политическое и экономическое развитие России в конце XV 14 страница
  11. V1: Социально-политическое и экономическое развитие России в конце XV 2 страница
  12. V1: Социально-политическое и экономическое развитие России в конце XV 3 страница

XVII столетие является последним веком сохранения русской традиционной культуры и древних обычаев. И в то же время этот век является началом нового периода в истории русской культуры. Для него характерно пробуждение национального самосознания, складывание великорусской нации и быстрое распространение православия в Поволжье и бескрайних просторах Сибири. Со второй половины XVII в. происходит постепенное «обмирщение культуры» (от слова «мирской», т.е. светский), - проникновение в нее светских элементов. В литературе наиболее ярко «обмирщение» проявилось в сатирических повестях: «Повесть о голом и небогатом человеке», «Повесть о Шемякином суде», «Повесть о Горе-злосчастии», «Повесть о Фроле Скобееве» и др. Авторы этих произведений, вышедшие из низших слоев приказной и церковной среды, метко и остроумно высмеивали мздоимство и жадность, пьянство и распутство некоторых своих современников. В середине XVII в. центром художественной жизни страны становится Оружейная палата Московского кремля. Ее живописцы были мастерами широчайшего диапазона: иконописцами, декораторами, книжными иллюстраторами и т.д. Здесь возникли первые в истории русского искусства специальные трактаты о живописи, написанные И. Владимировым и С. Ушаковым, ставившие проблемы жизненного правдоподобия в иконописных изображениях. Последний крупный иконописец допетровской Руси С. Ушаков главное внимание уделял светотеневой лепке формы и объемности изображения, настойчиво добиваясь впечатления их реальности («Спас Нерукотворный», «Похвала Богоматери Владимирской» и др.). К концу XVII в. иконопись утрачивает господствующее положение в живописи, возникают светские жанры искусства, в частности, портрет («парсуна»).

В XVII в. возникли новые веяния и в архитектуре. Здания становятся все более нарядными, церкви часто напоминают сказочные терема. К концу столетия складывается стиль московского, или нарышкинского, барокко, пышный и декоративный. Здания отличаются изяществом и разнообразием декоративного убранства (палаты бояр Нарышкиных на Петровке в Москве, церковь Покрова в Филях, храмы в Троице-Лыкове и Уборах под Москвой, Успенский собор в Рязани и др.).

XVII в. стал последним рубежом культурной изоляции России. Европейское влияние исподволь проникло в дворцовые покои, боярские хоромы, дома именитого купечества. При дворе царя Алексея Михайловича появился придворный театр, рукописная газета «Куранты», знакомившая знать с иноземными курьезами. В 1687 г. для подготовки священников и приказных людей открылось первое в России высшее учебное заведение - Славяно-греко-латинская академия в Москве. О быстром для того времени распространении грамотности свидетельствует распродажа в Москве (1651 г.) в течение одного дня букваря В.Ф. Бурцова, изданного тиражом 2400 экземпляров. Процесс «обмирщения» культуры и отказа от изоляции Руси в XVII в. еще не был достаточно распространенным явлением; он шел преимущественно от окружения царя Алексея Михайловича - А.Л. Ордын-Нащокина, В.В. Голицына, С. Полоцкого, царевны Софьи. Реформы патриарха Никона положили начало социокультурному расколу общества, который увеличили петровские преобразования. В.О. Ключевский образно писал по этому поводу: «Как трескается стекло, неравномерно нагреваемое в разных своих частях, так и русское общество, неодинаково проникаясь западным влиянием во всех своих слоях, раскололось».

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Какие новые этические нормы появились в странах Западной Европы в эпоху Возрождения?

2. Почему пионерами Великих географических открытий стали Испания и Португалия?

3. В каких странах Западной Европы наиболее бурно проявилось движение Реформации?

4. Каковы особенности становления сословно-представительной монархии в России и Западной Европе?

5. Каковы основные направления, цели и задачи внешней политики Ивана IV?

6. Назовите причины, содержание и основные этапы Смутного времени.

7. Перечислите основные социальные группы в России XVII в. Как изменилось их положение после принятия Соборного уложения 1649 г.?

8. Отметьте особенности формирования абсолютизма в России по сравнению с Западной Европой.

9. Что такое приказ? Какие приказы вы знаете и как была организована их работа?

10. Охарактеризуйте личность Богдана Хмельницкого. Какие обстоятельства лежали в основе его обращения к Москве за поддержкой?

11. Подумайте, в чем суть вопроса о «священстве и царстве» во второй половине XVII в.? Каких крупнейших церковных деятелей предшествующего периода (XV-XVI вв.), пытавшихся решить этот вопрос, вы можете назвать?

12. Приведите несколько ярких примеров процесса «обмирщения» культуры России в XVII в.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)